Анализ влияния радиальной жёсткости металлоупругого колеса на тягово-сцепные характеристики
- Авторы: Пашковский Р.Р.1, Евсеев К.Б.1
-
Учреждения:
- Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
- Выпуск: Том 91, № 2 (2024)
- Страницы: 229-242
- Раздел: Теория, конструирование, испытания
- URL: https://journal-vniispk.ru/0321-4443/article/view/262690
- DOI: https://doi.org/10.17816/0321-4443-625591
- ID: 262690
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Тягово-сцепная характеристика колёсного движителя зависит как от его конструкции, которая определяет его жёсткостные свойства, так и от физико-механических свойств грунта. Совместное применение метода дискретных элементов для описания грунта и метода конечных элементов для моделирования колеса позволяет уточнить и расширить существующие эмпирические модели взаимодействия движителя с опорным основанием. Использование указанного подхода позволит сократить объем натурных испытаний, необходимый для верификации модели взаимодействия.
Цель исследования — совершенствование тягово-сцепных характеристик металлоупругого колеса путём варьирования его конструктивных параметров.
Материалы и методы. Для разработки математической модели металлоупругого колеса и определения тягово-сцепных характеристик используются численные методы дискретных и конечных элементов.
Результаты. В работе разработана математическая модель металлоупругого колеса с возможностью варьирования толщины упругой боковины. Для трех образцов колеса получены характеристики радиальной жёсткости. Разработанная математическая модель взаимодействия колёсного движителя с деформируемым опорным основанием базируется на совместном применении методов дискретных и конечных элементов. Для формирования силовых факторов, действующих на колёсный движитель, в работе используется пропорциональный регулятор. В результате были получены зависимости коэффициента продольной реакции от коэффициента буксования для металлоупругих колёсных движителей с различной радиальной жёсткостью и проведён сравнительный анализ влияния радиальной жёсткости на тягово-сцепные характеристики.
Заключение. Совместное применение методов дискретных и конечных элементов позволит определять тягово-сцепную характеристику движителей различной конструкции при взаимодействии с деформируемым опорным основанием и оценивать влияние на неё различных конструктивных параметров.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Роман Родионович Пашковский
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
Автор, ответственный за переписку.
Email: Roma115577@mail.ru
студент кафедры «Колёсные машины»
Россия, МоскваКирилл Борисович Евсеев
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
Email: kb_evseev@bmstu.ru
ORCID iD: 0000-0001-7193-487X
SPIN-код: 7753-2047
доцент, д-р техн. наук, доцент кафедры «Колёсные машины»
Россия, МоскваСписок литературы
- Громов В.В., Забавников Н.А., Кемурджиан А.Л. и др. Передвижение по грунтам Луны и планет. М.: Машиностроение, 1986.
- Черкасов И.И., Шварев В.В. Грунт Луны. М.: Наука, 1975.
- Рождественский Ю.Л., Машков К.Ю. О формировании реакций при качении упругого колеса по недеформируемому основанию // Труды МВТУ. 1982. № 390. С. 56–64.
- Рождественский Ю.Л. Анализ и прогнозирование тяговых качеств колёсных движителей планетоходов. дисс. … канд. техн. наук. Москва, 1982.
- Машков К.Ю. Метод оценки тягово-сцепных свойств качеств специального транспортного средства в режиме бортового поворота на стадии проектирования. дисс. … канд. техн. наук. Москва, 1991.
- RecurDyn help [internet] Дата обращения: 15.11.2023. Режим доступа: https://dev.functionbay.com/RecurDynOnlineHelp/V9R5/index.html
- EDEM help. Дата обращения: 25.10.2023. Режим доступа: https://altairuniversity.com/learning-library/edem-tutorials/
- Пашковский Р.Р. Анализ существующих подходов к определению физико-механических параметров несвязанного грунта и моделированию динамики его частиц // Политехнический молодежный журнал. 2023. № 01(78). doi: 10.18698/2541-8009-2023-1-853
- Пашковский Р.Р., Евсеев К.Б. Разработка и верификация математической модели взаимодействия колесного движителя с деформируемым грунтом, основанной на применении метода дискретных элементов // Тракторы и сельхозмашины. 2023. Т. 90, № 2. С. 149–160. doi: 10.17816/0321-4443-352576
- Ларин В.В. Теория движения полноприводных колёсных машин. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010.
- Ларин В.В. Физика грунтов и опорная проходимость колёсных транспортных средств: учеб. пособие: в 2 ч. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014.
- Агейкин Я.С. Проходимость автомобилей. М.: Машиностроение, 1981.
- Агейкин Я.С., Вольская Н.С., Чичекин И.В. Проходимость автомобиля. М.: МГИУ, 2010.
- Вольская Н.С. Оценка проходимости колёсных машин при движении по неровной грунтовой поверхности. М.: МГИУ, 2007.
- Карташов А. Б., Котиев Г. О., Смирнов А. А. Исследование режимов качения колеса из композиционных материалов на основе стеклопластика // Журнал Ассоциации Автомобильных инженеров. 2009. № 4 (57). С. 40–43.
Дополнительные файлы
