«Никогда художник не окунал так грубо свою кисть в гной и кровавые трещины ран». Гюисманс, Грюневальд и смерть Прекрасного
- Авторы: Лечич Н.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
- Выпуск: Том 35, № 2 (2025)
- Страницы: 289-332
- Раздел: ГЕДОНИЗМ ИСКУССТВА И ФИЛОСОФИЯ ДЕКАДАНСА
- URL: https://journal-vniispk.ru/0869-5377/article/view/292789
- DOI: https://doi.org/10.17323/0869-5377-2025-2-289-329
- ID: 292789
Цитировать
Аннотация
В начале XVI века немецкий мастер Маттиас Грюневальд создал новаторское изображение Распятия, на котором тело Христа было представлено с шокирующими подробностями — уродливыми кровавыми ранами, язвами и гноем — и унижено до состояния бесформенной плоти. Работа оставалась незамеченной, пока в конце XIX века декадентский писатель Жорис-Карл Гюисманс в романе «Там, внизу» не предложил одинаково шокирующие ее описание и трактовку. Согласно Гюисмансу, Грюневальд открыл новый тип духовности, «духовный натурализм», который в романе произрастает из сложного отношения декаданса и натурализма; также Христос Грюневальда — самый истинный, соответствующий Христу первых христиан. Гюисманс отвергает прежние изображения Христа из-за их красоты и отношения к богатым слоям общества.
Трактовка Гюисманса содержит серьезные утверждения в области философской эстетики и философии тела. Чтобы понять ее в историко-философской перспективе, нужно ответить на следующие вопросы: как именно некрасивый Христос контрастирует со своими визуальными предшественниками? почему «духовный натурализм» мог появиться только в контексте Распятия? В поисках ответов мы предпринимаем путь назад по истории философии, через Гегеля к Платону и его эстетике и особенно его представлениям о возможности Прекрасного в видимом мире. Делается вывод о том, что Гюисманс — автор важнейшей философемы о роли безобразного в истории идей, которую в нашем историко-философском концептуальном анализе мы назвали смерть Прекрасного. Эта философема стала возможной только на почве декаданса и его ennui, и она доводит до логического конца как историю Прекрасного, так и сам декаданс. Делается вывод о том, что Грюневальд и Гюисманс, таким образом, причастны к триумфу безобразного, который, согласно авторитетным мнениям, характеризует нашу эпоху.
Ключевые слова
Полный текст

Об авторах
Никола Лечич
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: nlecic@hse.ru
Россия, Москва
Список литературы
- Анненский И. Ф. Избр. произв. Л.: Художественная литература, 1988.
- Вёльфлин Х. Основные понятия истории искусств / Пер. с нем А. А. Франковского. СПб.: Лань; Планета музыки, 2020.
- Ге Н. Н. Письма, статьи, критика, воспоминания современников / Вступ. ст., сост. и примеч. Н. Ю. Зограф. М.: Искусство, 1978.
- Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. Кн. 1 / Пер. с нем. Б. Г. Столпнера // Соч.: В 14 т. М.: Соцэкгиз, 1938. Т. 12.
- Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. Кн. 2 / Пер. с нем. Б. Г. Столпнера // Соч.: В 14 т. М.: Соцэкгиз, 1940. Т. 13.
- Гегель Г. В. Ф. Философия истории / Пер. с нем. А. М. Водена // Соч.: В 14 т. М.: Соцэкгиз, 1935. Т. 8.
- Гомбрих Э. История искусства / Пер. с англ. В. А. Крючковой, М. И. Майской. М.: Искусство — XXI век, 2013.
- Гюисманс Ж.-К. Бездна / Пер. с фр. Т. Х.-й, под ред. Н. Кулыгиной // Собр. соч.: В 3 т. М.: Книговек, 2010. Т. 2. С. 151–428.
- Гюисманс Ж.-К. Наоборот / Пер. с фр. М. А. Головкиной, под ред. Н. Кулыгиной // Собр. соч.: В 3 т. М.: Книговек, 2010. Т. 1. С. 255–452.
- Гюисмансъ Ж. К. Тамъ внизу / Пер. с фр. Ю. А. Спасскаго. М.: К. Ф. Некрасов, 1911.
- Евлампиев И. И. Неискаженное христианство и его судьба в европейской истории. СПб.: ЦСО, 2024.
- История уродства / Под. ред. У. Эко, пер. с итал. А. А. Сабашниковой, И. В. Макарова, Е. Л. Кассировой, М. М. Сокольской. М.: Слово, 2007.
- Комарова Е. А. Жорис-Карл Гюисманс: сквозь пространство и время. Иваново: ИвГУ, 2010.
- Лечич Н. Д. Аксиология гладкого и корявого: интерпретация визуальной философемы из «Федона» // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2024. Т. 18. № 2. С. 860–887.
