Эффективность тепловой защиты поршней ДВС покрытием, сформированным микродуговым оксидированием
- Авторы: Дударева Н.Ю.1, Коломейченко А.В.2, Кисель Ю.Е.3
-
Учреждения:
- Уфимский университет науки и технологий
- Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»
- Брянский государственный инженерно-технологический университет
- Выпуск: Том 91, № 1 (2024)
- Страницы: 101-112
- Раздел: Качество, надёжность
- URL: https://journal-vniispk.ru/0321-4443/article/view/260275
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-586629
- ID: 260275
Цитировать
Аннотация
Обоснование. Для защиты поршней двигателей внутреннего сгорания (ДВС) от прогара и повышения их долговечности целесообразно использовать керамические покрытия, формируемые на днище поршня микродуговым оксидированием (МДО). Исследованию эффективности такого покрытия посвящено много работ. Однако, большинство подобных исследований проведены на лабораторных установках, имитирующих работу двигателя, и обычно не учитывают реальные теплофизические параметры МДО-покрытия. Поэтому оценить эффективность тепловой защиты такого покрытия довольно сложно.
Цель работы — исследование методом численного моделирования эффективности тепловой защиты поршней посредством керамического покрытия, формируемого методом микродугового оксидирования на поверхности днища поршня.
Методы. Исследование проводилось в программе SolidWorks Simulation. В качестве материала поршня использовались два поршневых алюминиевых сплава: АК12д (с содержанием кремния 12%) и АК4-1 (c содержанием кремния 0,35%). К поверхностям образцового поршня прикладывались температурные нагрузки, соответствующие работе реального двигателя. На первом этапе моделировалось тепловое состояние поршней из разных сплавов без МДО-покрытия. На втором и третьем этапах исследовалось влияние толщины керамического покрытия, сформированного на днище поршня, на его тепловое состояние. На втором этапе материалом поршня являлся сплав АК4-1, а на третьем этапе — сплав АК12д. В качестве материала покрытия использовалась керамика, свойства которой соответствовали свойствам покрытий, формируемых методом микродугового оксидирования на рассматриваемых сплавах. Толщина покрытия изменялась с шагом 100 мкм в диапазоне от 50 до 350 мкм. Температура определялась методом зондирования в различных областях поршня: на поверхности днища на МДО-покрытии и под ним, в области поршневых канавок, на юбке поршня и на поверхности днища поршня со стороны картера.
Результаты. Моделированием установлено:
- Покрытие днища поршня микродуговым оксидированием снижает тепловую напряженность поршня не зависимо от химического состава алюминиевого сплава.
- Эффективность теплозащиты поршня повышается при увеличении толщины керамического покрытия и при уменьшении его коэффициента теплопроводности.
- Наибольший теплозащитный эффект достигается у поршня из эвтектического сплава АД12д.
Заключение. Установлено, что МДО-покрытие на днище поршня является эффективным способом снижения тепловой напряжённости поршней ДВС. Повышение толщины керамического покрытия и снижение его коэффициента теплопроводности ведет к увеличению эффективности тепловой защиты поршней. Снижение коэффициента теплопроводности МДО-покрытия и увеличение его толщины также приводит к росту температуры на поверхности керамического покрытия, нанесенного на днище поршня.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Наталья Юрьевна Дударева
Уфимский университет науки и технологий
Автор, ответственный за переписку.
Email: natalia_jd@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2269-0498
SPIN-код: 6069-6928
доктор техн. наук, доцент, профессор кафедры двигателей внутреннего сгорания
Россия, 450076, Уфа, улица З. Валиди, д. 32Александр Викторович Коломейченко
Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»
Email: kolom_sasha@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-3865-4486
SPIN-код: 2560-5163
доктор техн. наук, профессор; заведующий отделом перспективных технологий Центра сельскохозяйственного машиностроения
Россия, МоскваЮрий Евгеньевич Кисель
Брянский государственный инженерно-технологический университет
Email: ypk2@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5986-3922
SPIN-код: 9996-2193
доктор техн. наук, доцент, профессор кафедры общетехнических дисциплин и физики
Россия, БрянскСписок литературы
- Razuvaev A.V., Slobodina E.N. The operating conditions of the internal combustion engine with high temperature cooling // J. Phys.: Conf. Ser. 2020. Vol. 1441, N 1. P. 012026. doi: 10.1088/1742-6596/1441/1/012026
- Белов В.П., Апелинский Д.В., Беженарь В.Н. Экспериментальная оценка температурного состояния поршней тракторных дизелей // Тракторы и сельхозмашины. 2022. Т. 89, № 2. С. 111–120. doi: 10.17816/0321-4443-105717
- Caldera M., Massone J.M., Martinez R.A. Failure analysis of a damaged direct injection diesel engine piston // Journal of Failure Analysis and Prevention. 2017. N 17. P. 979–988. doi: 10.1007/s11668-017-0327-y
- Li Z., Li J., Chen Z., et al. Experimental and computational study on thermomechanical fatigue life of aluminium alloy piston // Fatigue and Fracture of Engineering Materials and Structures. 2021. N 44. P. 141–155. doi: 10.1111/ffe.13342
- Alshmri F. Lightweight material: Aluminium high silicon alloys in the automotive industry // Advanced Materials Research Vols. 2013. N 774–776. P. 1271–1276. doi: 10.4028/ href='www.scientific.net/AMR.774-776.1271' target='_blank'>www.scientific.net/AMR.774-776.1271
- Гоц А.Н, Глинкин С.А. Критерии разрушения теплонапряженных деталей поршневых двигателей и обзор методик оценки долговечности поршней // Тракторы и сельхозмашины. 2016. № 11. С. 40–44. EDN: WYQMYL
- Sergeev S., Albieri M.S., Yatsenko V., et al. Theoretical and practical study of possibility to decrease thermal stress in pistons of internal combustion diesel engine by using galvanic plasma modification // International Journal of Advanced Science and Technology. 2019. Vol. 28, N 8. P. 550–562. doi: 10.13140/RG.2.2.32284.44162
- Helmisyah A.J., Ghazali M.J., Abdullah S. Characterisation of thermal barrier coating on piston crown for compressed natural gas direct injection (CNGDI) engines // Applied Science and Engineering Progress. 2012. Vol. 5, N 4. P. 73–77. doi: 10.4028/ href='www.scientific.net/AMM.663' target='_blank'>www.scientific.net/AMM.663. 304
- Abhinav T., Kustagi H.K., Shankar A.R. Adhesion Strength of Plasma Sprayed Coatings — A Review // Intelligent Manufacturing and Energy Sustainability. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2020. N 169. P. 77–83. doi: 10.1007/978-981-15-1616-0_8
- Markov M.A., Bykova A.D., Krasikov A.V., et al. Formation of wear- and corrosion-resistant coatings by the microarc oxidation of aluminum // Refractories and Industrial Ceramics. 2018. Vol. 4, N 59. P. 207–214. doi: 10.1007/s11148-018-0207-3
- Суминов И.В., Эпельфельд А.В., Людин В.Б. и др. Микродуговое оксидирование: теория, технология, оборудование. Москва: ЭКОМЕТ, 2005.
