An amulet with snake skin from pereyaslavl ryazansky

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In medieval worldview, leather objects were often regarded as attributes of magical rituals. The article presents the results of studying a unique leather artifact with organic filling discovered during excavations in the Kremlin of Pereyaslavl Ryazansky (modern Ryazan) at the Vvedensky excavation site. The find comes from the mid-15th century cultural layer. Examination of the contents of this leather bag revealed particles of a snake, which gives grounds for attributing the find as a medieval amulet. Despite church prohibitions, the tradition of wearing such talismans is well known from written and ethnographic sources and is observed among a number of peoples. This first leather talisman found among the archaeological material of Pereyaslavl Ryazansky confirms the fact that the snake cult, which had originated in the Palaeolithic, continued to play an important role in worldviews of later periods. The leather amulet with a particle of a water snake makes it possible to clarify certain aspects of Russian medieval beliefs.

Full Text

В русских средневековых мировоззренческих представлениях значительная роль отводилась всевозможным магическим ритуалам. Атрибутами таких действ нередко выступали изделия, выполненные из кожи. Так, хорошо известны находки, использовавшиеся в качестве строительной жертвы в первой половине XVII в., среди которых была кожаная обувь (Визгалов, Пархимович, 2008. С. 50, 126; Визгалов и др., 2011. С. 88–90). Кроме того, обнаруженные в Новгороде узелковые переплетения были атрибутированы как наузы (Савенкова, 2011. С. 210, 211). К такой узелковой магии отнесены и находки из Москвы – кожаные обрезки с несколькими узелками, выполненными в разных техниках завязывания (Осипов, 2021. С. 60–63). Изделие, обнаруженное в Переяславле Рязанском в 2023 г., пополняет ряд категорий кожаных предметов, применявшихся в средневековых обрядовых действах.

 

Ладанка, кожа: 1 – мешочек, 2 – кожа водяного ужа (после извлечения), 3 – кожа водяного ужа (в развернутом виде).

Amulet, leather: 1 – a bag, 2 – skin of a water snake (after extraction), 3 – skin of a water snake (unfolded)

 

В ходе археологического изучения Введенского раскопа (руководители работ В.И. Завьялов, О.А. Фатюнина), расположенного в юго-восточной части Кремля Переяславля Рязанского (совр. г. Рязань), был обнаружен мешочек (рисунок, 1), сшитый из сложенного вдвое треугольного кусочка коровьей кожи – скорее всего, теленка. Культурные напластования в этой части Кремля увлажнены, что способствует хорошей сохранности изделий из органических материалов и в частности, из кожи. Размер артефакта по извлечении из культурного слоя составлял по высоте 37, по ширине устья 26 и по оконечности 3 мм. Изделие происходит с территории усадьбы Г (пл. 10, кв. 19, -241 см, № 298). Керамический комплекс 10 пласта по хронологической шкале керамики Переяславля Рязанского, разработанной В.В. Судаковым (2019), датируется серединой XV в.

Верхний и боковой края мешочка довольно аккуратно сшиты наружным переметочным швом. В верхнем углу прослеживается отверстие, которое могло предназначаться для крепления/подвешивания. Кожа довольно потертая, заметны отверстия от иглы на одной стороне, на другой имеется разрыв. Внутри мешочка все его пространство было полностью заполнено органическими материалами. Извлечение содержимого позволило выявить кожу, покрытую чешуйками (рисунок, 2). По ребристости и форме чешуи кожа была определена как змеиная (рисунок, 3). Скорее всего, это кожа водяного ужа (Natrix tessellata), характерного для фауны Рязанской области (Бабушкин, Бабушкина, 2004. С. 137).

Стоит обратить внимание на то, что в мешочке присутствовали и другие органические компоненты, однако ввиду плохой сохранности и крайне незначительных размеров их изучение не представлялось возможным.

Определение наполнения позволяет атрибутировать находку как ладанку – сумочку с ладаном или какой-либо святыней, носимой вместе с крестом на шее (Даль, 1881. С. 236), “амулет”, под которым принято понимать привеску, охраняющую от порчи, заговорное, наговорное зелье, корень и прочее (Даль, 1880. С. 15), “талисман” – вещь, в которой, по поверью, заключена спасительная волшебная сила (Даль, 1882. С. 399).

