Development of methodological foundations of state regulation of the oil and gas complex at the present stage of economic relations

Cover Page

Full Text

Abstract

In article discusses the development of methodological and practical provisions of state regulation of the oil and gas complex, substantiates the feasibility of developing a practical methodology for state regulation of the oil and gas complex at the current stage of economic challenges, digital and technological changes. The key objectives of the developed methodology are to ensure sustainability and advanced growth rates of the national economy, and achieve technological sovereignty. The regulatory impact is aimed at stimulating the internal economic development of the oil and gas complex, creating the necessary legal and institutional conditions, ensuring the uninterrupted functioning of the industry in the context of the formation of the Sixth technological paradigm. This is achieved through, among other things, the adoption of verified methodological tools, the comprehensive implementation of the latest technologies in all stages of production processes, advanced domestic and foreign regulatory experience, and scaling the most effective management practices.

Full Text

ВВЕДЕНИЕ

Методология ГР НГК тесным образом переплетена с ходом мировой истории и становлением российского государства, ретроспективой развития национальной экономики и отечественной промышленности на протяжении всего временного горизонта наблюдений. Она фактически изучает происходящие явления и процессы с несколько иного ракурса, обеспечивающего принципиально иные регулирующие решения, максимизирующие конечный результат, достигающие их кратчайшим образом при устранении всех рисков. Это позволяет находить выход и прагматичные решения из любых возникающих ситуаций. Несмотря на колоссальные разведанные запасы минерально-сырьевой базы (МСБ), в стратегическом приоритете также находится интеллектуальный капитал в экономически устойчивом развитии НГК. При принятии решений в ГР НГК необходимо учитывать аналогичные ситуации, происходившие в прошлом, в т. ч. из прочих областей деятельности, решать накопленные вопросы по мере поступления, а не откладывать их, увязывать все ситуации и процессы в единое целое, структуру, органично их соединяющие, т. е. любые действия предпринимаются, сообразуясь с текущей ситуацией и исходя из ключевых долгосрочных целей.

Выбранный методологический инструментарий предполагает объективное рассмотрение обозначенных вопросов в своей сути, должен быть обозначен в НПА, рабочих и иных материалах, т. е. необходимо правовое закрепление, носящее общественный характер и доведенное в качестве информации до всех исполнителей во избежание разрозненных действий. Любые вопросы разбираются до самой сути, устанавливаются причинно-следственные связи, выводы являются конкретными, а не общими. Увязывание в единое целое – систему – позволяет устранить те пустоты, через которые могут возникать проблемные аспекты и риски, а весь прошедший опыт, та платформа, на которой функционирует современная экономика и НГК – приводят сквозь призму реальности к принципиально иным решениям и регулирующим действиям. Подавляющее большинство ситуаций по своему виду и типу происходили в прошлом, соответственно, в полной мере следует учитывать опыт предпринимаемых действий, адаптированный сообразно конъюнктуре с использованием современных цифровых технологий.

Современный этап экономических отношений в НГК характеризуется комплексным внедрением новейших цифровых решений, технологий Четвертой промышленной революции и Шестого технологического уклада во все этапы производственных процессов. Беспрецедентные внешние вызовы, стоящие перед российской экономикой, включающие санкционное давление в отраслях промышленного производства, обусловили необходимость разработки принципиально новой методологии ГР НГК, направленной на обеспечение устойчивого, бесперебойного функционирования НГК в современных условиях, достижение технологического суверенитета и опережающих темпов экономического развития.

Развитие методологических основ ГР НГК предусматривает проведение прагматичной бюджетной и налоговой политики, государственное стимулирование внедрения передовых технологических решений, развитие производственной и социальной инфраструктуры, совершенствование институциональной среды. Индивидуальный подход к реализации нефтегазовых проектов учитывает экономические возможности и объективные перспективы реализации, геологические и природно-климатические условия, предусматривает исследование передового зарубежного опыта регулирующего воздействия и управленческой практики, адаптированных к внутренней специфике.

Увязывание в единое целое обеспечивает понимание общей картины, направлений развития, позволяет устранить некоторые риски, избежать множества вопросов, убирает излишние действия и отдельные административные барьеры, сокращает конечные сроки реализации проектов. Необходимо видеть конечную цель, собрать все процессы и факторы воздействия в целостный механизм ГР НГК, что позволит показать причинно-следственные связи и устранить возможные логические разрывы [2, 3].

Приоритеты разработки практической методологии ГР НГК

Понимание системности прошло длительный ретроспективный период развития и преобразований, включающий в себя множество наук и эволюцию научных подходов и методов. В первую очередь необходимы верные методологические принципы, заложенные в основание ГР НГК и осуществляемой деятельности, содержание которых выражено в отраслевых НПА. Принципы способствуют выявлению сущности происходящих процессов, обеспечению логических выводов, повышению устойчивости платформы, на которой выстроен теоретико-методологический механизм ГР НГК. Сущность обеспечивается через функции и понятийно-категориальный аппарат, позволяет проникнуть в действительность, разложить до основания все процессы и составные элементы, наметить дальнейшие регулирующие действия. Методологический инструментарий также способен разложить все процессы, явления и события до их сущности, выявить наиболее прагматичные предложения по экономически устойчивому развитию НГК, продавить их практическую реализацию.

