У зла много имен: ѓавол, натемаго, даескраjа (к вопросу о македонских демононимах)

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

По христианским и околохристианским народным представлениям, дьявол является воплощением зла и причиной несчастий в мире, а потому его имя подлежит табуированию. Материал македонских сказок, апокрифических легенд и быличек содержит многочисленные эвфемизмы, которые используются в качестве его номинаций. Помимо собственных и заимствованных (враг, бес; сотона, ѓавол и др.), а также метафорических народных атрибутивов (рогатиот, куциот, едноногиот, нечестивиот, црвениот и др.), среди моделей номинации встречаются и сращения, восходящие к формулам проклятия и оберега (натемаго, даескрајата). В статье рассматриваются обозначения дьявола в македонском языке, а также происхождение демононимов, трансформация их значений и функционирование в современном узусе.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Елена Владимировна Верижникова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: eluska@mail.ru

кандидат филологических наук, доцент

Россия, Москва

Александра Игоревна Чиварзина

Институт славяноведения Российской академии наук

Email: mss-vah@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0365-3723

кандидат филологических наук, младший научный сотрудник

Россия, Москва

Список литературы

  1. Аверинцев С.С. Сатана // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1992. Т. 2. С. 412–414.
  2. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. II. Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Языки русской культуры, 1995. 767 с.
  3. Апресян Ю.Д., Богуславская О.Ю., Левонтина И.Б., Урысон Е.В. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Проспект. М.: Русские словари, 1995. 560 с.
  4. Белова О.В. Красный цвет // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / под общ. ред. Н.И. Толстого. М.: Международные отношения, 1999. Т. 2 (Д–К). С. 647–651.
  5. Березович Е.Л., Виноградова Л.Н. Черт // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. М.: Международные отношения, 2012. Т. 5. С. 519–527.
  6. Виноградова Л.Н., Левкиевская Е.Е. Народная демонология Полесья: Публикация текстов в записях 80-х – 90х гг. XX века. Т. 4: Духи домашнего и природного пространства. Нелокализированные персонажи / сост. Л.Н. Виноградова, Е.Е. Левкиевская. М., 2019. С. 460–701.
  7. Вражиновски Т. Народна митологиjа на Македонците. Во 2 тома. Скопjе: Матица Македонска; Прилеп: Институт за старословенска култура, 1998.
  8. Дукова У. Наименования демонов в болгарском языке. М.: Индрик, 2015. 248 с.
  9. Ковилоски С. Претставите на пеколот и на ѓаволот во македонскиот фолклор од XIX век // Спектар, год. XXXVIII, бр. 75. Скопје, 2020. С. 37–55. URL: https://iml.edu.mk/wp-content/uploads/2013/04/Spektar_75.pdf (дата обращения: 08.04.2023).
  10. Крчовски J. Собрани текстови / Приредил Б. Конески. Скопjе: Македонска книга. 1974. 400 с. Оригинал: Слово исказаное заради ѹмиранїе. Въ Будинѣ градѣ, 1914.
  11. Макариjоска Л. Речник на македонската традиционална култура. Скопjе: Институт за македонски jазик «Крсте Мисирков», 2016. 562 с.
  12. Мечковская Н.Б. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий. М.: ФАИР, 1998. 352 с.
  13. Пейчинович К. Книга сия зовомая Огледало. Будапеща, 1816.
  14. Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки (Заметки по общей истории клише). М.: Наука, 1970. 240 с.
  15. Раденкович Л. Красный цвет в погребальной обрядности и народной демонологии славян // Балканский спектр: от света к цвету (Балканские чтения 11. Тезисы и материалы) / редкол. М.М. Макарцев, И.А. Седакова, Т.В. Цивьян. М.: ПРОБЕЛ 2000, 2011. С. 94–99.
  16. Раденкович Л. Личные имена мифологических существ // Ethnolinguistica Slavica. К 90-летию академика Никиты Ильича Толстого / отв. ред. С.М. Толстая. М.: Индрик, 2013. С. 59–72.
  17. Раденковић Љ. Словенска народна демонологија на синхроном и дијахроном плану // Зборник Матице српске за славистику. Св. 83. Нови Сад, 2013. С. 9-23.
  18. Раденкович Л. Черт и/или межевой. Наименование беса «черт» у славян. Wiener Slawistisches Jahrbuch (Neue Folge) 2, 2014. С. 152–162.
  19. Толстой Н.И. Каков облик дьявольский? // Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995. С. 250–269.
  20. Топоров В.Н. Модель мира (мифопоэтическая) // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 161–166.
  21. Успенский Б.А. Облик черта и его речевое поведение // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Вып. 1 / сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М., 2012. С. 17–65.
  22. Чундева Н. Русизмите во македонскиот литературен jазик. Скопjе: Универзитет «Св. Кирил и Методиj». Руски центар, 2017. 290 с.

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».