Two Inscribed Boards Mentioning Thoth in the Collection of the State Hermitage Museum

Мұқаба

Толық мәтін

Аннотация

The article is the first publication of two wooden boards mentioning the god Thoth: ДВ-5338, ДВ-5339. These two objects, preserved now in the collection of the State Hermitage museum appeared to be sawn from a baboon’s wooden coffin. The fragments are interesting due to their inscriptions; they date back to the second half of the Ptolemaic dynasty or to the beginning of the Roman rule.

Негізгі сөздер

Толық мәтін

В Государственном Эрмитаже под инвентарными номерами ДВ-5338 (размеры: 18,5 × 34 см) и ДВ-5339 (22 × 34,4 см), хранятся две древнеегипетские деревянные дощечки с упоминанием древнеегипетского бога Тота. Эти вещи были привезены в 1909 г. Б.А. Тураевым из Египта и попали в 1910 г. в «Опись коллекции древностей, привезенных из Египта»1. Это единственное краткое упоминание дощечек, без фотографий или прорисовок. Данные предметы могли привлечь внимание Б.А. Тураева, поскольку несколькими годами ранее этот исследователь закончил и опубликован труд, посвященный богу Тоту2.

Деревянные панели имеют правильную прямоугольную форму, каждая из них состоит из трех неровных досок, в некоторых случаях не скрепленных друг с другом.

На доске ДВ-5338 (рис. 1) расположены пять столбцов надписи, выполненной крайне небрежным почерком черными чернилами по штукатурке. Текст читается справа налево, начинается со столбца 2, затем продолжается в коротком столбце 1, читаемом слева направо, далее, столбца 3 – опять справа налево:

 

Рис. 1. Дощечка ДВ-5338. Лицевая сторона с надписью. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

  1. wj/wt1 (?) Dd md.w2 n3 pA4 DHw.tj anx=k ss(n)=k Xrd=k
  1. mj ra.w D.t
  2. dj.w5 n=k dwA.w=f 6 m THw7
  3. HAb-sd.w8 aSA(.w)9 wr(.w)10 nHH11 D.t anx(=k)
  4. wDA(=k)12 snb(=k) anx=k D.t

Гроб/бальзамирование (?) Произнесение слов для (sic!) Тота: живи, дыши, омолаживайся, (1) подобно Ра, вечно. (3) Даны тебе его восхваления в радости (4) в многочисленных, великих хеб-седах (праздниках) вечно, вековечно. Живи, (5) будь невредим, будь здоров, живи вечно!

