


Том 45, № 5 (2024)
К 100-летию Л. И. Анцыферовой
Проблема целостности личности в работах Л. И. Анцыферовой: процессуальный подход
Аннотация
В центре научных интересов Л.И. Анцыферовой всегда находилась проблема личности. В статье обсуждается одно из основополагающих положений ее подхода — идея целостности личности. В основе методологии Анцыферовой — реализация идей процессуально-динамического подхода в области психологии личности. Именно динамические характеристики личности, по ее мнению, обеспечивают изменчивость и развитие личности. Одним из принципиальных для Анцыферовой является представление о личности как непрерывно развивающейся целостности. Новизна ее подхода связана с пониманием целостности не просто как механизма сохранения интеграции, но как развивающейся и “достраивающей” себя до нового уровня целостности. На основе анализа положений динамического подхода Анцыферовой в статье формулируются теоретико-методологические основания исследовательского подхода к изучению целостности. Целостность личности рассматривается как поддержание в определенном равновесии взаимодействующих тенденций к стабильности и изменчивости личности. При этом допускается существование разных “порядков” целостности (степеней динамического единства): от целостности “высшего порядка”, процессов, отражающих фундаментальную природу личности, до “частных” уровней целостности, относящихся к подсистемам и психологическим образованиям частного порядка, разным контекстуальным уровням. Поддержание целостности личности в процессе ее изменчивости — это поиск нового системообразующего основания. Предложенная теоретическая схема описания целостности позволяет определить возможные подходы к ее эмпирическому исследованию.



Скрытый порядок в мире человека и рассуждениях Л. И. Анцыферовой о психике
Аннотация
Статья посвящена анализу понятия скрытого порядка и осмыслению научного вклада Л.И. Анцыферовой в раскрытие его содержания. Показано, что великие мыслители ХХ в. сначала применительно к физическому миру, а затем и к психике рассуждали о скрытых в настоящее время свойствах предметного мира, которые могут влиять на сущность изучаемых явлений. Подробно анализируется точка зрения Д. Бома, который был пионером в научном исследовании скрытого порядка. В. Гейзенберг считал, что понимание природы означает обнаружение скрытой в ней целесообразности, дополняющей каузальную детерминацию. По Гейзенбергу, в мире существуют нематериальные структуры, с которыми во время понимания соотносятся структуры человеческого разума. Показано, что понятие скрытого порядка является ключевым также в методологии социогуманитарного познания, “скрытое” и “имплицитное” являются предметом изучения в различных науках. Существенный вклад в развитие этих представлений внесли психологи. Проанализированы точки зрения М.А. Холодной о концептуальных структурах и Н.Е. Максимовой и И.О. Александрова о психологических структурах, являющихся психологическим основанием понимания субъектом скрытого порядка в мире человека. У истоков представлений психологов о скрытом порядке стоял С.Л. Рубинштейн. Его ученица Л.И. Анцыферова глубоко и содержательно анализировала скрытый порядок в публикациях, посвященных проблемам развития психики, ее детерминации, психологии субъекта, личности и мышления. Все исследования Л.И. Анцыферовой пронизывает оппозиция “явное–скрытое”, за видимой действительностью психического она всегда искала невидимое. Она неоднократно подчеркивала, что за видимым и привычным миром, за миром “здравого смысла”, человеку открывается мир скрытых отношений вещей.



Субъектная концепция аутентичной личности: обоснование и эмпирическая верификация
Аннотация
Системно представлена субъектная концепция аутентичности личности — черты личности, обеспечивающей верность человека своей природе, пространственно-временны́м обстоятельствам жизни и предназначению. Две основные функции аутентичности, трансцендентная и адаптивная, способствуют адекватному контакту с миром через просоциальные (в том числе моральные) установки и поддержанию психологического благополучия. Субъектная концепция представлена в семи положениях и верифицирована эмпирически. В корреляционном исследовании приняли участие 430 респондентов в возрасте от 17 до 32 лет (Mвозраст = 19.20 ± 1.22), 88 мужчин и 342 женщины. Измерялись показатели общего благополучия, позитивного и негативного аффекта и моральных мотивов; условно независимыми переменными были восемь показателей аутентичности, представляющих три модели. Проверялось три гипотезы: 1) диспозициональная аутентичность положительно связана с психологическим благополучием человека; 2) диспозициональная аутентичность положительно связана с моральными мотивами человека; 3) индикаторы диспозициональной аутентичности в рамках разных парадигм образуют разные паттерны связей с показателями благополучия и моральными мотивами. Все три гипотезы подтвердились (вторая — частично). Регрессионные модели для психологического благополучия оказались сильнее тех, что предсказывают моральные мотивы, а показатель аутентичности в рамках субъектной концепции образует наибольшее количество связей со всеми изученными переменными, подтверждая адаптивную и трансцендентную функцию аутентичности.



