«Никогда художник не окунал так грубо свою кисть в гной и кровавые трещины ран». Гюисманс, Грюневальд и смерть Прекрасного

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В начале XVI века немецкий мастер Маттиас Грюневальд создал новаторское изображение Распятия, на котором тело Христа было представлено с шокирующими подробностями — уродливыми кровавыми ранами, язвами и гноем — и унижено до состояния бесформенной плоти. Работа оставалась незамеченной, пока в конце XIX века декадентский писатель Жорис-Карл Гюисманс в романе «Там, внизу» не предложил одинаково шокирующие ее описание и трактовку. Согласно Гюисмансу, Грюневальд открыл новый тип духовности, «духовный натурализм», который в романе произрастает из сложного отношения декаданса и натурализма; также Христос Грюневальда — самый истинный, соответствующий Христу первых христиан. Гюисманс отвергает прежние изображения Христа из-за их красоты и отношения к богатым слоям общества.

Трактовка Гюисманса содержит серьезные утверждения в области философской эстетики и философии тела. Чтобы понять ее в историко-философской перспективе, нужно ответить на следующие вопросы: как именно некрасивый Христос контрастирует со своими визуальными предшественниками? почему «духовный натурализм» мог появиться только в контексте Распятия? В поисках ответов мы предпринимаем путь назад по истории философии, через Гегеля к Платону и его эстетике и особенно его представлениям о возможности Прекрасного в видимом мире. Делается вывод о том, что Гюисманс — автор важнейшей философемы о роли безобразного в истории идей, которую в нашем историко-философском концептуальном анализе мы назвали смерть Прекрасного. Эта философема стала возможной только на почве декаданса и его ennui, и она доводит до логического конца как историю Прекрасного, так и сам декаданс. Делается вывод о том, что Грюневальд и Гюисманс, таким образом, причастны к триумфу безобразного, который, согласно авторитетным мнениям, характеризует нашу эпоху.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Никола Лечич

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Автор, ответственный за переписку.
Email: nlecic@hse.ru
Россия, Москва

