Симулятор виртуальной реальности в фармацевтическом образовании

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Введение. В системе высшего медицинского и фармацевтического образования растет потребность внедрения новых образовательных технологий. Для учебных заведений виртуальная реальность (ВР) представляется перспективной образовательной технологией для повышения вовлеченности студентов и адаптации их к условиям практики.

Цель. Оценить эффективность использования ВР-технологий в образовательном процессе студентов, обучающихся по специальности «Фармация».

Материал и методы. Исследование проводилось в рамках прохождения учебной фармацевтической пропедевтической практики с применением ВР-симулятора «Виртуальная полнофункциональная аптека», разработанного на базе VR-приложения в Unreal Engine и шлема ВР Oculus Quest 2. С использованием ВР-симулятора или традиционных методов студенты решали ситуационные задачи (кейсы) 2 видов: «Консультирование и продажа безрецептурных лекарственных препаратов» и «Размещение лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента при приеме товара в аптеке». Далее студенты проходили практику на базе аптеки-прототипа виртуальной аптеки с решением кейсов на практике.

Результаты. В результате проведения исследования отмечена полезность применения ВР при освоении практических навыков в заданиях, включающих взаимодействие с виртуальными объектами (кейсе, ориентированном на размещение лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента). Опрос показал, что студенты проявляют высокий интерес к обучению с использованием ВР, что указывает на позитивное восприятие этой технологии в образовательном процессе. При этом выявлены недостатки, связанные с управлением ВР-устройствами и физиологическим дискомфортом. SWOT-анализ перспектив ВР-технологий в образовательной практике подтвердил целесообразность их дальнейшего развития и внедрения в подготовку студентов по направлению «Фармация».

Заключение. Использование ВР-технологий в образовательном процессе студентов, обучающихся по специальности «Фармация», может улучшить результаты теоретического обучения и ускорить адаптацию к реальным условиям при дальнейшем прохождении практики, особенно в заданиях, включающих активное взаимодействие с 3D-объектами. Отмечающийся у ряда обучающихся дискомфорт от использования ВР-оборудования указывает на необходимость доработки аппаратных и программных компонентов симулятора.

Об авторах

Денис Владимирович Куркин

ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России

Автор, ответственный за переписку.
Email: strannik986@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1116-3425
SPIN-код: 8771-1461

доцент, директор научно-образовательного института фармации им. К.М. Лакина, доктор фармацевтических наук

Россия, 127473, Москва, ул. Долгоруковская, д. 4

Юрий Анатольевич Колосов

ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России

Email: tronk79@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-1506-2565
SPIN-код: 7585-8249

доцент, заместитель директора по учебной работе Научно-образовательного института фармации им. К.М. Лакина, кандидат медицинских наук

Россия, 127473, Москва, ул. Долгоруковская, д. 4

Ольга Викторовна Маринчева

ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России

Email: ovivanova134@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4333-322X
SPIN-код: 1255-6750

заведующая лабораторией Научно-образовательный институт фармации им. К.М. Лакина, кандидат фармацевтических наук

Россия, 127473, Москва, ул. Долгоруковская, д. 4

Юлия Васильевна Горбунова

ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России

Email: yvgorbunova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6416-0500
SPIN-код: 4881-2615

заведующая лабораторией, Научно-образовательный институт фармации им. К.М. Лакина

Россия, 127473, Москва, ул. Долгоруковская, д. 4

Иван Сергеевич Крысанов

ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России

Email: krysanov-ivan@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3541-1120
SPIN-код: 1290-4976

доцент, заведующий лабораторией, Научно-образовательный институт фармации им. К.М. Лакина

Россия, 127473, Москва, ул. Долгоруковская, д. 4

Валентина Игоревна Зверева

ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России

Email: valentinca1988@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5274-3736
SPIN-код: 3025-0252

заведующая лабораторией, Научно-образовательный институт фармации им. К.М. Лакина

