Исследование экологических показателей работы дизеля на биоминеральных топливных смесях
- Авторы: Плотников С.А.1, Карташевич А.Н.2, Заболотских Г.Э.1
-
Учреждения:
- Вятский государственный университет»
- Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия
- Выпуск: Том 91, № 3 (2024)
- Страницы: 261-269
- Раздел: Экологически чистые технологии и оборудование
- URL: https://journal-vniispk.ru/0321-4443/article/view/269796
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-623619
- ID: 269796
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Исследования альтернативных видов топлива для автотракторной техники имеют большое значение для развития российского двигателестроения. Эта тенденция находит свое место в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, таким образом, являясь одним из приоритетных направлений. Многие отечественные ученые долгое время занимаются проблемой многотопливности двигателей внутреннего сгорания.
В данной статье рассматривается работа дизеля Д-245.5S2 на биоминеральных топливных смесях (БМТС) на предмет их экологичности по методике Правил ООН №96 (02).
Цель работы — обоснование актуальности применения составов биоминеральных топливных смесей (БМТС) для работы дизельного двигателя в режимах различных нагрузок, опирающееся на сравнение их итогового значения удельного выброса с удельным выбросом токсичных компонентов чистого ДТ согласно методике ЕЭК ООН №96 (02).
Методы. Для приготовления БМТС были использованы следующие компоненты: этанол (Э), сурепное масло (СурМ) и дизельное топливо (ДТ). Биологические компоненты примешивались в разных концентрациях к ДТ. Их соотношение в смеси определялось путем лабораторных исследований физико-химических свойств компонентов. В дальнейшем смеси были подвергнуты стендовым испытаниям на установке оснащённой дизелем Д-245.5S2 c электротормозным стендом RAPIDO SAK N670. Полученные суммарные значения относительных величин исследуемых токсичных компонентов (сажа, монооксид углерода, оксиды азота, углеводороды) за все испытательные циклы (процентов — % и миллионных долей — ppm) были переведены в действительное содержание данных веществ от общего содержания удельного выброса в отработавших газах (согласно Правилам ООН № 96(02) — г/кВт·ч).
Результаты. Установлено, что использование указанных смесей положительно сказывается на экологической составляющей отработавших газов: замечено снижение эмиссии исследуемых токсичных компонентов при работе на БМТС в сравнении с традиционным дизельным топливом.
Заключение. Хотя БМТС показывают сниженные значения эмиссии вредных веществ в выхлопных газах по сравнению с чистым ДТ, они не могут привести дизель к экологическим показателям Stage II Правил ЕЭК ООН №96 (02); необходима оптимизация системы топливоподачи, установка дополнительных систем фильтрации отработавших газов.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Сергей Александрович Плотников
Вятский государственный университет»
Email: plotnikovsa@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-8887-4591
SPIN-код: 4899-9362
д-р техн. наук, профессор кафедры «Технология машиностроения»
Россия, КировАнатолий Николаевич Карташевич
Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия
Email: kartashevich@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3649-1521
SPIN-код: 8541-5330
заслуженный работник образования Республики Беларусь, профессор, д-р техн. наук, заведующий кафедрой «Тракторы, автомобили и машины для природообустройства»
Белоруссия, ГоркиГеоргий Эдуардович Заболотских
Вятский государственный университет»
Автор, ответственный за переписку.
Email: zabolotskikh88@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0006-8796-5180
SPIN-код: 4836-5702
аспирант кафедры «Технология машиностроения»
Россия, КировСписок литературы
- Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Дата обращения: 10.11.2023. Режим доступа: https://rosavtodor.gov.ru/docs/transportnaya-strategiya-rf-na-period-do-2030-goda-s-prognozom-na-period-do- 2035-goda.
- Плотников С.А., Карташевич А.Н., Заболотских Г.Э. Влияние нагрузки при работе дизеля на биоминеральных топливных смесях // Вестник транспорта Поволжья. 2023. № 2(98). С. 104–109. EDN: EBFSYS
- Карташевич А.Н., Плотников С.А. Применение методики планирования эксперимента в исследованиях свойств биотоплив. В кн.: Инновационные решения в технологиях и механизации сельскохозяйственного производства: Сборник научных трудов. Т. 7. Горки: БГСХА, 2022. С. 200–207. EDN: GGLDHI
- Плотников С.А., Карташевич А.Н., Заболотских Г.Э. Исследование составов и способов подачи новых топлив с добавками сурепного масла в дизель // Инженерные технологии и системы. 2023. Т. 33, № 1. С. 100–113. EDN: VCTHUW doi: 10.15507/2658-4123.033.202301.100-113
- The United Nations Economic Commission for Europe. Regulation No.24. E/ECE/TRANS/505-Rev.1/Add.23/Rev.2/Amend.1/Amend.2/Amend.3. 5 April 2007. Дата обращения: 10.11.2023. Режим доступа: https://unece.org/fileadmin/DAM/trans/doc/2017/wp29/E-ECE-TRANS-505-Rev.3r.pdf
- Плотников С.А., Заболотских Г.Э., Кантор П.Я., Втюрина М.Н. Исследование свойств новых топлив для автотракторной техники // Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета им. П.А. Костычева. 2022. Т. 14, №1. С. 117–125. EDN: JIDORK doi: 10.36508/RSATU.2022.92.31.01
- Кульчицкий А.Р. О новых требованиях к экологическим показателям сельскохозяйственных тракторов в таможенном союзе // Тракторы и сельхозмашины. 2022. Т. 89, № 3. С. 167–174. doi: 10.17816/0321-4443-106047
Дополнительные файлы
