Памяти Инара Ивановича Мочалова (20.I.1932 – 26.III.2024)

Обложка

Полный текст

Полный текст

 

26 марта 2024 г. не стало доктора философских наук, профессора Инара Ивановича Мочалова, 45 лет творческой жизни которого были связаны с ИИЕТ АН СССР (РАН).

Инар Иванович родился в Тбилиси в семье, как он писал, служащих. Его отец Иван Кириллович Мочалов, инженер-мостостроитель, еще до революции участвовал в рабочем движении и был членом РСДРП. Он умер рано, когда сын учился в школе. Мать Илона Адамовна, урожденная Кирш, – из бедных латышских крестьян, живших в Краснодарском крае, сумела выучиться на бухгалтера, и работала по этой специальности всю жизнь.

В Советском Союзе каждый год 18 марта праздновали День Парижской коммуны и чрезвычайно чтили последних живых ее участников. Один из них – Гюстав Инар, капитан коммунаров 17-го округа Парижа, после подавления восстания эмигрировал и с 1925 г. жил в Москве. Родители Инара Ивановича жили в ногу со временем и были из тех, кто искренне верил в светлое будущее и в его советское строительство. Согласно семейному преданию, бывшая на слуху фамилия революционера превратилась в загадочное, звучное и запоминающееся имя Инар.

Вместе с именем Инар Иванович воспринял дух тех советских людей, для которых коммунизм ассоциировался не с государственной карьерой, а с прогрессом человечества. Он принадлежал к той части интеллигенции, для которой коммунистические убеждения сочетались с высокими моральными стандартами, привитыми классической русской литературой, мировой философией и этикой. Честность, порядочность, чувство собственного достоинства неизбежно ставили их на сторону идеального против реально существующего. Они не принимали насилия и партийно-государственных извращений, презирали угодничество перед властями имущими и жизненное приспособленчество.

Центральным движителем жизни Инара Ивановича была его убежденная вера в науку, а точнее в научную истину. Он рано определился в своем призвании, после школы поступил на философский факультет Ленинградского государственного университета и успешно окончил его в 1954 г. С 1955 по 1974 г. он преподавал диалектический материализм в Казанском государственном университете и в Казанском авиационном институте. В 1961 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию «Равнодействие противоположностей как момент движения и развития». В 1963 г. он публиковал в журнале «Вопросы философии» первую статью о логике и методологии в произведениях В. И. Вернадского, что свидетельствовало об изменении умственной ориентации. С этого времени учение, а затем и биография ученого оказались в центре всех его творческих поисков. Как результат в 1970 г. выходит в свет книга «Вернадский – человек и мыслитель», получившая широкую известность в научных кругах.

Следует сказать, что начиная со столетия Вернадского, отмечавшегося в 1963 г., его научное значение и вес росли у нас экспоненциально. Учение о биосфере становится предметом глубоких исследований множества ученых и целых лабораторий в Академии наук и за ее пределами, а учение о ноосфере негласно превращается в некую оппозицию официальным догмам, в «озелененный коммунизм», т.е. в экологически гармоничное альтернативное будущее. В этой атмосфере книга Мочалова доносила до научного сообщества целостное представление о творчестве Вернадского.

Вполне логично, что докторская диссертация Инара Ивановича, если можно так сказать, вышла из рамок чистой философии в прикладную область. Она называлась «Естественно-научные и философские основы мировоззрения В. И. Вернадского». Научным консультантом работы был член-корреспондент АН СССР С. Р. Микулинский, в то время заместитель директора ИИЕТ РАН. В 1974 г. Инар Иванович стал сотрудником нашего института, ведущим исследователем громадного научного и жизненного пути Вернадского, вникшим, как никто другой, в содержание огромного архива ученого.

В 1982 г. в издательстве «Наука» вышел главный труд Мочалова – большая научная биография «Владимир Иванович Вернадский. 1863–1945». По сей день она не потеряла своего значения как свод обширных сведений о научном, философском творчестве, общественном и государственном поприще великого ученого. Ее следует воспринимать как ценный источник, настолько много в ней фактов, ссылок и введенных в оборот архивных материалов. Книга возбудила интерес к закрытой до того стороне деятельности Вернадского как просветителя, земского деятеля общероссийского масштаба, к его политической роли как члена кадетской партии и выборного депутата Государственного совета от университетов. Иначе говоря, автор открыл совсем новое лицо Вернадского, члена парламента и Временного правительства.

