Монеты из синагоги в Фанагории
- Авторы: Абрамзон М.Г.1,2,3, Кузнецов В.Д.1,2, Остапенко С.Н.1,2
-
Учреждения:
- Институт археологии Российской академии наук
- Государственный историко-археологический музей-заповедник «Фанагория»
- Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
- Выпуск: Том 84, № 4 (2024)
- Страницы: 998-1018
- Раздел: Публикации
- URL: https://journal-vniispk.ru/0321-0391/article/view/288928
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0321039124040072
- ID: 288928
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются монетные находки из раскопок древней синагоги в Фанагории. Почти все монеты – статеры Фофорса (285/286‒309/310), Радамсада (309/310‒318/319) и Рескупорида VI (318/319‒341/342). В тайнике в полу молитвенного зала был найден клад из 13 статеров. Еще два десятка монет были разбросаны под полами синагоги. Предполагается, что такие заклады из монет низкого достоинства делались специально для апотропеической защиты, которая в иудейской традиции называется ayin ha-ra («дурной глаз»). Часть статеров из помещения 2, по-видимому, связана с ящиком для пожертвований (kuppah): они найдены вместе с крышкой от него. В середине VI в. синагога погибла в результате мощного пожара, как и весь город.
Ключевые слова
Полный текст
Одна из наиболее значительных общин иудейской диаспоры в Северном Причерноморье существовала в Фанагории. Самое раннее свидетельство присутствия евреев в городе представляет фанагорийская манумиссия 51 г. н. э. (SEG 43.510 = IJO, 299–300), сообщающая о рабах, которые были отпущены при молельне (προσευχῆ) «при условии усердного посещения и почитания молельни и стали свободными под опекой общины иудеев»1.
В III–IV вв. на Боспор (и особенно в Фанагорию) прибывает новая большая волна еврейских переселенцев. Прибывшие говорили на греческом или греко-латинском жаргоне и были в некоторой степени эллинизированы. В то же время, они принесли традиции, отличные от евреев и прозелитов, которые проживали ранее в городах Боспора и были более, чем пришельцы, связаны с эллинистической культурой. В этот момент в иудейских общинах Боспора происходят глубокие изменения2. В частности, появляется большое количество надгробий с иудейской символикой (менора, шофар, лулаб), иногда с надписями на древнееврейском языке, существенно меняется еврейская ономастика3. Corpus Inscriptionum Hebraicarum Д.А. Хвольсона включает четыре древнееврейские надписи из Фанагории, две из которых датируются временем не позже IV в. (CIH 34, 35), и одна (CIH 135) – не позднее IV–V вв. В другой надписи из Фанагории (о дате сведений нет) упоминаются Авраам и Моисей4.
Важным памятником иудаизма в Фанагории является и открытое А.А. Люценко в 1866 г. захоронение VI–VII вв., атрибутируемое им как могила одного из первосвященников фанагорийской синагоги5.
Среди находок последних лет в Фанагории – две амфоры с дипинто в форме семирожковой меноры из слоя пожара VI в. на раскопе «Нижний город»6. Из того же раскопа происходит и амфора IX в., в одну из ручек которой была вставлена свинцовая пломба с древнееврейской надписью7 – более поздний маркер иудаизма..
В середине VI в. Фанагория пережила катастрофу, о чем свидетельствуют сообщение Прокопия Кесарийского (Procop. Caes. De bell. VIII. 5. 28) и археологические данные. Слой мощного пожара VI в., уничтожившего город, был открыт в 2019 г. на раскопе «Нижний город» во время работ Фанагорийской экспедиции ИА РАН и ГИАМЗ «Фанагория» под руководством В.Д. Кузнецова. Следы катастрофы выявлены по всей территории раскопа в виде большого количества золы, сажи, фрагментов сгоревших деревянных конструкций, развалов кровельной черепицы, битой посуды, остатков обгоревшего зерна (пшеницы и проса) в амфорах и пифосах, а также каменных ядер для метательных машин.
В 2023 г. северо-западной части раскопа были обнаружены остатки синагоги античного и ранневизантийского времени (объект 55)8. После открытия и исследования полностью разрушенной синагоги в Херсонесе Таврическом9 это вторая синагога в Северном Причерноморье, найденная при регулярных археологических раскопках, причем более древняя и относительно хорошо сохранившаяся, со множеством разнообразных артефактов, в том числе и монетными находками. Это небольшой клад в тайнике у бимы, специально разбросанные монеты под полами, а также цдака (милостыня).
Всего, в сезонах 2019–2023 гг. в слое пожара VI в. было найдено около 300 позднебоспорских статеров, а также византийские медные и золотые монеты VI в. Все они повреждены огнем. В радиусе 10–18 м от синагоги были обнаружены клад из 82 монет и четыре кошелька10. Вместе с монетами из синагоги этот нумизматический материал впервые дает реальную картину денежного обращения Боспора VI в., демонстрируя сочетание массы боспорских бронзовых статеров III–IV вв. и небольшого количества византийских солидов и фоллисов VI в.
ФАНАГОРИЙСКАЯ СИНАГОГА
Фанагорийская синагога находилась на нижнем плато в центральной части города, на пересечении двух важнейших магистралей, ведущих с севера на юг и с востока на запад. Общая сохранившаяся ее длина немного превышает 21 м при ширине 6,3–6,5 м. Площадь здания приближается к 140 м2 (рис. 1–2). Синагога погибла в мощном пожаре VI в., который уничтожил и весь город. Все здание заполнено обгоревшими фрагментами черепицы, сырцовых кирпичей, а также разнообразными артефактами.
Рис. 1. Фанагория. План синагоги
Рис. 2. Фанагорийская синагога. 1 – вид с юго-восточного угла помещения 1; 2 – юго-западный угол помещения 1. Стрелка указывает на сгоревшие остатки Ковчега Торы (aron kodesh)
Полы синагоги заслуживают особого внимания. Они нигде не зафиксированы in situ. По этой причине все, что было найдено внутри здания лежало просто на земле, не на полу. Однако среди находок обнаружено большое количество фрагментов своеобразных «плит». Они и являются обломками полов, техника изготовления которых называлась римскими авторами как opus signinum (например, Vitr. De arch. 2. 5. 1). Поскольку обломки разбитых полов были разбросаны по всему слою пожара в здании, очевидно, что до того, как синагога была сожжена дотла, грабители вскрыли полы в поисках спрятанных под ними сокровищ, в частности, денег11 – и только после разграбления синагога была подожжена.
