Publication of the Documents on the External Policy of Bulgaria in 1944–1947
- Authors: Ognyanov L.1
-
Affiliations:
- St. Kliment Ohridski Sofia University
- Issue: No 4 (2024)
- Pages: 145-151
- Section: Reviews
- URL: https://journal-vniispk.ru/0869-544X/article/view/265142
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0869544X24040137
- EDN: https://elibrary.ru/WVJANE
- ID: 265142
Full Text
Full Text
Реализуя совместный проект Института исторических исследований БАН и Института славяноведения РАН, издательство Болгарской академии наук «Проф. Марин Дринов» выпустило в свет двухтомную документальную публикацию «Великие державы и Болгария. 1944–1947 гг.» (Великите сили и България. 1944–1947 г. София: Академично издателство на БАН «Проф. Марин Дринов», 2014. 442 с., ил. Т. I. Примирието между СССР, Великобритания, САЩ и България (януари – октомври 1944 г.). Документи; Т. II. Съюзната контролна комисия в България (ноември 1944 – декември 1947 г.). Документи. София: Академично издателство на БАН «Проф. Марин Дринов», 2018. 931 с., илл. Първа част; Втора част.).
Первый том посвящен подготовке и заключению перемирия между победителями во Второй мировой войне и Болгарией, а второй том (в двух частях) – деятельности Союзной контрольной комиссии в Болгарии в ноябре 1944 – декабре 1947 г.
Основная часть опубликованных документов выявлена в Центральном государственном архиве Республики Болгария (ЦДА на РБ) и Архиве внешней политики Российской Федерации (АВП РФ). Публикуются также документы, сохраняемые в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), Национальном архиве Великобритании (P.R.O.F.O.), Национальном архиве США (NA-USA) и некоторых других иностранных архивах, копии которых находятся в ЦДА. Бóльшая часть документов (подлинники и копии) публикуется впервые. Издание двуязычное – на болгарском и русском языках. Документы других иностранных архивов публикуются в переводе на болгарский. На болгарском языке даны и научные комментарии, за исключением тех случаев, когда в комментариях приводятся русскоязычные документы или выдержки из них. Каждый том снабжен профессионально выполненным научно-информационным аппаратом: подробными биографическими справками, списками сокращений, именными указателями, приложениями и иллюстрациями.
В выявлении, отборе и переводе документов, составлении указателей, написании научных комментариев участвовали: по первому тому – проф. д. и.н. Л. Ревякина, проф. д. и.н. В. Тошкова (Болгария) и д. и. н. Т. Волокитина (Россия), а по второму тому – Л. Ревякина и Т. Волокитина.
В первый том – «Перемирие между СССР, Великобританией, США и Болгарией (январь–октябрь 1944 г.)» – включены 186 документов, расположенных в хронологическом порядке и охватывающих период с 10 января по 31 декабря 1944 г. Они являются превосходным источником, раскрывающим политическую обстановку в Болгарии в конце Второй мировой войны, попытки болгарских «верхов» переориентировать внешнюю политику страны, а также подготовку Соглашения о перемирии с Болгарией и подписание судьбоносного для страны акта.
Документы свидетельствуют, что в начале 1944 г. главные участники антигитлеровской коалиции – СССР, Великобритания и США тщательно отслеживали развитие политической ситуации в Болгарии и разрабатывали планы переориентации внешней политики страны и вывода ее из войны. В свою очередь, правительство Добри Божилова (14 сентября 1943 – 1 июня 1944 г.) через болгарское посольство в Турции также предприняло попытку начать переговоры о перемирии с Великобританией и США, с которыми Болгария с 12 декабря 1941 г. находилась в состоянии войны, о чем уведомило СССР, с которым поддерживало дипломатические отношения. На этом этапе, действуя в рамках Европейской консультативной комиссии (ЕКК), три великие державы разрабатывали общие проекты безоговорочной капитуляции Германии и ее сателлитов – Венгрии, Румынии, Болгарии и Финляндии.
Составители включили в том документы, отражающие изменения внешней политики кабинета Ивана Багрянова (1 июня – 2 сентября 1944 г.). Приведена интересная информация о секретной миссии болгарского политика Стойчо Мошанова в Анкару в августе 1944 г. и его «мирных зондажах» с представителями Великобритании и США. Особый интерес представляют проект основных условий, которые следовало внести в будущее Соглашение о перемирии, переданный в ЕКК представителем США в комиссии Дж. Вайнантом 24 августа 1944 г., а также британский и американский проекты под одинаковым названием «Условия перемирия с Болгарией» от 25 августа и общий проект западных союзников, поступивший в ЕКК также 25 августа. Спустя несколько дней, 9 сентября 1944 г., посол Великобритании в Москве А. Кларк Керр вручил этот документ наркому иностранных дел В. М. Молотову. Советское правительство на том этапе не участвовало в обсуждении этих условий перемирия, поскольку не находилось в состоянии войны с Болгарией.
