В статье описаны результаты исследования физико-химических характеристик твердых частиц загрязнений, присутствующих в охлаждающей жидкости автомобильных и тракторных двигателей. Приведены данные по фракционному, физическому и химическому составу твердых частиц загрязнений. Установлено, что обобщенной причиной появления загрязнений различной природы в системах жидкостного охлаждения двигателей является физико-химическое взаимодействие охлаждающей жидкости (антифриза) с разными элементами и разнородными материалами системы охлаждения. Использование абсолютно чистой охлаждающей жидкости в системах охлаждения автомобильных и тракторных двигателей практически нереально, так как всегда будут существовать эксплуатационные условия, способствующие образованию загрязнений. В составе твердых частиц загрязнений охлаждающей жидкости обнаружен целый ряд химических элементов (в количестве от 1 до 47% (масс.) каждого элемента): железо Fe, кремний Si, алюминий Al, свинец Pb, олово Sn, цинк Zn, кальций Ca, магний Mg, медь Cu. Кроме этого в твердых загрязнениях присутствуют на уровне менее 1,0% (масс.) такие химические элементы, как калий К, натрий Na, титан Ti, фосфор P, сера S, хром Cr, молибден Mo, хлор Cl, иридий Ir, никель Ni, марганец Mn и др. Наиболее опасными составляющими загрязнений являются частицы железа Fe и кремния Si, содержащиеся в охлаждающей жидкости в количестве до 47 и 37% (масс.) соответственно, и обладающие значительной твердостью и угловатостью. Абразивные свойства частиц Fe и Si создают опасность удаления тонкой окисной пленки на внутренней поверхности стенок каналов радиаторов охлаждения, приводя их к преждевременному разрушению. В связи с этим делается вывод, что в составе автомобилей и тракторов должны быть использованы высокоэффективные фильтры охлаждающей жидкости двигателей, удаляющие эти загрязнения из потока.