Синагога состояла из двух помещений. Главным из них было восточное помещение 1 (молитвенный зал), площадью не менее 60 м2. В юго-западном углу его, обращенном к Иерусалиму12, выгорожено небольшое пространство площадью около 4 м2, где, несомненно, находился Ковчег Торы (aron kodesh). От сгоревшего деревянного ковчега остались только угли (рис. 2, 2). Длина западного помещения 2 составляет около 12 м, ширина – 6,3–6,5 м, общая площадь – около 78 м2. Очевидно, что оно выполняло вспомогательные функции.
Из ритуальных предметов прежде всего выделяются фрагменты трех мраморных менор. Две из них аналогичны менорам из других синагог (в частности, в Сардах)13, третья, самая большая из них, обнаруживает близкое сходство с белокаменной менорой из синагоги в Маоне (Иудея), которая так же датируется VI в.14 (рис. 3, 1). Среди других ритуальных предметов – например, головы двух львов (рис. 3, 2).
Рис. 3. Мраморные артефакты из синагоги: 1 – фрагменты большой меноры; 2 – голова льва; 3 – деталь с надписью «ΙΟΥΔΑ»
Важнейшее значение имеют находки нескольких фрагментов надписей на греческом языке на мраморных стелах (рис. 3, 3). Две надписи уточняют представление об иудейской общине в Фанагории и ее синагоге. Одна из них, манумиссия, предварительно датируется II в. н. э., другая, содержащая ключевое слово συναγωγή, – V в.
Фанагорийская синагога функционировала около пятисот лет – от постройки ее не позднее середины I в. н. э. до середины VI в. Принимая во внимание очень раннюю дату ее основания, очевидно, что это самая древняя синагога, о которой имеются веские археологические свидетельства, не только в Причерноморье, но и во всей диаспоре15.
Археологические и эпиграфические данные позволяют точно определить время существования синагоги в Фанагории. Самая ранняя надпись SEG 43.510 – манумиссия, упоминающая это здание16, датируется 51 г. н. э. Вторая, тоже манумиссия, свидетельствует о действующей синагоге на этом месте во II в. н. э. Третья надпись подтверждает, что в V в. здесь располагалась та же самая синагога. Последнее свидетельство – пожар, уничтоживший синагогу и весь город в середине VI в.
Напротив южной стены синагоги находилось здание хозяйственного назначения, в котором располагалась синагогальная винодельня (объект 44)17, погибшая в том же пожаре во время штурма города. В ней найдены каменные ядра для метательных машин: одно – в цистерне, другое – в помещении 1, третье – рядом с внешней стеной в слое сажи18. В винодельне были обнаружены упомянутые выше амфоры с дипинто в виде семирожковой меноры19. На полу помещения 1 среди рассыпанных позднебоспорских статеров обнаружены фоллис Анастасия Ι или Юстиниана I и два золотых солида Юстиниана I, один из которых относится к 538–545 гг., второй – 545–565 гг.20 (рис. 4). Именно последний экземпляр имеет определяющее значение для датировки катастрофы (см. ниже).
Рис. 4. Византийские и боспорские монеты, найденные вместе в слое пожара VI в. в синагогальной винодельне: 1, 2 – солиды Юстиниана I 538–545 и 545–565 гг.; 3 – фоллис Анастасия I или Юстиниана I (сильно поврежден огнем); 4 – статер Фофорса 298/9 г. н.э.; 5–7 – статеры Рескупорида IV 320/1, 323/4 и 325/6 гг. н.э.
МОНЕТЫ ИЗ СИНАГОГИ
Единичные монеты
Всего в здании синагоги найдено 58 монет: 13 в кладе и 45 единичных. В помещении 1 было собрано 22 монеты, в помещении 2–23. За исключением единственного сестерция Савромата I (93/94–123/124 гг. н. э.) и двух варварских подражаний боспорским статерам, все это статеры Фофорса (285/286‒309/310 гг. н. э.), Радамсада (309/310‒318/319 гг. н. э.) и Рескупорида VI (318/319‒341/342 гг. н. э.).
23 монеты были специально разбросаны под полами синагоги, часть из них – в местах расположения бимы и скамеек. Эти традиционные для многих синагог находки можно отнести к категории закладов («foundation deposits»), совершаемых при строительстве или реконструкции здания. Предполагается, что такие заклады из монет низкого достоинства делались специально для апотропеической защиты, которая в еврейской традиции называется ayin ha-ra («дурной глаз»)21. Часть других монет, обнаруженных в западном (вспомогательном) помещении 2, могут быть связаны с цдакой (tzedakah): здесь же была найдена крышка от ящика для пожертвований (kuppah) (рис. 5).
Рис. 5. Крышка ящика для цдаки из помещения 2
Таблица 1. Распределение единичных монет из синагоги
Годы н.э. | Савромат I | Фофорс | Радамсад | Рескупорид VI | Имитации | Всего |
108/109–115/116 | 1 |
|
|
|
| 1 |
186/187–187/188? |
|
|
|
| 1 | 1 |
287/288 |
| 1 |
|
|
| 1 |
288/289 |
| 1 |
|
|
| 1 |
290/291 |
| 1 |
|
|
| 1 |
296/297 |
| 2 |
|
|
| 2 |
297/298 |
| 2 |
|
|
| 2 |
298/299 |
| 1 |
|
|
| 1 |
299/300 |
| 2 |
|
|
| 2 |
301/302 |
| 1 |
|
|
| 1 |
302/303 |
| 3 |
|
|
| 3 |
316/317 |
|
| 1 |
|
| 1 |
317/318 |
|
| 3 |
|
| 3 |
319/320 |
|
|
| 3 |
| 3 |
322/323 |
|
|
| 3 |
| 3 |
323/324 |
|
|
| 3 |
| 3 |
324/325 |
|
|
| 7 |
| 7 |
325/326 |
|
|
| 4 |
| 4 |
326/327 |
|
|
| 4 |
| 4 |
330/331 |
|
|
| 1 |
| 1 |
Всего: | 1 | 14 | 4 | 25 | 1 | 45 |
Латунное варварское подражание золотому статеру Савромата II с дифферентом «копье» 186/187 или 187/188 г. н. э. (Табл. I, 15) дополняет ряд аналогичных имитаций боспорских электровых статеров II – начала III вв. (главным образом, Савромата II), которые нередко встречаются в Западном Прикубанье и на Нижнем Дону. Между тем это первое свидетельство о подобных имитациях, сохранившихся в обращении до VI в.