Россия, 127473, Москва, ул. Долгоруковская, д. 4

Дмитрий Александрович Бакулин

ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России

Email: mbfdoc@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-4694-3066
SPIN-код: 3339-7228

рукововдитель Межкафедрального научно-образовательного центра фармации, Научно-образовательный институт фармации им. К.М. Лакина, кандидат медицинских наук

Россия, 127473, Москва, ул. Долгоруковская, д. 4

Елизавета Валерьевна Павлова

ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России

Email: elpavlova@fmlogistic.com
ORCID iD: 0000-0003-0651-3205

младший научный сотрудник, Научно-образовательный институт фармации им. К.М. Лакина

Россия, 127473, Москва, ул. Долгоруковская, д. 4

Евгений Игоревич Морковин

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: e.i.morkovin@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7119-3546
SPIN-код: 4586-8670

доцент, заведующий лабораторией нейропсихофармакологии Научного центра инновационных лекарственных средств

Россия, 400066, Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1

Игорь Джамалович Мурсалов

ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России

Email: igo2053@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7405-9641
SPIN-код: 8759-9511

директор Научно-образовательного института медицинских технологий им. С.Н. Федорова

Россия, 127473, Москва, ул. Долгоруковская, д. 4

Иван Михайлович Нарышкин

ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России

Email: narivamix@gmail.com

инженер, Научно-образовательный институт медицинских технологий им. С.Н. Федорова