Подробно освещается в сборнике и заключительная часть миссии Мошанова – в Царьграде (Стамбуле) и Каире, начавшаяся 29 августа 1944 г. Особенно информативен публикуемый «Доклад-дневник о деятельности болгарской делегации с целью заключения перемирия между Болгарией и Англией и Америкой». Пока в Каире Мошанов дожидался письменных полномочий правительства Багрянова на ведение переговоров, к власти в стране пришел кабинет Константина Муравиева. Из-за несогласия с составом нового правительства Мошанов отказался представлять его на переговорах.
5 сентября 1944 г. Советский Союз объявил войну Болгарии, но уже 9 сентября новое правительство Отечественного фронта (ОФ) во главе с Кимоном Георгиевым направило делегацию к командующему 3-м Украинским фронтом Ф. И. Толбухину для переговоров об условиях перемирия.
12 сентября 1944 г. СССР, Великобритания и США подписали Соглашение о перемирии с Румынией. Это породило в Софии надежды на возможность аналогичного решения «болгарского вопроса». В первом томе опубликованы 24 меморандума почти по всем аспектам ожидаемых условий перемирия с Болгарией. Эти материалы готовились специально назначенной 14 сентября 1944 г. комиссией и использовались в дальнейшем при обсуждении вопроса о мирном договоре с Болгарией.
Внесенный в комиссию 20 сентября 1944 г. представителем СССР в ЕКК Ф. Т. Гусевым советский проект Соглашения о перемирии практически совпадал с общим британским и американским документом от 25 августа, но содержал и некоторые новые статьи, вызвавшие в ЕКК споры между союзниками. Они касались участия Болгарии в войне на стороне антигитлеровской коалиции на заключительном этапе военных действий, деятельности и руководящих органов будущей Союзной контрольной комиссии и определения подписанта Соглашения о перемирии от союзных сил. Эти дискуссии свидетельствуют о постепенно назревавших противоречиях между союзниками.
С большим интересом читаются протоколы встреч в Москве главы правительства Великобритании У. Черчилля и И. В. Сталина 9 октября 1944 г. и министров иностранных дел А. Идена и В. М. Молотова 10 октября, на которых решался вопрос о «сферах ответственности» на Балканах. Была достигнута неофициальная договоренность, согласно которой советское влияние в Румынии составило 90%, в Болгарии – 80%, в Греции – 10%, а влияние Великобритании (вместе с США), соответственно определялось: в Румынии – 10%, в Болгарии – 20%, в Греции – 90%. В отношении Югославии устанавливался паритет – 50:50%. Переговоры о заключении перемирия с Болгарией по предложению советской стороны предстояло перенести из Лондона в Москву.
В томе опубликовано решение союзников от 11 октября 1944 г. об эвакуации болгарских войск и администрации с греческой и югославской территорий как обязательном предварительном условии начала переговоров о перемирии. Одновременно разъяснялось, что решение не относилось к тем болгарским частям, которые по согласованию с маршалом Тито и советским командованием вели боевые действия на югославской территории в направлении г. Ниша и южнее.
12 октября 1944 г. указом регентов был утвержден состав делегации, наделенной полномочиями подписать Соглашение о перемирии. Блок документов о подписании Соглашения о перемирии включает, помимо дневника делегации (12–31 октября 1944 г.), который вел секретарь Крум Кюлявков, доклады, справки, письма, телеграммы, записи бесед, заявления П. Стайнова, военного советника генерала Г. Попова, проф. П. Стоянова и иные материалы.
Соглашение не предусматривало полную и безоговорочную капитуляцию Болгарии, но присутствие советских войск в стране устанавливало режим военновременной оккупации. Оно содержало достаточно тяжелые для Болгарии статьи, однако это было неизбежным следствием для побежденной страны.
Второй том – «Союзная контрольная комиссия в Болгарии (ноябрь 1944 – декабрь 1947 г.)» – является логическим продолжением публикации материалов о заключении перемирия. В двух частях представлены 669 документов (1862 с.), которые отражают разнообразную деятельность этого международного органа на протяжении трех лет. Документы расположены по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет исследователям и читателям лучше ориентироваться в публикуемых материалах. Составители сгруппировали материал в 11 разделов (четыре в первой части тома и семь во второй).
