Этнографическое обозрение
«Этнографическое обозрение» — один из старейших российских академических журналов, посвященных исследованиям в области наук о народах. Основан в 1889 г. (С 1926 по 1930 г. выходил под названием «Этнография»; с 1931 по 1991 г. — под названием «Советская этнография»). Учредитель журнала — Институт этнологии и антропологии РАН им. Н.Н.Миклухо-Маклая. Журнал издается и публикуется под руководством Отделения историко-филологических наук РАН.
Журнал выходит 6 раз в год. ISSN 0869-5415. Индекс 70845. Распространяется по подписке, в свободную продажу не поступает.
Журнал специализируется в первую очередь на публикации статей по вопросам этнографии, этнологии и социальной/культурной антропологии, а также обзоров и рецензий научной литературы в данных областях. Журнал также рассматривает и периодически принимает к публикации междисциплинарные материалы (историко-этнографические, культурологическо-антропологические, этносоциологические и др.), и исследования в смежных/пограничных научных областях (физическая/биологическая антропология, медицинская антропология и др.) но отдает предпочтение тем из них, которые представляют больший интерес непосредственно для этнологической/социально-антропологической области знания и вносят вклад, в первую очередь, в эту область. Более подробная информация об интересах журнала и о правилах оформления материалов находится в разделе «Авторам».
Журнал является рецензируемым научным изданием, отвечающим критериям ВАК и принципам международных рецензируемых (peer-reviewed) изданий. Все материалы, поступающие в журнал и принимаемые к рассмотрению, передаются на анонимное рецензирование специалистам, обсуждаются и утверждаются к публикации редколлегией журнала. В журнале действует «двойная анонимная» система рецензирования (double blind peer review), т.е. авторам статей и рецензентам не известны фамилии друг друга. Публикуемые материалы не обязательно отражают точку зрения редколлегии.
Краткая история журнала
Журнал «Этнографическое обозрение» был основан в 1889 г. как издание Этнографического отдела Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Он стал первым российским этнографическим журналом. Инициатором его создания выступил выдающийся фольклорист В.Ф. Миллер. Журнал задумывался как центральное издание, которое будет сочетать задачи развития русской этнографии с популяризацией ее достижений. Он также предоставлял возможность публикации местным этнографам-любителям и ссыльным. С 1889 по 1916 г. вышло в свет около 100 номеров. В них публиковались такие ученые, как Д.Н. Анучин, А.Н. Веселовский, М.М. Ковалевский, А.Н. Максимов, В.Ф. Миллер, В.Н. и Н.Н. Харузины и др. Журнал печатал материалы по фольклору и этнографии народов России и давал возможность высказаться ученым разных теоретических убеждений. В числе постоянных авторов были сторонники как эволюционизма, так и исторической школы.
В связи с революционными событиями журнал перестал выходить после 1916 г. Инициативу его возобновления взяли на себя давние сотрудники ЭО и ОЛЕАЭ этнограф В.В. Богданов и фольклорист С.М. Соколов. В 1926 г. журнал возобновился уже как печатный орган Главнауки под названием «Этнография». Главным редактором стал востоковед, непременный секретарь АН СССР С.Ф. Ольденбург. В редколлегию издания вошли также Д.А. Золотарев, Б.М. Соколов и Л.Я. Штернберг. С 1926 по 1931 г. журнал «Этнография» публиковал как ученых «старой школы» (В.Г. Богораз, Д.К. Зеленин, В.Н. Харузина, Л.Я. Штернберг), так и молодых этнографов (А.Г. Данилин, Е.А. Крейнович, С.А. Токарев, С.П. Толстов). В 1931 г. в связи с радикальной реформой Академии наук в ходе «Культурной революции» журнал был переименован в «Советскую этнографию». Его редактором стал директор вновь созданного Института по изучению народов СССР (ИПИН) М.Н. Маторин. В это время журнал публиковал много материалов о социалистическом строительстве среди народов СССР, их классовом составе, а также дискуссии о внедрении марксизма в этнографию.
В 1938-1947 гг. (т.е. в период Великой отечественной войны, а также в предвоенное и послевоенное время) журнал «Советская этнография» выходил в виде ежегодных сборников, публиковавшихся под тем же названием. В 1946 г. его главным редактором был назначен этнограф и археолог С.П. Толстов, и на этом посту выдающийся ученый оставался до 1966 г. В период его руководства изданием в число постоянных авторов и членов редколлегии входили ведущие представители советской школы в этнографии: М.Г. Левин, М.О. Косвен, П.И. Кушнер, Л.П. Потапов, С.А. Токарев и др. В данный период публикации журнала отражали исследовательские приоритеты науки той эпохи: изучение этногенеза народов СССР, их традиционной и социалистической культуры.