Таблица I. Фанагория. Монеты из синагоги (№ 1–13 – клад из молитвенного зала)
Таблица II. Фанагория. Монеты из синагоги
Традиционное доминирование статеров 302/303 и 319/310–326/327 гг. н. э. демонстрирует наивысшую интенсивность чеканки Фофорса, а затем Рескупорида VI в эти годы. Все позднебоспорские клады и корпус единичных монет показывают ту же картину денежного обращения.
Со стратиграфической точки зрения, нумизматические заключения относительно датировки различных этапов строительства синагоги почти невозможны. По-видимому, единственный сильно потертый сестерций Савромата I типа «бюст царя/Ника», найденный под обгоревшей деревянной конструкцией на полу в помещении 2, относится к первому периоду здания. Это самая ранняя монета из синагоги датируется ок. 108/109–115/116 гг., однако следы длительного обращения позволяют отнести ее к второй половине – концу ΙΙ в. н. э. Поскольку в синагоге была найдена упомянутая манумиссия II в. н. э., подтверждающая существование молельни на том же месте, нумизматические и эпиграфические свидетельства хорошо перекрывают друг друга. Все остальные монеты – обычные позднебоспорские статеры III–IV вв. и их имитации – представляют состав денежной массы на момент катастрофы.
Таблица 2. Распределение монет в кладе из молитвенного зала
Год н.э. | Фофорс | Рескупорид VI | Подражания | Всего |
293/294 | 1 |
|
| 1 |
295/296 | 1 |
|
| 1 |
297/298 | 1 |
|
| 1 |
302/303 | 1 |
|
| 1 |
319/320 |
| 1 |
| 1 |
320/321 |
| 1 |
| 1 |
322/323 |
| 1 |
| 1 |
324/325 |
| 2 | 1 | 3 |
325/326 |
| 2 |
| 2 |
326/327 |
| 1 |
| 1 |
Всего: | 4 | 8 | 1 | 13 |
Клад из молитвенного зала
В молитвенном зале был найден клад из 13 статеров. Монеты находились в тайнике в полу, справа от места для бимы и мраморного порога перед входом в западный зал (Табл. I, 1–13). Небольшая оградка из двух каменных блоков и поставленной на ребро черепицы внутри тайника, ограничивала пространство шириной 13 см, длиной 41 см и глубиной 17 см у основания сырцовой стены между помещениями (рис. 6). За исключением одной монеты под блоком, все остальные лежали на дне. Клад содержал статеры Фофорса и Рескупорида VI, а также варварское подражание статеру 324/325 г. н. э. (Табл. I, 13). Имитации этого типа известны; встречались они в Фанагории и ранее22.
Рис. 6. Клад из синагоги. 1 – молитвенный зал с остатками бимы и тайником у порога. Вид с северо-востока; 2–3 – тайник крупным планом
Данная находка пополняет растущее число синагогальных кладов, сокрытых как правило в биме или около нее, в тайниках, или под другими отличительными элементами синагоги, такими как пороги или скамейки. Обычно такие клады состоят только из бронзовых монет23. Наиболее вероятно, что подобные заклады носили магико-религиозный характер, представляя собой комплексы монет низкого достоинства, помещаемые внутри здания при его строительстве или реконструкции24.
В 18 м от юго-восточного угла синагоги в сезоне 2021 г. был найден клад с 82 монетами – кошелек, спрятанный в отбитом горле раннесредневековой амфоры типа Opait B-1b, вкопанном вертикально в пол не доследованного здания в квадрате Ж3. Клад включал статеры Фофорса (22 экз.), Радамсада (4) и Рескупорида VI (56), а также пантикапейский тетрахалк времени Асандра (около 45/44– 21/20 гг. до н. э.)25. Таким образом, заклад из молитвенного зала синагоги является вторым кладом из слоя пожара VI в. в Фанагории.
ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ БОСПОРА VI В.: БРОНЗОВАЯ МАССА И ВИЗАНТИЙСКИЕ СОЛИДЫ
До сих пор имелось немного свидетельств денежного обращения Боспора VI в. Это прежде всего нумизматические материалы Ильичевского городища, где в помещении ХХII были найдены вместе бронзовый статер Фофорса, два статера Рескупорида VI и два византийских золотых солида – Юстина I и Юстиниана I26. Также, из Ильичевской крепости происходит сокрытый около 576 г. клад, содержавший 130 бронзовых позднебоспорских статеров, смешанных с пятью солидами Юстиниана I (CH XI, 259). К этому времени принадлежит и Китейский клад позднебоспорских статеров (CH XI, 247), найденный внутри одной из раннесредневековых печей на территории центрального городского святилища в 2012 г., относимый прежде к 336/337 г. Кроме того, в Китее, в слое VI в. также были найдены вместе солид Юстиниана I и позднебоспорские статеры27. Однако только слой катастрофы VI в. в Фанагории впервые дает убедительную стратиграфическую картину денежного обращения эпохи, показывая, что огромная масса сильно изношенных бронзовых статеров Фофорса, Радамсада и Рескупорида VI продолжала находиться в обращении спустя более 200 лет после прекращения боспорской чеканки в 341/342 г. н. э.
Очень небольшое количество византийских фоллисов и их фракций тоже представлено в денежном обращении Боспора VI в. Среди находок византийской меди данного времени – полуфоллис Анастасия из раскопок Парфения28, фоллис Анастасия Ι или Юстиниана I из помещения 1 синагогальной винодельни в Фанагории29, пентануммий Юстиниана I из римско-византийского некрополя в Китее30. Раскопки разных лет в г. Боспор (Керчь) дали фоллис Юстина II (577/578 г.), полуфоллис Тиберия II (578–582 гг.), девять фоллисов и три монеты номиналом 8 пентануммиев Маврикия (582–602 гг.)31.