Инар Иванович не только входил в круг исследователей великого ученого, но занял в нем ведущее место по праву знатока. Он участвовал в создании Комиссии Академии наук по изучению творчества Вернадского, которую возглавил академик А. Л. Яншин. Неформально душой этого круга была В. С. Неаполитанская, хранитель Кабинета-музея Вернадского в ГЕОХИ РАН. Именно тогда я познакомился с Инаром Ивановичем и многими другими энтузиастами, мы собирались или в музее, или дома у Неополитанской на Новой Басманной. Множество мыслей и замыслов вращалось на этих непрерывных домашних семинарах, где авторитет Инара Ивановича был непререкаемым.

Началась обширная публикация ранее неизвестных трудов Вернадского. В их подготовке, редактировании, комментировании Инар Иванович принимает самое деятельное участие и как член редакционных комиссий, и как составитель. В 1988 г. выходят два тома трудов ученого по истории науки, поскольку фактически Вернадский в нашей стране и создал эту дисциплину.

Особенная история приключилась с важнейшим трудом Вернадского по ноосфере «Научная мысль как планетное явление», написанном в 1938 г. и вполне естественно не предлагавшимся тогда в печать. Первая публикация ее была осуществлена в 1977 г., но с большими купюрами. А самое главное, текст был сокращен на шесть последних параграфов – со 150 по 156, что в те годы казалось вполне понятным по цензурным условиям. Эти параграфы были посвящены критике марксизма и его практической реализации в советской политике. Вернадский с научной позиции разбирал ошибочность марксизма, чей анализ обеднял действительность, поскольку игнорировал творческое начало в научно-техническом прогрессе и потому приводил к государственным ошибкам, прежде всего к насилию вместо управления на научной основе.

В 1991 г. Мочалов и его коллеги задумали опубликовать полный текст. Книга должна была выйти под грифом Академии наук, а академик Яншин числился ответственным редактором. По его воле и негласно злополучные шесть параграфов опять остались вне текста. Инар Иванович и его соратники возмутились. Вот как он сам вспоминал о конфликте: «Обсуждается вопрос на комиссии. А. Л. Яншин, председатель комиссии, против публикации. С. Р. Микулинский его поддерживает, хотя началась уже эпоха гласности, перестройка и все прочее; так сказать, уже форточки были открыты, бояться уже нечего. Нечего бояться, – за это не посадят, не привлекут к партийной ответственности, и все такое прочее. Возникли очень резкие разногласия. Н. Ф. Овчинников, А. П. Огурцов категорически за публикацию. Естественно, я их поддерживаю. А. Л. Яншин бросает реплику: “Ну, хорошо, ладно, раз Вы настаиваете, что это все-таки должно быть опубликовано – ну и публикуйте…” – “Где же?” – “Ну, публикуйте в журнале, вот наш журнал – там и публикуйте”. Я: “Хорошо, опубликуем” (признаться, к этому моменту “дискуссии” я основательно разозлился и плохо владел собой). Это было сделано»1.

Публикация в ВИЕТ сопровождалась откровенным письмом Мочалова, Огурцова и Овчинникова. Ответ на письмо был ожидаемым. Инар Иванович, его соавторы, а также Неаполитанская, т.е. самые знающие профессионалы, были изгнаны Яншиным из комиссии. К слову сказать, полный текст книги Вернадского был напечатан лишь в 1997 г. в составе первого тома «О науке», причем он был сверен с рукописью, а не с предыдущими изданиями, неизбежно искаженными. В подготовке этих двух томов мы работали уже вместе с Инаром Ивановичем, а также с М. С. Бастраковой и Г. А. Фирсовой. К тому времени, а именно в 1995 г., Мочалов пригласил меня работать в институт, зная, что у меня есть вышедшая научно-художественная биография Вернадского и несколько статей о нем. Как всякий успешный профессионал, он не боялся конкуренции. Вернадский один достоин целого института, считали мы.