- Kolomeichenko A.V., Kravchenko I.N. Elemental composition and microhardness of the coatings prepared on faced aluminum alloys by plasma electrolytic oxidation in a silicate-alkaline electrolyte // Russian Metallurgy (Metally). 2019. Vol. 2019, N 13. P. 1410–1413. doi: 10.1134/S0036029519130147
- Басинюк В.Л., Коломейченко А.В., Мардосевич Е.И. и др. Тепловая нагруженность фрикционного контакта деталей из алюминиевых сплавов с покрытиями Al2O3 // Трение и износ. 2005. Т. 26, № 3. С. 62−70.
- Curran J.A., Kalkancı H., Magurova Yu. Mullite-rich plasma electrolytic oxide coatings for thermal barrier applications // Surface and Coatings Technology. 2007. N 201. P. 8683−8687. doi: 10.1016/j.surfcoat.2006.06.050
- Dudareva N.Yu. Kruglov A.B., Gallyamova R.F. Structure and thermophysical properties of coatings formed by the method of microarc oxidation on an aluminum alloy AK4-1 // Solid State Phenomena. 2018. N 284. P. 1235−1241. doi: 10.4028/ href='www.scientific.net/SSP.284.1235' target='_blank'>www.scientific.net/SSP.284.1235
- Dudareva N. Yu., Ivashin P.V., Kruglov A.B. Investigation of the thermophysical properties of the oxide layer formed by microarc oxidation on Al-Si alloy // MATEC Web of Conferences. 2017. N 129. P. 02015. doi: 10.1051/matecconf/201712902015
- Марьин Д.М., Хохлов А.Л., Шлущенко А.А. и др. Влияние оксидированного слоя на теплонапряженность поршня двигателя внутреннего сгорания // Science and world. 2014. T. 1, № 5. С. 108–109.
- Subaeva A.K., Khokhlov A.L. The thermal factor reduction of the piston in the internal combustion engine by the method of micro-arc oxidation of the head // The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication. 2017. Special Edition. P. 1749−1756. doi: 10.7456/1070DSE/155
- Шпаковский В.В. Влияние частично-динамической теплоизоляции на температурное состояние поверхности поршня // Двигатели внутреннего сгорания. 2010. № 2. С. 92−95. EDN: TTYTPX
- Shackelford J. F., Doremus R.H. Ceramic and Glass Materials. Structure, Properties and Processing. New York: Springer, 2008. doi: 10.1007/978-0-387-73362-3
- Nudehi S., Steffen J.R. Analysis of Machine Elements Using SolidWorks Simulation 2016. Mission, KS: SDC Publications, 2016.
- An Introduction to Stress Analysis Applications with SolidWorks Simulation, Student Guide Massachusetts. USA: Massachusetts, 2010.
- Горбачев В.Г., Загайко С.А., Рудая Н.В., и др. Система имитационного моделирования «Альбея» (ядро). Руководство пользователя. Уфа: УГАТУ, 1995.
- Musin N., Dudareva N. Investigation of the effect of the coating formed by microarc oxidation on the piston top on the thermal state of the internal combustion engine parts // MATEC Web of Conferences. 2018. N 224. P. 03008. doi: 10.1051/matecconf/201822403008
- Захаров В.В. Влияние дополнительного отжига перед закалкой на свойства плакированных листов из сплава АК4-1ч, изготовленных по технологии ОАО «КУМЗ» // Технология легких сплавов. 2023. № 1. С. 6−11. EDN: GNAOKQ doi: 10.24412/0321-4664-2023-1-6-11
- Mechalikh M., Benhammou A., Zidane I., et al. Study of piston thermo-elastic behaviour under thermomechanical solicitations // International Journal of Automotive and Mechanical Engineering. 2019. Vol. 16, N 4. P. 7287–7298.
- Liu Y., Lei J., Niu X., et al. Experimental and simulation study on aluminium alloy piston based on thermal barrier coating // Scientifc Reports. 2022. N 12. P. 10991. doi: 10.1038/s41598-022-15031-x
- Белецкий В.М., Кривов Г.А. Алюминиевые сплавы (состав, свойства, технология, применение). Справочник. Киев: Коминтех, 2005.
- Алямовский А.А. Инженерные расчеты в SolidWorks Simulation. Москва: ДМК-Пресс, 2010.
Дополнительные файлы