Модель денежного обращения в Фанагории VI в., соответственно, включала два элемента: 1) многочисленные боспорские бронзовые статеры III–IV вв. (и крайне редкие византийские фоллисы VI в.); 2) золотые солиды V–VI в. Византийское серебро полностью отсутствует на боспорском денежном рынке этой эпохи. Самым ранним в фанагорийских находках является солид Зенона (476– 491)32. Судя по хазарскому граффито на нем, данный экземпляр обращался на денежном рынке города уже в VI в., поступив в Фанагорию, по крайней мере, при Юстиниане I (рис. 7, 1). Солиды самого Юстиниана I (реже Юстина Ι) были широко распространены на Боспоре, но они редко встречаются совместно с позднебоспорскими статерами. В Фанагории зарегистрированы три солида Юстиниана I (рис. 4, 1–2; 7, 2), два из которых были обнаружены вместе с позднебоспорскими статерами и фоллисом Анастасия Ι или Юстиниана I в синагогальной винодельне. В конце VI в. к золоту Юстиниана I присоединились и солиды Маврикия, один из которых был обнаружен в окрестностях Феодосии.
Рис. 7. Солиды из Фанагории. 1 – Зенон, 476–491 гг. н.э. (ГМИИ им. А.С. Пушкина. Инв. № N–211334); 2 – Юстиниан I, 538–545 (Раскоп «Верхний город». ГИАМЗ «Фанагория». Инв. № ФM-KП 104/2 Н3354)
Cовместные находки солидов Юстиниана Ι и статеров Фофорса и Рескупорида VI в Фанагории и Китее, а также солидов Юстина Ι и Юстиниана Ι вместе со статерами тех же царей на Ильичевском городище отражают денежное обращение Боспора VI в., а также единство и континуитет позднеантичной и раннесредневековой материальной культуры Боспора33.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, синагога в Фанагории ‒ древнейшая из двух археологически выявленных синагог в Северного Причерноморья. Она просуществовала около полутысячи лет ‒ с середины I в. н. э. до середины VI в. Другая древняя синагога была открыта при раскопках в Херсонесе, однако от ее здания мало что сохранилось, а архитектурный план с трудом поддается реконструкции34. Херсонесская синагога была построена в конце IV в. и закрыта в V или VI в.
Фанагорийская синагога отличается богатством убранства. Об этом свидетельствуют, в частности, фрагменты мраморных менор и столиков, мраморные головы львов, надписи, многочисленные архитектурные детали35, светильники с иудейской символикой36 и т. д. В помещении 2 находился ящик для пожертвований, о чем свидетельствуют найденная здесь крышка от него и рассыпанные монеты из него.
Монеты из синагоги (заклады магико-религиозного характера и цдака) и синагогальной винодельни дают «живую картину» денежного обращения Боспора VI в., представляя массу боспорских бронзовых статеров III‒IV вв. и византийских солидов и фоллисов VI в.
Датировку разрушения Фанагории и сожжения ее синагоги определяют два вида источников – нумизматические и письменные. Во-первых, это находка упомянутого солида Юстиниана І 545–565 гг. вместе с позднебоспорскими статерами на полу помещения 1 синагогальной винодельни, погибшей в том же пожаре. Этот солид дает terminus post quem для даты катастрофы – не ранее 545 г. Во-вторых, это сообщение Прокопия Кесарийского о разрушении Кеп и Фанагории: «Два других небольших городка, называемые Кепы и Фанагурис, издревле были подчинены римлянам и такими были и в мое время. Но недавно некоторые из варварских племен, живших в соседних областях, взяли и разрушили их до основания» (Procop. Caes. De bell. VIII. 5. 28). Поскольку историк завершил повествование о «Готской войне» в своей «Истории войн» в 554 г., следовательно, Фанагория и ее синагога были разрушены между 545 и 554 гг.
КАТАЛОГ37
КЛАД ИЗ МОЛИТВЕННОГО ЗАЛА (ПОМЕЩЕНИЕ 1)
№ | Помещение | Инв. №. | Царь | Вес, г | Диам., мм | Год б.э. | Год н.э. | Примечание |
1* | П1 | Ф-23-1 | Фофорс | 6.61 | 19 | 590 | 293/4 | Cf. Abramzon, Kuznetsov 2017, № 2501. |
2* | П1 | Ф-23-2 | Фофорс | 6.85 | 19 | 592 | 295/6 | Cf. Abramzon, Kuznetsov 2017, № 2622. |
3* | П1 | Ф-23-3 | Фофорс | 6.77 | 20 | 594 | 297/8 | Cf. Abramzon, Kuznetsov 2017, № 2926 (вар.). |
4* | П1 | Ф-23-4 | Фофорс | 7.98 | 19 | 599 | 302/3 | Cf. Abramzon, Kuznetsov 2017, № 3481. |
5* | П1 | Ф-23-5 | Рескупорид VI | 6.67 | 19 | 616 | 319/0 | Cр. Frolova 1997, II, LXXXVIII, 25. |
6* | П1 | Ф-23-6 | Рескупорид VI | 6.43 | 18 | 617 | 320/1 | Cf. Abramzon et al. 2019, № 433. |
7* | П1 | Ф-23-7 | Рескупорид VI | 5.86 | 20 | 619 | 322/3 | Cf. Frolova 1997, II, XCII, 16 (вар.). |
8* | П1 | Ф-23-8 | Рескупорид VI | 6.17 | 19 | 621 | 324/5 | Cf. Abramzon et al. 2019, № 675 (var.). |
9* | П1 | Ф-23-9 | Рескупорид VI | 7.27 | 18 | 621 | 324/5 | Cf. Abramzon et al. 2019, № 705. |
10* | П1 | Ф-23-10 | Рескупорид VI | 5.69 | 19 | 622 | 325/6 | Cf. Abramzon et al. 2019, № 906. |
11* | П1 | Ф-23-11 | Рескупорид VI | 7.13 | 20 | 622 | 325/6 | Cf. Abramzon et al. 2019, № 828. |
12* | П1 | Ф-23-12 | Рескупорид VI | 6.45 | 19 | 623 | 326/7 | Cf. Abramzon et al. 2019, № 967. |
