В статье представлены результаты теоретических и экспериментальных исследований по обоснованию рационального расстояния от точки соединения орудия с трактором до оси вращения опорных колес и расстояния от оси симметрии рамы в горизонтальной плоскости до точки соединения сницы с рамой в вертикальной плоскости. Теоретическими исследованиями установлено, что устойчивость хода рабочих органов при выполнении технологического процесса щелевания почвы (твердость почвы не менее 6 МПа) будет обеспечиваться при расстояния от точки соединения орудия с трактором до оси вращения опорных колес, равном 4,3-5,3 м. Расстояние от оси симметрии рамы в горизонтальной плоскости до точки соединения сницы с рамой должно находиться в пределах 0-300 мм. При проведении экспериментальных исследований состояние почвы на глубине обработки 0-30 см соответствовало следующим средним показателям: твердость почвы 4,8 МПа, влажность 16,3 %, объемный вес 1,39 г/см3. Испытания в производственных условиях проводились на скоростях движения 7,2; 8,9 и 10,0 км/ч. Глубина обработки щелерезами составила 28,5-29,7 см, дисковыми рабочими органами 8,8-9,5 см. Производительность агрегата, при ширине захвата орудия 8,8 м и скорости движения 8,9 км/ч, за один час основного времени составляла 7,8 га, тяговое сопротивление - 82,3 кН. Часовой расход топлива составил 76,2 кг, при этом на один гектар расходуется 9,7 кг. Мощность, потребляемая на преодоление тягового сопротивления орудия, - 203,5 кВт. Устойчивость выполнения технологического процесса по глубине обработки и тяговому сопротивлению говорит об обоснованности выбранных конструктивных параметров щелевателя для осенней обработки стерневых фонов.