Эффективность тепловой защиты поршней ДВС покрытием, сформированным микродуговым оксидированием

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Для защиты поршней двигателей внутреннего сгорания (ДВС) от прогара и повышения их долговечности целесообразно использовать керамические покрытия, формируемые на днище поршня микродуговым оксидированием (МДО). Исследованию эффективности такого покрытия посвящено много работ. Однако, большинство подобных исследований проведены на лабораторных установках, имитирующих работу двигателя, и обычно не учитывают реальные теплофизические параметры МДО-покрытия. Поэтому оценить эффективность тепловой защиты такого покрытия довольно сложно.

Цель работы — исследование методом численного моделирования эффективности тепловой защиты поршней посредством керамического покрытия, формируемого методом микродугового оксидирования на поверхности днища поршня.

Методы. Исследование проводилось в программе SolidWorks Simulation. В качестве материала поршня использовались два поршневых алюминиевых сплава: АК12д (с содержанием кремния 12%) и АК4-1 (c содержанием кремния 0,35%). К поверхностям образцового поршня прикладывались температурные нагрузки, соответствующие работе реального двигателя. На первом этапе моделировалось тепловое состояние поршней из разных сплавов без МДО-покрытия. На втором и третьем этапах исследовалось влияние толщины керамического покрытия, сформированного на днище поршня, на его тепловое состояние. На втором этапе материалом поршня являлся сплав АК4-1, а на третьем этапе — сплав АК12д. В качестве материала покрытия использовалась керамика, свойства которой соответствовали свойствам покрытий, формируемых методом микродугового оксидирования на рассматриваемых сплавах. Толщина покрытия изменялась с шагом 100 мкм в диапазоне от 50 до 350 мкм. Температура определялась методом зондирования в различных областях поршня: на поверхности днища на МДО-покрытии и под ним, в области поршневых канавок, на юбке поршня и на поверхности днища поршня со стороны картера.

Результаты. Моделированием установлено:

  1. Покрытие днища поршня микродуговым оксидированием снижает тепловую напряженность поршня не зависимо от химического состава алюминиевого сплава.
  2. Эффективность теплозащиты поршня повышается при увеличении толщины керамического покрытия и при уменьшении его коэффициента теплопроводности.
  3. Наибольший теплозащитный эффект достигается у поршня из эвтектического сплава АД12д.

Заключение. Установлено, что МДО-покрытие на днище поршня является эффективным способом снижения тепловой напряжённости поршней ДВС. Повышение толщины керамического покрытия и снижение его коэффициента теплопроводности ведет к увеличению эффективности тепловой защиты поршней. Снижение коэффициента теплопроводности МДО-покрытия и увеличение его толщины также приводит к росту температуры на поверхности керамического покрытия, нанесенного на днище поршня.

Об авторах

Наталья Юрьевна Дударева

Уфимский университет науки и технологий

Автор, ответственный за переписку.
Email: natalia_jd@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2269-0498
SPIN-код: 6069-6928

доктор техн. наук, доцент, профессор кафедры двигателей внутреннего сгорания

Россия, 450076, Уфа, улица З. Валиди, д. 32

Александр Викторович Коломейченко

Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»

Email: kolom_sasha@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-3865-4486
SPIN-код: 2560-5163

доктор техн. наук, профессор; заведующий отделом перспективных технологий Центра сельскохозяйственного машиностроения

Россия, Москва

Юрий Евгеньевич Кисель

Брянский государственный инженерно-технологический университет

Email: ypk2@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5986-3922
SPIN-код: 9996-2193