Определенные изменения в научных приоритетах наступили в 1966 г. с назначением главным редактором крупного этнографа-американиста Ю.П. Аверкиевой-Петровой, а ее заместителями — Д.Д. Тумаркина и Л.Ф. Моногаровой. На первый план в публикациях журнала постепенно вышли обсуждения более современных теоретических тем, таких как теория этноса, теоретические проблемы первобытности, существенно расширился и географический охват публикуемых материалов. В 1990-е годы в журнале проводились острые дискуссии о понимании этничности и «национальных» конфликтов на постсоветском пространстве. В 1992 г. изданию было возвращено его первоначальное название «Этнографическое обозрение». На протяжении своей более чем вековой истории журнал, являющийся ровесником основных международных журналов в сфере наук о народах, следил и продолжает следить за современными тенденциями развития антропологии, этнологии и этнографии, публикует теоретические статьи и эмпирические исследования по традиционным и новейшим темам, входящим в области политической, гендерной, исторической, биологической антропологии и многие другие.
Свидетельство о регистрации СМИ: 0110151 от 04.02.1993
Текущий выпуск
№ 5 (2025)
Специальная тема номера: 125 лет Сергею Александровичу Токареву: материалы, оценки, воспоминания
Сергей Александрович Токарев и современное якутоведение
Аннотация
Статья посвящена научному вкладу С.А. Токарева в якутоведение. Обсуждается роль ученого в развитии исторической и этнографической мысли в Якутии на примере дискуссий, проходивших в отечественной науке, активным участником которых он был. Особое внимание уделено его взглядам на этногенез и общественный строй якутов XVII в. Дискутируемый материал рассматривается на фоне политического климата, сложившегося в науке 1930–1970-х годов. Показана роль якутоведческой проблематики в научной биографии С.А. Токарева. Анализируются перипетии его взаимоотношений с ведущими учеными Якутии Г.В. Ксенофонтовым, Г.П. Башариным, А.П. Окладниковым, З.В. Гоголевым и др. Автор пришел к выводу, что и сегодня актуальность и значимость научного наследия ученого продолжают расти. Трудности и противоречия, возникавшие на протяжении развития якутоведения, не повлияли на научную объективность и высокий профессионализм С.А. Токарева. Применение историко-этнографического метода позволило ученому выработать собственные концептуальные воззрения на закономерности этногенетических и этнокультурных процессов у якутов, на развитие их социальной организации, религиозных взглядов.
5-26
Социологическая теория шаманизма С.А. Токарева и шаманизм коренных народов Дальнего Востока
Аннотация
27-39
Сергей Александрович Токарев и "Мифы народов мира": СТРУКТУРАЛИЗМ И ИСТОРИЯ (к истории создания энциклопедии)
Аннотация
40-45
Письма С.А. Токарева Ю.В. Кнорозову из Научного архива МАЭ (Кунсткамера) РАН
Аннотация
Настоящая публикация вводит в научный оборот письма С.А. Токарева к Ю.В. Кнорозову, хранящиеся в Научном архиве Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (Фонд № 40). Эти письма охватывают период с 1948 по 1958 гг. и демонстрируют развитие их личных отношений, а также влияние Токарева на формирование советской научной школы американистики и её восприятие за рубежом.
46-84
Этнография и беллетристика: точки соприкосновения
Этнографизм "Сказаний уральских казаков" И.И. Железнова
Аннотация
"Сказания уральских казаков" — цикл, состоящий из 14 очерков — результат поездки 1858 г. писателя-беллетриста И.И. Железнова в качестве собирателя в Область Уральского казачьего войска и возникшей у него идеи осмыслить свой полевой опыт. Структурный анализ текста показывает, что сочинение — имитация фольклорно-этнографического интервью: в нем автор-собиратель работает со своими информантами — сказителем, от которого он записывает песни и былины, и рассказчиком, которому целенаправленно задает вопросы, касающиеся темы народной религиозности. Сам процесс интервьюирования превратился для писателя в объект рефлексии. Выявленные им этапы "полевой работы": презентация себя информаторам, установление с ними отношений и преодоление барьеров в общении, проведение интервью или опроса остаются актуальными и сегодня. Стратегии, принципы, техники и приемы работы в "поле", использованные И.И. Железновым, позднее укоренились в различных интеллектуальных практиках. Анализ "Сказаний уральских казаков" позволяет предположить, что в литературном процессе того времени наблюдались более осмысленные, разнообразные и сложные пути складывания этнографического письма, чем это принято считать.