Теоретические и методологические проблемы психологии
Понимание текстов новых форматов. Часть 2. Теоретические модели, их реализация и развитие в зарубежной когнитивной науке
Аннотация
В статье представлены результаты анализа ситуации, сложившейся в зарубежном научном пространстве в области исследования когнитивных механизмов понимания текстов новых форматов. Описано понятие “мультимедийный текст”, являющееся наиболее распространенным и устоявшимся в зарубежной научной литературе, а также перечислены его аналоги. Представлены ключевые теоретические модели (Cognitive Theory of Multimedia Learning и Integrated Model of Text and Picture Comprehension), выступающие основой для формулирования специалистами исследовательских гипотез и конструирования экспериментальных парадигм для их проверки. Краткий обзор результатов метааналитических исследований по проблеме позволил выявить ряд устойчивых паттернов (например, положительное влияние иллюстраций на понимание человеком смысла текста) и модулирующих их условий (например, наличие в тексте внешних средств визуальной навигации или уровень предварительных знаний читателя по теме материала). В завершающей части статьи описаны новые вопросы в области исследования когнитивных механизмов понимания текстов современных форматов, изучение которых в контексте русскоязычного научного дискурса может стать важным шагом на пути интеграции результатов российских исследований в общее поле мировой науки.



Социальная психология
Обыденные представления о профессионализме как интегральном социально-психологическом феномене
Аннотация
В статье показано, что изучением проблем профессионализма на протяжении многих десятилетий были заняты специалисты самых разных отраслей науки (философы, социологи, педагоги, экономисты, психологи и др.). В соответствии с ними “профессионализм” операционализирован прежде всего в рамках смежных теоретических направлений (философских, социальных, аксеологических, акмеологических, педагогических и т.д.). В контексте проведенного исследования предлагается опираться на обобщенный (интегральный) подход, связанный с рассмотрением профессионализма как единой сложноорганизованной социально-психологической феноменологии. Целью исследования стал анализ структурных и содержательных элементов представлений пользователей социальных сетей о профессионализме. С методологической точки зрения представления личности рассматриваются как разнообразные содержательные и структурные элементы, которые упорядочиваются в единую мировоззренческую позицию. Произведен автоматизированный (нейросетевой) анализ наиболее часто повторяющихся высказываний о профессионализме. Исследование показало, что в обыденном сознании пользователей социальных сетей можно выделить семь основных тематических концептов, таких как деятельность, география, экономические факторы, выбор профессии, социальная среда, время и образование. По критерию осознаваемого/неосознаваемого показан ряд значимых составляющих профессионализма, которые не находят своего отражения в сообщениях пользователей. Также выявлен ряд разнообразных, мало употребляемых, требующих дальнейшего изучения и систематизации смысловых конструктов (например, уникальных признаков различных профессий), место и роль которых пока недостаточно ясны, что предполагает дальнейший анализ проблемы.