13* | П1 | Ф-23-13 | Подражание статеру Рескупорида VI | 6.10 | 19 | 620 | 323/4 | Cf. Abramzon 2021, 9, рис. 1, 4. |
ЕДИНИЧНЫЕ МОНЕТЫ
№ | Помещение | Инв. №. | Царь | Вес, г | Диам., мм | Год б.э. | Год н.э. | Примечание |
14 15* 16* | П2, п/п П2, п/п П2, п/п | Ф-23-32 Ф-23-150 Ф-23-99 | Савромат Ι Подражание статеру Савромата ΙI Фофорс | 13.9 3.99 6.59 | 28 20 20 | 483 или 484 584 | 108/9– 115/6 186/7 или 187/8 287/8 | Cf. Frolova 1997, I, XLV, 16–19. О.с. Ника, М–Н. О.с. Бюст Коммода, справа копье. Cf. Abramzon, Kuznetsov 2017, № 2433. |
17 | П2, п/п | Ф-24-1 | Фофорс | 5.50 | 19 | 585 | 288/9 | Cf. Abramzon, Kuznetsov 2017, № 2445. |
18 | П2 п/п | Ф-24-2 | Фофорс | 7.33 | 19 | 587 | 290/1 | Cf. Веб-сайт Каталог-архив «Монеты Боспора», URL: https:// bosporan-kingdom. com/736-4561/11.html. |
19* | П1, п/п | Ф-23-133 | Фофорс | 6.41 | 20 | 593 | 296/7 | Cf. Abramzon, Kuznetsov 2017, № 2678. |
20 | П2, п/п | Ф-23-102 | Фофорс | 7.04 | 20 | 593 | 296/7 | Cf. Abramzon, Kuznetsov 2017, № 2623. |
21* | П1 | Ф-23-146 | Фофорс | 6.91 | 20 | 594 | 297/8 | Cf. Abramzon, Kuznetsov 2017, № 2908. |
22 | П1 | Ф-23-22 | Фофорс | 6.69 | 19 | 594 | 297/8 | Cf. Abramzon, Kuznetsov 2017, № 2784. |
23* | П1 | Ф-23-29 | Фофорс | 6.56 | 19 | 595 | 298/9 | Cf. Abramzon, Kuznetsov 2017, № 2988. |
24 | П1 | Ф-23-23 | Фофорс | 4.85 | 19 | 596 | 299/0 | Cf. Abramzon, Kuznetsov 2017, № 3150. |
25* | П1 | Ф-23-25 | Фофорс | 7.63 | 18 | 596 | 299/0 | Cf. Abramzon, Kuznetsov 2017, № 3263. |
26* | П2, п/п | Ф-23-101 | Фофорс | 6.84 | 19 | 598 | 301/2 | Cf. Abramzon, Kuznetsov 2017, № 3433. |
27* | П2 | Ф-23-125 | Фофорс | 6.41 | 19 | 599 | 302/3 | Cf. Abramzon, Kuznetsov 2017, № 3552. |
28* | П1 | Ф-23-21 | Фофорс | 6.90 | 20 | 599 | 302/3 | Cf. Abramzon, Kuznetsov 2017, № 3485. |
29* | П2, п/п | Ф-23-128 | Фофорс | 7.14 | 19 | 599 | 302/3 | Cf. Abramzon, Kuznetsov 2017, № 3485. |
30* | П1 | Ф-23-30 | Радамсад | 6.68 | 18 | 613 | 316/7 | Cf. Frolova 1997, II, LXXXIII, 6‒7. |
31* | П2, п/п | Ф-23-93 | Радамсад | 5.94 | 20 | 614 | 317/8 | Cf. Abramzon et al. 2019, № 389. |
32* | П2, п/п | Ф-23-100 | Радамсад | 5.56 | 20 | 614 | 317/8 | Cf. Frolova 1997, II, LXXXIV, 6. |
33* | П2 | Ф-23-143 | Радамсад | 5.27 | 20 | 614 | 317/8 | Cf. Abramzon et al. 2019, № 391. |
34 | П1 | Ф-23-97 | Рескупорид VI | 4.60 | 18 | 616 | 319/0 | Cf. Frolova 1997, II, LXXXVII, 16. |
35 | П1 | Ф-23-132 | Рескупорид VI | 5.61 | 18 | 616 | 319/0 | Cf. Frolova 1997, II, XXXVII, 25. |
36* | П2, п/п | Ф-23-135 | Рескупорид VI | 5.92 | 21 | 616 | 319/0 | URL: https://bospo-ran-kingdom.com/7654179/13.html. |
37 | П1 | Ф-23-31 | Рескупорид VI | 5.56 | 19 | 619 | 322/3 | Cf. Abramzon et al. 2019, № 536. |
38* | П2, п/п | Ф-23-127 | Рескупорид VI | 5.61 | 20 | 619 | 322/3 | Cf. Frolova 1997, II, XCIII, 6–8. |
39 | П2, п/п | Ф-23-129 | Рескупорид VI | 3.85 | 18 | 619 | 322/3 | Cf. Abramzon et al. 2019, № 524. |
40 | П1 | Ф-23-27 | Рескупорид VI | 6.22 | 20 | 620 | 323/4 | Cf. Abramzon et al. 2019, № 554. |
41* | П1, п/п | Ф-23-124 | Рескупорид VI | 6.10 | 20 | 620 | 323/4 | Cf. Golenko, Sokolskiy 1968, IX, 406. |
42* | П2, п/п | Ф-23-94 | Рескупорид VI | 5.39 | 19 | 620 | 323/4 | Cf. Abramzon et al. 2019, № 634. |
43* | П1 | Ф-23-35 | Рескупорид VI | 6.53 | 19 | 621 | 324/5 | Cf. Frolova 1997, II, CIX, 19. |
44* | П1 | Ф-23-149 | Рескупорид VI | 6.82 | 19 | 621 | 324/5 | Cf. Abramzon et al. 2019, № 703. |
45 | П1 | Ф-23-98 | Рескупорид VI | 6.32 | 20 | 621 | 324/5 | Cf. Frolova 1997, II, CI, 7. |
46 | П2, п/п | Ф-23-103 | Рескупорид VI | 6.36 | 20 | 621 | 324/5 | Cf. Golenko, Sokolsky 1968, XII, 539. |
47 | П2, п/п | Ф-23-104 | Рескупорид VI | 7.27 | 20 | 621 | 324/5 | URL: https://bospo-ran-kingdom.com/7694181/34.html. |
48 | П2, п/п | Ф-23-130 | Рескупорид VI | 6.36 | 19 | 621 | 324/5 | Cf. Abramzon et al. 2019, № 767. |
49 | П2, п/п | Ф-23-131 | Рескупорид VI | 5.80 | 18 | 621 | 324/5 | URL: https://bospo-ran-kingdom.com/7704392/22.html. |
50 | П1 | Ф-23-26 | Рескупорид VI | 5.60 | 20 | 622 | 325/6 | Cf. Abramzon et al. 2019, № 869. |
51 | П1 П1, п/п | Ф-23-28 | Рескупорид VI | 5.14 | 19 | 622 | 325/6 | Cf. Abramzon et al. 2019, № 853. |
52* | Ф-23-147 | Рескупорид VI | 6.59 | 19 | 622 | 325/6 | Cf. Abramzon et al. 2019, № 850 (л.с.), 877 (о.с. вар.). | |
53 | П1, п/п | Ф-23-148 | Рескупорид VI | 5.69 | 20 | 622 | 325/6 | Cf. Abramzon et al. 2019, № 844. |
54 | П1 | Ф-23-24 | Рескупорид VI | 5.78 | 18 | 623 | 326/7 | Cf. Abramzon et al. 2019, № 967. |
55 | П2, п/п | Ф-23-95 | Рескупорид VI | 5.17 | 19 | 623 | 326/7 | Cf. Frolova 1997, II, CV, 11? |
56 | П1 | Ф-23-36 | Рескупорид VI | 5.34 | 19 | 623 | 326/7 | Cf. Abramzon et al. 2019, № 915. |
57* | П2 | Ф-23-126 | Рескупорид VI | 6.55 | 19 | 623 | 326/7 | Cf. Abramzon et al. 2019, № 924. |
58* | П1 | Ф-23-96 | Рескупорид VI | 6.40 | 20 | 627 | 330/1 | Cf. Frolova 1997, II, CXII, 1. |