Комментарии

В этой короткой надписи множество сложных моментов. 1. Самые верхние знаки во втором столбце, по-видимому, передают корень wj или wt, («гроб», «бальзамирование»3), однако интерпретировать их точнее не представляется возможным. 2. Знак под иероглифом «змея» по форме похож и на f «йод» (М 17), и на J «посох» (S 43); предпочтение отдается второму варианту: именно знак «посох» чаще всего используется в начальном положении в выражении Dd mdw jn. 3. В начале второго столбца после стандартной фразы Dd mdw jn «произнесение слов тем-то» выписано еще два знака n, то есть всего имеется три n. Вполне допустимо, что такое большое число выписанных знаков указывает на изменение начальной фразы на «произнесение слов для такого-то», т. е. n используется как предлог датива, а не как частица jn, вводящая агента действия. В таком случае весь следующий текст содержит молитву, обращенную к священному животному: ибису или павиану, находившемуся внутри деревянного гроба. 4. Для передачи артикля мужского рода pA используется иероглиф, по форме больше напоминающий цыпленка с раскрытыми крыльями, чем летящую утку. 5. О пассивной форме для глагола dj/rdj «давать» и формах ее передачи см. подробнее грамматику Д. Курта4. 6. Необычный по форме знак, напоминающий сосуд, с большой долей вероятности является несколько искаженной иератической формой для знака, хорошо засвидетельствованной в палеографии Г. Мёллера5. Наиболее распространенными детерминативами для слова dwA.w «хвалебная песнь, высказывание» являются другие знаки6. Суффикс =f после dwA.w=f относится к богу Ра, о котором говорится выше. 7. Слово THw «радоваться» хорошо засвидетельствовано7, о замене w на jj см. специальный комментарий в работе Д. Курта8. По поводу интерпретации детерминирующего знака, см. предыдущее пояснение 4. 8. Группу штрихов U A между верхними тремя знаками в столбце 4 и знаком «ящерица» ниже следует, по-видимому, понимать как знак множественности I I I (Z 2), хотя фактически различимы два вертикальных штриха слева и знак, похожий на овал, справа; ср. вариант, засвидетельствованный у Г. Мёллера9. 9. Слово «многочисленный» aSA выписано знаком «ящерица» (I 1), переданном в иератической, а не иероглифической форме10. 10. Предлагаемый перевод начала 4 столбца HAb-sd.w aSA(.w) wr(.w) «в многоленных, великих хеб-седах» основывается на аналогичных формулах в текстах храма Эдфу11. Тем не менее, передача слова wr «великий» знаком (т. е.) на других памятниках в такой форме – с цветком в передних лапах – вроде бы не засвидетельствована, ср. известные варианты написания знака «павиан», собранные в Ф. Дома12. Возможна и другая интерпретация этого места: HAb-sd.w aSA(.w) nfr(.w) «в многочисленных, прекрасных хеб-седах», поскольку для знака «сидящий павиан» (без цветка) чтение nfr надежно фиксируется13. 11. Многие знаки в тексте имеют очень поздние по времени формы написания. Так, слово nHH «вечность» 1 выписано с использованием знаков «перевернутая луна» и «город», вместо О «солнца». 12. Слово wDA «быть невредимым» записано только иероглифом «глаз», что характерно для птолемеевского времени. Возможно, переводить последние глаголы следует не в оптативном (желательном) наклонении, а в изъявительном: «[Ты] живешь, [ты] невредим, здоров, ты живешь вечно». Формальных показателей, указывающих на выбор того или иного перевода нет.

Всю поверхность оборотной стороны дощечки (рис. 2–3) занимает выполненное черной краской изображение большого цветка из длинных вытянутых линий, выходящих из центра. Крест из сужающихся к краям доски узких конусов дополнен двенадцатью ветвями с побегами, концы которых загнуты в виде спиралей. В верхних углах доски сохранились два маленьких цветка, стебли которых направлены от углов к центру; аналогичные им были, по-видимому, и внизу. Подобный крест, дополненный несколькими ветвями, количество которых может меняться, – частое орнаментальное заполнение пространства, например, на нижней (плоской) части скарабеев разных эпох14.

 

Рис. 2. Дощечка ДВ-5338. Оборотная сторона с цветком. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

Рис. 3. Прорисовка оборотной стороны дощечки ДВ-5338. Прорисовка: А.Н. Николаев

 

На доске ДВ-5339 (рис. 4) находятся нескольлв и горизонтальных строк текста; качество иероглифичоше, чем на панели ДВ-5338. По центру поверхность диьной линией, представляющей собой удлиненную час (R 12), на котором сверху изображен ибис с пером – священная птица Тота. Надпись гласит:

 

Рис. 4. Дощечка ДВ-5339. Лицевая сторона с надписью. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

  1. Dd md.w jn DHw.tj aA aA nb xmn.w
  2. dj.w anx nb1 snb nb2
  3. Aw.t-jb nb mj ra.w nHH3 D.t
  4. Dd md.w jn DHw.tj 4 aA aA nb xmn.w
  5. nTr-aA xpr Ds=f 5, 6
  6. dj.w anx nb snb nb Aw.t-jb nb mj ra.w

(1 верт.) Произнесение слов Тотом дважды великим, владыкой Гермополя. (2 гориз.) Дана жизнь всякая, здоровье всякое, (3 верт.) радость всякая, подобно Ра, вечно, вековечно. (4 верт.) Произнесение слов Тотом дваж ды великим, владыкой Гермополя (5 верт.), великим богом, сотворившем себя самого. (6 гориз.) Дана жизнь всякая, здоровье всякое, радость всякая, подобно Ра.