Первый раздел тома – «Протоколы совещаний СКК. Протоколы заседаний уполномоченных СКК в областях. Организационные и административные вопросы» – включает 80 документов. Рассекреченные стенограммы и протоколы сохраняются в АВП РФ и впервые вводятся в научный оборот. Они отражают противоречия между союзниками по вопросам внутриполитического развития страны и открытую борьбу за влияние в сфере внешней политики Болгарии. Значительная часть документов характеризует положение в руководстве СКК, ее организационную структуру и возникавшие административные проблемы. В приложениях к разделу впервые публикуются сведения о штатном расписании советской части комиссии и уполномоченных СКК на местах, в частности на военно-морских базах в Варне и Бургасе и военных базах на Дунае – в Видине, Никополе и Русе.
Документы отражают два этапа в деятельности СКК. Первый охватывает период от подписания Соглашения о перемирии до завершения военных действий против Германии. В это время руководство комиссией реально осуществляли советские представители. В связи с этим британский и американский представители генерал-майор У. Оксли и генерал-майор Дж. Крейн подняли вопрос о «полноправном» участии западных союзников в работе СКК. Реакция советской стороны отразилась в опубликованном сообщении В. М. Молотова С. С. Бирюзову от 11 августа 1945 г. о пересмотре на Берлинской (Потсдамской) конференции (17 июля – 2 августа 1945 г.) процедуры СКК в Румынии, Болгарии и Венгрии и о новой редакции Положения о СКК по венгерскому образцу. Вплоть до ратификации в конце августа 1947 г. Мирного договора с Болгарией действовал расширенный состав представительств Великобритании и США в СКК.
Во втором разделе тома «Доклады и отчеты группы политического советника СКК» собраны 23 документа: доклады и справки группы по разнообразным вопросам политического развития Болгарии после 9 сентября 1944 г.; характеристики и анализ деятельности политических партий (как находившихся у власти, так и оппозиционных); представительство партий в разных структурах ОФ в центре и на периферии и в областном административном аппарате; молодежное и профсоюзное движение в Болгарии; проявления «фашистских» элементов (в целом по стране и в областях); чистка государственного аппарата от реакционных и «фашистских» сил; результаты наказания вражеских элементов в период пребывания у власти первого правительства ОФ; документы, касающиеся культурной жизни. Особое внимание сотрудники группы политсоветника уделяли анализу обстановки в стране в сложные, переломные моменты – после отсрочки парламентских выборов осенью 1945 г. и накануне Парижской мирной конференции 1946 г.
Разнообразными оригинальными материалами насыщен третий раздел тома «СКК и политическая борьба в Болгарии. Выборы в Обыкновенное Народное собрание (1945 г.) и Великое Народное собрание (1946 г.». Он включает 78 документов. Исследователь найдет здесь ценную информацию о взаимоотношениях БРП(к) с другими партиями ОФ, о возникновении и деятельности политической оппозиции, изменениях в составе первого кабинета министров. Центральное место отведено отношениям советской части комиссии с западными представителями по таким острым вопросам, как бегство из-под домашнего ареста лидера БЗНС д-ра Г. М. Димитрова (Гемéто) и его отъезд в США; отсрочка выборов в парламент; выполнение рекомендаций Московской конференции министров иностранных дел СССР, Великобритании и США (СМИД) в декабре 1945 г. о включении представителей оппозиции в правительство; парламентские выборы 27 октября 1946 г. и их итоги; приостановка издания оппозиционных газет в декабре 1946 г. и мае 1947 г.; арест лидера оппозиционного БЗНС Николы Петкова и роспуск партии летом 1947 г. В этой связи в томе помещены протестные ноты и письма военных представителей Великобритании и США в СКК, политических представителей этих стран в Болгарии В. Е. Хьюстона-Босуэлла и М. Барнса, ответные письма и заявления Министерства иностранных дел и исповеданий, советского руководства СКК и МИД СССР.
Четвертый раздел тома посвящен крайне важной теме: отношениям между СКК, правительством Болгарии и Комиссариатом по выполнению Соглашения о перемирии (КВСП). Комиссариат был учрежден по постановлению Совета министров 9 ноября 1944 г. при Министерстве иностранных дел и исповеданий под руководством министра иностранных дел. О напряженной деятельности КВСП повествуют 116 документов, представленных в публикации: доклады, отчеты, меморандумы, справки, сообщения, переписка с разными инстанциями, инструкции, распоряжения, ноты и пр.
