Исследование вынужденных колебаний в нелинейной системе индивидуального тягового электропривода

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Процессы, проходящие в системе тяговый электромеханический привод-колесо-дорога при разгоне/торможении, вызывают повышенные динамические нагрузки на элементы привода, что может привести к выходу их из строя. Колебания возникают из-за изменения скоростного режима движения транспортного средства, сцепных свойств опорного основания, его неровностей, характеристик эластичных шин и сопровождаются изменениями угловых скоростей, крутящих моментов, продольных, поперечных, нормальных сил. Повышенный интерес в любых системах, работа которых является сложным, случайным, колебательным процессом, вызывает изучение возникновения резонансных явлений, сопровождаемые резким увеличением амплитуд колебаний. Поэтому необходимо исследовать особенности колебательных явлений, условий возникновения резонансов в данных нелинейных системах для последующего определения методов борьбы с ними.

Цель работы — выявление особенностей протекания колебательных процессов, возникновения резонансных явлений в системах электромеханического привода транспортных средств, представляющих собой нелинейные технические системы.

Материалы и методы. Исследование динамики движения ведущих колёс машины на предмет особенностей колебательных процессов и возможности возникновения резонанса проведено методами экспериментальных исследований процессов разгона и торможения транспортного средства. Исследование особенностей колебательных процессов. Изучение возможностей зарождения резонансных явлений при работе систем машины в любых условиях (отличных от тех, которые приведены в предыдущем разделе) проведено с помощью математического анализа систем дифференциальных уравнений, описывающих функционирование нелинейной систем.

Результаты. В системе электромеханического привода ведущих колёс транспортного средства при движении имеют место быть колебательные процессы по крутящим моментам. Поскольку данная система является нелинейной, то ярко выраженных резонансных явлений с неконтролируемым ростом амплитуд вплоть до бесконечности в ней наблюдаться не может. Наблюдается срыв резонанса, который может сопровождаться как уменьшением амплитуд колебаний при росте их частот в случае разгона машины, так и увеличении при уменьшении частот в случае замедления машины. Выявлен резкий ударный характер скорости изменения крутящего момента на колесе, тока, потребляемого приводом, а также особенности их снижения при применении подавления автоколебательных явлений. В работе рассмотрены особенности колебательных явлений в нелинейных системах взаимодействия

Заключение. Практическая ценность исследования заключается в возможности использования предложенных выводов при разработке агрегатов тягового электромеханического привода и при синтезе систем управления движением транспортных средств.

Об авторах

Александр Владимирович Климов

Инновационный центр «КАМАЗ»; Московский политехнический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: klimmanen@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5351-3622
SPIN-код: 7637-3104
Scopus Author ID: 57218166154

канд. техн. наук, руководитель службы электрифицированных автомобилей; доцент Перспективной инженерной школы электротранспорта