Системный подход имеет длительные хронологические рамки, в которых претерпел значительные изменения с методологических позиций. Системность охватывает ретроспективу развития вопроса, находится на стыке наук, позволяет делать верные предположения в условиях неопределенности и недостатка информации, максимальный охват которой способствует принятию наиболее эффективных решений, осуществлению методологически обоснованных регулирующих действий. Логическое обоснование содействует соединению разрозненных фактов в результативные государственные решения. Все явления, процессы и факторы воздействия также анализируются в своей сущности, причинах их формирования, устройства, направлений развития и изменений, т.е. НГК находится в связке с представлениями о нем, исследуется как единое целое с четким разграничением составных элементов. Особое значение придается полноте и достоверности поступающей информации. Различные науки преломляются через призму действительности посредством логически выстроенных и эффективных заключений, выводов, необходимых для достижения цели кратчайшим путем. Подобное преломление происходит на основании обобщения теоретико-методологических положений в различных странах в отдельные историко-экономические периоды, в результате чего происходит вычленение наиболее результативного методологического инструментария, выстраивание понятийно-категориального аппарата, накопление информации, необходимой для принятия решений [8, 12].

Результирующие положения находят отражение в отраслевых НПА и программах развития НГК, могут происходить на стыке противоположных точек зрения. Именно учет альтернативных позиций расширяет охват и повышает эффективность регулирующего воздействия. Каждый элемент в системе выполняет определенные роль и функцию, которую возможно выразить в графическом виде, подобрать результативный аналитический и методологический инструментарий, который обеспечивает полноту охвата информации, необходимой для принятия решений ГР НГК. Выработанные решения должны отвечать как государственным интересам, так и содействовать развитию нефтегазовых компаний, приводить различные точки зрения к единому знаменателю и общему основанию. Информация и отраслевые документы обеспечивают дальнейшие регулирующие действия, являются обязательным сопровождением для работы исполнителей в органах государственной власти и нефтегазовых компаниях. Это может быть осуществлено за счет эффективно функционирующей информационной платформы, передачи прошедшего опыта на нижестоящие уровни. Процесс повышения профессиональных компетенций и квалификации ответственных исполнителей является непрерывным.

Методы, формы и инструменты ГР должны затрагивать исключительно сегмент НГК, однако при этом зачастую находятся на стыке различных направлений функционирования государства (социально-экономического, политического, институционального, правовых норм и др.), учитывают ретроспективу разработанных научных положений, касающихся вопросов и перспектив экономически устойчивого развития НГК, становления методологического инструментария, в результате которого образуются новые научные дисциплины, происходит учет различных точек зрения, их доведение и обоснование до исполнителей, т.е. НГК развивается за счет внутренних механизмов, а ГР корректирует направления его становления, устраняет возникающие риски и барьеры.

Механизм ГР НГК должен быть способен самостоятельно устранять любые внутренние и внешние противодействия, а его развитие происходить сообразно внутреннему наполнению, исходя из передовых практик регулирования, имеющихся знаний и информации, выстроенных для достижения целей. Естественное развитие и административное воздействие должны непосредственно быть связаны между собой, органично дополнять друг друга для максимизации конечного результата. Отдельные регулирующие практики могут служить эффективными управленческими решениями на нефтегазовых предприятиях, равно как и в обратном порядке. Ключевые участники экономических отношений должны понимать правильность выбранного направления развития. Именно нефтегазовая рента, расширение ресурсной базы и внедрение передовых технологий в механизм ГР НГК на всех этапах производственных процессов обеспечивают значительные конкурентные преимущества.

ГР приобретает наибольшую эффективность в сочетании с внутренним развитием НГК, его корректировкой до выбранных рамок и значений, причем основы ГР берут свой источник внутри НГК: административные и косвенные методы регулирующего воздействия произрастают из самой сущности НГК, его роли и места в структуре национальной экономики. ГР развивается и совершенствуется по собственному пути, который при совпадении с внутренним развитием НГК обеспечивает максимизацию эффекта, задает вектор движения макроэкономических процессов. Фактически экономика объясняет сложившееся устройство и структуру отраслей и производств. Не должно быть искусственного противодействия сложившейся системе, напротив, необходимо создание всех сопутствующих государственных условий для экономически устойчивого развития, органичное встраивание ГР во внутренние процессы и их последующие контроль и корректировка. Переплетение естественного развития и искусственного воздействия подразумевает возможность минимизации любых негативных последствий. НГК является первопричиной, ГР основано на ресурсной ренте и созданной платформе, не вступает в противоречие с естественным развитием событий. Происходящие процессы являются взаимообусловленными, нацеленными на созидание и развитие всех связанных сфер и отраслей; не должно быть деструктивного воздействия на их первопричину.

Соединение экономической и политической составляющих через структуру внутреннего развития, административного воздействия и теоретико-методологических положений обеспечивает понимание причинно-следственных связей в контексте прочих сфер производства, формирования собственной методологической основы, необходимой для дальнейшего развития. Кроме того, в миссию нефтегазовых компаний обычно закладывается социальная ответственность бизнеса, развитие территорий нахождения производств, бережное отношение к окружающей среде и другие неэкономические направления; миссия, являющая собой больше чем извлечение прибыли, предполагает отличающиеся векторы развития [14].