Опубликованы документы, свидетельствующие, что решение правительства ОФ о проведении в Болгарии Народного суда над виновниками вовлечения страны в войну на стороне Германии и над лицами, поддерживающими политику Дворца, Регентского совета, действовавших с 1941 по 9 сентября 1944 г. правительств, над депутатами XXV Народного собрания, было согласовано между правительствами СССР, Великобритании и США и одобрено ими.
Вторая часть документов раздела посвящена развитию дипломатических, экономических и торговых отношений Болгарии с СССР, Югославией, Румынией, Чехословакией и некоторыми другими странами. Интерес представляют статистические материалы об арестах и суде лиц, обвиненных в военных преступлениях, а также подробные сведения об обеспечении деятельности СКК: советские представители в комиссии сообщили о том, что расходы на содержание западных представителей в СКК «очень велики», а калорийность пайков для офицеров Великобритании и США «является ненормальной». Согласно представленной информации, калорийность пайка советского офицера СКК была в пять раз меньше, чем у британского офицера и в 6,5 раз, чем у американского. По сведениям Военного министерства Болгарии, существенно различались, причем в пользу британских и американских представителей в СКК, и расходы продуктов питания (хлеба, мяса, сыра, брынзы, сахара и пр.). В опубликованных советских дипломатических документах фиксировалось неравенство и на другом уровне: норма потребления советских войск в два-три раза превышала нормы потребления городского населения страны, а по остродефицитным мясу и маслу – в пять-шесть раз. Вообще, приведенные в публикации подробные статистические материалы трудно переоценить с точки зрения понимания читателем экономических тягот Болгарии и огромных трудностей выполнения хозяйственных статей Соглашения о перемирии.
Вторая часть тома открывается материалами пятого раздела «СКК и болгарская армия». В 24 документах отражен ход выполнения ст. 1 Соглашения о перемирии. В соответствии с параграфом «с» этой статьи Болгария обязывалась «содержать и предоставлять такие сухопутные, морские и воздушные силы, которые могут быть определены для службы под общим руководством Союзного (Советского) Главнокомандования», а согласно параграфу «d», «по прекращении военных действий против Германии болгарские вооруженные силы должны быть демобилизованы и переведены под наблюдение Союзной Контрольной Комиссии на мирное положение». Контролировал выполнение этих обязательств Военный отдел СКК. В поле зрения его сотрудников находился, как показывают документы, широкий спектр вопросов: участие болгарской армии в боевых действиях на заключительном этапе войны; численный состав и общая структура болгарской армии; реорганизация и перевооружение войск; боевая подготовка и моральное состояние в частях; обучение болгарских офицеров в советских высших военных учебных заведениях и др.
Много новых интересных сведений можно почерпнуть из материалов шестого раздела «Контроль над информационными и культурными процессами в Болгарии», состоящего из 47 документов. Прежде всего, исследователь получает возможность точно выявить масштабы контроля и цензуры, осуществлявшихся СКК и болгарским Министерством информации в сфере литературы, искусства и СМИ. Проводимые мероприятия касались ст. 8 Соглашения о перемирии, согласно которой издание, ввоз и распространение в Болгарии периодической и непериодической литературы, организация театральных зрелищ и кинопрокат, работа радиостанций, почты, телеграфа и телефона должны были осуществляться «по соглашению с Союзным (Советским) Главнокомандованием». Опубликованные информационные материалы, ноты, письма, справки и меморандумы рисуют мрачную картину подобных ограничений, выражавшихся в жестком цензурировании издававшейся в стране печатной продукции – газет, книг, журналов и прочее, в обязательном получении предварительного разрешения СКК на демонстрацию кинофильмов и согласовании с комиссией репертуара болгарских театров, в контроле над радиопередачами, в изъятии из книжных магазинов, библиотек, учебных заведений и учреждений литературы «фашистского» и антисоветского содержания по спискам Министерства пропаганды и дирекции Народной милиции. Характерно, что если печатная продукция и кинофильмы, производства США, Великобритании, Италии и других стран Запада, подлежали строгому контролю и отбору, то таких ограничений для советской продукции не существовало. Широкий простор был открыт для изучения русского языка в гимназиях, которые с этой целью снабжались соответствующими учебными пособиями, а также для командировок в Болгарию советских кино- и театральных режиссеров, оперных постановщиков, балетмейстеров и пр.