1 Danshin 1993, 61–62.
2 Danshin 1993, 67.
3 Danshin 1993, 69.
4 Danshin 1993, 65–66; Povalahev 2011, 321.
5 Danshin 1993, 67.
6 Golofast 2021.
7 Golofast 2020.
8 Kuznetsov 2024.
9 Zavadskaya 1996; MacLennan 1996; Eshel 1998; Zolotarev et al. 2013; Kizilov 2016; Ushakov 2021.
10 Abramzon, Ostapenko 2023; 2024.
11 Аналогичные случаи вскрытия полов синагог грабителями см. в Rassalle 2021, 240.
12 Hachlili 1988, 166.
13 Rautman 2020, 13, fig. 6–7; 20, fig. 10.
14 Amit, Ilan 1990, 124. Авторы искренне благодарят главу отдела монет Управления древностей Израиля д-ра Д. Ариэля за ценные консультации.
15 Для археологически выявленных синагог иудейской диаспоры, которые могут быть датированы более ранним временем, чем синагога Фанагории, см. Burney 2023, 5, n. 5. Прим. Д. Ариэля.
16 Найдена на нижнем плато в 1989 г. (раскоп «Берег»).
17 Kuznetsov 2020, 89–98.
18 Abramzon, Ostapenko 2023, 251, рис. 1, 3.
19 Golofast 2021.
20 ГИАМЗ «Фанагория». Инв. № ФМ-КП 104/3 Н 3355. Cf. DOC 1, 71, no. 9f.1‒3.
21 См. Ahipaz, Leibner 2023; Rassalle 2021, 170. Т. Рассел относит заклад монет в синагоге к магико-религиозным или «десятинным» кладам, если: 1) депозит найден в труднодоступном месте (в основном под полом); 2) монеты разбросаны (под всей поверхностью пола или за стойками скамеек и т. д.); 3) большое количество монет (малое количество монет может указывать на случайную потерю); 4) монеты имеют низкую стоимость (это указывает на то, что внесение монет было в первую очередь символическим действием); 5) монеты имеют большой диапазон дат. См. Rassalle 2021, 186. В случае с Фанагорийской синагогой все перечисленные характеристики имеют место.
22 См. Abramzon 2021, 9, рис. 1, 3; 11, рис. 3, 4; 14, № 4.
23 Rassalle 2021, 89.
24 Rassalle 2021, 93.
25 Abramzon, Ostapenko 2023; 2024.
26 Frolova 1998, 247–248, рис. 1.
27 Molev, Moleva 2016, 77, 89, № 194.
28 Ср. DOC 1, 23, no. 24b.1–2.
29 ГИАМЗ «Фанагория». Инв. № Ф‑22–60.
30 Abramzon, Khrshanovskiy 2022, 236, № 32. Cf. DOC 1, 156, no. 272.2.
31 Abramzon et al. 2024, 127 (с литературой), 135–136, № 55–59.
32 Abramzon 2011, 272, fig. 2, 1.
33 Frolova 1998, 248.
34 Zavadskaya 1996, 590, рис. 3; Zolatarev et al. 2013.
35 В слое пожара были найдены импостные капители, по-видимому, принадлежавшие фанагорийской синагоге, которая подверглась значительной перестройке во второй половине V – начале VI в., а, скорее, в конце V – начале VI в. Л.А. Голофаст полагает, что капители для синагоги могли быть куплены на одном из свободных рынков мраморных деталей, которые существовали в дополнение к централизованному распределению мрамора императором. См. Golofast 2023, 77.
36 Один из них – с изображением Скинии Завета, типа Hayes 8, вариант А, который появляется в конце V в. и существует минимум до середины VI в. н. э. Эти хронологические рамки совпадают с последним периодом функционирования синагоги в Фанагории. См. Chebyshev 2024, 100, рис. 2, 5.
37 Все монеты – бронзовые позднебоспорские статеры, за исключением сестерция Савромата I (№ 14). Номерам монет в каталоге соответствуют номера в таблицах. Номера без символа * в таблицах не представлены. Сокращения: П1 – помещение 1 (молитвенный зал), П2 – помещение 2 (западное), п/п – под полами.
Об авторах
Михаил Григорьевич Абрамзон
Институт археологии Российской академии наук; Государственный историко-археологический музей-заповедник «Фанагория»; Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Автор, ответственный за переписку.