- Лечич Н. Д. Неупорядоченное Небо в сфере Вселенной, безобразный Тартар в додекаэдре Земли: об античной визуальной философеме охватывания беспорядка порядком // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2024. Т. 8. № 3. С. 13–34.
- Ницше Ф. К генеалогии морали / Пер. с нем. К. А. Свасьяна // Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1996. Т. 2. С. 407–524.
- Нордау М. Вырождение; Современные французы / Пер. с нем. Р. И. Сементковского, А. В. Перелыгиной, послесл. В. М. Толмачева. М.: Республика, 1995.
- Платон. Горгий / Пер. с др.-гр. С. П. Маркиша // Собр. соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 477–574.
- Платон. Государство / Пер. с др.-гр. А. Н. Егунова // Собр. соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 3. С. 79–420.
- Платон. Парменид / Пер. с др.-гр. Н. Н. Томасова // Собр. соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 346–412.
- Платон. Федон / пер. с др.-гр. С. П. Маркиша // Собр. соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 7–80.
- Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М.: Художественная литература, 1928–1958.
- Толстой Л. Н., Ге Н. Н. Переписка / Вступ. ст. и прим. С. П. Яремича. М.; Л.: Academia, 1930.
- Хайдеггер М. Исток художественного творения // Исток художественного творения: избр. раб. разн. лет / Пер. с нем. А. В. Михайлова. М.: Академический проект, 2008. С. 76–237.
- Antosh R. B. The Role of Paintings in Three Novels by J.-K. Huysmans // Nineteenth-Century French Studies. 1984. Vol. 12/13. № 4/1. P. 131–146.
- Arndt К. A Grünewald Controversy // The Burlington Magazine. 1963. Vol. 105. № 725. P. 344–351.
- Beiser F. C. Weltschmerz: Pessimism in German Philosophy 1860–1900. Oxford; N.Y.: Oxford University Press, 2016.
- Huysmans J.-K. À rebours. P.: A. Ferroud, 1920.
- Huysmans J.-K. Là-bas. 11e éd. P.: Tresse & Stock, 1895.
- Huysmans J.-K. The Damned / T. Hale (trans., introd., notes). L.; N.Y.: Penguin Books, 2001.
- Joris-Karl Huysmans, du naturalisme au satanisme et à Dieu: catalogue d’exposition. P.: Bibliothèque Nationale, 1979.
- Kaminsky A. R. The Literary Concept of Decadence // Nineteenth-Century French Studies. 1976. Vol. 4. № 3. P. 371–384.
- Machen A. Hieroglyphics. A Note Upon the Ecstasy in Literature. N.Y.: Mitchell Kennerley, 1913.
- Nightingale A. The Aesthetics of Vision in Plato’s Phaedo and Timaeus // Gaze, Vision, and Visuality in Ancient Greek Literature / A. Kampakoglou, A. Novokhatko (eds). B.: De Gruyter, 2018. P. 331–353.
- Pender E. E. The Rivers of Tartarus: Plato’s Geography of Dying and Coming-Back-to-Life // Plato and Myth: Studies on the Use and Status of Platonic Myths / C. Collobert, P. Destrée, F. J. Gonzalez (eds). Leiden, Boston: Brill, 2012. P. 199–233.
- Plato. Platonis Opera / J. Burnet (ed.). Oxford: Oxford University Press, 1903.
- Porter J. I. The Origins of Aesthetic Thought in Ancient Greece. Matter, Sensation, and Experience. Cambridge, MA; N.Y.: Cambridge University Press, 2010.
- Porter L. M. Literary Structure and the Concept of Decadence: Huysmans, D’Annunzio, and Wilde // The Centennial Review. 1978. Vol. 22. № 2. P. 188–200.
- Scott M. Struggle for the Soul of the French Novel. French Catholic and Realist Novelists, 1850–1970. L.: Palgrave Macmillan, 1989.
- Semrau W., Lübke M. Die Kunst der Renaissance in Italien und im Norden. Esslingen: Paul Neff, 1920.
- Sister Lucy. The Naturalistic Spirituality of Joris-Karl Huysmans // PMLA. 1960. Vol. 75. № 4. P. 424–431.
- Spector N. Three Studies for a Crucifixion [artwork description] // Solomon R. Guggenheim Museum, New York. URL: https://www.guggenheim.org/artwork/293.
- Stableford B. M. Glorious Perversity: The Decline and Fall of Literary Decadence. San Bernardino, CA: Borgo Press, 1998.
- Sylvester D. The Brutality of Fact: Interviews with Francis Bacon. L.: Thames & Hudson, 1987.
- Verlaine P. Langueur // Idem. Jadis et Naguère. P.: Léon Vanier, 1884.
- Zielonka A. Huysmans and Grünewald: The Discovery of “Spiritual Naturalism” // Nineteenth-Century French Studies. 1989–1990. Vol. 18. № 1/2. P. 212–230.
Дополнительные файлы
