Consumption, leisure, social interactions: the features of russians’ lifestyle in the unstable 2020s

Cover Page

Cite item

Full Text

Open Access Open Access
Restricted Access Access granted
Restricted Access Subscription Access

Abstract

On the basis of a set of representative sociological surveys carried out by the Institute of Social Analysis and Forecasting RANEPA from 2021 to 2023 the article reviews features of Russians’ lifestyle in the time period when the period of disadvantage caused by the COVID-19 pandemic has been replaced by a new stage of multi-aspect socio-economic instability. Quite a high spread of online consumption established in the post-pandemic period which significantly differentiates socio-demographic groups of Russian people has been revealed. The specifics of consumer practices in conditions of new instability have been shown. The features and dynamics of recreation and leisure practices, subjective satisfaction with which is in the zone of positive assessments, have been studied. However, the problem appears to be the existence of a significant group of Russians who have to adjust models of recreational behaviour with partial refusal from desired ways of leisure time. The results of the analysis show that most of the population has the potential for social interactions which may be converted into assistance and support, mostly on the interpersonal rather than institutional level.

About the authors

Dmitry M. Loginov

Institute of Social Analysis and Forecasting, The Russian Presidential Academy of National and Public Administration

Email: loginov-dm@ranepa.ru
Moscow, Russia

Vladimir N. Titov

Institute of Social Analysis and Forecasting, The Russian Presidential Academy of National and Public Administration

Email: titov-vn@ranepa.ru
Moscow, Russia

References

  1. Абрамов Р.Н., Зудина А.А. (2010) Социальные инноваторы: досуговые практики и культурное потребление // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 6 (100). С. 134-142.
  2. Бодрийяр Ж. (2006) Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика. 269 с.
  3. Бурдье П. (2005) Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология. Т. 6. № 3. С. 25-49.
  4. Вебер М. (1990) Избранные произведения. М.: Прогресс. 808 с.
  5. Вебер М. (1994) Основные понятия стратификации // Социологические исследования. № 5. С. 146-156.
  6. Веблен Т. (1984) Теория "праздного класса". М.: Прогресс. 367 c.
  7. Викторова О.В. (2017) Типологизация социальных групп на основе стиля жизни // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. № 10(84): в 2-х ч. Ч. 1. C. 36-39.
  8. Возьмитель А.А. (ред.) (1992) Образ жизни в условиях перестройки. М.: Институт социологии РАН. 171 с.
  9. Гурова О.Ю., Харченко Ю.В. (2010) Спортинг: спорт, досуг и стили потребления в современной России // Экономическая социология. Т. 11. № 2. С. 73-90.
  10. Дюркгейм Э. (1996) О разделении общественного труда. М.: Канон. 432 с.
  11. Заславская Т.И. (ред.) (1980) Методология и методика системного изучения советской деревни. Новосибирск: Наука. 344 с.
  12. Зиммель Г. (1996) Мода // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, С. 266-291.
  13. Инглхарт Р., Вельцель К. (2011) Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство. 464 с.
  14. Киселев Е.А. (2013) Анализ потребительского поведения в контексте стиля жизни современных российских предпринимателей // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. № 2. С. 65-71.
  15. Корсунова В.И. (2017) Публичные досуговые практики в России: статусные различия и структурные особенности // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 5. С. 194-213.
  16. Красильникова М.Д., Пишняк А.И., Горина Е.А., Корчагина И.И. (2021) Перемены в уровне жизни российских семей в связи с пандемией СOVID-19 // "Черный лебедь" в белой маске. Аналитический доклад НИУ ВШЭ к годовщине пандемии COVID-19. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. С. 17-38.
  17. Левада Ю.А. (ред.) (1993) Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х. М.: Мировой океан. 299 с.
  18. Левыкин И.Т., Возьмитель А.А. (ред.) (1984) Советский образ жизни. Состояние, мнения и оценки советских людей. М.: ИСИ АН СССР. 163 с.
  19. Логинов Д.М. (2020) Социальное самочувствие российского населения в период острой фазы эпидемиологического кризиса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 6. С. 470-487. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.6.1708
  20. Маркс К., Энгельс Ф. (1957) Сочинения. М.: Политиздат. Т. 8. 689 с.
  21. Николаева О.В. (2011) Стиль жизни пенсионеров как социологическая проблема (на основе конкретно-социологических исследований в г. Казани) // Известия Саратовского университета. Т. 11. Серия Социология. Политология. Вып. 4. С. 30-36.
  22. Омельченко Е.Л. (ред.) (2020) Молодежь в городе: культуры, сцены и солидарности. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 502 с.
  23. Преснякова Л., Гашенина Н. (2021) Экономика и пандемия // Социология пандемии. Проект коронаФОМ / Рук. авт. колл. А.А. Ослон. М.: Институт Фонда Общественное Мнение (инФОМ). С. 116-151.
  24. Пушкарева Н.Л. (2005) "История повседневности" и этнографическое исследование быта: расхождения и пересечения // Гласник етнографског института САНУ (Белград, Сербия). № 53. С. 21-34.
  25. Римашевская Н.М., Маркова Н.Е., Крошилин С.В. (2013) Методология комплексного мониторинга населения в Таганроге // Народонаселение. № 4. С. 73-85.
  26. Римашевская Н.М., Оников Л.А. (ред.) (1988) Народное благосостояние: методология и методика исследования. М.: Наука. 302 с.
  27. Рощина Я.М. (2007) Дифференциация стилей жизни россиян в поле досуга // Экономическая социология. Т. 8. № 4. С. 23-40.
  28. Сохань Л.В., Головаха Е.И., Тихонович В.А. (1982) Стиль жизни личности: теоретические и методологические проблемы. Киев: Наукова думка. 307 c.
  29. Теннис Ф. (2002) Общность и общество: Основные понятия чистой социологии. СПб.: Владимир Даль. 386 с.
  30. Chaney D. (1996) Lifestyles. London: Routledge. 208 p.
  31. Giddens А. (1991) Modernity and self-identity. Stanford (California): Stanford university press. 256 p.
  32. Hradil S. (2001) Eine Alternative? Einige Anmerkungenzu Thomas Meyers Aufsatz. Das Konzept der Lebensstile in der Sozialstrukturforschung [An alternative? Some remarks on Thomas Meyer's article on "The concept of lifestyles in the study of social structure"]. Soziale Welt. no. 52 (3), pp. 273-282.
  33. Simmel G. (2004) The Philosophy of Money. Ed. David Frisby. London: Routledge. 543 p.
  34. Sobel M.E. (1981) Lifestyle and Social Structure: concepts, definitions, analyses. New York: Academic Press. 226 p.
  35. Sobel M.E. (1983) Lifestyle expenditures in contemporary America: relations between stratification and culture // American Behavioral Scientist. no. 26 (4), pp. 521-533.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Russian Academy of Sciences

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».