Полемические рассуждения о “вернакулярном музее”

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В настоящей публикации представлено обсуждение статьи И.С. Слепцовой (Кызласовой) и Е.Г. Чесноковой “Вернакулярный музей: к определению понятия”, в которой авторы предлагают ввести дополнительный термин для описания различных практик низового музеестроительства в современном обществе. Опираясь на употребление термина вернакулярный в различных областях гуманитаристики, авторы обосновывают свой подход, в рамках которого данные музейные образования рассматриваются как низовые инициативы, направленные на репрезентацию индивидуальных интересов, а также как один из способов самоактуализации. Критические замечания по поводу позиции авторов и свой взгляд на тему излагают Р.Н. Абрамов, Д.А. Баранов, И.А. Гринько, П.С. Куприянов, которые анализируют обсуждаемый феномен преимущественно в контексте музееведения.

Об авторах

Р. Н Абрамов

Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”;Институт социологии ФНИСЦ РАН

Email: socioportal@yandex.ru
Москва, Россия

Д. А Баранов

Российский этнографический музей

Email: dmitry.baranov@list.ru
Санкт-Петербург, Россия

И. А Гринько

Московский городской педагогический университет

Email: grinkoi@mgpu.ru
Москва, Россия

П. С Куприянов

Институт этнологии и антропологии РАН

Email: kuprianov-ps@yandex.ru
Москва, Россия

И. С Слепцова (кызласова)

