The Collapse of Yugoslavia: Thirty Years Later // A Collective Monograph / ed. and comp. S.A. Romanenko. Moscow, INION RAS, 2024. 327 p.

Cover Page

Full Text

Full Text

О распаде Югославии, трагической судьбе народов, переживших череду разрушительных событий, начавшихся в 1991 г., последствиях для европейской и региональной безопасности исчезновения с политической карты мира крупного балканского государства написаны десятки научных книг и сотни статей. В центре внимания этих публикаций – политические, исторические и экономические причины обострения отношений между народами, проживавшими на территории югославянского государства. Однако, чем дальше время уносит нас от жесткого противостояния, развернувшегося на постъюгославском пространстве, тем больше вопросов возникает и у историков, и у политологов относительно его предпосылок. Поэтому коллективная монография «Распад Югославии: тридцать лет спустя», посвященная анализу исторического опыта Социалистической Федеративной Республики Югославии конца XX в., представляет большой интерес. В книге на основе введения в научный оборот новых документов, уточняются истоки и динамика югославского кризиса, ставятся новые вопросы, ответы на которые дают более полное представление о его историческом и политическом масштабе. Авторы монографии на основе междисциплинарного анализа особенностей развития многонационального социалистического югославянского государства исследовали влияние окончания холодной войны на его внутриполитические процессы.

Большой интерес представляют те разделы книги, в которых речь идет о воздействии югославского кризиса на возникновение противоречий между Российской Федерацией и ЕС и НАТО. Следует выделить те вопросы, поставленные авторами монографии, ответы на которые позволяют по-новому взглянуть на историю балканского кризиса, на его место и в мировом историческом, и в общеевропейском политических процессах. К их числу можно отнести вопрос о том, являлась ли СФРЮ многонациональным государством или империей, какой характер носил внутриюгославский конфликт – межнациональный, межреспубликанский, этнорелигиозный и этнокультурный, или же это была гражданская война, окончательны ли границы между государствами – наследниками СФРЮ, был ли распад СФРЮ единичным и случайным историческим явлением или же это был неизбежный результат развития многонационального югославянского государства? Весьма актуальным и с политической, и с научной точек зрения является также вопрос о возможности реформирования югославского многонационального государства на общедемократических принципах и, соответственно, сохранения его целостности, т.е. насколько жизнеспособным в современных исторических условиях является многонациональное государство. Весьма важным является также вопрос о реальной возможности осуществить распад Югославии мирным путем, без страшных, кровавых войн, унесших жизни сотен тысяч людей. Конечно, какими бы ни были ответы на эти и другие вопросы, поставленные авторами монографии, они уже ничего изменить не смогут. То, что произошло с бывшей Социалистической Федеративной Республикой Югославией, является достоянием истории с соответствующими последствиями как для проживавших на ее территории народов, так и для европейской безопасности. Но тем не менее, ответы на них не только могут обогатить наше историческое знание, но и будут способствовать определению перспективы развития балканского региона. Разумеется, содержащиеся в монографии ответы нельзя рассматривать как окончательные, авторы на это и не претендуют. Над ними будут работать многие поколения новых исследователей и у каждого из них будет свой подход, своя точка зрения к этим проблемам. И это нормально.

Монография весьма объемна, она состоит из пяти разделов и 17 глав. Представленные в ней материалы носят историко-документальный, мемуарно-аналитический и научно-исследовательский характер. Особенно выделяются те разделы научного труда, в которых рассмотрена политика СССР, а затем и России по урегулированию югославского кризиса. Наша страна играла активную роль в поиске путей стабилизации ситуации в Югославии и сохранении ее целостности, а затем прекращения военных действий на ее территории. Об этом в российской исторической и политологической литературе сказано не мало. Однако в двух ключевых главах монографии (написанных С.А. Романенко и П.Р. Палажченко соответственно), посвященных советско-югославским отношениям в 1991 г. и позиции советского руководства, впервые использовались документы архива Фонда М.С. Горбачева, что позволило уточнить наше представление о советской политике на югославском направлении, понять логику мышления советских руководителей в отношении югославского кризиса, и мотивы тех действий, которые ими предпринимались. Представляется, что не будет преувеличением сделать вывод о том, что советское руководство плохо осознавало причины югославского кризиса, так как исходило из марксистко-ленинской концепции строительства социалистического государства, продемонстрировавшей со временем свою историческую несостоятельность. Но понять это в Москве тогда не смогли. В то же время усилия советской дипломатии по сохранению целостности югославского государства совпадали и со стремлением США, ЕС предотвратить его распад. Да, тогда существовала особая позиция ФРГ, Австрии, Италии, Ватикана. Эти государства выступали на стороне тех сил в Хорватии и Словении, которые добивались выхода из состава СФРЮ и образования своих собственных независимых государств. Но ЕС и США были противниками такого развития событий. В монографии по этому поводу сказано немало и содержится реалистическая оценка политики Запада в начальный период развития югославского кризиса.