85-101
Образ восприятия китайцев в книге С.В. Максимова "На Востоке. Поездка на Амур: дорожные заметки и воспоминания" (1860–1861)
Аннотация
В статье представлены результаты исследования образа восприятия китайцев в книге С.В. Максимова "На Востоке. Поездка на Амур: дорожные заметки и воспоминания" – одного из первых художественно-этнографических произведений русских писателей-дальневосточников. Автор статьи выделяет особенности стратегии писателя-этнографа, основанной на использовании двух повествующих инстанций: непосредственного наблюдателя-зеваки и государственно мыслящего, знающего историческую и политическую ситуацию исследователя. Быт и повседневные практики китайского населения приграничного города по большому счету вызывают неприятное у "наблюдателя-зеваки"; выявленные в китайцах черты его "объязательное сознание" склонно абсолютировать. При этом "ученый-государственных", призванный к поиску универсалий человеческого общения, обнаруживает самую главную (по его мнению) черту национального характера китайцев – патриотизм как любовь и преданность родной земле, родной культуре, своему народу. Противопоставляя патриотизм склонности многих русских соотечественников за рубежом растворяться в инокультуре, С.В. Максимов подспудно утверждает ведущую роль любви к отечеству, к родной культуре и истории в понимании и воспитании "народности" – т.е. рассматривает его в качестве основы этнической идентичности и этничности, способных влиять на внешнее- и внутриполитические успехи России и русского народа в целом и во взаимодействии с Китаем и китайцами в частности. Делается вывод: дорожные заметки и воспоминания С.В. Максимова – это не только ценный этнографический источник сугубо синетического характера, фиксирующий исторические реалии середины XIX в. и универсалии русско-китайского взаимодействия и взаимопознания, но и прозаическое произведение, запечатлевшее самое начало формирования художественно-этнографического направления в литературе дальневосточного фронтира, которое позднее получило развитие в произведениях В.К. Арсеньева, Н.А. Байкова, П.В. Шкуркина, В. Марта.
102-122
Тугой ремень для Левши: забытый элемент дорожной традиции России
Аннотация
В статье рассмотрен один из элементов так называемой дорожной традиции России. Дорожная традиция – это совокупность материальных и духовных аспектов сухопутных передвижений (как пешком, так и гужевым транспортом). В климате северной Евразии и при социально-экономических условиях, присущих Российскому государству XVIII–XIX вв., слишком протяженные транспортные пути не могли быть хорошо обустроены. При быстрой езде по плохим дорогам люди очень страдали: случались болезненное сотрясение внутренностей и даже морская болезнь. В рассказе Н.С. Лескова “Левша” упомянут такой дорожный атрибут, как специальный тугой ремень. При анализе иных, более достоверных нарративных источников выясняется, что российские путешественники действительно применяли такой способ предохранить себя от неприятных ощущений во время долгого пути. Современными медицинскими исследованиями также подтверждается, что, например, при качке на море желательно надевать широкий тугой пояс. Следовательно, даже в художественной литературе хорошо сохраняется память о разнообразных элементах дорожной традиции. Произведения художественной литературы – источник своеобразный, но вполне подходящий для историко-этнографических и антропологических реконструкций.
123-137
Дорога как социальное пространство: опыт реконструкции по советской и постсоветской путевой прозе XX в.
Аннотация
Произведения путевой прозы русскоязычных авторов XX в. – художественно-документальные описания путешествий по территории европейской части России – исследуются как источники для реконструкции социального пространства дороги. Структура позиций, взаимодействующих в этом пространстве, определяется как зависимая от процесса движения, а также средств передвижения или их отсутствия. Социальное пространство дороги рассматривается также в перспективе пересечений с внешними сегментами социального пространства через одновременную идентификацию участников коммуникации в дорожной и внедорожной системе статусов.
138-156
Пространство читателя: Цветаевские костры в свете концепции культурной сцены
Аннотация
В статье рассматриваются Цветаевские костры – современный городской ритуал чтения стихов поэта, исполнения песен и презентации новых исследований, непременной частью которого является живой или символический огонь. Цветаевские костры зародились в 1980-е годы. Они проходят в местах, чаще всего связанных с биографией Марины или Анастасии Цветаевых. Наблюдения позволяют сделать вывод, что, несмотря на одинаковое название, эти мероприятия в разных городах организованы по-разному. Авторы статьи описывают явление костров через понятие культурной сцены, разработанное, в частности, У. Cтроу и А. Беннетом и адаптированное к российским реалиям Е. Омельченко. Этот подход позволяет рассмотреть эмное содержание групповых практик чтения стихов с учетом определенного места собраний: так, можно сделать объектом анализа требование “искренности” или символического события, связывающего определенные эмоции и пространство собрания (голубка интерпретируется как душа Марины Цветаевой, а хорошая погода – как благословение ее сестры Анастасии). Как культурная сцена Цветаевский костер воспроизводит имплицитные правила и смыслы, что позволяет участникам погружаться в аутентичные переживания, разделять общие ценности, но при этом сохранять индивидуальный статус своего опыта.