Институт этнологии и антропологии РАН

Email: i_kyzlasova@iea.ras.ru
Москва, Россия

Е. Г Чеснокова

Email: chesnokova.eg33@gmail.com

Список литературы

  1. Абрамов Р. "Советский чердак" российской блогосферы: анализ ностальгических виртуальных сообществ. // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2011. № 6. С. 88-102.
  2. Быстрова О.А. Административно-правовое регулирование музейной деятельности в Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук. Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина, Москва, 2016.
  3. Вардумян Д.С. Колхозный музей в Армении // Советская этнография. 1950. № 2. С. 208-210.
  4. Гринько И.А. Музей в создании образа города: анализ инструментария // Брендирование территорий: между маркетингом и фольклором / Сост. М.В. Ахметова, М.И. Байдуж, Н.В. Петров. М.: Дело, 2016. С. 20-24.
  5. Гринько И.А. Музейная антропология и музейный менеджмент // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2019. Вып. 1 (23). С. 113-123.
  6. Гринько И.А., Гнедовский М.Б. (ред.) Музейные стандарты: международный опыт. М.: Перспектива, 2019.
  7. Колесник А.С., Русанов А.В. Наследие-как-процесс: дискуссии о концепте культурного наследия в современных социальных и гуманитарных науках // Вестник Пермского университета. История. 2022. № 3 (58). С. 58-69. https://doi.org/10.17072/2219-3111-2022-3-58-69
  8. Конт Ф. От этнографических музеев к музеям общества. Размышления по поводу французского опыта // Антропологический форум. 2007. № 6. С. 41-47.
  9. Кордонский С.Г., Плюснин Ю.М. Архаические экономические институты: "распределенные мануфактуры" в малых городах России // Мир России: социология, этнология. 2018. Т. 27 (4). С. 6-30.
  10. Кузнецова О.В. Репрезентация локальной идентичности в сельских музеях (Пинежский район Архангельской области). Дис.. магистра. Европейский Университет в Санкт-Петербурге, 2017.
  11. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.
  12. Лещенко А.Г., Урядникова А.В. О новом словаре "Ключевые понятия музеологии" // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2012. № 11. С. 215-223.
  13. Максимова А. Краеведческий музей. Глоссарий // Неприкосновенный запас. 2023. № 1. С. 183-192.
  14. Мельникова Е.А. Пресуществление культуры, или Вопрос о том, куда втыкать зубочистку в музее коломенской пастилы // Шаги/Steps. 2022. Т. 4 (8). C. 276-302. https://doi.org/10.22394/2412-9410-2022-8-4-276-302
  15. Морозов И.А. Новации сквозь призму устойчивых языковых моделей // Морозов И.А. и др. Логика трансформаций. Региональная и локальная специфика культурных и языковых процессов. М.: Индрик, 2019. С. 871-883.
  16. Морозов И.А., Слепцова И.С. Внешние проявления пространства личности // Морозов И.А. и др. Логика трансформаций. Региональная и локальная специфика культурных и языковых процессов. М.: Индрик, 2019. С. 794-829.
  17. Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места "тусовок" как фундамент сообщества. М.: НЛО, 2014.
  18. Папушина Ю.О. Приглашение к исследованию: креативные индустрии в России как объект социологического исследования // Креативные индустрии в городе: вызовы, проекты и решения / Отв. ред. Ю.О. Папушина, М.В. Матецкая. СПб.: Левша-Санкт-Петербург, 2012. С. 71-89.
  19. Рычкова Е.А. Показатели эффективности и критерии оценки современных музеев // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2017. № 3 (32). С. 99-102. https://doi.org/10.30725/2619-0303-2017-3-99-102
  20. Трубина Е.Г. Социальная антропология между материальностью и деятельностью // Российская антропология и "онтологический поворот" / Отв. ред. С.В. Соколовский. М.: ИЭА РАН, 2017. С. 87-129.
  21. Харрис Д. "Наша печаль, наше хрупкое мужество": музеефикация и новая музеология // Вопросы музеологии. 2011. № 1 (3). С. 31-41.
  22. Цивьян Т.В. Семиотические путешествия. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001.
  23. Шуберт К. Удел куратора. Концепция музея от Великой французской революции до наших дней. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016.
  24. Юдин Г.Б., Колошенко Ю.А. Стратегии производства туристического опыта в малом городе: локальное сообщество и символическое конструирование в городе Мышкин. // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2014. № 5. С. 5-14.
  25. Abramov R. The Museum of Soviet Arcade Games: Nostalgia for a Socialist Childhood // Museums of Communism: New Memory Sites in Central and Eastern Europe / Ed. S.M. Norris. Bloomington: Indiana University Press, 2020. P. 345-369.
  26. Bennett T. The Birth of the Museum: History, Theory, Politics. L.: Routledge. 2009.
  27. Calvi L., Vermeeren A.P.O.S. DIY Platform for Innovative Small Museum Experiences // Workshop Cultural Heritage Communities: Technologies & Challenges. Limerick, Ireland, 2015. С. 1-4.
  28. Clifford J. The Predicament of the Culture: Twentieth-Century Ethnography, Literature, and Art. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1988.
  29. Delanty G. Two Conceptions of Cultural Citizenship: A Review of Recent Literature on Culture and Citizenship // The Global Review of Ethnopolitics. 2002. Vol. 1 (3). P. 60-66. https://doi.org/10.1080/14718800208405106
  30. Desvallées A., Mairesse F. (сост.) Ключевые понятия музеологии. М.: ИКОМ России, 2012.
  31. Dos Santos Junior R.F., Britto C.C. Hugues de Varine e os museus comunitários no Brasil // Museologia & Interdisciplinaridade. 2019. Vol. 8 (15). P. 323-327.
  32. Gerring J. What Makes a Concept Good? A Criterial Framework for Understanding Concept Formation in the Social Sciences // The University of Chicago Press. 1999. Vol. 31 (3). P. 357-393.
  33. Gopnik A. The Mindful Museum // Museum News. 2007. Vol. 86 (6). P. 36-41.
  34. Hesmondhalgh D. Indie: The Institutional Politics and Aesthetics of a Popular Music Genre // Cultural Studies. 1999. Vol. 13 (1). P. 34-61.
  35. Kotler N.G., Kotler P., Kotler W.I. Museum Marketing and Strategy: Designing Missions, Building Audiences, Generating Revenue and Resources. Hoboken: Wiley Publishing, 2016.
  36. Latham K.F., Simmons J.E. Foundations of Museum Studies: Evolving Systems of Knowledge. Santa Barbara: ABC-CLIO, 2014.
  37. Newman M.Z. Indie Culture: In Pursuit of the Authentic Autonomous Alternative // Cinema Journal. 2009. Vol. 48 (3). P. 16-34.
  38. Smith L. The Uses of Heritage. L.: Routledge, 2006.
  39. Taimre L. Do It Yourself Museum: Stursy on Small Museums in Estonia and the People behind Them // Museological Review. 2013. Vol. 17. P. 26-35.
  40. Vellinga M. The End of the Vernacular: Anthropology and the Architecture of the Other // Etnofoor. Vol. 23 (1). P. 171-192.
  41. Webb K. Semiotics and the Social Analysis of Material Things // Language & Communication. 2003. Vol. 23 (3-4). P. 409-425. https://doi.org/10.1016/S0271-5309(03)00010-7

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».