В результате применения современных технологий и нового методологического инструментария, учета социальной и экологической составляющих появляются новые научные направления, происходит глубокий анализ мировых и отраслевых экономических процессов. Новые научные направления в НГК способны охватывать все социально-экономические вопросы. Понимание общей ситуации проистекает из природы происходящих процессов. В условиях смены технологических укладов необходимы принципиально иные регулирующие решения, основанные на имеющемся, пройденном опыте, полноте информации, внедрении цифровых технологий во все сферы ГР. Цифровые технологии работают на том, что существует, в т. ч. применительно к внутреннему развитию НГК, сообразуясь с развитием ГР, тем, что внедряется административным образом. Точность принятия решений обеспечивается полнотой информации применительно к конкретной ситуации, уровнем социальных взаимосвязей, взаимодействием государства и нефтегазовых компаний. Научные направления могут основываться на пересечении различных сфер деятельности и исторических этапов. Новый методологический инструментарий предполагает получение качественно иных научных результатов, которые через практическую реализацию государственных программ, стратегий, отраслевых и прочих НПА, внедрение новейших достижений НТП во все сферы, полноту информации и учет социальных взаимосвязей обеспечивают понимание общей ситуации, принятие наилучших решений ГР, а следовательно, кратчайший способ достижения целей [6].

Регулирующие решения принимаются в контексте общего видения ситуации в целом, исходя из структуры внутренних взаимосвязей, полной аналитики происходящих процессов. Практическая реализация осуществляется по целому спектру выбранных направлений; для этого должны быть эффективно распределены полномочия и обязанности среди исполнителей, т. е. производственная деятельность на предприятиях и действия в механизме ГР НГК должны являться функциональными, соответствовать миссии и происходящим изменениям, быть направленными на достижение целевых ориентиров. Регулирующее воздействие может исходить от обратного, т. е. с конечной цели до первоначальной точки; в отдельных случаях выстраивание программы действий происходит не в первую очередь, однако при их практической реализации осуществляются детальный анализ, контроль и корректировка результатов со стороны, а не только изнутри происходящих процессов. Методологическое направление предполагает адаптацию передового зарубежного опыта применительно к российской специфике.

Стратегические и тактические ориентиры, этапы их выполнения должны быть жестко отделены друг от друга. Эффективность ГР НГК произрастает из понимания источника происходящих процессов и причинно-следственных связей, выстраивания вектора развития. Особое значение придается блоку контроля и корректировки результатов. Создание платформы функционирования НГК позволяет выявить суть происходящих процессов, выстроить регулирующие действия и перспективные направления развития на основе выбранного методологического инструментария. Механизм ГР НГК совершенствуется в т. ч. благодаря и на основании взаимодействия нескольких систем, возможности маневрирования при принятии решений. Методология показывает не только направления развития, но и имеющиеся в распоряжении ресурсы и возможности, позволяет максимизировать потенциал. Методологический и практический инструментарий должен предполагать возможность быстрого и успешного перемещения в рамках заданного направления. Взгляд со стороны способствует изучению собственных возможностей, органичному переходу от теории к практике через призму накопленного опыта.

Теория и практика служат двумя сторонами единого процесса; по сути практика есть верхняя ступень теории, реализация опыта и потенциала через некие обобщения, осуществленные в реальности, т. е. исполнители в ГР НГК встают в некоторое положение относительно его экономически устойчивого развития как в части теории, стратегического планирования, так и конкретных действий. Данный переход является наиболее значимым, организующим последующую деятельность звеном, которое возможно осуществить на определенной платформе, т. е. методологически выверенных действиях ГР. Границы возможностей существуют лишь в теоретическом представлении, могут вытекать из внешнего понимания об объекте ГР. Важно масштабное видение общей ситуации, соединение теории с практикой через ретроспективу происходящих процессов и причинно-следственных связей [4, 10].

Теория и практика объединяются в единое целое на отдельных этапах развития. Фактически практика изучает теорию через прошедший опыт и напрямую завязана на самой сути процессов и явлений, понимании источников, планировании и прогнозировании показателей. Переход к ней от теории подразумевает верно подобранный методологический инструментарий, его воплощение в действительности. Происходит создание принципиально иных условий, на которых основывается функционирование и развитие НГК, а методология обозначает устойчивость функционирующей платформы; вся деятельность подчинена достижению результатов. Методология завязана на теории, текущем положении, внутреннем потенциале роста и конкретных действиях. Видение целевых показателей, деятельность, направленная на их достижение, повышают эффективность функционирования механизма ГР НГК, в т. ч. за счет изучения рисков, создания принципиально новых направлений развития. Должен быть изучен потенциал внутреннего роста, что позволяет более результативно внедрять формы и инструменты ГР НГК; т. е. изучение процессов и явлений выполняет важнейшую роль переноса теории в практическую плоскость, обеспечивает реализацию стратегических императивов. Теоретическое исследование обеспечивает созидательную функцию на практике, соединение различных сегментов в единую связку, органичное взаимодействие разрозненных элементов; в данном контексте практика в ее различных аспектах напрямую вытекает из планирования и прогнозирования. ГР являет собой в т. ч. организующую функцию в различных сферах.