доктор техн. наук, доцент, профессор кафедры общетехнических дисциплин и физики

Россия, Брянск

Список литературы

  1. Razuvaev A.V., Slobodina E.N. The operating conditions of the internal combustion engine with high temperature cooling // J. Phys.: Conf. Ser. 2020. Vol. 1441, N 1. P. 012026. doi: 10.1088/1742-6596/1441/1/012026
  2. Белов В.П., Апелинский Д.В., Беженарь В.Н. Экспериментальная оценка температурного состояния поршней тракторных дизелей // Тракторы и сельхозмашины. 2022. Т. 89, № 2. С. 111–120. doi: 10.17816/0321-4443-105717
  3. Caldera M., Massone J.M., Martinez R.A. Failure analysis of a damaged direct injection diesel engine piston // Journal of Failure Analysis and Prevention. 2017. N 17. P. 979–988. doi: 10.1007/s11668-017-0327-y
  4. Li Z., Li J., Chen Z., et al. Experimental and computational study on thermomechanical fatigue life of aluminium alloy piston // Fatigue and Fracture of Engineering Materials and Structures. 2021. N 44. P. 141–155. doi: 10.1111/ffe.13342
  5. Alshmri F. Lightweight material: Aluminium high silicon alloys in the automotive industry // Advanced Materials Research Vols. 2013. N 774–776. P. 1271–1276. doi: 10.4028/ href='www.scientific.net/AMR.774-776.1271' target='_blank'>www.scientific.net/AMR.774-776.1271
  6. Гоц А.Н, Глинкин С.А. Критерии разрушения теплонапряженных деталей поршневых двигателей и обзор методик оценки долговечности поршней // Тракторы и сельхозмашины. 2016. № 11. С. 40–44. EDN: WYQMYL
  7. Sergeev S., Albieri M.S., Yatsenko V., et al. Theoretical and practical study of possibility to decrease thermal stress in pistons of internal combustion diesel engine by using galvanic plasma modification // International Journal of Advanced Science and Technology. 2019. Vol. 28, N 8. P. 550–562. doi: 10.13140/RG.2.2.32284.44162
  8. Helmisyah A.J., Ghazali M.J., Abdullah S. Characterisation of thermal barrier coating on piston crown for compressed natural gas direct injection (CNGDI) engines // Applied Science and Engineering Progress. 2012. Vol. 5, N 4. P. 73–77. doi: 10.4028/ href='www.scientific.net/AMM.663' target='_blank'>www.scientific.net/AMM.663. 304
  9. Abhinav T., Kustagi H.K., Shankar A.R. Adhesion Strength of Plasma Sprayed Coatings — A Review // Intelligent Manufacturing and Energy Sustainability. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2020. N 169. P. 77–83. doi: 10.1007/978-981-15-1616-0_8
  10. Markov M.A., Bykova A.D., Krasikov A.V., et al. Formation of wear- and corrosion-resistant coatings by the microarc oxidation of aluminum // Refractories and Industrial Ceramics. 2018. Vol. 4, N 59. P. 207–214. doi: 10.1007/s11148-018-0207-3
  11. Суминов И.В., Эпельфельд А.В., Людин В.Б. и др. Микродуговое оксидирование: теория, технология, оборудование. Москва: ЭКОМЕТ, 2005.
  12. Kolomeichenko A.V., Kravchenko I.N. Elemental composition and microhardness of the coatings prepared on faced aluminum alloys by plasma electrolytic oxidation in a silicate-alkaline electrolyte // Russian Metallurgy (Metally). 2019. Vol. 2019, N 13. P. 1410–1413. doi: 10.1134/S0036029519130147
  13. Басинюк В.Л., Коломейченко А.В., Мардосевич Е.И. и др. Тепловая нагруженность фрикционного контакта деталей из алюминиевых сплавов с покрытиями Al2O3 // Трение и износ. 2005. Т. 26, № 3. С. 62−70.
  14. Curran J.A., Kalkancı H., Magurova Yu. Mullite-rich plasma electrolytic oxide coatings for thermal barrier applications // Surface and Coatings Technology. 2007. N 201. P. 8683−8687. doi: 10.1016/j.surfcoat.2006.06.050