Психофизиология
Перенос навыка, сердечный ритм и индивидуальные различия при научении достижению поощрения или избеганию потери
Аннотация
Действия, выполняемые для достижения чего-то желаемого и для избегания нежелательного, различаются показателями поведения и мозговой активности, даже если эти действия кажутся внешне одинаковыми. Согласно развиваемым нами представлениям, функциональные системы поведения для достижения и избегания формируются, включаясь в два разных домена индивидуального опыта — достижения и избегания, которые обеспечивают разную степень дифференцированности взаимодействия индивида со средой. Опираясь на полученные ранее данные о соответствии между выборочной энтропией сердечного ритма и степенью дифференцированности поведения, мы регистрировали сердечный ритм у студентов вузов во время выполнения двух заданий на компьютере в разной последовательности и в двух мотивационных контекстах. Было обнаружено, что эффект переноса выше в контексте достижения, чем в контексте избегания. Этот результат соответствует представлению и полученным ранее данным о большей дифференцированности домена опыта избегания по сравнению с доменом опыта достижения. В то же время различий выборочной энтропии между контекстами выявлено не было предположительно из-за более выраженного эффекта ее динамики при выполнении заданий. Кроме того, показано, что выборочная энтропия различается у аналитичных и холистичных индивидов, и это различие также связывается с особенностями их структуры опыта. Сравнение показателей у участников с разной выраженностью индивидуальных свойств показало, что аналитичные участники по сравнению с холистичными быстрее выполняют часть одного из заданий и начинают его выполнение с более низких значений энтропии. Результаты обсуждаются с точки зрения представления о регрессии — временного снижения дифференцированности на начальных стадиях научения.



Разработка принципа анализа динамики психофизического показателя d′ с применением метода “скользящего окна”
Аннотация
В статье описываются возможности применения метода “скользящего окна” при анализе психофизических показателей на примере показателя d′, используемого в методике “Да/Нет”, основанной на Теории обнаружения сигнала. Рассматриваются общие принципы применения метода “скользящего окна” к психофизическому показателю d', а также особенности его использования. Описываются способы, позволяющие проверять основные предположения, заложенные в модели Теории обнаружения сигнала, но применительно к динамическим данным. Разбираются некоторые возможные задачи, решение которых становится доступным при применении данного метода анализа.



История психологии
Проблемы преодоления жизненного стресса у учащихся с позиции концепции смысла жизни В. Э. Чудновского
Аннотация
В статье представлена научная биография Вилена Эммануиловича Чудновского — организатора отечественных исследований по психологии смысла жизни конца ХХ — начала ХХI в. С позиции его концепции рассматриваются проблемы преодоления жизненного стресса у современных подростков и молодежи. Возрастные особенности старших подростков и молодежи определяются как наиболее подверженные кризисным состояниям и стрессу; представлены взгляды на понятия “стресс” и “жизненный стресс”; рассматриваются вопросы и формы коррекции стрессовых состояний у учащихся. Доказывается актуальность обращения к работам В.Э. Чудновского, адресованным старшеклассникам, студентам и педагогам, для решения смысложизненных вопросов в современном мире.



К 70-летию совещания по вопросам психологии 1953 г.: Первое послесталинское
Аннотация
Авторы попытались по-новому взглянуть на малоизвестное для российской психологической науки событие — II Всесоюзное совещание по вопросам психологии, созванное Президиумом Академии педагогических наук РСФСР и проходившее в Москве с 3 по 8 июля 1953 г., 70-летие которого отмечалось в 2023 г. Совещание организовали через год после Совещания по вопросам психологии, созванного по инициативе Президиума Академии педагогических наук РСФСР и проходившего 30 июня — 5 июля 1952 г. В отличие от Совещания 1952 г., где были в основном теоретические выступления, в докладах на Совещании 1953 г. психологи представили конкретные психологические исследования, выполненные экспериментальным путем, таким образом подведя некоторые предварительные итоги перестройки психологической науки на основе учения И.П. Павлова. Выделялись три тематические группы докладов: язык и мышление, ощущение и восприятие, типологические различия высшей нервной деятельности человека, в которых было видно стремление найти конкретные пути подлинной перестройки всей системы психологии на основе учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Недостатками выступлений признали слабую связь конкретных исследований, осуществленных методом объективного физиологического анализа с психологической проблематикой, потерю специфики психологического исследования, доминирование вопросов физиологического анализа, некритическое использование старых психологических методик, формальное использование учения И.П. Павлова. Еще одним важным вопросом, обсуждаемым на Совещании, был проспект учебника под редакцией С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова и Б.М. Теплова, в целом одобренного участниками.