157-178
Преодоление границ: жизнь и творчество Николая Абоимова
Аннотация
Предметом статьи послужило творчество русского писателя и блогера, живущего на Дальнем Востоке, бывшего охотника-оленевода Николая Иосифовича Абоимова. Феномен вхождения Абоимова в эвенкийскую культуру заслуживает внимания как пример культурного контакта без конфликта. В результате длительного опыта жизни с эвенками герою статьи удалось преодолеть культурные и ментальные границы, приобрести глубокие знания об уникальной культуре таежного народа и отразить их в своем творчестве. В настоящем исследовании использованы методы этнологии, полевой и музейной работы, а также литературной критики; биографический анализ сочетается с контент-анализом новых для этнографии источников – видеоблогов и художественных произведений. Автором статьи в литературном творчестве Н.И. Абоимова выделены мотивы: тайги, обучения/самообразования, игры/творчества, жизненного настроя/преодоления. Сам Н.И. Абоимов использует, по сути, феноменологический метод при описании действительности: он рассматривает и описывает конкретные жизненные явления в попытке понять их суть. В документально точных миниатюрных зарисовках таежных жизни и быта около 50 действующих лиц. В рассказах имеются сведения об охоте и оленеводстве, предметах материальной культуры, верованиях, народной педагогике, о сотрудничестве с геологами. На основе комплексного исследования автор статьи делает вывод: рассказы и видеосюжеты Н.И. Абоимова являются ценными и достоверными этнографическими источниками о группе бомнакских эвенков. Кроме того, в них можно найти ответ на вопрос, как преодолеть культурные границы и при этом сохранить собственную идентичность.
179-199
Статьи и материалы
Институты совести: убеждения и опыт в процедуре замены военной службы на альтернативную
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о роли концепции совести в бюрократических механизмах института альтернативной гражданской службы в современной России. Полевое исследование проводилось в петербургской правозащитной организации в 2020–2024 гг. Материалами послужили методические рекомендации правозащитников, эго-документы клиентов НКО, в том числе заявления с изложенными убеждениями, и записи призывных комиссий. Их анализ позволил описать репертуар средств, обеспечивающих доступ государства к совести призывника, и увидеть, как убеждения становятся элементом коммуникации гражданина и государства и частью формальной процедуры. Отталкиваясь от критических исследований прав человека и модерного субъекта, автор показывает, как глобальная этическая и правовая доктрина воплощается в актуальной работе института воинского учета. Ключевой тезис статьи состоит в том, что институционализация совести неизбежно приводит к делегированию необходимости высказывания от лица субъекта другим людям и институтам и распределению между ними ответственности и авторитета.
200-222
Научные гипотезы этногенеза армян
Аннотация
В настоящее время в научной литературе продолжаются дискуссии по вопросу этногенеза армян. Как правило, специалисты по истории и этнографии Древнего Ближнего Востока придерживаются одной из двух популярных теорий. Первая из них – “автохтонная” (“гипотеза Хайасы”), которая широко поддерживается академическими кругами Республики Армении с советских времен. Вторая – “миграционно-смешанная” (“гипотеза Хатти”), к которой апеллируют многие российские и западные специалисты. Автор статьи задался целью проанализировать историю и основные положения обеих научных теорий. Кроме того, он извлек из разноязычных клинописных памятников ассирийской, ахеменидской, вавилонской, урартской, хеттской и шумеро-аккадской культур, лувийской иероглифики, а также из книг Ветхого Завета, древнегреческой и древнеармянской литератур все материалы, которые могут иметь отношение к этническим и языковым элементам, принявшим участие в многовековом процессе этногенеза армян.
223-242
Критика, обзоры, рецензии
КаК сегодня говорят и пишут об идентичности (рец. на: Идентичность: личность, общество, политика. Новые контуры исследовательского поля / Отв. ред. И.С. Семененко. М.: Весь мир, 2023. 512 с.)
243-247
“Болдыри-между здесь” и другие несуразности: ненаучный перевод антропологического текста (рец. на: Хёрстон З.Н. Скажи моей лошади. Вуду в обычной жизни на Гаити и Ямайке / Пер. Г. Осипова, под ред. М. Фиалко. М.: Изд-во книжного магазина “Циолковский”, 2023. 240 с.)
248-256


