Разработка и верификация виртуального прототипа автотранспортного средства
- Авторы: Жилейкин М.М.1,2, Антонян А.В.1,2, Фурлетов Ю.М.2
-
Учреждения:
- Инновационный центр «КАМАЗ»
- Московский политехнический университет
- Выпуск: Том 90, № 5 (2023)
- Страницы: 455-468
- Раздел: Теория, конструирование, испытания
- URL: https://journal-vniispk.ru/0321-4443/article/view/249968
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-622767
- ID: 249968
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Методы математического моделирования находят широкое применение при разработке автотранспортных средств. С целью исследования динамических свойств автотранспортного средства, исследования устойчивости и управляемости, а также для удешевления и ускорения разработки бортового программного обеспечения необходимо создать цифровой двойник, в котором описывается простанственное движение транспортного средства с моделями узлов и агрегатов, входящих в его состав.
Цель работы – разработка и верификация виртуального прототипа автотранспортного средства.
Материалы и методы. Разработка виртуального прототипа и моделирование автотранспортного средства проводились в программном пакете MATLAB&Simulink. Приводятся основные выводы уравнений необходимых для построения моделей узлов и агрегатов автомобиля. Проводятся верификационные испытания с использованием специального измерительного оборудования.
Результаты. Разработан виртуальный прототип автотранспортного средства, содержащий в себе описание совместной динамики кузова, элементов трансмиссии, подвески и колес. Проводится сравнение результатов натурных и виртуальных испытаний, подтверждающих работоспособность и адекватность виртуального прототипа. Выводятся основные графики, отражающие динамику реального и виртуального автомобиля.
Заключение. Практическая ценность разработки и исследования заключается в возможности использования виртуального прототипа при исследования динамических свойств автотранспортного средства и разработке бортовых систем управления.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Михаил Михайлович Жилейкин
Инновационный центр «КАМАЗ»; Московский политехнический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: jileykin_m@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8851-959X
SPIN-код: 6561-3300
доктор техн. наук, руководитель группы инженерных расчетов, профессор Передовой инженерной школы электротранспорта
Россия, 121205, Москва, Инновационный центр Сколково, Большой б-р, д. 62; МоскваАкоп Ваганович Антонян
Инновационный центр «КАМАЗ»; Московский политехнический университет
Email: AntonyanAV@kamaz.ru
ORCID iD: 0000-0002-5566-6569
SPIN-код: 4797-9808
кандидат техн. наук, главный специалист по программированию и имитационному моделированию, доцент Передовой инженерной школы электротранспорта
Россия, 121205, Москва, Инновационный центр Сколково, Большой б-р, д. 62; МоскваЮрий Михайлович Фурлетов
Московский политехнический университет
Email: yury.furletov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7131-0933
SPIN-код: 4919-9869
кандидат техн. наук, доцент Передовой инженерной школы электротранспорта
Россия, МоскваСписок литературы
- Жилейкин М.М. Теоретические основы повышения показателей устойчивости и управляемости колесных машин на базе методов нечеткой логики. М.: МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2016.
- Dygalo V., Keller A., Shcherbin A. Principles of application of virtual and physical simulation technology in production of digital twin of active vehicle safety systems // Transportation Research Procedia. 2020. Vol. 50. P. 121–129. doi: 10.1016/j.trpro.2020.10.015
- Дронг В.И., Дубинин В.В., Ильин М.М. и др. Курс теоретической механики: учеб. для вузов. М.: МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2011.
- Бюшгенс Г.С., Студнев Р.В. Динамика самолета. Пространственное движение. М.: Машиностроение, 1983.
- Дик А.Б. Расчет стационарных и нестационарных характеристик тормозящего колеса при движении с уводом: Дисс. … кандидат техн. наук. Омск, 1988.
- Рождественский Ю.Л., Машков К.Ю. О формировании реакции при качении упругого колеса по недеформируемому опорному основанию // Труды МВТУ. 1982. № 390. С. 56–64.
- Aliukov S., Keller A., Alyukov A. Method of Calculating of Relay Type Free-Wheel Mechanism // SAE Technical Paper. 2015. P. 2015-01-2782. doi: 10.4271/2015-01-2782
- Антонян А.В. Повышение устойчивости и управляемости автомобилей колесной формулой 4х4 путем перераспределения подводимых к колесам вращающих моментов. Дисс. … кандидат техн. наук. М., 2021.
- Жилейкин М.М., Котиев Г.О. Моделирование систем транспортных средств: учебник. М.: МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2021.
- Жилейкин М.М., Падалкин Б.В. Математическая модель качения эластичного колеса по неровностям недеформируемого опорного основания // Известия ВУЗов. Машиностроение. 2016. № 3. С. 24–29.
- Смирнов Г.А. Теория движения колесных машин. М.: Машиностроение, 1990.
- Dubrovskiy A., Aliukov S., Keller A., et al. Adaptive Suspension of Vehicles with Wide Range of Control // SAE Technical Paper. 2016. P. 2016-01-8032. doi: 10.4271/2016-01-8032
- Keller A., Aliukov S. Effectiveness of Methods of Power Distribution in Transmissions of All-Wheel-Drive Trucks // SAE Technical Paper. 2015. P. 2015-01-2732. doi: 10.4271/2015-01-2732
Дополнительные файлы
