Определение упруго-демпфирующих характеристик адаптивной системы подрессоривания для выработки оптимального управления имитационным стендом
- Авторы: Годжаев З.А.1, Сенькевич С.Е.1, Малахов И.С.1, Ильченко Е.Н.1, Уютов С.Ю.1
-
Учреждения:
- Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ
- Выпуск: Том 91, № 3 (2024)
- Страницы: 355-368
- Раздел: Качество, надёжность
- URL: https://journal-vniispk.ru/0321-4443/article/view/269804
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-633446
- ID: 269804
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Следует отметить, что оптимизация системы подрессоривания и параметров ее работы, а также активное регулирование в зависимости от опорной поверхности, позволяет существенно влиять на сопротивление усталости, комфортность при эксплуатации, обеспечивая плавность хода, снижение давления на почву, общую энергоэффективность МЭС. Поэтому в данном подходе проводятся теоретические расчёты с целью нахождения оптимального диапазона для управления имитационным стендом для изучения параметров активной системы подрессоривания.
Целью работы является разработка оптимальных рабочих условий системы управления имитационным стендом, минимизация вибраций и колебаний, прогнозирование поведения системы в различных условиях и режимах эксплуатации.
Материалы и методы. В основе разработки оптимального управления лежит анализ научных работ, в т.ч. публикаций, научных статей и других источников информации по подходам поиска оптимального управления исполняющим устройством в системе активной подвески с целью наиболее эффективного гашения колебаний, возникающих вследствие дорожных неровностей. Использован метод теоретического расчёта трёхфакторного эксперимента. Получены основные зависимости.
Результаты. Полученные уравнения имеют высокий уровень значимости. Графическое представление позволяет провести качественную оценку точности полученных решений. Уравнения позволяют управлять параметрами адаптивной системы подрессоривания по нескольким критериям. Каждый критерий, входящий в уравнение, имеет влияние на саму функцию. Для выработки оптимального управления, полученные уравнения применяются при разработке программного обеспечения.
Заключение. Практическая значимость заключается в разработанных уравнениях для программного обеспечения поиска оптимального управления имитационным стендом. Установлена связь между независимыми переменными такими как: скорость, высота микропрофиля и жёсткость подвески.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Захид Адыгезалович Годжаев
Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ
Email: fic51@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1665-3730
SPIN-код: 1892-8405
чл.-корр. РАН, профессор, доктор технических наук, заведующий отделом «Мобильные энергосредства»
Россия, МоскваСергей Евгеньевич Сенькевич
Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ
Email: sergej_senkevich@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6354-7220
SPIN-код: 7766-6626
доцент, канд. техн. наук, заведующий лабораторией «Автоматизированный привод сельскохозяйственной техники»; старший научный сотрудник
Россия, МоскваИван Сергеевич Малахов
Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ
Автор, ответственный за переписку.
Email: malahovivan2008@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8162-7718
SPIN-код: 7067-6972
младший научный сотрудник сектора «Моделирование и оптимизация МЭС»
Россия, МоскваЕкатерина Николаевна Ильченко
Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ
Email: kat-sama@mail.ru
ORCID iD: 0009-0005-3901-5706
SPIN-код: 5672-1313
инженер лаборатории «Автоматизированный привод сельскохозяйственной техники»
Россия, МоскваСергей Юрьевич Уютов
Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ
Email: s_uyutov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9394-5916
SPIN-код: 7350-1489
младший научный сотрудник лаборатории «Автоматизированный привод сельскохозяйственной техники»
Россия, МоскваСписок литературы
- Фомин А.Б., Жеглов Л.Ф. Математическая модель движения полноприводной колёсной машины по дороге с твёрдой неровной поверхностью // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2013. № 11. doi: 10.7463/1113.0645575
- Полунгян А.А., Фоминых А.Б. Математическая модель динамики трансмиссии колёсной машины при движении по твёрдой неровной дороге // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2003. № 4. С. 15–25.