Email: abramzon-m@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6111-048X
доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела классической археологии; старший научный сотрудник; директор НИИ исторической антропологии и филологии
Россия, Москва; Сенной; МагнитогорскВладимир Дмитриевич Кузнецов
Институт археологии Российской академии наук; Государственный историко-археологический музей-заповедник «Фанагория»
Email: phanagor@mail.ru
ORCID iD: 0009-0002-3214-3586
доктор исторических наук, заведующий отделом классической археологии; директор
Россия, Москва; СеннойСергей Николаевич Остапенко
Институт археологии Российской академии наук; Государственный историко-археологический музей-заповедник «Фанагория»
Email: osn-23@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9131-1335
кандидат исторических наук, младший научный сотрудник отдела классической археологии; первый заместитель директора
Россия, Москва; СеннойСписок литературы
- Abramzon, M. 2011: The Roman and Early Byzantine Coins from the 1988, 2005‒2010 Excavations at Phanagoria. In: N. Povalahev, V. Kuznetsov (eds.), Phanagoreia, Kimmerischer Bosporos, Pontos Euxeinos. (Altertümer Phanagoreias, 1). Göttingen, 251‒274.
- Abramzon, M.G. 2021: [Barbarian Imitations of Bosporan Staters and Roman Denarii from Phanagoria]. In: Hypanis. Trudy otdela klassicheskoy arkheologii IA RAN [Hypanis. Proceedings of the Department of Classical Archaeology of IA RAS]. Vol. III. Moscow, 7–17. Абрамзон, М.Г. Варварские подражания боспорским статерам и римским денариям из Фанагории. Hypanis. Труды отдела классической археологии ИА РАН. Т. 3. М., 7–17.
- Abramzon, M.G., Khrshanovsky, V.A. 2022: [Coins from the Excavations at the Southwestern Necropolis of Cytaeum (2011–2021). In: Bosporskiy fenomen. Bol’shie i malye goroda Bosporskogo tsarstva. Kruglyy stol, posvyashchennyy 75-letiyu E.A. Moleva (1947–2021). Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [The Bosporan Phenomenon. Large Cities and Small Towns of the Bosporan Kingdom. Round Table Dedicated to the memory of Yevgeny A. Molev (1947–2021). Proceedings of the International Conference]. Saint Petersburg, 233–240. Абрамзон, М.Г., Хршановский, В.А. Монеты из раскопок юго-западного участка некрополя Китея (2011‒2021 гг.). В сб.: Боспорский феномен. Большие и малые города Боспорского царства. Круглый стол, посвященный 75-летию Е.А. Молева (1947–2021). Материалы международной научной конференции. СПб., 233–240.
- Abramzon, M.G., Kuznetsov, V.D. 2017: Klad pozdnebosporskikh staterov iz Fanagorii [A Hoard of Late Bosporan Staters from Phanagoria]. Moscow. Абрамзон, М.Г., Кузнецов, В.Д. Клад позднебоспорских статеров из Фанагории. (Фанагория. Результаты археологических исследований, 5). М.
- Abramzon, M.G., Mayko, V.V., Kononova, S.A., Ponomarev, L.Yu. 2024: [Coins from the 2018 Excavations at Kerch, next to the Church of St. John the Baptist]. Problemy istorii, filologii, kul’tury [Journal of Historical, Philological and Cultural Studies] 2, 121–144. Абрамзон, М.Г., Майко, В.В., Кононова, С.А., Пономарев, Л.Ю. Монеты из раскопок 2018 г. в районе Церкви Иоанна Предтечи в Керчи. Проблемы истории, филологии, культуры 2, 121–144.
- Abramzon, M.G., Ostapenko, S.N. 2023: [A Purse with Bosporan Staters from the Sixth-Century Fire Layer in Phanagoria]. Kratkie soobshchenia Instituta arkheologii [Brief Communications of the Institute of Archaeology] 270, 250–257. Абрамзон, М.Г., Остапенко, С.Н. Кошелек с боспорскими статерами из слоя пожара VI в. в Фанагории. Краткие сообщения Института археологии 270, 250–257.
- Abramzon, M.G., Ostapenko, S.N. 2024: A Hoard of Late Bosporan Staters from the Sixth-Century Fire Layer in Phanagoria. Ancient Civilizations from Scythia to Siberia 30, 43–63.
- Abramzon, M.G., Novichikhin, A.M., Saprykina, I.A., Smekalova, T.N. 2019: Tretiy Gay-Kodzorskiy klad pozdnebosporskikh staterov [The Third Hoard of Late Bosporan Staters from the Gai-Kodzor Site]. Moscow. Абрамзон, М.Г., Новичихин, А.М., Сапрыкина, И.А., Смекалова, Т.Н. Третий Гай-Кодзорский клад позднебоспорских статеров. М.
- Amit, D., Ilan, Z. 1990: The Ancient Synagogue at Ma‘on in Judah. Qadmoniot: A Journal for the Antiquities of Eretz-Israel and Bible Lands 91–92, 115–126.
- Ahipaz, N., Leibner, U. 2023: Floor Deposits in Ancient Synagogues: A Regional Practice in Late Antique Palestine. Jewish Studies Quarterly 30/2, 138–160.
- Burney, J.K. 2023: “Fragment to Fragment”: Building Jewish Communities in the Late Roman Aegean (2nd–6th Centuries CE). PhD thesis. Chapel Hill.
- Chebyshev, G.S. 2024: [About New Findings of Ceramic Oil Lamps from Excavations of Phanagoria]. In: A.I. Aybabin, E.A. Khayredinova (eds.), Etnokul’turnye protsessy na severnykh granitsakh Vostochnoy Rimskoy imperii [The Ethnocultural Processes on the Northern Frontiers of the Eastern Roman Empire]. Simferopol, 98–102. Чебышев, Г.С. О новых находках керамических светильников из раскопок Фанагории. В сб.: А.И. Айбабин, Э.А. Хайрединова (ред.), Этнокультурные процессы на северных границах Восточной Римской империи. Симферополь, 98–102.
- Danshin, D.I. 1993: [Phanagorian Community of Jews]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 1, 59–72.
- Даньшин, Д.И. Фанагорийская община иудеев. ВДИ 1, 59–72.
- Eshel, E. 1998: A Hebrew Graffito from a Synagogue in Crimea. Jewish Studies Quarterly 5/4, 289–299.
- Frolova, N.A. 1997: Monetnoe delo Bospora (seredina I v do n.e.–seredina IV v. n.e.) [Coinage of the Bosporus (the Middle of the First Century BC to the Middle of the Fourth Century AD)]. Vol. I–II. Moscow. Фролова, Н.А. Монетное дело Боспора (середина I в. до н.э. – середина IV в. н.э.). Ч. 1–2. М.