Комментарии

  1. Как и на дощечке ДВ-5338, используются очень поздние формы написания слов. В одном и том же предложении используются разные знаки для передачи прилагательного nb «всякий»: и «корзина» (V 30), и ш «змея» (I 64). 2. Слово snb «быть здоровым» в надписи передано знаками , еще несколько возможных вариантов специально оговариваются в грамматике Д. Курта15. 3. В слове nHH «вечность» и на ДВ-5339, и на ДВ-5338 употреблены особенные формы для передачи знаков «луна» и «город», заменивший знак «солнце». 4. Чтение основывается на данных Лексикона египетских богов под редакцей Кр. Ляйца16 и перечня знаков птолемеевского периода Д. Курта17. Вместе с тем, известный отечественный египтолог О.Д. Берлев настаивал на чтении j, а не DHw.tj, что подтверждается демотической надписью с наоса, хранящегося в ГМИИ им. А.С. Пушкина (инв. I.1.a.5373)18. В то же время, как было показано Фээрманом, знак «кисточка тростника» f (М 17) в птолемеевских текстах из Эдфу часто заменяет большое число других знаков, передающих DHw.tj, и это нельзя не учитывать19. 5. В горизонтальной строке 5 последние знаки из-за отсутствия места выписаны мелко и с искажениями; уверенно распознать крайний правый из них не представляется возможным. 6. Эпитет «создавший себя сам» может относиться как к Ра, так и к Тоту, но, судя по предшествующим словам «великий бог» и расположению этой фразы на доске, центральным элементом оформления которой является изображение ибиса, с большой долей вероятности перед нами – название бога Тота.

Красочный слой оборотной стороны дощечки (рис. 5–6) сильно разрушен, однако сохранились каплевидные элементы – чешуйки, или пряди, которыми часто передавалась шкура павиана20; возможно, именно это священное животное Тота и было изображено на панели. Помимо этого различимы три черных треугольных лепестка, отходящих от центра цветка; между лепестками находились «ветви», одна из которых, также черная, хорошо заметна на темно-коричневом фоне.

 

Рис. 5. Дощечка ДВ-5339. Оборотная сторона с шкурой павиана и цветком. © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

Рис. 6. Прорисовка оборотной стороны дощечки ДВ-5339. Прорисовка: А.Н. Николаев

 

С большой долей вероятности оба предмета представляют собой две части одного предмета или два фрагмента из двух близких по оформлению предметов. Можно предположить, что вещи были аккуратно выпилены из одного или двух саркофагов ибиса или павиана, декор которого (или которых) был наполнен символикой, связанной с богом Тотом.

Практически все известные саркофаги ибисов и павианов времени македонского владычества в Египте происходят из Туна эль-Гебель, которое находится в средней части страны. Связано это с историей этого места, располагавшегося в шести километрах от Гермополя, главный храм которого был посвящен богу Тоту. Помимо руин нескольких храмов птолемеевского времени, главное в Туна эль-Гебель – это многочисленные и протяженные подземные галереи, наполненные останками священных животных: ибисов, павианов, соколов и др.21 Судя по оттискам печатей, со времени фараонов Псамметиха I и Амасиса был издан указ о создании единого места захоронения ибисов – ибиотафейона – для всего Египта в Туна эль-Гебель. Кроме того, под страхом смерти запрещалось убивать священных ибисов или соколов, а в Туна эль-Гебель основывались специальные питомники для разведения ибисов, для содержания которых по всей стране выделялись участки земли. Предметы из раскопок, проводившихся в подземных галереях, свидетельствуют о том, что указ был реализован на практике: демотические папирусы из керамических сосудов, в которых погребали ибисов, а также надписи на их стенках рассказывают о переносе ибисов из разных городов Египта в Туна под охраной специальных культовых служителей. Надпись обычно была составлена по следующей форме: «год такой-то, месяц такой-то, день такой-то; бог Тот, которого NN принес, сын такого-то, из города А в руку писца ТТ, сына такого-то»22. Переносились уже мумифицированные ибисы; их передавали в храме Туна местным служителям, которые совершали ритуал отверзания уст и помещали ибиса в керамический сосуд или саркофаг. Те ставились в углубления в стенах катакомб, которые закладывали сырцовым кирпичом после заполнения.