  15. Dudareva N.Yu. Kruglov A.B., Gallyamova R.F. Structure and thermophysical properties of coatings formed by the method of microarc oxidation on an aluminum alloy AK4-1 // Solid State Phenomena. 2018. N 284. P. 1235−1241. doi: 10.4028/ href='www.scientific.net/SSP.284.1235' target='_blank'>www.scientific.net/SSP.284.1235
  16. Dudareva N. Yu., Ivashin P.V., Kruglov A.B. Investigation of the thermophysical properties of the oxide layer formed by microarc oxidation on Al-Si alloy // MATEC Web of Conferences. 2017. N 129. P. 02015. doi: 10.1051/matecconf/201712902015
  17. Марьин Д.М., Хохлов А.Л., Шлущенко А.А. и др. Влияние оксидированного слоя на теплонапряженность поршня двигателя внутреннего сгорания // Science and world. 2014. T. 1, № 5. С. 108–109.
  18. Subaeva A.K., Khokhlov A.L. The thermal factor reduction of the piston in the internal combustion engine by the method of micro-arc oxidation of the head // The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication. 2017. Special Edition. P. 1749−1756. doi: 10.7456/1070DSE/155
  19. Шпаковский В.В. Влияние частично-динамической теплоизоляции на температурное состояние поверхности поршня // Двигатели внутреннего сгорания. 2010. № 2. С. 92−95. EDN: TTYTPX
  20. Shackelford J. F., Doremus R.H. Ceramic and Glass Materials. Structure, Properties and Processing. New York: Springer, 2008. doi: 10.1007/978-0-387-73362-3
  21. Nudehi S., Steffen J.R. Analysis of Machine Elements Using SolidWorks Simulation 2016. Mission, KS: SDC Publications, 2016.
  22. An Introduction to Stress Analysis Applications with SolidWorks Simulation, Student Guide Massachusetts. USA: Massachusetts, 2010.
  23. Горбачев В.Г., Загайко С.А., Рудая Н.В., и др. Система имитационного моделирования «Альбея» (ядро). Руководство пользователя. Уфа: УГАТУ, 1995.
  24. Musin N., Dudareva N. Investigation of the effect of the coating formed by microarc oxidation on the piston top on the thermal state of the internal combustion engine parts // MATEC Web of Conferences. 2018. N 224. P. 03008. doi: 10.1051/matecconf/201822403008
  25. Захаров В.В. Влияние дополнительного отжига перед закалкой на свойства плакированных листов из сплава АК4-1ч, изготовленных по технологии ОАО «КУМЗ» // Технология легких сплавов. 2023. № 1. С. 6−11. EDN: GNAOKQ doi: 10.24412/0321-4664-2023-1-6-11
  26. Mechalikh M., Benhammou A., Zidane I., et al. Study of piston thermo-elastic behaviour under thermomechanical solicitations // International Journal of Automotive and Mechanical Engineering. 2019. Vol. 16, N 4. P. 7287–7298.
  27. Liu Y., Lei J., Niu X., et al. Experimental and simulation study on aluminium alloy piston based on thermal barrier coating // Scientifc Reports. 2022. N 12. P. 10991. doi: 10.1038/s41598-022-15031-x
  28. Белецкий В.М., Кривов Г.А. Алюминиевые сплавы (состав, свойства, технология, применение). Справочник. Киев: Коминтех, 2005.
  29. Алямовский А.А. Инженерные расчеты в SolidWorks Simulation. Москва: ДМК-Пресс, 2010.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Модель поршня двигателя: а — 3D-модель в SolidWorks; b — модель с сеткой.

Скачать (171KB)
3. Рис. 2. Схема температурных и механических нагрузок: а — на основных поверхностях поршня; b — на поверхностях поршневых канавок.

Скачать (119KB)
4. Рис. 3. Точки зондирования температуры в поршне.

5. Рис. 4. Средняя температура на поверхности днища поршня.

Скачать (175KB)
6. Рис. 5. Средняя температура на поверхности днища поршня под МДО-покрытием.

Скачать (160KB)
7. Рис. 6. Средняя температура в области поршневых канавок.

Скачать (110KB)

© Эко-Вектор, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».