Медиапоколение “цифрового пограничья” как фронтир в информационно-коммуникативном пространстве эпохи цифровизации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Работа представляет результаты апробации концепции медиапоколений, в фокусе внимания которой пользователи медиа в доцифровом и цифровом информационно-коммуникативных пространствах. В выявлении характеристик медиапоколения “цифрового пограничья” как промежуточного между “аналоговым” и “цифровыми” медиапоколениями я опираюсь на концепции поколений К. Манхейма и М. МакКриндла, модель сопряженности техники и тела человека М. Маклюэна, представления феноменолога Т. Фукса о процедурной памяти, объяснительную модель формирования поколений Х. Бекера. Применение качественных методов исследования на основе глубинных интервью (N = 30; Уральский федеральный округ, РФ) позволяет не только объективировать сущность медиапоколения, структурировать его, сформулировать особенности его медиапрактик, но и выявить уникальные черты: переходный характер и роль своеобразного фронтира между “аналоговым” и “цифровыми” аудиторными медиамирами. Наиболее значимыми маркерами “цифрового пограничья” являются амбивалентные медиапаттерны в информационной техносфере, обусловленные устойчивым интересом к медиа аналогового периода и владением цифровыми навыками, позволяющими приобщиться к “цифровому образу жизни”.

Об авторах

А. С Сумская

Уральский федеральный университет

Email: anna.sumskaia@urfu.ru
Екатеринбург, Россия

Список литературы

  1. Андреева А.А. "Фронтир" как культурно-историческая категория // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. № 3. С. 11-15.
  2. Анипкин М.А. Поколение "лишних людей": антропологический портрет последнего советского поколения // Неприкосновенный запас. 2018. № 1. С. 290-308.
  3. Вартанов С.А. и др. Медиапотребление "цифровой молодежи" в России. М.: Издательский Дом МГУ, 2021.
  4. Загидуллина М.В. Шариковая ручка и Надграмотность: о возможностях акторно-сетевой теории в анализе медиатизированной повседневности // Российская антропология и "онтологический поворот" / Отв. ред. С.В. Соколовский. М.: ИЭА РАН, 2017. С. 151-208.
  5. Загидуллина М. "Бог из машины": человеческое в условиях экспансии механического и электронного // Новое литературное обозрение. 2018. № 1 (149). С. 428-443.
  6. Загидуллина М. Коды жар-птицы и лисы в русской культуре. Рец. на: Brooks J. The Firebird and the Fox: Russian Culture under Tsars and Bolsheviks. N.Y., 2019 // Новое литературное обозрение. 2020. № 4. С. 354-362.
  7. Зубанова Л.Б., Зыховская Н.Л. Транзитная солидарность в современной сетевой культуре: между карнавалом и травмой // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 119-128. https://doi.org/10.31857/S013216250004966-5
  8. Зубаревич Н.В. Развитие российского пространства: барьеры и возможности региональной политики // Мир новой экономики. 2017. № 2. C. 46-57.
  9. Кириллова Н.Б. От медиакультуры к медиалогии // Культурологический журнал. 2011. №. 4. С. 1-16.
  10. Корконосенко С.Г. Современный медиаполис: феномен и подходы к изучению // Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций / Отв. ред. К.Э. Разлогов, А.В. Федоров. М.: Российский институт культурологии, 2012. С. 70-81.
  11. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.; Жуковский: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2003.
  12. Моль А. Социодинамика культуры / Пер. с фр., предисл. Б.В. Бирюкова. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.
  13. Левада Ю., Шанин Т. (отв. ред.) Отцы и дети: поколенческий анализ современной России. М.: НЛО, 2005.
  14. Радаев В.В. Миллениалы: как меняется российское общество. М.: Высшая школа экономики, 2019. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1985-1
  15. Радаев В.В. Раскол поколения миллениалов: историческое и эмпирическое обоснование (Ч. 1) // Социологический журнал. 2020. № 3. С. 30-63. https://doi.org/10.19181/socjour.2020.26.3.7395
  16. Реан А.А. Психология личности. СПб.: Питер, 2013.
  17. Семенова В.В. Современные концептуальные и эмпирические подходы к понятию "поколение" // Россия реформирующаяся. М.: Институт социологии РАН, 2003. T. 3. С. 213-237.
  18. Соколовский С.В. Человек и технологии: модели сборки // Человек. 2021. № 32 (6). С. 86-101. https://doi.org/10.31857/S023620070018010-8
  19. Соколовский С.В. Киборги в киберпространстве: современные исследования в области кибер- и цифровой антропологии // Этнографическое обозрение. 2020. № 1. С. 5-22. https://doi.org/10.31857/S086954150008752-7
  20. Страусе А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  21. Тернер Ф.Д. Фронтир в американской истории / Пер. с англ. А.И. Петренко; отв. ред. В.В. Согрин. М.: Весь мир, 2009.
