Обоснование применимости теплового аккумулятора фазового перехода в тепловой подготовке двигателей автотранспортных средств
- Авторы: Колунин А.В.1, Каминский В.Н.1, Апелинский Д.В.1, Лазарев Е.С.2, Корытов М.С.3
-
Учреждения:
- Московский политехнический университет
- Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)
- Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)
- Выпуск: Том 91, № 1 (2024)
- Страницы: 55-64
- Раздел: Теория, конструирование, испытания
- URL: https://journal-vniispk.ru/0321-4443/article/view/260270
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-625989
- ID: 260270
Цитировать
Аннотация
Обоснование. В последние годы наблюдается тенденция подъёма активности к освоению заполярных территорий. Характерной особенностью Севера являются отрицательные температуры. Отрицательные температуры оказывают негативное воздействие на состояние поршневых двигателей наземного транспорта. В цилиндрах двигателя воспламенению предшествует процесс перехода жидкого топлива в газообразное состояние. Отрицательные температуры негативно влияют на процесс смены фазовых состояний препятствуют гомогенизации рабочего тела и успешному пуску двигателя. В целях обеспечения такого пуска предусмотрена тепловая подготовка. Существуют типовые методы тепловой подготовки, требующие расхода энергоносителей и как, правило значительных трудозатрат. Достижения современной науки предлагают новые технологии в решении вопросов тепловой подготовки на основе аккумулирования, хранения и реализации тепловой энергии, вырабатываемой двигателем в процессе применения.
Цель работы — обоснование применимости теплового аккумулятора фазового перехода в тепловой подготовке двигателей автотранспортных средств, эксплуатируемых в условиях отрицательных температур холодного климата.
Материалы и методы. Экспериментальным методом определялись численные значения времени зарядки теплового аккумулятора в зависимости от температуры теплоаккумулирующего материала (ТАМ) при различных начальных температурах теплоносителя и времени разрядки теплового аккумулятора в зависимости от температуры теплоаккумулирующего материала при различных объёмных расходах теплоносителя. В качестве теплоаккумулирующего материала применялся полиэтилен высокой плотности.
Результаты. В результате описанного эксперимента построены графические зависимости времени зарядки теплового аккумулятора от температуры теплоаккумулирующего материала при различных начальных температурах теплоносителя и времени разрядки теплового аккумулятора от температуры теплоносителя при его различных объёмных расходах.
Заключение. Установлено, что тепловой аккумулятор фазового перехода с теплоаккумулирующим материалом (полиэтиленом) высокой плотности применим для повышения надёжности пуска поршневых двигателей автотранспортных средств в условиях отрицательных температур холодного климата.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Александр Витальевич Колунин
Московский политехнический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kolunin2003@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7151-8489
SPIN-код: 7483-9619
доцент, кандидат техн. наук, доцент кафедры «Энергоустановки для транспорта и малой энергетики»
Россия, 107023, Москва, ул. Большая Cемёновская, д. 38Валерий Наумович Каминский
Московский политехнический университет
Email: kamr@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5430-4304
SPIN-код: 8509-5210
доктор техн. наук, профессор кафедры «Энергоустановки для транспорта и малой энергетики»
Россия, 107023, Москва, ул. Большая Cемёновская, д. 38Дмитрий Викторович Апелинский
Московский политехнический университет
Email: apelinskiy_mami@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2841-6895
SPIN-код: 2311-0480
доцент, кандидат техн. наук, доцент кафедры «Энергоустановки для транспорта и малой энергетики»
Россия, 107023, Москва, ул. Большая Cемёновская, д. 38Евгений Сергеевич Лазарев
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС)
Email: incoe@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0226-3678
SPIN-код: 7069-0551
старший преподаватель кафедры «Теплоэнергетика»
Россия, ОмскМихаил Сергеевич Корытов
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)
Email: kms142@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5104-7568
SPIN-код: 2921-4760
профессор кафедры «Автомобильный транспорт», доктор технических наук, доцент
Россия, 644080, Омск, пр. Мира 5Список литературы
- Колунин А. В. Влияние низких температур окружающей среды на периодичность технического обслуживания силовых установок дорожных и строительных машин: дисc. … кандидат тех. наук. Омск, 2006. EDN: NOLQPP
- Колунин А.В., Матери И.В., Деревсков Н.Ю. Обзор средств обеспечения пуска дизельных двигателей в условиях отрицательных температур // Стратегическая стабильность. 2021. № 4 (97). С. 34–38. EDN: KHYBCW
- Селёдкин А.А., Малозёмов А.А. Оценка пусковых характеристик дизелей типа 4ч13/14 и чн13/14 в условиях низких температур окружающего воздуха. В кн.: Материалы Международной научно-технической конференции «Проблемы эксплуатации и обслуживания транспортно-технологических машин». Тюмень. 08 апреля 2009. Тюмень, 2009. С. 305–310.
- Селёдкин А.А., Малозёмов А.А., Герцев В.В. Эффективность мероприятий по улучшению пусковых характеристик дизелей размерностью 13/14 // Научные проблемы транспорта Сибири и дальнего востока. 2009. № 2. С. 220–223. EDN: LPWZHJ
- Романов Д.В., Кукис В.С., Малоземов А.А. Улучшение пусковых качеств дизелей размерностью 13/14 // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2011. № 1. С. 211–214. EDN: LPWZHJ
- Колунин А.В., Алтухов Я.В., Терзи Д.В. и др. Тепловой аккумулятор как средство повышения пусковой надёжности поршневых двигателей в условиях отрицательных температур. В кн.: Сборник материалов 9 международной научно-технической конференции «Техника и техно-логия нефтехимического и нефтегазового производства» 2019. Омск: ОмГТУ, 2019. С. 179–180.
- Патент РФ 2052734 / 20.01.1996. Бюл. №2. Алексеев Г.Л., Борисов С.Ю., Алексеев Г.Л. и др. Аккумулятор теплоты. Дата обращения: 08.10.2023. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_38026453_11655862.pdf EDN: VMTDIY
- Патент RU 2755235 / 14.09.2021. Бюл. № 26. Шабалин Д.В., Терзи Д.В., Алтухов Я.В. и др. Способ и устройство предпусковой подготовки двигателя внутреннего сгорания. Дата обращения: 08.10.2023. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_46606177_39024178.PDF EDN: DZJMMC
- Терзи Д.В. Индукционная поддержка работоспособности теплового аккумулятора двигателя в условиях отрицательных температур // Вестник гражданских инженеров. 2019. № 4(75). С 145–150. EDN: BTTDKT doi: 10.23968/1999-5571-2019-16-4-145-150
- Терзи Д.В., Алтухов Я.В. Использование принципа аккумулирования энергии для надежного пуска двигателя в условиях отрицательных температур окружающей среды. В кн.: Материалы II Международной научно-практической конференции «Динамика развития системы военного образования». Часть 2. Омск: ОГТУ, 2020. С. 133–141. EDN: ZYNSHK
- Терзи Д.В., Алтухов Я.В., Матери И.В. Тепловой аккумулятор фазового перехода как средство улучшения пусковых характеристик двигателей в условиях отрицательных температур // Вопросы оборонной техники. Серия 16: Технические средства противодействия терроризму. 2020. № 5–6 (143–144). С. 92–98. EDN: MJNGCI
Дополнительные файлы