Деятельность, направленная на созидание и совершенствование, привносит свои особенности в системно-функциональный подход и механизм ГР НГК, является платформой для экономически устойчивого развития, т. е. методология исследования служит неотъемлемой составляющей практической реализации ГР, претворению стратегических планов в установленные сроки, осуществлению взаимодействий на стыке различных систем. В отдельные периоды происходит принципиальное изменение представлений о подходах и методах ГР НГК, направлениях его развития. Это может быть обусловлено внутренними и внешними противоречиями, экономической и политической ситуацией, сменой технологических укладов, необходимостью назревших преобразований и др. Накопленный опыт предоставляет возможность принятия оптимальных решений в конкретный момент времени, являет собой обобщение экономических, социальных и иных характеристик, выраженных в конкретных регулирующих действиях. При принятии решений необходима полнота информации, учет прошедшего опыта, соотнесение с основными целями, миссией, экологической и этической составляющими. Опыт позволяет как комплексно, так и точечно решать возникающие вопросы в конкретный момент времени, минимизировать затраченные ресурсы, содействует разрешению любых спорных аспектов. Он может быть аккумулирован в нормативной базе, стратегических документах развития, аналитических докладах, в рамках прочих сфер экономики, резолюциях отраслевых мероприятий, научных публикациях, статьях в периодических изданиях и колонках в социальных сетях ведущих ученых, руководителей и экспертов. Все это содействует тому, что государство и нефтегазовые компании начинают внедрять принципиально иные решения, основанные на уже измененной платформе, учитывающей прошедшие негативные явления, и нацеленные на достижение обозначенных показателей.

Внутренние и внешние противодействия могут существенно скорректировать общую ситуацию и служить отправной точкой перехода к новой парадигме развития экономики, как это произошло в случае санкционной политики и ответных мер в виде импортозамещения в национальной промышленности. Они могут разворачиваться в течение продолжительного времени, развивать применяемый методологический инструментарий, затрагивать все сферы деятельности общества. Общее представление о текущей ситуации может изменить и скорректировать уровень вмешательства государства в происходящие экономические процессы. Регулирующие решения на практике в полной мере опираются на прошедший опыт, здесь важна последовательность государственных действий, охватывающая все аспекты функционирования НГК.

Теория должна быть увязана со стратегическим планированием и прогнозированием, анализом текущей ситуации и перспектив регулирующих действий. Практика ГР НГК также осуществляется по нескольким выбранным направлениям, подразумевает планомерный переход между отдельными этапами развития. При этом все подразделения государственного аппарата должны функционировать в едином методологическом русле, в рамках которого разрешаются текущие и долгосрочные вопросы, происходит понимание сущности изучаемых процессов и причинно-следственных связей. Обеспечение функционирования происходит с позиций необходимости и достаточности, часть ресурсов направляется на НИОКР и иные перспективные направления развития. Это обусловлено наличием ряда факторов и сторон, с которых осуществляются анализ и учет различных точек зрения, перевод теоретических конструкций в созданную за счет методологического инструментария действительность.

Методология позволяет наиболее прагматично решать возникающие вопросы, находить оптимальный выход из сложившихся ситуаций. Анализ может осуществляться со стороны и позволяет изучить всю ситуацию целиком, т. е. методологический инструментарий способен сформировать устойчивую платформу, в рамках которой будут успешно реализованы собственные и адаптированные передовые практики. Таким образом, теоретическая конструкция механизма ГР НГК создается специально для того, чтобы устранить негативные и спорные аспекты, повысить эффективность и задать необходимый вектор развития при результативной работе всех участников нефтегазового рынка. Административное воздействие непосредственно сопряжено с внутренним развитием, позволяет максимизировать результат, устранить любые барьеры для создания собственной платформы функционирования НГК и механизмов воздействия на него [1, 15].

РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГО-ПРАКТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ГР НГК

Накопленный опыт служит важнейшей платформой для заключений, которые в последующем позволят избежать множества ошибок и устранить риски. Законодательное закрепление методологического инструментария, применимого для достижения обозначенных цели и задач, предполагает облегчение прохождения пути, ускорение реализации и простоту применения конкретных административных и экономических методов, форм и инструментов ГР НГК. Подобная простота, конкретика и доступность, доведенная и объясненная исполнителям, в т. ч. на низовых звеньях государственного аппарата, обеспечивает скорейшее решение поставленных вопросов.

Стратегическое планирование и исполнение в данном контексте не пересекаются; осуществляются только контроль и корректировка действий. Инициатива, в т. ч. законодательного характера, вполне может исходить снизу, однако регулирующие решения, носящие стратегический характер, должны исходить с верхнего уровня структурной иерархии как государства, так и нефтегазовых компаний. Успешный опыт в рамках реализации одного проекта возможно масштабировать в рамках государства при наличии соответствующих условий. Должно быть практическое применение теоретических конструкций и законодательных инициатив, множество точек развития в функциональном разрезе, в т. ч. по территориальному кластерному типу, которые преимущественно носят прикладной научный характер. Именно их количество, условия деятельности, благоприятная институциональная и профессиональная конкурентная среда обеспечивают кадровый и научный потенциал, возможности, способствующие экономически устойчивому развитию [19].