Практика переноса ибисов в Туна продолжалась как минимум до конца птолемеевского времени. Галереи, начатые при саисских правителях были существенно расширены между 310 и 305 гг. до н. э. Птолемеем I. На время правления этого царя приходится и появление первых подземных комнат, посвященных павианам из Гермополя. Во всех подробностях катакомбы Туна описаны прежде всего в работах Дитера Кесслера23; нас же больше интересует типология известных из этого места гробов ибисов.

Кроме керамических сосудов мумии птиц могли помещаться в деревянные конусы, составленные из двух половинок24. Однако наиболее типичным является деревянный гробик ибиса другой формы, торцевые стенки которого имеют разную25 или почти одинаковую26 высоту. Такой ящичек может быть очень изящно и ярко расписан, на нем могут иметься и посвятительные надписи27, а иногда и протяженные тексты, в частности фрагменты изречений Текстов пирамид28 и глав Книги мертвых29. Несмотря на то, что такая форма является наиболее частотной, едва ли эрмитажные предметы были частью такого погребения: ДВ-5338 и ДВ-5339 имеют прямоугольную форму и близкие размеры, что невозможно для скошенных деревянных стенок вышеназванных гробиков ибисов.

Еще один тип погребения ибисов – это деревянный саркофаг в виде параллелепипеда с открывающимися торцевыми стенками, через которые внутрь помещалась мумия священной птицы. Как утверждает Х. Наср ад-Дин, единственным деревянным саркофагом с сохранившейся мумией ибиса является предмет из Музея университета Каира под номером 161830. Строки и столбцы с текстом находятся на всех сторонах гробика по периметру, окружая сцены поклонения богу Тоту в облике ибиса и павиана. Надписи на нем представляют собой перечисление стандартных эпитетов Тота, а на одной стороне сказано: «Тот, дважды великий, владыка Гермополя, который дает жизнь и здоровье, долгое продолжение жизни и добрую старость, просветленный (имах) перед Тотом Псамметих-мену, сыном Псамметих-эм-ахета, рожденным Асет-ии, сын его старший, любимый Хор правогласный»31, т. е. упоминаются дарители, заказавшие этот саркофаг для Тота.

Интересно отметить, что сохранились не только деревянные и керамические, но и сделанные из камня гробики ибисов. В частности, на одном из таких предметов Птолемеевской эпохи (332–330 гг. до н. э.), эмитирующих в камне тело птицы с черной шеей и клювом, в демотической надписи упоминается даритель по имени Патепагем, который вместе со своими родителями оказывается под защитой «Тота, который дает жизнь»32.

Подобные каменные саркофаги ибисов могут рассматриваться как связующее звено с гробами, в которых хоронили другое священное животное Тота – павиана. Мне известно два варианта: во-первых, это каменные саркофаги-ящики, покрытые религиозными надписями из Туна эль-Гебель, опубликованные Д. Кесслером33. Во-вторых, это деревянные вертикальные ящики, размеры которых существенно больше гробиков ибисов34.

После перечисления основных типов гробов ибисов и павианов следует еще раз отметить, что эрмитажные доски имеют как изображения ибиса (центральная фигура, сидящая на насесте), так и павиана (чешуйки его шкуры на оборотной стороне), что затрудняет однозначную атрибуцию. С несколько большей степенью вероятности можно утверждать, что ДВ-5338 и ДВ-5339 были частью деревянного гробика-ящика именно павиана, в пользу чего говорят их размеры. Нынешние размеры досок недостаточно большие, чтобы считать их частями одного или двух саркофагов павиана, однако по свежим спилам по всему периметру каждой из досок понятно, что дощечки были выпилены из больших панелей. Более того, сохранившийся фрагмент большого изображения павиана (часть шкуры которого передана характерными каплеобразными чешуйками) на оборотной стороне ДВ-5339 также предполагает другие размеры исходной деревянной пластины.

По поздним формам знаков, а также по типологии схожих предметов из Туна эль-Гебель дощечки ДВ-5338 и ДВ-5339 уверенно датируются второй половиной птолемеевской династии – началом римского правления. Достаточных оснований для утверждения, что дощечки происходят именно из Туна эль-Гебель, нет, но предполагать это можно с высокой долей определенности.

