Методология исследования системы амортизации кресла оператора мобильного энергетического средства на основе имитационной модели
- Авторы: Химченко А.В.1, Поливаев О.И.1, Болотов Д.Б.1, Кузнецов А.Н.1, Лощенко А.В.1
-
Учреждения:
- Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I
- Выпуск: Том 92, № 4 (2025)
- Страницы: 373-383
- Раздел: Теория, конструирование, испытания
- URL: https://journal-vniispk.ru/0321-4443/article/view/362621
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-636951
- EDN: https://elibrary.ru/NKKABK
- ID: 362621
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Улучшение условий труда оператора мобильного энергетического средства за счёт снижения вибрационного воздействия при совершенствовании конструкции и характеристик упругодемпфирующих свойств является актуальной задачей, которая на современном этапе может решаться за счёт использования систем автоматизированного моделирования для разработки имитационных моделей с достаточным уровнем детализации.
Цель — определение методологии исследования для совершенствования системы амортизации кресла оператора мобильного энергетического средства на основе имитационной модели.
Методы. В работе использовалось имитационное компьютерное моделирование и экспериментальные исследования с регистрацией динамически изменяющихся сигналов, методы сглаживания экспериментальных данных, основанные на оптимизации и оценке результатов с помощью дисперсионного анализа. Полученная системная имитационная модель сидения с серийной подвеской проверена на адекватность на основе экспериментальных данных завода-изготовителя для подсистем. Проведены экспериментальные исследования для отладки определения и предварительной обработки входных данных модели для проведения модельного эксперимента, что позволяет создавать сценарии испытаний.
Результаты. Разработанная имитационная модель, при проведении численного эксперимента на основе экспериментально полученных сценариев работы, показала хорошее качество предсказания исследуемых процессов. Это позволило сформулировать методику проведения исследований на основе рассмотренных методов.
Заключение. Предложенная методика дает возможность сократить время исследований и материальные затраты на разработку и оценку новых конструктивных решений, в том числе в области активных и полуактивных упругодемпфирующих элементов. Использование системной модели позволяет заглянуть во внутрь механизма и оценить работу отдельных элементов и подсистем. Кроме того, проведенные численные и натурные эксперименты показали, что серийная подвеска кресла оператора мобильного энергетического средства не во всех случаях справляется с задачей сглаживания ударов в вибрации, что предполагает необходимость дальнейшего развития конструкции. Одним из возможных направлений дальнейших исследований является создание модели подсистемы упругодемпфирующего устройства активного или полуактивного типа и проведение сравнительных испытаний для оценки и оптимизации конструктивных решений.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Аркадий Васильевич Химченко
Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I
Автор, ответственный за переписку.
Email: himch.arkady@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9340-4252
SPIN-код: 4568-1757
канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры сельскохозяйственных машин, тракторов и автомобилей
Россия, ВоронежОлег Иванович Поливаев
Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I
Email: Polivaevoi@icloud.com
ORCID iD: 0000-0002-3610-6339
SPIN-код: 1423-0193
д-р техн. наук, профессор, профессор кафедры сельскохозяйственных машин, тракторов и автомобилей
Россия, ВоронежДмитрий Борисович Болотов
Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I
Email: BDB1998@ya.ru
ORCID iD: 0000-0002-3925-1419
SPIN-код: 6368-0059
ассистент кафедры сельскохозяйственных машин, тракторов и автомобилей
Россия, ВоронежАлексей Николаевич Кузнецов
Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I
Email: kuz-basss@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0001-9065-2971
SPIN-код: 1035-3981
канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры сельскохозяйственных машин, тракторов и автомобилей
Россия, ВоронежАлексей Владиславович Лощенко
Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I
Email: Loshenko.av@mail.ru
ORCID iD: 0009-0008-7616-4198
SPIN-код: 7983-1059
канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры сельскохозяйственных машин, тракторов и автомобилей
Россия, ВоронежСписок литературы
- Godjaev ZA, Lyashenko MV, Shekhovtsev VV, et al. Vibration loading of the operator’s workplace and vibration-protective properties of seat suspensions. Izvestiya MGTU MAMI. 2021;15(1):2–11. doi: 10.31992/2074-0530-2021-47-1-2-11 (In Russ.) EDN: TXILGU
- Zelenko NG, Malayan KR, Rusak ON. Life Safety: textbook for universities. Saint Petersburg: Lan; 2012.
- Ustinov YuF, Kalinin YuI, Ulyanov AV, et al. Improving vibroacoustic parameters of transport and technological machines. High technologies in the construction complex. 2021(1):172–176. (In Russ.) EDN: IBFSRY
- Voloshin YuV. Application of suspension systems in foreign tractors. Tractors and agricultural machinery. 2000;(2):36–37.
- Loshchenko AV. Improving the seat suspension of an agricultural wheeled tractor [dissertation] Voronezh; 2022. (In Russ.) EDN: UZEBYE
- Abraham MT, Satyam N, Pradhan B, Tian H. Debris flow simulation 2D (DFS 2D): Numerical modelling of debris flows and calibration of friction parameters. Journal of Rock Mechanics and Geotechnical Engineering. 2022;14(6):1747–1760. doi: 10.1016/j.jrmge.2022.01.004
- Guan J, Liu J, Duan X, et al. Effect of the novel continuous variable compression ratio (CVCR) configuration coupled with spark assisted induced ignition (SAII) combustion mode on the performance behavior of the spark ignition engine. Applied Thermal Engineering. 2021;197:117410. doi: 10.1016/j.applthermaleng.2021.117410
- Kass RE, Dennis JE, Schnabel RB. Numerical Methods for Unconstrained Optimization and Nonlinear Equations. Journal of the American Statistical Association. 1985;80(389):247. doi: 10.2307/2288097
- Ljung L. Modeling of dynamic systems. New Jersey: PTR Prentice Hall; 1994. doi: 10.1016/0967-0661(95)90022-5
- Sjöberg J, Zhang Q, Ljung L, et al. Nonlinear black-box modeling in system identification: a unified overview. Automatica. 1995;31(12):1691–1724. doi: 10.1016/0005-1098(95)00120-8
- Polivaev OI, Afonichev DN, Pilyaev SN, et al. Simulation model of vertical oscillations of the tractor operator’s seat in the SiminTech software package. Bulletin of the Voronezh State Agrarian University. 2020;13(4):79–87. doi: 10.17238/issn2071-2243.2020.4.79 (In Russ.) EDN: LFGMBR
- Certificate of state registration of computer program RUS No. 2024619829 / 27.04.2024. Khimchenko AV, Bolotov DB, Polivaev OI. Simulation model for testing the shock absorber of the suspension of the vehicle operator’s seat. (In Russ.) EDN: VMRVYA
- Certificate of state registration of computer program RUS No. 2024681543 / 11.09.2024. Khimchenko AV, Bolotov DB, Polivaev OI. Program for optimizing the elastic-damping properties of a tractor operator’s seat. (In Russ.) EDN: AMGHAX
Дополнительные файлы









