Первое столетие кировских тракторов
- Авторы: Шаров В.В.1, Серебряков С.А.2, Дмитриев М.И.2, Мельников Д.В.2
-
Учреждения:
- Музей памяти Лопасненского края
- Петербургский тракторный завод
- Выпуск: Том 91, № 5 (2024)
- Страницы: 503-512
- Раздел: Страницы истории
- URL: https://journal-vniispk.ru/0321-4443/article/view/291093
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-633483
- ID: 291093
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В 2024 году исполняется сто лет со дня начала серийного производства трактора «Фордзон-Путиловец» на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде. Это событие знаменует образование тракторной отрасли в отечественном машиностроении. Отражение исторических фактов появления новых серийных моделей тракторов являются важными событиями в истории науки и техники.
Целью работы является отражение и анализ исторического развития конструкции трактора на Петербургском тракторном заводе со дня выпуска первого серийного трактора в СССР в 1924 году по сегодняшний день.
Материалы и методы. Исследования проводились в соответствии с принципами историзма, научной объективности и достоверности. Обработка статистических данных и представление их в виде графиков и диаграмм выполнялись посредством программы «Microsoft Excel».
Результаты. 1 октября 1924 г. в цехах завода «Красный Путиловец» (до 1922 г. — Путиловский завод) началась серийная сборка колёсных тракторов «Фордзон-Путиловец». В 1934 году было налажено серийное производство пропашных тракторов «Универсал». В конце 1930-х гг. были созданы гусеничные пропашные тракторы К-8, К-9, К-10. В 1945 г. Кировский завод, располагавшийся во время войны в Челябинске на площадях ЧТЗ, создал и освоил серийное производство первого в нашей стране промышленного гусеничного трактора «Сталинец-80». В 1947 г. Кировский завод стал выпускать трелёвочные тракторы КТ-12, которым не было аналогов в мировом тракторостроении. В 1964 г. завод приступил к производству трактора «Кировец» со всеми ведущими колёсами и шарнирно-сочленённой рамой мощностью 200 л.с. За прошедшие шестьдесят лет (1964–2024 гг.) было разработано и поставлено на производство 52 модели сельскохозяйственных тракторов марки «Кировец». Анализ энергонасыщенности этих тракторов показывает увеличение этого показателя в 1,5 раза с 12,3 до 18,6 Вт/кг. Начиная с 2000 года «Кировцы» стали развиваться в рамках «тягово-энергетической» концепции, когда для реализации их потенциальных тяговых возможностей применяются балластные грузы, сдваивание колёс, широкопрофильные шины, резинотросовые гусеницы и т.п. С 1964 по 2024 г. удельный расход топлива снизился в 1,2 раза (с 258 до 214 г/кВт·ч), что говорит о совершенствовании дизельных двигателей. Новые «Кировцы» К525Т (250 л.с.) и К-530Т (300 л.с.) 2024 года выпуска впитали в себя все достижения отечественного тракторостроения. К-525Т оснащается новой коробкой передач, обеспечивающей скорость до 50 км/ч. Современный трактор марки «Кировец» производства ПТЗ является отражением современного научно-технического прогресса, эффективно выполняет технологические операции в сельскохозяйственном производстве и обеспечивает комфортные условия работы тракториста.
Заключение. Обзор выпуска тракторной продукции за сто лет на Петербургском тракторном заводе (АО «ПТЗ») выявил её номенклатуру и позволил установить некоторые закономерности исторического развития отдельных параметров техники. Проведённые исследования показывают, что совершенствование конструкции тракторов марки «Кировец» идёт в соответствии с научно-техническим прогрессом, повышаются их функциональные возможности, растёт энергонасыщенность, снижается удельный расход топлива, постепенно возрастают скорости. Число модельного ряда тракторной продукции также увеличивается и стремится максимально соответствовать запросам потребителей.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Владимир Васильевич Шаров
Музей памяти Лопасненского края
Автор, ответственный за переписку.
Email: sharov_vv56@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7659-9978
SPIN-код: 5601-0079
канд. техн. наук, хранитель фондов
Россия, ЧеховСергей Александрович Серебряков
Петербургский тракторный завод
Email: Sergey.Serebryakov@sptz.kzgroup.ru
ORCID iD: 0009-0003-6736-1126
SPIN-код: 4108-1565
директор
Россия, Санкт-ПетербургМихаил Игоревич Дмитриев
Петербургский тракторный завод
Email: Mikhail.Dmitriev@sptz.kzgroup.ru
ORCID iD: 0009-0005-7773-7638
SPIN-код: 2880-5520
канд. техн. наук, начальник инженерного центра — главный конструктор
Россия, Санкт-ПетербургДмитрий Валентинович Мельников
Петербургский тракторный завод
Email: dmiriy.melnikov@tdmkz.kzgroup.ru
ORCID iD: 0009-0007-5528-648X
канд. техн. наук, бренд-менеджер управления маркетинга
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Костюченко С., Хренов И., Федоров Ю. История Кировского завода. 1917–1945. М.: Мысль, 1966.
- Хрулькевич О.А., Шаров В.В. Первый в СССР пропашной трактор «Универсал» // Сельский механизатор. 2008. № 11. C. 16–17.
- Кутьков Г.М. Энергонасыщенность и классификация тракторов // Тракторы и сельхозмашины. 2009. Том 76, № 5. С. 11–14. doi: 10.17816/0321-4443-68584
- Шаров В.В. Хронология отечественных сельскохозяйственных тракторов ХХ века. Новый быт: Де'Либри, 2022. Дата обращения: 20.02.2024. Режим доступа: https://www.litres.ru/vladimir-sharov-3228/hronologiya-otechestvennyh-selskohozyaystvennyh-trakt/#buy_now_noreg
- История завода [internet] Дата обращения: 20.04.2024. Режим доступа: https:// kirovets-ptz.com/company/istoriya/
Дополнительные файлы