- Жилейкин М.М. Математическая модель прямолинейного движения колёсной машины с балансирной подвеской мостов по неровностям пути // Транспортное и энергетическое машиностроение. 2016. № 1. C. 43–49. doi: 10.18698/0536-1044-2016-1-43-49
- Pobedin A.V., Dolotov A.A., Shekhovtsov V.V. Decrease of the Vibration Load Level on the Tractor Operator Working Place by Means of Using of Vibrations Dynamic Dampers in the Cabin Suspension // Procedia Engineering. 2016. Vol. 150. P. 1252–1257. doi: 10.1016/j.proeng.2016.07.136
- Mohammadikia R., Aliasghary M. Design of an interval type-2 fractional order fuzzy controller for a tractor active suspension system // Computers and Electronics in Agriculture. 2019. Vol. 167. P. 105049. doi: 10.1016/j.compag.2019.105049
- Ramon H., De Baerdemaeker J. A modelling procedure for linearized motions of tree structured multibodies-2: Design of an active spray boom suspension on a spraying-machine // Computers & Structures. 1996. Vol. 59, N. 2. P. 361–375. doi: 10.1016/0045-7949(95)00247-2
- Shen-Lung Tung, Yau-Tarng Juang, Wei-Hsun Lee, et al. Optimization of the exponential stabilization problem in active suspension system using PSO // Expert Systems with Applications. 2011. Vol. 38, N. 11. P. 14044–14051. doi: 10.1016/j.eswa.2011.04.212
- Казакова Е.М. Краткий обзор методов оптимизации на основе роя частиц // Вестник КРАУНЦ. Физ.-мат. науки. 2022. Т. 39, № 2. C. 150–174. doi: 10.26117/2079-6641-2022-39-2-150-174
- Cleghorn C.W., Engelbrecht A.P. Particle swarm convergence: an empirical investigation. In: 2014 IEEE Congress on Evolut. Comput. (CEC). IEEE, 2014. P. 2524–2530. doi: 10.1007/978-3-319-09952-112
- Жилейкин М.М., Федотов И.В. Алгоритм комплексного оптимального управления демпфированием в подвеске колёсных машин // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2017. № 8. C. 46–53. doi: 10.18698/0536-1044-2017-8-46-53
- Ловчаков В.И., Сухинин Б.В., Сурков В.В. Оптимальное управление электротехническими объектами. Тула: ТулГУ, 2005.
- Ивайкин В. Использование скользящих режимов в регулировании // Современные технологии автоматизации. 2006. № 1. C. 90–94.
- Сухоруков А.В. Управление демпфирующими элементами в системе подрессоривания быстроходной гусеничной машины. дисc. ... канд. техн. наук. Москва, 2003.
- Жилейкин М.М., Калинин П.С., Федотов И.В. Синтез активной динамической непрерывной системы управления подвеской многоосного колёсного шасси // Труды НАМИ. 2012. № 249. С. 60–86. EDN: OZMDKF
- Алексеев А.А. Выбор закона управления адаптивной системой подрессоривания автомобиля // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2007. № 4. С. 21–25. EDN: TZVPNV
- Олейников А.С. Разработка квазиоптимального дискретного управления жёсткостью виброзащитной системы: дисc. ... канд. техн. наук. Волгоград, 2014. EDN: ZPLKEJ
- Godzhaev Z., Senkevich S., Malakhov I., Uyutov S. Development of a mathematical model of the oscillatory system of agricultural mobile power equipment with attachments for the creation of their adaptive springing systems // E3S Web of Conferences. 2023. Vol. 413. P. 02042. EDN: YZMVZT doi: 10.1051/e3sconf/202341302042
- Godzhaev Z., Senkevich S., Uyutov S., et al. Substantiation of the range of changes in the elastic-damping and inertial characteristics of the oscillatory system of agricultural MES with mounted technological equipment // BIO Web of Conferences. 2024. Vol. 84. P. 05045. EDN: HNLMOB doi: 10.1051/bioconf/20248405045
- Годжаев З.А., Сенькевич С.Е., Малахов И.С. и др. Исследование динамических характеристик сельскохозяйственных мобильных энергосредств с адаптивной ходовой системой. В кн.: XVI Всероссийская мульти конференция по проблемам управления (МКПУ-2023) : материалы мульти конференции. В 4 т., Волгоград, 11–15 сентября 2023 года. Т. 4. Волгоград: ВолгГТУ, 2023. С. 48–50. EDN: KQRVIT
- Барский И.Б., Анилович В.Я., Кутьков Г.М. Динамика трактора. М.: Машиностроение. 1973.
- Хачатуров А.А. Динамика системы дорога — шина — автомобиль – водитель. М.: Машиностроение, 1976.
- Спиридонов А.А. Планирование эксперимента при исследовании технологических процессов М.: Машиностроение, 1981.
Дополнительные файлы