Экономическая программа развития должна нести в себе некую заложенную парадигму и предусматривать пути обхода в случае невыполнения планов или отклонения от них. Как справедливо отмечал П.А. Столыпин: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего. И Вы не узнаете нынешней России»1[16. С. 489]. Так, выбранный методологический инструментарий должен быть практически осуществимым, приведенным в исполнение, адаптированным к действительности, отвечать поставленным целям и задачам; понятийно-категориальный аппарат – конкретным, структурированным и классифицированным, исключать двойные толкования и, вследствие этого, возможности маневрирования. В основе всего лежат выбранные методологические принципы, общенаучные подходы и конкретно-научные методы. Важно точно рассчитать момент применения конкретной регулирующей меры, учитывать общенациональные, региональные и местные условия для ее внедрения.

Методы, формы и инструменты ГР НГК должны применяться на практике с учетом понимания их сущности и специфики; важны точность момента, скорость принятия решений, изучение действительных причин происходящих процессов, их источников и формируемых следственных связей, т. е. необходимо дойти до сути. Отдельные направления ГР НГК могут не быть связаны между собой, не пересекаться в период своего функционирования; необходимо зафиксировать место в структуре национальной экономики, относительно которого будут производиться внешнее наблюдение, осуществляться аналитика, учитываться взаимодействия с другими отраслями, производствами и сферами деятельности в целом, последовательность принимаемых решений, которые базируются на функционирующей устойчивой платформе. Выстраивание процессов происходит после их изучения, важно место приложения усилий и ресурсов, их концентрация.

Методологический инструментарий и понятийно-категориальный аппарат должны быть целостными, позволять достигнуть цели в установленные сроки без логических провалов и иных рисков. По ним возможно изучать причинно-следственные связи, общеэкономические тенденции, которые впоследствии позволяют скорректировать выбранное направление развития. Одни явления, ситуации и события могут повлечь за собой другие, причем как в НГК, так и в экономике в целом, охватывать все направления деятельности, быть представленными в теоретическом выражении, что обеспечивает прояснение и полноту общей ситуации, выстраивает этапы развития отечественного НГК, приводящие их к настоящему моменту, отражает противоречия и точки роста. НГК как объект исследования и приложения ГР является искусственно выделенной теоретической конструкцией, образующей взаимосвязи с другими сегментами экономики и направлениями деятельности. Важно практическое осуществление заложенных в НПА и аналитических докладах мер и предложений. В силу того, что НГК затрагивает все отрасли российской экономики и деятельности общества, и несмотря на постепенное увеличение ВИЭ в структуре мирового энергопотребления, в абсолютном выражении по-прежнему будет наблюдаться рост производства, отвечающего современным требованиям к качеству выпускаемой продукции, в т. ч. по экологическим параметрам.

Понятийно-категориальный аппарат позволяет увязывать в целое разрозненные факторы, выстроить в единую логическую цепь последовательность событий и явлений, способствующих выявлению закономерностей, позволяющих выделить наиболее перспективные направления развития НГК. Следует отметить значимость целеполагания, полноты исполнения НПА, ответственность за их реализацию. Комплексные регулирующие меры должны содействовать повышению устойчивости НГК, минимизации рисков и последствий для функционирования его механизма ГР в результате неблагоприятной конъюнктуры. Подведение под единое методологическое обоснование обеспечивает выделение определенных теоретических конструкций (механизм ГР НГК), позволяющих трансформировать их в соответствии с поставленными целями и задачами. В конечном итоге это содействует изучению всех факторов и событий, воздействующих на объект регулирования, позволяет выявлять причинно-следственные связи и последовательность действий, конкретизировать место НГК и направлений его развития в структуре национальной экономики. Цифровые технологии позволяют выявлять наиболее значимые аспекты в своей сути, без отвлечения на сторонние факторы, соединять воедино специфику ГР различных направлений и сегментов НГК, что позволяет анализировать общую ситуацию с учетом всех факторов и аспектов воздействия по сравнению с прочими отраслями экономики и альтернативными вариантами развития. Важен конечный результат, который обычно происходит в значительно более короткие сроки в условиях сложившихся институциональной и инфраструктурной платформ. Методология призвана обеспечить базовую составляющую, на которой строится дальнейшее развитие.

Причинно-следственные связи помогают выстроить оптимальные теоретические конструкции, устраняющие любые внутренние недостатки и риски, позволяют проявить общую ситуацию в контексте взаимодействия с прочими сферами экономики и направлениями государственной деятельности. Важен процесс внутреннего развития, сопряженный с обозначением собственных позиций и возможностей в общей структуре. ГР призвано обеспечить реализацию внутреннего потенциала, скорейшую адаптацию к происходящим изменениям, максимизирующую конечный результат и опережающую прочих субъектов экономической деятельности, гибкость при принятии решений. Важны целостность видения общей ситуации, выявление истинных причин происходящих процессов, что содействует практической реализации оптимального методологического инструментария. Дальнейшее развитие прорабатывается с учетом взаимодействия с прочими направлениями деятельности, является методологически целостным, что обеспечивает скорейшее практическое решение, основанное на сложившейся к настоящему моменту платформе, имеющихся в распоряжении технологиях и ресурсах [5, 13].