Следует выделить раздел монографии, в котором рассмотрена идеология национализма югославянских народов. Авторы справедливо отметили, что трансформация государственной системы, пересмотр политических границ, межэтнические конфликты явились катализатором процессов этнического характера. В условиях полной дискредитации идеологии коммунизма, пусть и с югославской спецификой, в глазах как населения всех республик СФРЮ, так и политической элиты национализм стал восприниматься в качестве реальной альтернативы коммунизму. Как справедливо отметила одна из авторов монографии, М.Ю. Мартынова, партии, смешанные по этническому составу и выступавшие за межнациональное взаимодействие в духе принципа «братство и единство», провозглашенного Союзом Коммунистов Югославии в качестве основы своей национальной политики, чаще всего базировались на коммунистической идеологии, которая в тот период уже перестала пользоваться популярностью у населения, стремившегося к переменам. Заслуживает внимания данная ею характеристика войн, начавшихся на территории бывшей Югославии. С самого начала, по ее мнению, они носили политический, а не религиозный характер, хотя в них были вовлечены три народа, исповедовавших две мировые религии. Наверное, вполне можно согласится с ответом автора на вопрос о причинах кровавых конфликтов, потрясших постъюгославское пространство. Она видела их в той политической стратегии, которая доминировала в Югославии с конца 1980-х годов и которая, в свою очередь, была следствием того политического идеала, к которому стремилось югославское общество. А он, как известно, опирался на очевидные националистические лозунги: «Одна нация – одно государство», «Каждая нация – одна страна и вся нация в одной стране».

С точки зрения типологии национализмов, сформировавшихся не только в постъюгославских республиках, но и на постсоветском пространстве, а также в различных европейских государствах обращает на себя внимание данное ею определение национализма на Балканах как политического, связанного с борьбой за власть, за реализацию своего права на территорию. В этом, наверное, и проявляется суть любого национализма, и балканский национализм здесь не исключение. Для российского читателя такие выводы весьма актуальны, так как позволяют понять суть межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве, выявить динамику их эволюции и предсказать возможные варианты их трансформации.

Рассматривая балканский кризис в контексте общемировых процессов глобализации, проявляющейся в растущей интеграции и взаимозависимости государств, экономик, культур, распад Югославии можно охарактеризовать как контртенденцию в мировом развитии. Насколько она будет устойчивой и долговременной, мы сможем увидеть уже в недалеком будущем. Но очевидно одно, и за это мы, читатели, можем быть благодарны авторам монографии, что эта контртенденция, как показывают, в том числе, и события на постсоветском пространстве, не случайна, она возникла не на пустом месте, и будет влиять на мировые процессы еще очень долгое время.

Как известно, распад Югославии проходил практически одновременно с распадом Советского Союза и сменой режимов в социалистических странах Восточной Европы, т.е. распад югославянского государства представлял собой составную часть общего процесса политических изменений в Восточной Европе. В монографии вполне закономерно поставлен вопрос о том, было ли это случайным историческим совпадением, или же при всей специфике развития событий в СФРЮ проявлялась некая общая историческая тенденция, с которой, как известно, не поспоришь. В монографии содержится ответ на этот вопрос. Как отметили авторы, это совпадение во времени и схожесть политических процессов не были случайными. По мнению одного из авторов монографии, словенского политолога А. Беблера, внутренние кризисы и политические банкротства режимов реального социализма имели место в мононациональных, двунациональных и многонациональных странах Восточной Европы. Культурные, религиозные и национальные факторы или вообще не являлись причиной, или были второстепенной причиной развала Югославии и лишь придали ему национальную и религиозную окраску. Эпицентр глубокого кризиса, который привел к распаду СФРЮ, как пишет ученый, находился в ее политической системе. Но почему же фиаско коммунистического режима в Югославии привело к гибели государства, можно ли было сохранить целостность югославянского государства под другим названием и с другим, не коммунистическим режимом? На этот вопрос А. Беблер дал отрицательный ответ. Между руководителями югославских республик существовали непреодолимые разногласия, касающиеся понимания направлений изменения политической системы, отношения к западным либеральным ценностям, сущности новой экономической политики, открытости мировому сообществу. Руководство республик не смогло преодолеть эти разногласия и выработать общую политическую линию по трансформации страны и встало на путь ее дезинтеграции. С этим выводом трудно не согласится.

Монография ‒ результат многопланового научного исследования. Ее достоинством является рассмотрение причин и хода балканского кризиса политологами различных европейских стран. Это придает рецензируемому научному труду объемность, своеобразную многогранность, что позволяет проанализировать всю палитру причин возникновения балканского кризиса и его последствий для судеб югославянских народов. Книга помогает российским исследователям глубже изучить причины распада Советского Союза и не скатываться к упрощенным схемам и выводам. Она, конечно, очень нужна студентам вузов, преподавателям, читающим курсы лекций о распаде многонациональной СФРЮ. Коллективная монография расширяет исторический кругозор, позволяет более уверенно ориентироваться в хитросплетениях мирового политического процесса, понимать логику происходящих в мире событий. Этому способствует участие в исследовании известных авторов разных специальностей (историков, политологов, этнологов, международников). Кроме уже упомянутых в данной рецензии в написании коллективного труда приняли участие ученые не только из России (А.В. Белинский, Т.Г. Биткова, А.Ф. Дырина, И.В. Крючков, А.В. Рябов, Ар.А. Улунян Ю.А. Щербакова), но и из Сербии, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины (И. Гольдштейн, Х. Камберович, к сожалению, ныне уже покойные Л. Перович и М. Зечевич), а также непосредственные участники событий (В.В. Мукусев и С.П. Грызунов). Монография представляет собой значимый вклад в современную историческую науку в целом и балканистику особенно, закрывает многие существующие пробелы в изучении югославского кризиса.

×

About the authors

Boris A. Shmelev

Institute of Economics of Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: boris_shmelev@mail.ru

D. Sc. (History), Leading Researcher

Russian Federation, Moscow

References


Copyright (c) 2024 Russian Academy of Sciences

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».