На протяжении долгих лет дневники Вернадского не только не издавались, но и не выдавались для работы в архиве, находились в так называемом спецхране. В период перестройки и гласности доступ открылся. Мочалов стал первым публикатором извлечений из этого корпуса огромного интеллектуального богатства, целого явления нашей национальной культуры. Он публиковал их в самых известных литературных журналах того времени, которые выходили огромными тиражами. Тем самым эти тексты влились в поток литературы, духовно подготавливавшей новый период отечественной истории, когда страна стала вновь называться Россией. Вернадский, как ее представитель, в записях для себя без всяких прикрас описывал советскую действительность и называл вещи своими именами. Таким образом, дневники Вернадского способствовали развитию общественного сознания. Вместе с тем Инар Иванович опубликовал несколько работ о религиозных взглядах Вернадского, что тоже было совершенно новым интеллектуальным явлением, доселе неслыханным: ученый такого масштаба и вдруг исповедует какого-то своего Бога.

Страна неудержимо возвращалась к здравому смыслу, который как открытая публичная сфера создается прежде всего общественными дисциплинами, такими как история, социология, политология, юриспруденция и в заметной степени историей науки. Известно, в каком униженном подцензурном положении гуманитарное знание находилось на протяжении всего времени существования советской власти. С середины 1980-х гг. наступает его расцвет.

Именно таким словом можно определить новый этап развития и самого ИИЕТ АН СССР. Наступило лучшее время в его истории. Отрываются новые темы, созываются конференции на вечные и злободневные проблемы. Коллектив во многом живет общей интеллектуальной жизнью, в институт стало интересно приходить, встречаться с коллегами, обсуждать научные и общественные события. Сюда, в Старопанский переулок в самом центре Москвы, как в клуб шли не только сотрудники, но множество коллег из других институтов – вахтеров в здании тогда не было.

Разумеется, Инар Иванович был в центре этого движения идей, да и просто дружеского общения. Он заметный эрудит. Но и по-человечески его все любили: за спокойный нрав, за чувство юмора, за неизменную доброжелательность. Любили и прощали ему некоторые слабости. Кстати, Инар Иванович был инициатором шахматных турниров и баталий в институте, на которых сотрудники засиживались иногда до позднего вечера.

Заключительными работой Инара Ивановича стал капитальный труд, созданный совместно с коллегой из Киева, историком науки В. И. Оноприенко «В. И. Вернадский: ученый, мыслитель, человек». Первый том издан в Москве в 2008 г., второй – в 2012 г. в Киеве. Они посвящались приближавшемуся 150-летию ученого. Гигантский труд, иначе не скажешь. В нем обобщены труды и мысли всей научной жизни обоих друзей.

Инар Иванович работал до последних дней жизни. Уже в последние годы, когда он стал ассоциированным сотрудником института, продолжал приходить на семинары, преодолевая серьезные трудности при ходьбе, в сопровождении преданной жены Ларисы Степановны. А с помощью дочери Ольги он освоил и электронное присутствие на тех конференциях, которые его интересовали, принимая горячее участие в дискуссиях.

Инар Иванович занимает законно высокое место в истории науки. Каждый, кто захочет заниматься или просто заинтересуется биографией и идеями Вернадского, не сможет и не должен миновать его исследований. И особенно основополагающего труда 1982 г., заложившего самый начальный фундамент изучения огромного наследия ученого, да и всей истории отечественной науки того времени. Последователи будут опираться и ориентироваться на opus magnum Мочалова.

Инар Иванович воспитал не одно поколение отечественных ученых. Энциклопедизм знаний, дружелюбие, открытость, умение искренне сопереживать, добрая ирония и самоирония, иные качества Человека-Гуманиста отличали Инара Ивановича. Вовремя и к месту он пришел в отечественную культуру.

Наша память о нем будет светлой!

Г. П. Аксенов

 

1 Путь в профессию. Институт истории естествознания и техники в воспоминаниях / Отв. ред. Р. А. Фандо, авт. идеи, сост., ред. С. С. Илизаров. М.: Янус-К, 2022. С. 489.

×

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».