При реализации нефтегазовых проектов важна внутренняя энергия развития. Опережение конкурентов обусловливает стремление к монополизации производств, строительству глобальных нефтегазовых корпораций, обладающих достаточной ресурсной базой, финансовым и административным возможностям, тесным взаимодействиям с правительствами и органами государственной власти. Масштабы данных корпораций не должны служить препятствием к их эффективной деятельности. Цифровые технологии позволяют наиболее полно выявлять существующие и потенциальные риски, ключевые тренды отраслевого и экономического развития в целом, понимать сущность происходящих процессов без примеси субъективных представлений. Действия органов государственной власти, предприятий и институтов нацелены на достижение обозначенных стратегических показателей, т. е. происходит изучение и трансформация объекта регулирования под воздействием методологических приемов. Выявление наиболее значимого зачастую подразумевает устранение всего излишнего, а в отношении выбранного методологического инструментария – пригодность при различных сценариях развития; при обращении к нему появляются возможности поиска и реализации новых направлений и точек роста. В свою очередь, это обеспечивает укрепление производственных и иных взаимосвязей. Методологические и практические аспекты важны при стратегическом планировании, обеспечивают скорейшую реализацию обозначенных показателей. Практическая направленность обусловлена выстроенной методологической платформой, а действия различных государственных ведомств – не дублируют друг друга, допускают собственные цели и задачи на обозначенном участке действий, понимание общеэкономической ситуации и трендов развития.

Понятийно-категориальный аппарат должен включать в себя используемый методологический инструментарий, т. е. способствовать преломлению теории в практическую плоскость. Практика осуществляется на созданной теоретико-методологической платформе, где происходит планомерный переход от общеэкономических процессов в целом к НГК в частности. При разработке долгосрочной стратегии экономически устойчивого развития НГК важно ориентироваться на передовые внутренние и зарубежные государственные и корпоративные практики, что позволяет выявлять оптимальные регулирующие решения, применимые к определенной ситуации. Частный пример, в т. ч. в отношении отдельного месторождения или проекта, возможно распространить на НГК в целом. Понимание макроэкономической ситуации в контексте различных тенденций, стратегических целей, задач и направлений развития позволяет корректировать выбранные меры ГР НГК, этапы становления и развития, ускорять экономические процессы, устранять административные барьеры, что в конечном итоге приводит к значительному мультипликативному эффекту в связанных направлениях деятельности [9].

Процесс и этапы становления в определенный момент времени не всегда могут отображать конечный результат, являться необходимым звеном в контексте общего развития. В силу стратегической значимости НГК необходимо максимизировать эффект от связанных направлений деятельности, понимать его место в общеэкономической структуре, повсеместно внедрять цифровые технологические решения, возводящие эффективность функционирования на принципиально иной уровень. Процесс становления и развития, связывающий различные отрасли экономики и сферы деятельности, обычно включает в себя несколько этапов, обусловливающих значительные трансформации на пути к завершенной, методологически обоснованной цели. Это приобретает особую актуальность в части регулирующих действий на всех этапах развития, причем изначальные планы должны быть обозначены, а первоочередное основание – обладать внутренней энергией для развития, которая многократно увеличивается в результате принимаемых регулирующих мер.

Не следует упускать из виду общее видение ситуации, т. к. незавершенность форм и инструментов ГР НГК, пробелы в правовой базе могут создать дополнительные риски, препятствующие необходимым темпам экономического развития, в то время как их отсутствие способствует ускорению данных темпов, выстраивает необходимую институциональную основу, содействующую полной загрузке теоретико-методологической платформы, благоприятствующую притоку дополнительных инвестиций, перераспределению финансовых потоков и трудовых ресурсов в кратчайшие сроки. Целостное развитие НГК неотделимо от макроэкономического роста, является его составным элементом, способствует внедрению цифровых технологий в прочих сферах экономики, благоприятствует их дальнейшему развитию, повышает устойчивость ТЭК в относительно менее благоприятные периоды, нивелирует возможные негативные проявления конъюнктуры, что в полной мере проявляется в антициклической форме ГР НГК. Органичность развития основана на внутреннем балансе, методологической основе; целостность подразумевает выверенную теоретико-методологическую проработку.

Экономически устойчивое развитие НГК осуществляется в рамках выбранного методологического направления с использованием обозначенных методов, форм и инструментов ГР. Намеченные целевые ориентиры, независимо от их значимости и сроков осуществления, вполне способны стать более простыми в достижении при использовании конкретизации способов, средств и технологий, уточнении механизмов регулирующего воздействия. Изменение отдельных первоначальных параметров не должно отразиться на действительном значении выбранных мер регулирующего воздействия, единых в своей совокупности. Объективность при принятии регулирующих решений позволяет выявить сущность процессов, собрать разрозненные элементы, выступающие переходом от теории к практике. Следует не выпадать из выбранного направления развития, понимать сущность происходящих явлений и процессов без примесей субъективного восприятия, что возможно в т. ч. благодаря использованию цифровых технологий.

Теория через методологическое обоснование приходит к конкретизации выводов, позволяет выявлять действительно значимые цели и задачи. Технологии и направления их достижения проходят теоретико-методологическую обработку для последующей практической реализации. Созданные направления развития неотъемлемым образом сопряжены с регулирующими действиями, произрастающими из понятийно-категориального аппарата, преобразуют действительность в соответствии с трендами технологического и цифрового развития. Экономическая устойчивость НГК возможна при формировании новой макроэкономической реальности, позволяющей одновременно сочетать в себе несколько трендов и направлений развития [7, 17].