Материал, помещенный в седьмой раздел тома (111 документов), отражает выполнение важнейших статей Соглашения о перемирии – о разоружении находящихся в Болгарии германских военнослужащих и их судьбе (параграф «b» cтатьи 1). Из опубликованных документов следует, что примерно 8350 немецких солдат и офицеров были переданы командованию советских войск и отправлены в СССР в лагеря для военнопленных. Число интернированных граждан Германии и ее сателлитов установить не удалось, хотя известно, что этот процесс занял три года.
При постоянном контроле СКК болгарское правительство решало также задачу немедленного освобождения всех союзных военнопленных и интернированных и обеспечения их за счет болгарской стороны всем необходимым для возвращения на родину (ст. 4). Уже 9 сентября 1944 г., т. е. до подписания Соглашения о перемирии, были освобождены 129 советских военнопленных, бежавших из германского плена, а 10 сентября – находившиеся в Болгарии 319 английских и американских летчиков, которые сразу же выехали из страны. По требованию СКК в СССР из Болгарии были репатриированы советские граждане; бессарабские болгары, прибывшие перед войной в Южную Добруджу и выразившие желание выехать в Молдавию или на Украину; русские белоэмигранты; русские старообрядцы, а также армяне, пожелавшие переселиться в Армянскую ССР (4352 чел.). Документы свидетельствуют, что болгарские власти оказали полное содействие репатриации граждан Греции, Югославии, Италии и Франции и выезду болгар-евреев в Палестину.
В восьмом разделе тома подобраны и систематизированы 96 документов о выполнении ст. 9, 10 и 11 – возвращении собственности Греции, Югославии и другим странам и выплате репараций «за потери и ущерб, причиненные войной Объединенным Нациям […], которые могут быть установлены в дальнейшем». Публикуются документы и о выполнении ст. 12 и 13, предписывавших передачу Союзному (Советскому) Главнокомандованию в качестве военных трофеев все находящееся на территории Болгарии военное имущество Германии и ее сателлитов.
Особый интерес для болгарского читателя представляют 59 документов девятого раздела «Советские воинские части в Болгарии». Они непосредственно раскрывают выполнение страной ст. 15 Соглашения о перемирии, согласно которой правительство Болгарии было обязано «регулярно выплачивать денежные суммы в болгарской валюте и предоставлять товары (горючее, продукты питания и т. п.), средства и услуги, которые могут потребоваться Союзному (Советскому) Главнокомандованию для выполнения его функций». Документы подробно раскрывают широкий спектр предоставлявшихся болгарской стороной услуг.
Тяжким бременем на экономику Болгарии ложилось обязательство по денежному содержанию и снабжению советских войск, превышавшим хозяйственные и финансовые возможности страны. Это убедительно подтверждают опубликованные документы. Уже в июне 1945 г. болгарское правительство в письменной и устной форме ходатайствовало перед СКК о приостановке отпуска денежных средств, товаров и прочих материалов для нужд советских войск в Болгарии. Причиной этого чрезвычайного шага явилась, помимо прочего, сильная засуха 1945 г. Согласно документам, в конце июня в Москве Сталин на встрече с военным министром Д. Велчевым и начальником Генерального штаба И. Киновым принял решение о сокращении численности советских войск в стране до 70 тыс. военнослужащих. Однако, по сообщению С. С. Бирюзова, указания Сталина «остались невыполненными». Более того, численность советских частей возросла и в августе 1945 г. составила 92 тыс. чел. Признавая тяжелое экономическое положение Болгарии, А. Я. Вышинский в письме начальнику Генштаба Красной армии генералу армии А. И. Антонову указывал на необходимость учитывать и существующее недовольство населения, особенно крестьян, в связи с длительным пребыванием на территории страны советских военных: «Как бы болгары хорошо ни относились к нам, но мы для них – гости. А по нынешним временам и самые дорогие гости, если их много, и если они долго гостят, становятся в тягость». Из документов следует, что за сокращение воинского контингента однозначно высказывалась и советская часть СКК, однако в Москве было принято другое решение: 17 августа 1945 г. Антонов сообщил Вышинскому новое указание Сталина – находящиеся в Болгарии войска «оставить на месте». Но «в случае возникновения затруднений с питанием наших войск продовольствие будет подаваться в Болгарию».
