Проблемы преодоления жизненного стресса у учащихся с позиции концепции смысла жизни В. Э. Чудновского

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье представлена научная биография Вилена Эммануиловича Чудновского — организатора отечественных исследований по психологии смысла жизни конца ХХ — начала ХХI в. С позиции его концепции рассматриваются проблемы преодоления жизненного стресса у современных подростков и молодежи. Возрастные особенности старших подростков и молодежи определяются как наиболее подверженные кризисным состояниям и стрессу; представлены взгляды на понятия “стресс” и “жизненный стресс”; рассматриваются вопросы и формы коррекции стрессовых состояний у учащихся. Доказывается актуальность обращения к работам В.Э. Чудновского, адресованным старшеклассникам, студентам и педагогам, для решения смысложизненных вопросов в современном мире.

Об авторах

Н. Л. Карпова

Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Автор, ответственный за переписку.
Email: nlkarpova@mail.ru

Доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник

Россия, 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Т. А. Попова

Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Email: elenia2@yandex.ru

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник

Россия, 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

Список литературы

  1. Бескина Р.М., Чудновский В.Э. Воспоминания о будущей школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993.
  2. Вайзер Г.А., Чудновский В.Э. Смысл жизни и акме: 15 лет поиска. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010.
  3. К 90-летию В.Э. Чудновского. Интервью // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 166–173.
  4. Краткая медицинская энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В.И. Покровского. 3-е изд., испр. и доп. Т. 2. М.: НПО “Медицинская энциклопедия”, 1994.
  5. Психология смысла жизни: школа В.Э. Чудновского: Коллективная монография / Под ред. Т.А. Поповой, Н.Л. Карповой, Г.А. Вайзер, К.В. Карпинского. 2-е изд., стер. М.: Смысл, 2021.
  6. Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Э. Чудновского. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008.
  7. Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Под ред. Г.В. Солдатовой; Фонд Развития Интернет. М., 2011. 176 с.
  8. Тамарская Н.В., Новикова И.С. Ценностно-смысловая профессиональная Я-концепция студентов педагогического университета: структурно-содержательный аспект // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 4. С. 54–61.
  9. Чудновский В.Э. Смысл жизни: “коэффициент” полезного действия (проблема действенности феномена смысла жизни) // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XII симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Волковой. М.: ПИ РАО, 2007. С. 14–19.
  10. Чудновский В.Э. Жизненное пространство личности как психологический феномен // Психология смысла жизни: методологические, теоретические и прикладные проблемы: Сб. науч. ст. / Науч. ред. В.Э. Чудновский, К.В. Карпинский. Гродно: ГрГУ, 2014. С. 3–33.
  11. Чудновский В.Э. К вопросу о необходимости учебного курса формирования смысложизненных ориентаций старшеклассников // Вестник МГОУ. Сер. Психологический науки. 2015. № 1. С. 66–72.
  12. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. № 2. С. 74–80
  13. Чудновский В.Э. К проблеме соотношения “внешнего” и “внутреннего” в психологии // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 5. С. 3–12.
  14. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981.
  15. Чудновский В.Э. О временном аспекте гармонического развития личности // Психолого-педагогические аспекты становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М.: НИИОП, 1980. С. 60–67.
  16. Чудновский В.Э. О некоторых “болевых точках” становления личности // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 3. С. 5–17.
  17. Чудновский В.Э. Отдаленная ориентация поведения и деятельности человека как психологическая проблема // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. № 4. 2009. С. 6–15.
  18. Чудновский В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 6. С. 5–11.
  19. Чудновский В.Э. Проблема структуры смысла жизни как психологического феномена // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III–V симпозиумов / Под ред. А.А. Бодалева, В.Э. Чудновского. М.: Ось-89, 2001. С. 156–163.
  20. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 3–14.
  21. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М.: Ось-89, 1998.
  22. Чудновский В.Э. Смысл жизни: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 1. С. 5–19.
  23. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от внешнего и внутреннего // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 15–26.
  24. Чудновский В.Э. Смысложизненный аспект современного процесса образования // Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 50–60.
  25. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”, 2006.
  26. Чудновский В.Э., Звавич Л.И. Анатомия убеждения: Книга для старшеклассников. М.: Интерпракс, 1993.
  27. Чудновский В.Э., Вайзер Г.А., Карпова Н.Л., Кисельникова Н.В., Пашукова Т.А., Попова Т.А., Суворов А.В. Смысл жизни как психологический феномен: теоретико-эмпирическое исследование. Век психологии. К 100-летию Психологического института Российской академии образования 1912–2012: Материалы конференции (Москва, 24 октября, 2012 г.) / Под общ. ред. В.В. Рубцова. СПб.: Нестор-История, 2012. 920 с.
  28. Kendler K.S., Karkowski L.M., Prescott C.A. Causal relationship between stressful life events and the onset of major depression // Am J Psychiatry. 1999. № 156 (6). P. 837–841. doi: 10.1176/ajp.156.6.837
  29. Slavich G.M. Life stress and health: a review of conceptual issues and recent findings // Teach. Psychol. 2016. № 43. P. 346–355. https://doi.org/10.1177/ 0098628316662768
  30. Slavich G.M. Stressnology: The primitive (and problematic) study of life stress exposure and pressing need for better measurement // Brain Behav Immun. 2019. № 75. P. 3–5. doi: 10.1016/j.bbi.2018.08.011

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».