Значительная часть регулирующего воздействия предполагает повсеместное внедрение технологий Четвертой промышленной революции и Шестого технологического уклада, многократно повышающих эффективность функционирования НГК. Действительность преобразуется под государственным и корпоративным воздействием, их интересами в условиях ускорения технологических изменений. Первоначально это может происходить в неком представлении, теоретических конструкциях, и лишь впоследствии – на практике. Выбранные направления развития должны быть максимально приближены к действительным условиям функционирования, раскрывать обозначенные цели и задачи, сущность происходящих изменений, связанные направления развития, отрасли и сферы экономики. Именно масштабность изменений обеспечивает платформу для прорывного качественного роста.

Одним из основополагающих аспектов экономически устойчивого развития НГК является разработка отраслевых документов стратегического развития, в рамках которых обозначаются цели, задачи и ключевые приоритеты. Необходимо избегать двойных толкований в нормативно-правовой базе, использовать механизмы, средства, технологии и методологический инструментарий для существенного сокращения сроков достижения целевых ориентиров. Это позволяет повысить эффективность при принятии регулирующих решений, произвести корректировку отдельных параметров и аспектов ГР НГК, благодаря которым теория внедряется в практическую действительность.

Объективность в НГК подразумевает уточнение понятийно-категориального аппарата, возможность изменений в рамках выбранного направления развития, выстраивание фактов и событий по направлению к цели. Теоретико-методологические положения и представления преломляются, органично встраиваются в практическую действительность, соотносятся с технологиями Четвертой промышленной революции и Шестого технологического уклада, т. е. облекаются в практическую плоскость посредством разворачивания новой действительности, моделирования представлений о ней, исходя из имеющегося опыта. Регулирующие НПА должны соответствовать ей, преследовать достижение обозначенных задач, задавать определенное представление о НГК как объекте ГР [11, 20].

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Экономически устойчивое развитие НГК разворачивается одновременно по нескольким направлениям, которые в отдельных случаях могут внутренне противоречить друг другу. Принимаемые решения должны соотноситься между собой, создавать объективное восприятие реальности, содействовать достижению обозначенных ориентиров в установленные сроки, иметь подтверждающие обоснования о практической эффективности осуществляемых регулирующих мер. Наличие подобных обоснований служит показателем преломления и формирования действительности, ее отдельных сфер и составных элементов в соответствии с представлениями о ней. Данные изменения раскрывают свою сущность в контексте цифровых глобальных и отраслевых тенденций. Сферы деятельности могут становиться связующим звеном между отдельными этапами развития, более полно раскрывать действительное состояние отдельного сегмента или показателя НГК, долгосрочных перспектив его развития.

Цифровые технологии в значительной мере предопределяют ход дальнейшего развития НГК, берут на себя значительное количество функциональных обязанностей, высвобождают бо́льшую часть ресурсов нефтегазовых предприятий [6]. В отдельные этапы необходимо возвращаться к первоначальному моменту, оценивать эффективность регулирующих действий со стороны. Существенные различия в направлениях развития одновременно могут выступать свидетельством их внутреннего единства, формированием условий становления наиболее значимых аспектов в соответствии с внутренними предпочтениями. При решении стратегических и текущих вопросов необходимо выявлять главное, суть, отсекать все излишнее. Технологические решения могут выступать значимым связующим звеном на пути достижения стратегических целей, изучения собственных позиций в контексте развития национальной и мировой экономики, драйвером развития национальных нефтегазовых производств, соединением теории и практики в единое целое.

При этом важно структурировать и распределить функции, обязанности и степень ответственности исполнителей, благодаря которым развитие НГК становится более целостным, объединяет в себе накопленный опыт. Подобное структурирование предполагает наличие связующих элементов между отдельными этапами развития, т.е. НГК возможно представить в качестве поля деятельности, на котором реализуются передовые регулирующие практики, внедряются методологический инструментарий и технологические достижения, что содействует повышению эффективности его механизма ГР. Регулирующие процессы должны происходить естественным образом, стимулировать экономически устойчивое развитие объекта воздействия. Применяемый методологический инструментарий также должен являться целостным, соответствовать текущей ситуации и долгосрочным перспективам развития, отображать действительность, тенденции ее развития, структурировать составные элементы механизма ГР НГК, призван показать собственную результативность именно в своей совокупности в конкретный момент или период времени, содействовать разделению функциональных обязанностей между ведомствами, ответственными лицами. Благодаря этому происходит содействие претворению в действительность намеченных планов, создается реальность, ориентированная на собственные цели.

Функциональные обязанности подразумевают отсутствие дублирования полномочий, планомерный переход теоретических конструкций в практическую плоскость через методологическое обоснование; важен профессионализм исполнителей, их прямая ответственность за качество и результат в установленные сроки. Практика должна соответствовать ранее обозначенным стратегическим ориентирам, функционировать в многофакторной и многокритериальной среде, где происходит осуществление теоретико-методологических положений, посредством которых достигаются обозначенные ранее цели и задачи. Данные положения органично встраиваются в объектно-предметную структуру, разделение функциональных обязанностей. При этом существенная роль отводится цифровым технологиям, позволяющим существенно повысить общую эффективность ГР НГК, устранить излишние и деструктивные элементы в его механизме. Происходит преобразование методологического инструментария в отношении действительности и формирования новых условий, что напрямую отображается на деятельности и функционировании государственного аппарата, содействует распределению полномочий внутри него, появлению новых целевых ориентиров. Развитие по нескольким направлениям в НГК в значительной степени позволяет сократить риски, а производимые корректировки его механизма ГР – сделать его более гибким, в кратчайшие сроки адаптировать к цифровым изменениям.