1 Turayev, Farmakovsky 1910, 12–13.

2 Turayev 1898.

3 Wb. I, 271.7; 378.7.

4 Kurth 2008, § 149, n. 3.

5 Möller 1912, no. 35.

6 Wb. V, 428.14.

7 Wb. V, 389.5; Westendorf 1965–1977, 472:3.

8 Kurth 2007, 471, § 5.11.

9 Möller 1912, no. 616.

10 Möller 1912, no. 240.

11 Chassinat 1930, 164; 1931, 13; 1933, 159, 161.

12 Daumas 1988, 244–250.

13 Daumas 1988, 244.

14 Keel 1997, 27 № 17; 51 № 88; 83 № 12 и др.

15 Kurth 2007, 478, n. 6.

16 LGG VII, 640.

17 Kurth 2010, 126.

18 Berlev 1999, 53–54.

19 Fairman 1945, 68.

20 Например, Guichard 2014, 215, 240, 260, 330–331.

21 Kessler, Abd el-Halim Nur el-Din 2005.

22 Ebeid 2006, 68; 2014, 47; Kessler, Abd el-Halim Nur el-Din 2005, 125.

23 Kessler, Abd el-Halim Nur el-Din 2005; Boessneck 1987; Kessler 1998; 2011.

24 Guichard 2014, 280.

25 Например, Raven, Taconis 2005, 285.

26 Ebeid, 2014, 41.

27 Например, Ägyptische Mumien 2007, 307.

28 Ebeid, 2018, 104–106, 108–113.

29 Ebeid, 2018, 106–108; Coussement, Depauw 2010.

30 Nasr el-Dine 2015.

31 Nasr el-Dine 2015, 270.

32 Guichard 2014, 305.

33 Kessler 1998, Taf. 75, 76.

34 Kessler, Abd el-Halim Nur el-Din 2005, 140, fig. 6.6.

×

Авторлар туралы

Andrey Nikolaev

Saint Petersburg State University

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: an_nikolaev@hotmail.com
ORCID iD: 0000-0002-6253-4847

кандидат исторических наук, доцент кафедры Древнего Востока Восточного факультета