Россия, Москва; Москва

Список литературы

  1. Климов А.В., Чиркин В.Г., Тишин А.М. О некоторых конструктивных особенностях и видах транспортных тяговых электрических двигателей // Автомобильная промышленность. 2021. № 7. С. 15–21. EDN: FEETSV
  2. Климов А.В., Тишин А.М., Чиркин В.Г. Различные виды тяговых синхронных двигателей для городских условий эксплуатации // Грузовик. 2021. № 6. С. 3–7. EDN: ZTRMYW
  3. Климов, А. В. Исследование режимов возникновения автоколебаний в тяговом электроприводе электробуса в условиях эксплуатации. В кн.: Электротехнические комплексы и системы: Материалы I Всероссийской конференции по электрическим машинам в рамках Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Уфа, 15–16 декабря 2022 года. Уфа: УУНТ, 2022. Т. 2. С. 414–422. EDN: PXJUCH
  4. Климов А.В. Исследование режимов возникновения автоколебаний в тяговом электроприводе электробуса в условиях эксплуатации // Грузовик. 2024. № 3. С.3–8. EDN: FXLUUX doi: 10.36652/1684-1298-2024-3-3-8
  5. Климов А. В. Противобуксовочная система с функцией подавления автоколебаний колёс в тяговом режиме работы // Труды НАМИ. 2023. № 3(294). С. 44–56. EDN: XJXUWX doi: 10.51187/0135-3152-2023-3-44-56
  6. Климов А.В., Антонян А.В. Исследование особенностей протекания колебательных процессов в нелинейной системе индивидуального тягового привода электробуса // Известия МГТУ “МАМИ”. 2023. Т. 17, № 1. С. 87–96. EDN: DVWXHE doi: 10.17816/2074-0530-115233
  7. Климов, А. В. Колебательные процессы в нелинейной системе индивидуального тягового электрического привода // Грузовик. 2023. № 7. С. 19–24. EDN: RXPWMI doi: 10.36652/1684-1298-2023-7-19-24
  8. Климов А.В. Наблюдатель буксования ведущих колёс с функцией подавления автоколебаний в тяговом режиме // Транспортные системы. 2023. № 2(28). С. 17–29. EDN: HRSZDR doi: 10.46960/2782-5477_2023_2_17
  9. Климов, А. В. Противобуксовочная система с функцией подавления автоколебаний колёс в тяговом режиме работы // Труды НАМИ. 2023. № 3(294). С. 44–56. EDN: XJXUWX doi: 10.51187/0135-3152-2023-3-44-56
  10. Электробус КАМАЗ-6282 [internet]: Дата обращения: 04.03.2024. Режим доступа: https://kamaz.ru/production/buses/pdf_062023/Электробус%20KAMAZ-6282.pdf
  11. Климов А.В. Подавление автоколебаний ведущих колёс в тормозном режиме // Грузовик. 2023. № 9. С. 6–14. EDN: PUCDXP doi: 10.36652/1684-1298-2023-9-6-14
  12. Патент на изобретение РФ 2797069 / 31.05.2023. Бюл. № 16. Климов А.В., Оспанбеков Б.К., Жилейкин М.М. и др. Способ управления индивидуальным тяговым электроприводом ведущих колёс многоколёсного транспортного средства. Дата обращения: 04.03.2024. Режим доступа: https://patentimages.storage.googleapis.com/67/af/ae/b3d52bca66a2aa/RU2797069C1.pdf
  13. Климов А.В. Синтез адаптивного наблюдателя момента сопротивления на валу тягового электродвигателя // Тракторы и сельхозмашины. 2023. Т. 90, № 2. С. 99–105. EDN: VKZKOY doi: 10.17816/0321-4443-119856
  14. Вибрации в технике: Справочник в 6 т.Т.2. Колебания нелинейных механических систем. М.: Машиностроение, 1979.
  15. Крюков Б.И. Вынужденные колебания существенно нелинейных систем. М.: Машиностроение, 1984.
  16. Некоркин В.И. Лекции по основам теории колебаний. Нижний Новгород: Нижегородский университет, 2011.
  17. Бабаков И.М. Теория колебаний. М.: Дрофа, 2004.
  18. Стрелков С.П. Введение в теорию колебаний. М.: Наука, 1964.
  19. Яблонский А.А., Норейко С. С. Курс теории колебаний. М.: Лань, 2003.
  20. Моисеев Н.Н. Асимптотические методы нелинейной механики. М.: Наука, 1969.
  21. Боголюбов Н.Н., Митропольский Ю.А. Асимптотические методы в теории нелинейных колебаний. Т.3. М.: Наука, 2005.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Тензометрические колёса Kistler-Rim RoaDyn.

Скачать (239KB)
3. Рис. 2. Крутящие моменты на ведущих колёсах при резком интенсивном разгоне и нахождении правого и левого борта на мокром базальте: a) 1 заезд; b) 2 заезд; c) 3 заезд.

Скачать (545KB)
4. Рис. 3. Крутящие моменты на ведущих колёсах при экстренном торможении при нахождении правого и левого борта на мокром базальте: a) 1 заезд; b) 2 заезд; c) 3 заезд.

Скачать (545KB)
5. Рис. 4. Оборудование для фиксации данных: а) Vector VN1630А; b) ЭВМ.

Скачать (212KB)
6. Рис. 5. Значение крутящего момента на колесе (а) и тока, потребляемого приводом (b).

Скачать (145KB)
7. Рис. 6. Расчётная схема взаимодействия эластичного колеса с твёрдым опорным основанием: 1 — масса М подрессоренных частей автомобиля, приходящаяся на колесо; 2 — масса m колеса; 3 — ролики; 4 — упругий элемент, характеризующий податливость шины в продольном направлении; 5 — опорное основание; 6 — вращающееся колесо; 7 — тяговый электродвигатель; с — жёсткость пружины, эквивалентная продольной жёсткости шины; x1, x2 — продольные перемещения масс 1 и 2 соответственно; F(V2sk) — сила трения, зависящая от скорости V2sk скольжения колеса относительно опорного основания; ωκ — угловая скорость вращения колеса; rκ — радиус колеса; Mt — крутящий или тормозной момент, развиваемый тяговым электродвигателем; cm — угловая жёсткость тягового электродвигателя, деталей трансмиссии и колеса; Jm — момент инерции вращающихся частей электродвигателя, приведённый к ротору.

Скачать (62KB)
8. Рис. 7. Характеристика восстанавливающей силы (а) и зависимость угловой частоты ω свободных колебаний от полуразмаха А (b).

Скачать (84KB)
9. Рис. 8. Резонансная и скелетная кривые для нелинейной системы.

Скачать (52KB)
10. Рис. 9. «Срыв» резонанса в системах с нелинейно увеличивающейся жёсткостью.

Скачать (31KB)

© Эко-Вектор, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».