Вклад Т. П. Зинченко в развитие когнитивной и прикладной психологии (к 85-летию со дня рождения)
Аннотация
Статья представляет собой научно-биографическое эссе, посвященное анализу творческой деятельности и личностным качествам известного советского психолога, ученого-когнитивиста, представителя Ленинградской/Санкт-Петербургской психологической школы, доктора психологических наук, профессора Татьяны Петровны Зинченко. Отмечены ее неординарные человеческие качества и ярко выраженный педагогический талант. Показана пионерская и основополагающая роль в создании и развитии теоретико-методологического и экспериментального базиса Ленинградской школы когнитивной психологии, исследований восприятия и памяти, опознания и кодирования информации человеком, изучения процессов перцептивной интерференции, когнитивных стилей, прикладных аспектов инженерной психологии и когнитивной эргономики. Исследования указанного круга проблем были начаты и проводились в 1960–1980-х годах в лаборатории приема и обработки информации факультета психологии Ленинградского государственного университета. Под руководством Т.П. Зинченко разработаны и широко использовались в учебной и научно-практической работе методы тахистоскопических исследований, показавшие высокую эффективность при изучении процессов восприятия, внимания и памяти. Татьяной Петровной разработана структурно-функциональная модель опознания, исследованы ее структура и связи с базовыми психическими процессами. Совместно с А.А. Фрумкиным в середине 1990-х годов ею впервые была создана и использовалась на практике автоматизированная система психологического сопровождения деятельности, включавшая батарею психодиагностических методов для профессионального отбора на базе компьютерных технологий.



Наукометрия в психологии
Андрей Владимирович Брушлинский: опыт наукометрического анализа научного творчества
Аннотация
Статья посвящена наукометрическому анализу научного творчества видного российского психолога А.В. Брушлинского. Проведен количественный анализ корпуса полной библиографии А.В. Брушлинского с разделением на типы публикаций. Установлены динамика его публикационной активности, количество и состав соавторов. Тематический анализ позволил выявить наиболее частотные психологические термины и ключевые словосочетания по периодам научного творчества. Рассмотрена динамика цитирований работ ученого, определены самые цитируемые публикации, проведена классификация цитирующих публикаций по институциональным и содержательным характеристикам. По результатам исследования сделан вывод о том, что использованный набор наукометрических методов и процедур позволил дополнить научную биографию А.В. Брушлинского количественными показателями его деятельности и, таким образом, может быть рекомендован для сравнительного анализа творчества отдельных ученых.



Методы и методики
Настойчивость и ее диагностика: разработка опросника учебной настойчивости
Аннотация
Актуальность исследования настойчивости связана прежде всего с тем, что она относится к группе некогнитивных факторов, обусловливающих успешность в деятельности. В результате проведенного исследования с опорой на современные теоретические и методические разработки предложена и апробирована шкала учебной настойчивости для учащихся 3–8-х классов средних школ. Методика оценивает учебную настойчивость, проявляющуюся в таких характеристиках, как упорство в учебе, склонность доделывать начатое, позитивное отношение к усилию. Для проверки валидности методики на двух выборках школьников младших и средних классов (N = 840) использовались показатели успеваемости, внутренней и разных типов внешней академической мотивации, учебного обмана, академической самоэффективности и благополучия. Результаты анализа психометрических характеристик, включая КФА, показывают, что новая шкала настойчивости характеризуется приемлемыми показателями внутренней согласованности, четкой факторной структурой, сбалансированным составом и компактностью. Получены убедительные свидетельства в пользу валидности методики, продемонстрирована важность настойчивости для успешности учебной деятельности как у средних, так и младших школьников. Приведены возрастные нормы для учащихся 3–8-х классов, показана динамика настойчивости от младших к средним классам у учащихся массовых школ. Предложенная шкала может быть полезна как в дальнейших исследованиях при изучении роли настойчивости в академических достижениях и ее источников, так и в практической деятельности школьных психологов.



Наши юбиляры
Елена Алексеевна Сергиенко



Ирина Григорьевна Скотникова



Марина Александровна Холодная



Анатолию Николаевичу Занковскому — 70 лет!