- Frolova, N.A. 1998: [The Problem of Continuity in the Late Ancient Bosporus in the Light of Numismatic Data]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 1, 247–262. Фролова, Н.А. Проблема континуитета на позднеантичном Боспоре по нумизматическим данным. ВДИ 1, 247–262.
- Golenko, K.V., Sokolskiy, N.I. 1968: [A Hoard from Kepoi, Year 1968]. Numizmatika i epigrafika [Numismatics and Epigraphy] VII, 72–126. Голенко, К.В., Сокольский, Н.И. Клад 1962 г. из Кеп. Нумизматика и эпиграфика VII, 72–126.
- Golofast, L.A. 2020: [Early Medieval Amphora with a Hebrew Inscription on the Lead Seal from Phanagoria]. Rossiyskaya arkheologiya [Russian Archaeology] 3, 159–172. Голофаст, Л.А. Раннесредневековая амфора с древнееврейской надписью на свинцовой пломбе из Фанагории. Российская археология 3, 159–172.
- Golofast, L.A. 2021: [Sixth Century Amphorae with Menorah Representations from Phanagoria]. Rossiyskaya arkheologiya [Russian Archaeology] 4, 53–64. Голофаст, Л.А. Амфоры VI в. c изображением меноры из Фанагории. Российская археология 4, 53–64.
- Golofast, L.A. 2023: [Ionic Impost Capitals from the Excavations at Phanagoria]. Problemy istorii, filologii, kul’tury [Journal of Historical, Philological and Cultural Studies] 3, 69–84. Голофаст, Л.А. Ионические импостные капители из раскопок Фанагории. Проблемы истории, филологии, культуры 3, 69–84.
- Hachlili, R. 1988: Ancient Jewish Art and Archaeology in the Land of Israel. (Handbuch der Orientalistik. Sieben Abteilung. Kunst und Archäologie). Leiden–New York–Copenhagen–Cologne.
- Kizilov, M.B. 2016: [Rev.: M.I. Zolotarev et al. Ancient Synagogue in Taurian Chersonesus: Materials and Research of the Black Sea Project 1994–1998. Moscow: Dmitry Pozharsky University, 2013]. Vostok/Oriens 5, 199–204. Кизилов, М.Б. Рец.: М. И. Золотарев, Д. Ю. Коробков, С. В. Ушаков, Р. МакЛеннан, А. Оверман, Дж. Оливье, Д. Эдвардс, Г. Линстром при участии Е. Олениной. Древняя синагога в Херсонесе Таврическом. Материалы и исследования Причерноморского проекта 1994–1998 гг. М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2013. Vostok/Oriens 5, 199–204.
- Kuznetsov, V. D. 2020: Otchet ob arkheologicheskikh raskopkakh Fanagoriyskoy ekspeditsii Instituta arkheologii RAN v Fanagorii v 2019 g. (Krasnodarskiy kray, Temryukskiy rayon, pos. Sennoy) [Report on the Archaeological Excavations of the Phanagoria Expedition of the Institute of Archaeology RAS in Phanagoria in 2019 (Krasnodar Kray, Temryuk District, Sennoy Settlement]. Vol. I. Moscow. Кузнецов, В.Д. Отчет об археологических раскопках Фанагорийской экспедиции Института археологии РАН в Фанагории в 2019 г. (Краснодарский край, Темрюкский район, пос. Сенной). Т. 1. М.
- Kuznetsov, V.D. 2024: [The Synagogue at Phanagoria (Preliminary Report)]. Rossiyskaya arkheologiya [Russian Archaeology] (forthcoming). Кузнецов, В.Д. Фанагорийская синагога (предварительное сообщение). Российская археология (в печати).
- MacLennan, R.S. 1996: In Search of the Jewish Diaspora: A First Century Synagogue in Crimea. Biblical Archaeology Review 22/2, 44–51.
- Molev, E.A., Moleva, N.V. 2016: Bosporskiy gorod Kitey [Сytaeum, a Bosporan City]. Pt. II. Simferopol. Молев, Е.А., Молева, Н.В. Боспорский город Китей. Ч. II. (Боспорские исследования. Supplementum, 15). Симферополь.
- Povalahev, N. 2011: Überlegungen zur Geschichte der jüdischen Gemeinde Phanagoreias. In: N. Povalahev, V. Kuznetsov (Hrsg.), Phanagoreia und seine historische Umwelt. (Altertümer Phanagoreias, 2). Göttingen, 305–338.
- Rassalle, T. 2021: Coin Deposits from Ancient Synagogues in Late Antique Palestine. PhD thesis. Chapel Hill.
- Rautman, M. 2020: Ex Anatolia Lux: Menorah from the Synagogue at Sardis. Journal of Ancient Judaism 11, 1–31.
- Ushakov, S.V. 2021: [Religious Situation in the Late Antique Chersonesus (4th–Mid-7th Centuries) (State of the Problem)]. Khersonesskiy sbornik [Chersonesus Collection] 22, 167–178. Ушаков, С.В. Религиозная ситуация в позднеантичном Херсонесе в IV – середине VII в. (состояние проблемы). Херсонесский сборник 22, 167–178.
- Zavadskaya, I.A. 1996: [Problems of Stratigraphy and Chronology of the Architectural Complex “Basilica 1935” in Chersonesos]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria] 5, 94–105. Завадская, И.А. Проблемы стратиграфии и хронологии архитектурного комплекса «Базилика 1935 г.» в Херсонесе. Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии 5, 94–105.
- Zolotarev, M.I., Korobkov, D.Y., Ushakov, S.V, Overman, J.A., MacLennan, R.S., Edwards, D.R., Olive, J., Lindstrom, G., Olenina, E. 2013: Drevnyaya sinagoga v Khersonese Tavricheskom: Materialy i issledovaniya Prichernomorskogo proekta 1994–1998 gg. [The Ancient Synagogue in Tauric Chersonesos: Materials and Researches by the Black Sea Project 1994–1998]. Vol. I. Moscow–Sevastopol. Золотарев, М.И., Коробков, Д.Ю., Ушаков, C.В., Макленнан, Р., Оверман, А., Оливье, Дж., Эдвардс, Д., Линстром, Г., Оленина, Е. Древняя синагога в Херсонесе Таврическом: Материалы и исследования Причерноморского Проекта 1994–1998 гг. Т. I. Москва–Севастополь.











