Первый полностью отечественной конструкции. 85 лет трактору СТЗ-НАТИ
- Авторы: Косенко В.В.1, Шаров В.В.2
-
Учреждения:
- Волгоградский государственный технический университет
- Музей памяти Лопасненского края
- Выпуск: Том 89, № 5 (2022)
- Страницы: 307-318
- Раздел: Страницы истории
- URL: https://journal-vniispk.ru/0321-4443/article/view/125935
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-112160
- ID: 125935
Цитировать
Полный текст
Аннотация
85 лет назад, 11 июля 1937 г., на Сталинградском тракторном заводе было начато серийное производство известного и заслуженно популярного гусеничного с.-х. трактора СТЗ-НАТИ. Этот трактор был первым – полностью отечественной разработки. Работа над ним – пример эффективного сотрудничества конструкторов СТЗ и ученых Всесоюзного научно-исследовательского тракторного института (НАТИ). СТЗ-НАТИ по сравнению с предшественником – колесным трактором СТЗ-1 – больше подходил для почвенно-климатических и дорожных условий СССР, был на 73% мощнее, гораздо производительнее и экономичнее. В том же году выпуск трактора под маркой СХТЗ-НАТИ или ХТЗ-НАТИ был налажен и на Харьковском тракторном заводе, а во время Великой Отечественной войны, в 1942 г., и на только что созданном Алтайском тракторном заводе (АСХТЗ-НАТИ или АТЗ-НАТИ). На базе сельскохозяйственных СТЗ-НАТИ и ХТЗ-НАТИ были разработаны и выпускались на СТЗ транспортный трактор СТЗ-5 и болотоходный СТЗ-8; на ХТЗ газогенераторный ХТЗ-Т2Г и бронетрактор ХТЗ-16. Производство трактора АСХТЗ-НАТИ продолжалось на СТЗ и ХТЗ до 1949 г., а на АТЗ – до 1952 г., когда ему на смену пришел дизельный трактор ДТ-54. Всего тремя заводами было выпущено около 200 тысяч тракторов АСХТЗ-НАТИ. Заложенные в его конструкцию передовые и удачные технические решения долгое время использовались в тракторах СТЗ/ВгТЗ, ХТЗ, АТЗ и до сих пор используются в китайских YTO.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Вячеслав Владимирович Косенко
Волгоградский государственный технический университет
Email: kosenko46@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3996-6414
SPIN-код: 3616-4401
к.т.н., старший преподаватель кафедры «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей»
Россия, ВолгоградВладимир Васильевич Шаров
Музей памяти Лопасненского края
Автор, ответственный за переписку.
Email: sharov_vv56@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7659-9978
SPIN-код: 5601-0079
к.т.н., методист
Россия, ЧеховСписок литературы
- Косенко В.В. 85 лет Волгоградскому тракторному заводу и трактору СТЗ-1 – первому отечественному трактору массового производства // Тракторы и сельхозмашины. 2015. Т. 82, № 6. С. 47–51. doi: 10.17816/0321-4443-65450
- Шаров В.В. Экспериментальный гусеничный трактор «Комсомолец» // Сельский механизатор. 2016. № 7. С. 16–17. doi: 10.17816/0321-4443-65450
- Забелышенский З.Э. К 80-летию Харьковского тракторного завода: нам есть гордиться! // Вестник Национального техн. Ун-та ХПИ, вып. 56: Автомобиле- и тракторостроение. Харьков, НТУ «ХПИ», 2011. С. 140–143.
- Каргополов В.А., Дронг И.И., Яровинский Л.М. Трактор СТЗ-НАТИ 1ТА (сельскохозяйственный). Описание конструкции, управление, уход и каталог запасных частей / под ред. В.Г. Станкевича. М.: Сельхозгиз, 1938.
- Автотракторный справочник. Том IV – Тракторы / под ред. Проф. М.К. Кристи. М.-Л.: ОНТИ НКТП СССР, 1938.
- Трушин И.А., Першин Н.И., Журкович В.А. и др. Первенец отечественного тракторостроения. История Волгоградского двух орденов Ленина, орденов Отечественной войны I степени и Трудового Красного Знамени тракторного завода им. Ф.Э. Дзержинского / под общ. Ред. И.А. Трушина / Волгоград: Нижне-Волжское кн. Изд-во, 1980.
- Хартанович А.В., Муковнин А.В. Транспортный трактор СТЗ-НАТИ. М.-Л.: «Каталогиздат» НКОМ СССР, 1940.
- Хрулькевич О.А. Шаров В.В. Первые советские тракторы, работающие на альтернативном топливе // Сельский механизатор. 2009. № 2. С. 14–15.
- Косенко В.В., Шаров В.В., Герасимов Е.О. и др. Юбилей «железного коня» // Сельский механизатор. 2017. № 7. С. 24–25.
Дополнительные файлы