Россия, 127473, Москва, ул. Долгоруковская, д. 4

Список литературы

  1. Michael J. Where's the evidence that active learning works? Adv Physiol Educ. 2006; 30 (4): 159–67. doi: 10.1152/advan.00053.2006
  2. Zhuang W., Xiao Q. Facilitate active learning: The role of perceived benefits of using technology. J. of Education for Business. 2018; 93 (3): 88–96. doi: 10.1080/08832323.2018.1425281
  3. Maarek J.I. Benefits of Active Learning Embedded in Online Content Material Supporting a Flipped Classroom. 2018 ASEE Annual Conference & Exposition, Salt Lake City, Utah, USA. 2018. doi: 10.18260/1-2--29845
  4. Shatto B., Erwin K. Teaching Millennials and Generation Z: Bridging the Generational Divide. Creat. Nurs. 2017; 23 (1): 24–8. doi: 10.1891/1078-4535.23.1.24
  5. Whitley H.P. Active-Learning Diabetes Simulation in an Advanced Pharmacy Practice Experience to Develop Patient Empathy. Am. J. Pharm. Educ. 2012; 76 (10): 203. doi: 10.5688/ajpe7610203
  6. Shin S., Park J.H., Kim J.H. Effectiveness of patient simulation in nursing education: Meta-analysis. Nurse Educ. Today. 2015; 35 (1): 76–182. doi: 10.1016/j.nedt.2014.09.009
  7. Ray S.M., Wylie D.R., Shaun Rowe A., Heidel E., Franks A.S. Pharmacy Student Knowledge Retention After Completing Either a Simulated or Written Patient Case. Am. J. Pharm. Educ. 2012; 76 (5): 86. doi: 10.5688/ajpe76586
  8. Shawaqfeh M.S. Gamification as a Learning Method in Pharmacy Education. J. Pharma Care Health Sys. 2015; s2: 1–5. doi: 10.4172/jpchs.S2-004
  9. Lundquist R. Critical Thinking and the Art of Making Good Mistakes. Teaching in Higher Education. 1999; 4 (4): 523–30. doi: 10.1080/1356251990040408
  10. Hemming H.E. Encouraging critical thinking: "But ... what does that mean?". McGill Journal of Education. 2000; 35 (2): 173–86.
  11. Babatunde Y., Adegbite M.A., Oladipo H., Omojuyigbe J., Sampson-Oladipupo E., Ibrahim A., Oziama B., et al. Augmented reality and gamification in pharmacy education: A call for implementation in African countries and other low resource settings. Pharmacy Education. 2023; 23 (1): 7–17. doi: 10.46542/pe.2023.231.717
  12. Babichenko D., Patel R., Grieve V., Healy, P., Canton S., Littleton E.B., Donnellan N., et al. SterileAR: Exploration of Augmented Reality and Computer Vision Approaches for Real-Time Feedback in Sterile Compounding Training. In Proceedings of the 6th International Conference of the Immersive Learning Research Network (iLRN), San Luis Obispo, CA, USA. 2020; 62–9.
  13. Viglialoro R.M., Condino S., Turini G., Carbone M., Ferrari V., Gesi M. Augmented Reality, Mixed Reality, and Hybrid Approach in Healthcare Simulation: A Systematic Review. Applied Sciences, 2021; 11 (5): 2338. doi: 10.3390/app11052338
  14. Eagleson R., de Ribaupierre S., King S., Stroulia E. Medical education through virtual worlds: the HLTHSIM project. Stud Health Technol Inform. 2011; 163: 180–4.
  15. Колосов Ю.А., Куркин Д.В., Горбунова Ю.В., Мурсалов И.Д., Нарышкин И.М. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № RU 2023666115 Российская Федерация. Виртуальная полнофункциональная аптека: №2023664501: заявл. 10.07.2023: опубл. 26.07.2023 [Kolosov Yu.A., Kurkin D.V., Gorbunova Yu.V., Mursalov I.D., Naryshkin I.M. Certificate of State Registration of Computer Software No. RU 2023666115, Russian Federation. Virtual Full-Function Pharmacy: No.2023664501; filed 10.07.2023; published 26.07.2023 (in Russian)].
  16. Колосов Ю.А., Куркин Д.В., Горбунова Ю.В., Мурсалов И.Д., Нарышкин И.М. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № RU 2023665630 Российская Федерация. Рабочее место преподавателя ВР-класса: № 2023664475: заявл. 10.07.2023: опубл. 18.07.2023 [Kolosov Yu.A., Kurkin D.V., Gorbunova Yu.V., Mursalov I.D., Naryshkin I.M. Certificate of State Registration of Computer Software No. RU 2023665630, Russian Federation. Instructor's Workplace for a VR-Classroom: No. 2023664475; filed 10.07.2023; published 18.07.2023 (in Russian)].
  17. Колосов Ю.А., Куркин Д.В., Горбунова Ю.В., Бакулин Д.А., Робертус А.И., Иванова О.В., Бузина Т.С., и др. Химико-фармацевтический журнал. 2024; 58 (1): 42–9. doi: 10.30906/0023-1134-2024-58-1-42-49 [Kolosov Yu.A., Kurkin D.V., Gorbunova Yu.V., Bakulin D.A., Robertus A.I., Ivanova O.V., Buzina T.S., et al. Technology of virtual reality in pharmacy. Pharmaceutical Chemistry J. 2024; 58 (1): 42–9 (in Russian)].

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Количество правильных ответов обучающихся на вопросы теста, %

Скачать (54KB)
3. Рис. 2. Мнение студентов о влиянии использования виртуальных технологий на уровень запоминания и понимания алгоритмов работы фармацевтического специалиста по сравнению с традиционными методами обучения, %

Скачать (42KB)
4. Рис. 3. Преимущества (по мнению студентов I курса) использования симулятора «Виртуальная полнофункциональная аптека» при прохождении пропедевтической практики

Скачать (91KB)
5. Рис. 4. Трудности, по результатам опроса студентов I курса, при обучении с использованием симулятора «Виртуальная полнофункциональная аптека»

Скачать (82KB)
6. Рис. 5. Способы преодоления неудобств при обучении с использованием виртуальных технологий (по результатам опроса студентов I курса)

Скачать (83KB)
7. Рис. 6. Направления обучения, наиболее интересные для внедрения виртуальных технологий (по результатам опроса студентов 1 курса), %

Скачать (48KB)
8. Рис. 7. Прогнозирование дальнейшей разработки и усовершенствования технологии виртуальной реальности с целью внедрения в образовательный процесс по направлению «Фармация» методом SWOT-анализа

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».