  22. Трубина Е. Центр и периферия: между ростом и развитием // Философско-литературный журнал "Логос". 2013. № 4 (94). С. 237-266.
  23. Шестакова И.Г. Живые свидетели эры до-Интернета // Общество. Среда. Развитие. 2017. № 1. С. 47-51.
  24. Becker H.A. Dynamics of Cohort and Generations Research // Proceedings of a Symposium Held on 12, 13 and 14 December 1991 at the University of Utrecht, The Netherlands / Ed. H.A. Becker. Amsterdam: Thesis Publishers, 1992. P. 219-243.
  25. Bird S.E. (ed.) The Anthropology of News & Journalism: Global Perspectives. Bloomington: Indiana University Press, 2010.
  26. Bolin G. Media Generations: Objective and Subjective Media Landscapes and Nostalgia Among Generations of Media Users // Participations: Journal of Audience & Reception Studies. 2014. No. 11 (2). P. 108-131.
  27. Codrington G. Detailed Introduction to Generational Theory // Tomorrow Today. 2008. Т. 2. P. 2-15.
  28. Costa E., Lange P.G., Haynes N., Sinanan J. (eds.) The Routledge Companion to Media Anthropology. L.: Routledge, 2022. https://doi.org/10.4324/9781003175605
  29. Fluck A., Dowden T. On the Cusp of Change: Examining Pre-Service Teachers' Beliefs about ICT and Envisioning the Digital Classroom of the Future // Journal of Computer Assisted Learning. 2013. No. 29 (1). P. 43-52. https://doi.org/10.1111/j.1365-2729.2011.00464.x
  30. Fuchs T. The Phenomenology of Body Memory // Body Memory, Metaphor and Movement. 2012. No. 84. P. 9-22.
  31. Kolozaridi P., Dovbysh O. Diversity of the Internet in Russia's Regions: Towards an Alternative Research Agenda // Internet in Russia / Ed. S. Davydov. Cham: Springer, 2020. P. 166-191.
  32. Mannheim K. The Problem of Generations // Essays on the Sociology of Knowledge / Ed. P. Kecskemeti. L.: Routledge; Kegan Paul, 1952. P. 276-322.
  33. McCrindle M. The ABC of XYZ: Understanding the Global Generations Kindle Edition. Sydney: McCrindle Research Pty Ltd., 2014.
  34. Mitchell S. American Generations: Who They Are, How They Live, What They Think. N.Y.: New Strategist Publications, 2003.
  35. Pasti S. A New Generation of Journalists // Russian Mass Media and Changing Values / Eds. A. Rosenholm, K. Nordenstreng, E. Trubina. N.Y.: Routledge, 2010. P. 69-88. https://doi.org/10.4324/9780203846643
  36. Rheingold H. The Virtual Communication: Homesteading on the Electronic Frontier. Reading: Addison-Wesley, 1993.
  37. Simons G., Muhin M., Oleshko V., Sumskaya A. The Concept of Interdisciplinary Research on Intergenerational Transmission of Communicative and Cultural Memory // World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2021. No. 1. P. 64-91. https://doi.org/10.30547/worldofmedia.1.2021.3
  38. Smit D. Do you have Enough "Generational Glue" in Your Organization? // HR Future. 2017. No. 12. P. 22-23.
  39. Solomeina V., Sumskaya A. Perception of Thematic Multimedia Storytelling by the Digital Media Generation // Studies in Contemporary Journalism and Communication in Russia's Provinces / Eds. G. Simons, A. Sumskaya. Abingdon: Routledge, 2022. P. 35-50. https://doi.org/10.4324/9781003266112-4
  40. Sumskaya A.S. "Lost" Russian Media Generations in a Changing Social and Digital Environment // Changing Societies & Personalities. 2023. No. 7 (1). P. 88-112. https://doi.org/10.15826/csp.2023.7.1.220
  41. Sumskaya A., Simons G., Solomeina V. Media Generations of the Russians in the Digital Media Environment: Opportunities for Intergenerational Communication // Internet in the Post-Soviet Area: Societies and Political Orders in Transition / Ed. S. Davydov. Cham: Springer, 2023. P. 161-182. https://doi.org/10.1007/978-3-031-32507-6_8
  42. Ting H. et al. Are We Baby Boomers, Gen X and Gen Y? A Qualitative Inquiry into Generation Cohorts in Malaysia // Kasetsart Journal of Social Sciences. 2018. No. 39 (1). P. 109-115. https://doi.org/10.1016/j.kjss.2017.06.004
  43. Volkmer I. Project Global Media Generations 2000-Interview with Ingrid Volkmer // SPIEL. 2000. No. 19 (2). P. 302-307.
  44. Volkmer I. Dialectical Spaces in the Global Public Sphere: Media Memories Across Generations. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2003.
  45. Zagidullina M.V. Non-Users of Internet in the Information Society // Webology. 2014. No. 11 (1). Article 120. http://www.webology.org/2014/v11n1/a120.pdf
  46. Zagidullina M. At the Crossroads between the Elite and the Masses Cults: Pushkin's Middle Path in Russian Culture // Neohelicon. 2019. No. 46 (1). P. 183-197. https://doi.org/10.1007/S11059-018-0463-8

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».