Ресей, Saint Petersburg

Әдебиет тізімі

  1. Ägyptische Mumien 2007: Ägyptische Mumien: Unsterblichkeit im Land der Pharaonen. Mainz–Stuttgart.
  2. Berlev, O.D. 1999: Two Periods of Sothis between Year 18 of King Senu, or Tosortros, and Year 2 of Pharaoh Antoninus Pius. In: Drevniy Egipet: yazyk – kul’tura – soznanie. Po materialam egiptilogicheskoy konferentsii 12–13 marta 1998 g. [Ancient Egypt: Language – Culture –Consciousness. Based on the Materials of the Egyptological Conference of March 12–13, 1998]. Moscow, 42–62. Берлев, О.Д. Два периода Сотиса между Годом 18 царя Сену, или Тосортроса, и Годом 2 фараона Антонина Пия. В сб.: Древний Египет: язык – культура – сознание. По материалам египтологической конференции 12—13 марта 1998 г. М., 42–62.
  3. Boessneck, J. (Hrsg.) 1987: Tuna el-Gebel 1: Die Tiergalerien. (Hildesheimer Ägyptologische Beiträge, 24). Hildesheim.
  4. Chassinat, É. 1930: Le temple d’Edfou. T. 5. Paris.
  5. Chassinat, É. 1931: Le temple d’Edfou. T. 6. Paris.
  6. Chassinat, É. 1933: Le temple d’Edfou. T. 8. Paris.
  7. Coussement, S., Depauw, M. 2010: Words Spoken by Osiris or the Ibis? An Ibis Coffin with a Hieroglyphic Inscription on the Macquarie University Museum of Ancient Cultures. Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde 137/2, 98–103.
  8. Daumas, F. 1988: Valeurs phonétiques des signes hiéroglyphiques d’époque gréco-romaine. Vol. I. Montpellier.
  9. Ebeid, M. 2006: Demotic Inscriptions from the Galleries of Tuna el-Gebel. Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale 106, 57–74.
  10. Ebeid, M. 2014: Seven Demotic Votive Inscriptions on Various Objects from the Tuna al-Gebel Necropolis. Zeitschrift für Ägyptische Sprache und Altertumskunde 141/1, 41–55.
  11. Ebeid, M. 2018: Wooden Boards with Religious Texts, Written in Hieroglyphic, Hieroglyphic-Hieratic and Hieratic, from the Tuna Al-Gebel Necropolis in the Al-Ashmunein Magazine. In K. Donker van Heel, F.A.J. Hoogendijk, C.J. Martin (eds.), Hieratic, Demotic and Greek Studies and Text Editions: Of Making Many Books There Is No End. Festschrift in Honour of Sven P. Vleeming. Leiden–Boston, 101–114.
  12. Fairman, H.W. 1945: An Introduction to the Study of Ptolemaic Signs and their Values. Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale 43, 51–138.
  13. Guichard, H. (ed.) 2014: Des animaux et des pharaons: le règne animal dans l’Égypte ancienne. Lens.
  14. Keel, O. 1997: Corpus der Stempelsiegel-Amulette aus Palästina/Israel : Von den Anfängen bis zur Perserzeit : Katalog. Bd. 1. Freiburg (Schweiz)–Göttingen.
  15. Kessler, D. 1998: Tuna el-Gebel II: die Paviankultkammer G-C-C-2. (Hildesheimer Ägyptologische Beiträge, 43). Hildesheim.
  16. Kessler, D. 2011: Tuna el-Gebel 3: die Oberbauten des Ibiotapheion von Tuna el-Gebel. Die Nachgrabungen der Joint Mission der Universitäten Kairo und München 1989–1996. München.
  17. Kessler, D., Abd el-Halim Nur el-Din 2005: Tuna al-Gebel: Millions of Ibises and Other Animals. In: S. Ikram (ed.), Divine Creatures: Animal Mummies in Ancient Egypt. Cairo–New York, 120–163.
  18. Kurth, D. 2007: Einführung ins Ptolemäische: eine Grammatik mit Zeichenliste und Übungsstücken. Bd. 1. Hützel.
  19. Kurth, D. 2008: Einführung ins Ptolemäische: eine Grammatik mit Zeichenliste und Übungsstücken. Bd. 2. Hützel.
  20. Kurth, D. 2010: A Ptolemaic Sign-List: Hieroglyphs Used in the Temples of the Graeco-Roman Period of Egypt and their Meanings. Hützel.
  21. Möller, G. 1912: Hieratische Paläographie: die ägyptische Buchschrift in ihrer Entwicklung von der fünften Dynastie bis zur römischen Kaiserzeit. Bd. 3. Von der zweiundzwanzigsten Dynastie bis zum dritten Jahrhundert nach Chr. Leipzig.
  22. Nasr el-Dine, H. 2015: Un cercueil en bois provenant de Touna el-Gebel conservé au musée de l'Université du Caire. Journal of Egyptian Archaeology 101, 263–280.
  23. Raven, M.J., Taconis, W.K. 2005: Egyptian Mummies: Radiological Atlas of the Collections in the National Museum of Antiquities at Leiden. Turnhout.
  24. Turayev, B.A. 1898: Bog Tot. Opyt issledovaniya v oblasti istorii drevneegipetskoy kul’tury [God Thoth. A Research Experience in Ancient Egyptian Cultural History]. Leipzig. Тураев, Б.А. Бог Тот. Опыт исследования в области истории древнеегипетской культуры. Лейпциг.
  25. Turayev, B.A., Farmakovsky, B.V. 1910: Opis’ kollektsii drevnostey, privezennykh iz Egipta vesnoy 1909 goda [Inventory of a Collection of Antiquities Brought from Egypt in the Spring of 1909]. Saint Petersburg. Тураев, Б.А., Фармаковский, Б.В. Опись коллекции древностей, привезенных из Египта весной 1909 года. СПб.
  26. Westendorf, W. 1965–1977: Koptisches Handwörterbuch: Bearbeitet auf Grund des Koptischen Handwörterbuchs Wilhelm Spiegelbergs. Heidelberg.

© Russian Academy of Sciences, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».