Реализация методологического инструментария может быть основана на системно-функциональном разделении, благодаря чему возникает необходимость в корректировке и усовершенствовании механизма ГР НГК, что подразумевает отсутствие слабых мест внутри него. Важно рационально оценивать степень воздействия каждого фактора при принятии регулирующих решений, благодаря чему развитие будет происходить в рамках заданного направления. Основные факторы, формы и инструменты механизма ГР НГК должны являться наиболее конструктивными в текущих условиях, занимать позиции, содействующие экономическому росту НГК, т. е. используемый методологический инструментарий призван способствовать выработке наиболее значимых регулирующих решений.

НГК занимает ключевую позицию в структуре механизма ГР российской экономики, что предполагает:

  • — исполнители должны соответствовать профессиональным требованиям и компетенциям, быть ответственными за результат. При этом учитывается контролирующая функция государства, содействующая развитию методологически обоснованных экономических направлений, созданию необходимых институциональных и инфраструктурных условий;
  • — регулирующие решения – ориентироваться на развитие НТП, их внедрение во все сегменты НГК, т. е. государство берет на себя своего рода созидательную, организующую функцию, формирование принципиально новых регулируемых аспектов с полным теоретико-методологическим обоснованием и учетом научно-технологической составляющей.

Важен подбор кадрового состава исполнителей с ориентиром не только на аналитическое, но и интуитивное понимание происходящих процессов, обозначением технологии достижения конкретной цели и задачи. В структуре механизма ГР НГК жесткое разграничение методов, форм и инструментов позволяет избегать инфраструктурных стыков, перекладывания ответственности между исполнителями и иных рисков.

Государственные регулирующие меры и действия выполняются преимущественно последовательно, учитываются возможности маневрирования и корректировки в случае изменения условий их становления и конъюнктуры, должны быть закреплены в НПА и иных документах, т. е. не являться деструктивными для участников нефтегазового рынка, вызывать необходимость ответной реакции с их стороны. Закладываются изначально верные стратегические ориентиры, при этом особая роль отводится тактическому планированию, отсутствию разрывов и временных лагов в принимаемых мерах, учете и контроле возникающих рисков. Средства достижения целей и задач могут определяться исходя из функционирования и технологий Шестого технологического уклада [18].

 

1 Беседа с председателем Совета министров П.А. Столыпиным (из интервью газете «Волга» 1 окт. 1909 г.).

×

About the authors

Sergei Trofimov

Academy of Military Sciences

Author for correspondence.
Email: tennisist91@mail.ru

Ph.D. in Economics, Professor

Russian Federation, Moscow

References

  1. Блауг М. Методология экономической науки или как экономисты объясняют // М.: Вопросы экономики, 2004. 416 с.
  2. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб.: Университетская книга, 2001. 416 с.
  3. Винокуров М.А. Роль государства в корректировке модели экономического роста России. СПб.: Питер, 2014. 192 с.
  4. Воейков М.И., Городецкий А.Е., Гринберг Р.С. Экономическая природа государства: новый ракурс. Научный доклад. М.: Ин-т экономики РАН, 2018. 54 с.
  5. Гегель Г. Наука логики. М.: АСТ, 2019. 912 с.
  6. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. М.: Книжный мир, 2018. 768 с.
  7. Джевонс У.С. Основы науки. Трактат о логике и научном методе. М.: Либроком, 2016. 744 с.
  8. Дмитриевский А.Н. Избранные труды: в 7 т. Т. I: Системный подход в геологии: теоретические и прикладные аспекты. М.: Наука, 2008. 454 с.
  9. Зиновьев А.А. Фактор понимания. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. 528 с.
  10. Кононов Ю.Д. Пути повышения обоснованности долгосрочных прогнозов развития ТЭК. Новосибирск: Наука, 2015. 147 с.
  11. Мастепанов А.М. Ожидаемая трансформация основных угроз энергетической безопасности России и меры, необходимые для их нейтрализации // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2021. № 9. С. 5– 12.
  12. Мелентьев Л.А. Методология системных исследований в энергетике. Избранные труды. М.: Наука, 1995. 300 с.
  13. Милль Дж. С. Система логики силлогистической и индуктивной. Изложение принципов доказательства в связи с методами научного исследования. М.: Ленанд, 2011. 828 с.
  14. Некипелов А.Д., Ивантер В.В., Глазьев С.Ю. Приоритеты долгосрочного социальноэкономического развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 6. С. 18–31.
  15. Рузавин Г.И. Методология научного познания. М.: Юнити-Дана. 2012. 287 с.
  16. Столыпин П.А. Грани таланта политика. М.: Россппэн, 2006. 623 с.
  17. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010. 784 с.
  18. Трофимов С.Е. Методологические основы государственного регулирования нефтегазо вого комплекса России. М.: ИНФРА-М, 2022. 314 с.
  19. Уэст Дж. Масштаб: Универсальные законы роста, инноваций, устойчивости и темпов жизни организмов, городов, экономических систем и компаний. М.: Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус, 2018. 512 с.
  20. Шапот Д.В., Малахов В.А. Опыт развития методологии и разработки управленческих моделей межотраслевого баланса. М.: МЭИ, 2018. 176 с.

Copyright (c) 2024 Russian Academy of Sciences

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».