Образы промышленных городов Татарстана в видении лидеров городских сообществ и простых жителей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье рассмотрены вербально фиксируемые доминанты видения и выстраивания образов нестоличных промышленных городов Татарстана их ведущими акторами, принимаемые и по-своему описываемые простыми горожанами. Они дополнены личными наблюдениями автора и анализом закрепленных в городской символике и топонимике, монументальной пропаганде и произведениях искусства смыслов. Проведенные в 2021–2022 гг. в Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, Зеленодольске экспертные интервью и проблемно-ориентированные интервью в семьях показали, что их индустриальная специализация (и обозначение как города машиностроителей, химиков, нефтяников, кораблестроителей соответственно), как и связанные с ней особенности менталитета жителей, продолжают определять образы поселений. Причем завод становится в них неким незримым “партнером” каждого горожанина, задавая ритм и стиль жизни, ключевые моменты исторической памяти. В то же время их индивидуальность складывается под влиянием особенностей формирования населения, социокультурных пространств и городской культуры, в том числе этнокультурной специфики.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Гузель Ильясовна Макарова

ОСП ГНБУ “АН РТ” “Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ”

Автор, ответственный за переписку.
Email: makarova_guzel@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3912-0961

д. соц. н., главный научный сотрудник отдела этнологических исследований

Россия, ул. Батурина 7А, Казань, Республика Татарстан, 420111

Список литературы

  1. Глазычев В.Л. Глубинная Россия: 2000–2002. М.: Новое издательство, 2005.
  2. Горелова Ю.Р. Образ города в восприятии горожан. М.: Институт наследия, 2019.
  3. Дранникова Н.В. Локальная идентичность жителей двух северных городов Архангельска и Северодвинска: опыт сравнительного анализа // Антропология города. Вып. 2, Северный город: Культурное пространство и культурные идентичности в арктических и субарктических городах / Под. ред. Ю.П. Шабаева, И.Л. Жеребцова, М.А. Омарова. Сыктывкар: ИЯЛИ Коми НЦ УРО РАН, 2020. С. 80–105.
  4. Дридзе Т.М. (ред.) Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. М.: Наука, 1994.
  5. Замятин Д.Н. Геокультурный брендинг территорий: концептуальные основы // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 5. С. 11–23.
  6. Карасева А.И. К вопросу о культурной специфике северных городов (рец. на: Антропология города. Вып. 2. Северный город: культурное пространство и культурные идентичности в арктических и субарктических городах / Под ред. Ю.П. Шабаева, И.Л. Жеребцова, М.А. Омарова. М., 2020) // Этнографическое обозрение. 2022. № 1. С. 237–242. https://doi.org/10.31857/S0869541522010158
  7. Карачурина Л.Б. Урбанизация по-российски. Тенденции последних 20 лет // Отечественные записки. 2012. № 3 (48). С. 10–24.
  8. Малькова В.К., Тишков В.А. (ред.) Культура и пространство: историко-культурные бренды и образы территорий, регионов и мест. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012.
  9. Пидодня Ю.А. Образ города в рамках социальной психологии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 1. С. 86–87.
  10. Султанова Р.Р. Искусство новых городов Татарстана (1960–1990-е годы): живопись, графика, монументально-декоративное искусство, скульптура. Казань, 2001.
  11. Шабаев Ю.П., Садохин А.П., Лабунова О.В., Сазонова Н.Н. Антропологическое понимание города и методология урбанистического изучения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 3 (145). С. 248–267. https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.3.13
  12. Шипицына О.А. и др. Горнозаводская и равниннофабричная цивилизации России: индустриальное наследие и городская идентичность // Городские исследования и практики. 2021. Т. 6 (1). С. 125–144. https://doi.org/10.17323/usp612021125–144
  13. Gospodini A. Portraying, Classifying and Understanding the Emerging Landscapes in the Post-Industrial City // Cities. 2006. Vol. 23 (5). P. 311–330. https://doi.org/10.1016/j.cities.2006.06.002
  14. Harcup T. Re-Imaging a Post-Industrial City: The Leeds St Valentine’s Fair as a Civic Spectacle // City. 2000. Vol. 4 (2). P. 215–231. https://doi.org/10.1080/13604810050147839
  15. Hodson P. Titanic Struggle: Memory, Heritage and Shipyard Deindustrialization in Belfast // History Workshop Journal. 2019. Vol. 87. P. 224–249. https://doi.org/10.1093/hwj/dbz003
  16. Rodwin L., Hollister L.M. (eds.) Cities of the Mind: Images and Themes of the City in the Social Sciences. N.Y.: Plenum press, 1984.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».