Исследование эффективности колёсного транспортно-технологического средства с применением карт подвижности
- Авторы: Марковнина А.И.1, Макаров В.С.1, Беляков В.В.1, Манянин С.Е.1
-
Учреждения:
- Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
- Выпуск: Том 92, № 4 (2025)
- Страницы: 425-433
- Раздел: Экономика, организация и технология производства
- URL: https://journal-vniispk.ru/0321-4443/article/view/362627
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-686607
- EDN: https://elibrary.ru/MOMJPX
- ID: 362627
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Движение транспортно-технологических средств (ТТС) повышенной и высокой проходимости, а также вездеходной техники, должно быть эффективным. В данной работе рассматривается метод исследования эффективности ТТС по критерию подвижности.
Цель — оценка эффективности колёсного ТТС с использованием метода построения карт подвижности.
Методы. Используется методика определения эффективности по подвижности как показателя наиболее информативного и охватывающего наибольшее количество конфигурационных характеристик ТТС. На основании расчёта показателя эффективности по подвижности построены карты подвижности, отражающие прогнозируемую эффективность (скорость) движения ТТС в базовой и в модифицированной версиях. Объектом экспериментальных исследований выбран колёсный вездеход «Байкал М» модель ЗТМ 30081-11.
Результаты. В результате изменения конфигурационной характеристики по результатам теоретических расчётов и экспериментальных исследований подтверждена применимость методики и повышена эффективность ТТС Байкал. По результатам работы был увеличен показатель подвижности на 4,7%, а эффективность по подвижности на 3%. Проведение эксперимента подтвердило увеличение скорости преодоления препятствий.
Заключение. В результате исследования была подтверждена методика исследования эффективности, которая применима как на этапе проектирования, так и на этапе модернизации конфигурации ТТС. Изменяя расчётные характеристики, можно определить рациональную конфигурацию ТТС, не затрачивая средства на производство опытных образцов.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Алина Ивановна Марковнина
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Автор, ответственный за переписку.
Email: a.markovnina@nntu.ru
ORCID iD: 0009-0000-7971-0424
SPIN-код: 2873-7519
ассистент кафедры «Строительные и дорожные машины»
Россия, Нижний НовгородВладимир Сергеевич Макаров
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Email: makvl2010@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-4423-5042
SPIN-код: 9834-6239
д-р техн. наук, профессор кафедры «Строительные и дорожные машины»
Россия, Нижний НовгородВладимир Викторович Беляков
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Email: belyakov@nntu.ru
ORCID iD: 0000-0003-0203-9403
SPIN-код: 3944-4416
д-р техн. наук, профессор, профессор кафедры «Строительные и дорожные машины»
Россия, Нижний НовгородСергей Евгеньевич Манянин
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Email: sergmanian@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0003-0245-0638
SPIN-код: 3186-9362
д-р техн. наук, доцент кафедры «Строительные и дорожные машины»
Россия, Нижний НовгородСписок литературы
- Babkov VF, Birulya AK, Sidenko VM. Cross-country ability of wheeled vehicles on soil. Moscow: Avtotransizdat; 1959. (In Russ.)
- Barakhtanov LV, Belyakov VV, Kravets VN. Cross-country ability of a vehicle. N. Novgorod: NSTU; 1996. (In Russ.) EDN: TMBQDX
- Bronstein YaI, Bukharin NA, Buyanov VM, et al. Cross-country ability of a vehicle. Leningrad: Voenizdat; 1959. (In Russ.)
- Grebenshchikov VI. Study of cross-country ability of a vehicle on soft soils. Automobile industry. 1956;(10):12–15. (In Russ.)
- Belyakov VV, Belyaev AM, Bushueva ME, et al. The concept of mobility of ground transport and technological machines. “Proceedings of NSTU”. 2013;(3(100)):145–175. (In Russ.) EDN: REANDH
- Belyakov VV, Belyaev AM, Goncharov KO, et al. Modeling an atlas of mobility maps of ground transport and technological vehicles using the example of the Nizhny Novgorod region. Safety of vehicles in operation. In: Collection of materials of the 79th international scientific and technical conference. Nizhniy Novgorod: Nizhegorodskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet im. R.E. Alekseeva; 2012:135–139. (In Russ.) EDN: VJVNBT
- Belyakov VV, Galkin DA, Zaitsev AS, et al. Evaluation of the efficiency of special vehicles when driving on snow. In: Proceedings of NSTU named after R.E. Alekseev. 2012;(2(95)):156–166. (In Russ.) EDN: PCYNFF
- Markovnina AI, Belyakov VV, Vakhidov USh, et al. Evaluation of the interaction of a vehicle with a road surface in the concept of mobility. Forestry Bulletin. 2025;29(1):162–171. (In Russ.) doi: 10.18698/2542-1468-2025-1-162-171
- Markovnina AI, Makarov VS, Klyushkin AA, Belyaev DM. Evaluation of the efficiency of using wheeled vehicles. Journal of Advanced Research in Technical Science. 2023;34:98–103. doi: 10.26160/2474-5901-2023-34-98-103
- Bekker MG. Introduction to the theory of terrain-vehicle systems. Moscow: Mashinostroenie, 1973. (In Russ.)
- Patent USA No 6860346 / March 1, 2005. Burt IT, Papanikolopoulos NP. Adjustable diameter wheel assembly, and methods and vehicles using the same.
- Dohnal F, Hubacek M, Simkova K. Detection of Microrelief Objects to Impede the Movement of Vehicles in Terrain. International Journal of Geo-Information, ISPRS Int. J. Geo-Inf. 2019;8:101. doi: 10.3390/ijgi8030101
- Rybansky M, Brenova M, Cermak J, et al. Vegetation structure determination using LIDAR data and the forest growth parameters. IOP Conf. Ser.: Earth Environ. Sci. 2016;37. doi: 10.1088/1755-1315/37/1/012031
- Rybansky M, Rada J, Dohnal F. The Impact of the Accuracy of Terrain Surface Data on the Navigation of Off-Road Vehicles. ISPRS International Journal of Geo-Information. 2021;10(3):06. doi: 10.3390/ijgi10030106
Дополнительные файлы