Список литературы

  1. Анненский И. Ф. Избр. произв. Л.: Художественная литература, 1988.
  2. Вёльфлин Х. Основные понятия истории искусств / Пер. с нем А. А. Франковского. СПб.: Лань; Планета музыки, 2020.
  3. Ге Н. Н. Письма, статьи, критика, воспоминания современников / Вступ. ст., сост. и примеч. Н. Ю. Зограф. М.: Искусство, 1978.
  4. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. Кн. 1 / Пер. с нем. Б. Г. Столпнера // Соч.: В 14 т. М.: Соцэкгиз, 1938. Т. 12.
  5. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. Кн. 2 / Пер. с нем. Б. Г. Столпнера // Соч.: В 14 т. М.: Соцэкгиз, 1940. Т. 13.
  6. Гегель Г. В. Ф. Философия истории / Пер. с нем. А. М. Водена // Соч.: В 14 т. М.: Соцэкгиз, 1935. Т. 8.
  7. Гомбрих Э. История искусства / Пер. с англ. В. А. Крючковой, М. И. Майской. М.: Искусство — XXI век, 2013.
  8. Гюисманс Ж.-К. Бездна / Пер. с фр. Т. Х.-й, под ред. Н. Кулыгиной // Собр. соч.: В 3 т. М.: Книговек, 2010. Т. 2. С. 151–428.
  9. Гюисманс Ж.-К. Наоборот / Пер. с фр. М. А. Головкиной, под ред. Н. Кулыгиной // Собр. соч.: В 3 т. М.: Книговек, 2010. Т. 1. С. 255–452.
  10. Гюисмансъ Ж. К. Тамъ внизу / Пер. с фр. Ю. А. Спасскаго. М.: К. Ф. Некрасов, 1911.
  11. Евлампиев И. И. Неискаженное христианство и его судьба в европейской истории. СПб.: ЦСО, 2024.
  12. История уродства / Под. ред. У. Эко, пер. с итал. А. А. Сабашниковой, И. В. Макарова, Е. Л. Кассировой, М. М. Сокольской. М.: Слово, 2007.
  13. Комарова Е. А. Жорис-Карл Гюисманс: сквозь пространство и время. Иваново: ИвГУ, 2010.
  14. Лечич Н. Д. Аксиология гладкого и корявого: интерпретация визуальной философемы из «Федона» // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2024. Т. 18. № 2. С. 860–887.
  15. Лечич Н. Д. Неупорядоченное Небо в сфере Вселенной, безобразный Тартар в додекаэдре Земли: об античной визуальной философеме охватывания беспорядка порядком // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2024. Т. 8. № 3. С. 13–34.
  16. Ницше Ф. К генеалогии морали / Пер. с нем. К. А. Свасьяна // Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1996. Т. 2. С. 407–524.
  17. Нордау М. Вырождение; Современные французы / Пер. с нем. Р. И. Сементковского, А. В. Перелыгиной, послесл. В. М. Толмачева. М.: Республика, 1995.
  18. Платон. Горгий / Пер. с др.-гр. С. П. Маркиша // Собр. соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 477–574.
  19. Платон. Государство / Пер. с др.-гр. А. Н. Егунова // Собр. соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 3. С. 79–420.
  20. Платон. Парменид / Пер. с др.-гр. Н. Н. Томасова // Собр. соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 346–412.
  21. Платон. Федон / пер. с др.-гр. С. П. Маркиша // Собр. соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 7–80.
  22. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М.: Художественная литература, 1928–1958.
  23. Толстой Л. Н., Ге Н. Н. Переписка / Вступ. ст. и прим. С. П. Яремича. М.; Л.: Academia, 1930.
  24. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Исток художественного творения: избр. раб. разн. лет / Пер. с нем. А. В. Михайлова. М.: Академический проект, 2008. С. 76–237.
  25. Antosh R. B. The Role of Paintings in Three Novels by J.-K. Huysmans // Nineteenth-Century French Studies. 1984. Vol. 12/13. № 4/1. P. 131–146.
  26. Arndt К. A Grünewald Controversy // The Burlington Magazine. 1963. Vol. 105. № 725. P. 344–351.
  27. Beiser F. C. Weltschmerz: Pessimism in German Philosophy 1860–1900. Oxford; N.Y.: Oxford University Press, 2016.
  28. Huysmans J.-K. À rebours. P.: A. Ferroud, 1920.
  29. Huysmans J.-K. Là-bas. 11e éd. P.: Tresse & Stock, 1895.
  30. Huysmans J.-K. The Damned / T. Hale (trans., introd., notes). L.; N.Y.: Penguin Books, 2001.
  31. Joris-Karl Huysmans, du naturalisme au satanisme et à Dieu: catalogue d’exposition. P.: Bibliothèque Nationale, 1979.
  32. Kaminsky A. R. The Literary Concept of Decadence // Nineteenth-Century French Studies. 1976. Vol. 4. № 3. P. 371–384.
  33. Machen A. Hieroglyphics. A Note Upon the Ecstasy in Literature. N.Y.: Mitchell Kennerley, 1913.
  34. Nightingale A. The Aesthetics of Vision in Plato’s Phaedo and Timaeus // Gaze, Vision, and Visuality in Ancient Greek Literature / A. Kampakoglou, A. Novokhatko (eds). B.: De Gruyter, 2018. P. 331–353.
  35. Pender E. E. The Rivers of Tartarus: Plato’s Geography of Dying and Coming-Back-to-Life // Plato and Myth: Studies on the Use and Status of Platonic Myths / C. Collobert, P. Destrée, F. J. Gonzalez (eds). Leiden, Boston: Brill, 2012. P. 199–233.
  36. Plato. Platonis Opera / J. Burnet (ed.). Oxford: Oxford University Press, 1903.
  37. Porter J. I. The Origins of Aesthetic Thought in Ancient Greece. Matter, Sensation, and Experience. Cambridge, MA; N.Y.: Cambridge University Press, 2010.
  38. Porter L. M. Literary Structure and the Concept of Decadence: Huysmans, D’Annunzio, and Wilde // The Centennial Review. 1978. Vol. 22. № 2. P. 188–200.
  39. Scott M. Struggle for the Soul of the French Novel. French Catholic and Realist Novelists, 1850–1970. L.: Palgrave Macmillan, 1989.
  40. Semrau W., Lübke M. Die Kunst der Renaissance in Italien und im Norden. Esslingen: Paul Neff, 1920.
  41. Sister Lucy. The Naturalistic Spirituality of Joris-Karl Huysmans // PMLA. 1960. Vol. 75. № 4. P. 424–431.
  42. Spector N. Three Studies for a Crucifixion [artwork description] // Solomon R. Guggenheim Museum, New York. URL: https://www.guggenheim.org/artwork/293.
  43. Stableford B. M. Glorious Perversity: The Decline and Fall of Literary Decadence. San Bernardino, CA: Borgo Press, 1998.
  44. Sylvester D. The Brutality of Fact: Interviews with Francis Bacon. L.: Thames & Hudson, 1987.
  45. Verlaine P. Langueur // Idem. Jadis et Naguère. P.: Léon Vanier, 1884.
  46. Zielonka A. Huysmans and Grünewald: The Discovery of “Spiritual Naturalism” // Nineteenth-Century French Studies. 1989–1990. Vol. 18. № 1/2. P. 212–230.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Маттиас Грюневальд. Распятие, 1523. Дерево, масло, 151 × 193 см (фрагмент). Государственный кунстхалле, Карлсруэ.

Скачать (292KB)
3. Рис. 2. Маттиас Грюневальд. Распятие, 1515. Центральная часть Изенгеймского алтаря. Дерево, масло, 269 × 307 см (фрагмент). Музей Унтерлинден, Кольмар.

Скачать (218KB)
4. Рис. 3. Рафаэль Санти. Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами, 1503 (детали). Доска, масло, 279 × 166 см. Лондонская Национальная галерея.

Скачать (189KB)
5. Рис. 4. Андреас Павиас. Распятие, вторая половина XV века (деталь). Яичная темпера на панели, 83,5 × 59 см. Национальная Пинакотека, Афины.

Скачать (16KB)
6. Рис. 5. Маттиас Грюневальд. Искушение святого Антония (деталь), 1515. Правая часть третьего плана Изенгеймского алтаря. Музей Унтерлинден, Кольмар.

Скачать (52KB)
7. Рис. 6. Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов (деталь), 1562. Дерево, масло. 117 × 162 см. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.

8. Рис. 7. Иероним Босх. Искушение святого Антония (деталь), 1520/1530. Центральная часть триптиха (118 × 133,5 см). Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.

9. Рис. 8. Николай Ге. Распятие, 1892. Холст, масло, 280 × 225 см. Музей Орсе, Париж.

Скачать (23KB)
10. Рис. 9. Фрэнсис Бэкон. Три этюда для Распятия, 1966. Правая часть (198,1 × 144,8 см). Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк.

Скачать (10KB)

© Философско-литературный журнал «Логос», 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».