Документы свидетельствуют, что советское правительство в целом оперативно отреагировало на эти вопросы, неоднократно сокращая выплаты болгарского правительства на содержание частей Красной армии, доведя их в ноябре 1946 г. до 270 млн левов, но выполнение ст. 15 (см. выше) оставалось трудной задачей, что вынудило комиссара по выполнению Соглашения о перемирии министра иностранных дел проф. П. Стайнова в начале 1946 г. поставить перед В. М. Молотовым вопрос о прекращении действия этой статьи. Однако ответа от советской стороны не последовало. Общие расходы по выполнению Соглашения о перемирии превысили 40 млрд левов.
Десятый раздел «Советское правительство, СКК и подписание мирного договора с Болгарией» включает 36 документов. Ознакомление с ними очерчивает широкий круг проблем, с которыми столкнулась страна в период подготовки важнейшего документа ее новейшей истории и дает представление о глубоких противоречиях между Великими державами относительно направлений будущего развития Болгарии, о чинимых западными союзниками препятствиях при обсуждении и уточнении основных статей проекта мирного договора, сделавших невозможным признание Болгарии совоюющей страной и выход ее в Эгейское море. Представлен блок документов о требованиях греческой стороны произвести «стратегическое исправление» греко-болгарской границы, значительно сокращавшее территорию Болгарии, и о необоснованных репарационных претензиях Афин. Публикуются проекты британской и американской сторон и их совместный проект договора, а также представленный на Парижской сессии СМИД 24 июня 1946 г. проект советской делегации. Сильное впечатление производит речь В. М. Молотова на пленарном заседании Парижской мирной конференции 14 октября 1946 г. Проанализировав обстановку вокруг голосования по поводу определения границы Болгарии, Молотов охарактеризовал ее как «политическую игру» западных союзников и твердо заверил: «Болгары, будьте спокойны. Ваша граница останется непоколебимой».
Подробно представлена позиция болгарской делегации в Париже, отраженная в речи премьер-министра К. Георгиева и меморандуме правительства от 15 октября 1946 г. с рекомендациями, адресованными конференции, относительно условий будущего мирного договора. В опубликованном 31 января 1947 г. письме К. Георгиева министрам иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции в связи с окончательным текстом мирного договора отразилась его неоднозначная оценка болгарскими руководителями, выраженная новым главой болгарского правительства Георгием Димитровым: с одной стороны, – удовлетворение, что подписание мирного договора укрепляет международное сотрудничество, а с другой – обида, что документ закрепил ряд допущенных несправедливостей по отношению к Болгарии.
Трехлетняя деятельность СКК в Болгарии хорошо отражена в итоговом докладе руководства комиссии за период с ноября 1944 по июль 1947 г. Он завершает публикацию как самостоятельный, одиннадцатый раздел тома. Выводы комиссии убеждают читателя, что СКК обеспечила безусловное выполнение Соглашения о перемирии с Болгарией, подписанное 28 октября 1944 г., содействовала укреплению политических позиций СССР в стране и сыграла важную роль в подготовке Парижского мирного договора.
Составители документальной публикации «Великие державы и Болгария. 1944–1947 гг.» провели, без преувеличения, огромную научно-исследовательскую работу по выявлению, отбору, археографической обработке документов, составлению указателей. Особо следует сказать о научных комментариях, в которые авторы дополнительно включили немало архивных документов (полностью или выдержек из них), привлекли источники личного происхождения и широкий круг исторических исследований, затрагивающих проблему подписания Соглашения о перемирии и мирного договора с Болгарией, а также некоторые стороны деятельности СКК.
Вместе с тем следует отметить, что тематическое распределение документов в двух частях второго тома несколько затрудняет их обобщение и анализ, поскольку некоторые сходные по характеру и содержанию сведения повторяются в разных разделах.
В заключение подчеркну, что фундаментальное издание документов «Великие державы и Болгария. 1944–1947 гг.» существенно обогащает источниковую базу исследований международного положения Болгарии в конце Второй мировой войны и первые послевоенные годы. Впервые введенные в научный оборот материалы Архива внешней политики Российской Федерации проясняют многие аспекты сложной международной обстановки и отношений Болгарии с великими державами-победительницами, ясно очерчивают геополитические интересы СССР, Великобритании и США на Балканах, дают всестороннее представление о роли Союзной контрольной комиссии в выполнении политических, экономических, финансовых, репарационных и военных обязательств Болгарии, проистекавших из Соглашения о перемирии.
About the authors
Lyubomir Ognyanov
St. Kliment Ohridski Sofia University
Author for correspondence.
Email: l.ognyanov@yahoo.com
ORCID iD: 0009-0003-9283-8352
D. Sc. (History), Professor
Bulgaria, SofiaReferences