Обнаружение кожи змеи в слоях средневекового поселения подтверждает тот факт, что культ змеи, зародившийся в палеолите, продолжал и в позднее время играть важную роль в мировоззренческих представлениях, а следы ее почитания прослеживаются до наших дней едва ли не у всех народов (Кастанье, 1913. С. 17–28; Рыбаков, 2013. С. 178–180). Причем изображения змей на артефактах объясняются их магическим свойством. Например, энеолитический фрагмент глиняного грузила с налепом на торце в виде головки змеи исследователи связывают с промысловой магией (Сучилина, Матвеева, 2018. С. 137–147).

У славян образ змеи/змея как отражение архаичной обрядовой действительности запечатлен в фольклоре: в поэтических представлениях о природе, в суеверных рассказах и приметах, в волшебных сказках (Афанасьев, 1868. С. 509–633; Потебня, 2000. С. 270–324; Пропп, 2000. С. 183–241). Стоит отметить, что наиболее полно славянская традиция использования амулетов со змеей и ее частями охарактеризована в материалах этнолингвистического словаря (Славянские древности…, 1995. С. 333–341). Суеверное отношение к змеям на Руси, чародейские средства, связанные с их кожами, приведены в монументальной обзорной работе британаского слависта В.Ф. Райана (2006. С. 404).

В народных представлениях образ змеи отличается амбивалентностью и многогранностью. Символика змеи противоречива: она приносит зло и способствует благополучию, отравляет и исцеляет, вызывает и дождь, и засуху, навлекает и отвращает град, ее убийство расценивается как грех и сулит прощение грехов (Гура, 1997. С. 277). Отрицательное отношение к змеям может быть связано со страхом перед ними, а также из-за наложения христианских мотивов, где сатана представлен в змееобразном облике. Вместе с тем в культуре славянских народов сохраняются реликты почитания змей как тотемных предков-покровителей, что выражается в вере в покровительство домовых змей (ужей) (Голубкова, 2010. С. 384). Проявлением змеиного культа было и представление восточных славян о том, что змеи и ужи заведовали влагой, от которой зависел урожай (Ситникова, 2018. С. 97).

Из письменных источников известно о наузах, состоявших из различного рода привязок, надеваемых на шею. Обычно это был маленький мешочек, в который могла помещаться трава, коренья, уголь, соль, сера, засушенное крыло летучей мыши, змеиная головка, кожа ужа, жабьи кости, ладан (Гальковский, 1913. С. 287). В 1677 г. у бобыля Олонецкого уезда Калина Ортемьева из узлов “были вынуты травы, коренье, табак, кости, жженые с воском, змея и летучая мышь” (Гальковский, 1913. С. 289). Об использовании змей в магических целях свидетельствуют документы 1700–1740 гг.: “…ужовая кожа, которая была у отставного матроса Василия Седого и якобы помогала при привороте, чуть не обошлась дворовому Ивану Прокофьеву... в рубль” (Лавров, 2000. С. 102).

Н.М. Гальковский полагал, что использование в качестве науза змеиных головок восходит к традициям ношения амулетов-змеевиков (1916. С. 294). Подвески, совмещавшие каноническое христианское изображение и змеевидную композицию, имели как молитвенную, так и заклинательную надпись и были талисманами охранительного действия, оберегали от болезней и эпидемий (Николаева, Чернецов, 1991. С. 3–5), а также использовались в магико-медицинских практиках (Лапшин, 2020. С. 16–25). Амулеты-змеевики с зооантропоморфным образом появились на Руси с XI в. под византийским культурным влиянием и бытовали, как отмечают специалисты, долгое время, вплоть до XIX в. (Лапшин, 2020. С. 17), встречались даже и в XX в., но их историческое развитие, сопровождавшееся созданием новых типов, завершилось в XV столетии (Николаева, Чернецов, 1991. С. 7). Однако нельзя не подчеркнуть, что суеверное отношение к реальным змеям возникло гораздо раньше появления и распространения амулетов-змеевиков в Древнерусском государстве, а этот факт ставит под сомнение предположение Н.М. Гальковского о влиянии амулетов-змеевиков на традицию ношения на себе частей змеи.

Этнографические материалы свидетельствуют, что змею и ее части использовали в магических действиях чаще всего как потенцирующее или апотропейное средство (Гура, 1997. С. 328): характер опасности потенциален, а средство направлено на то, чтобы нежелательное опасное событие не произошло. В христианскую эпоху привязки стали называться “ладанками”, поскольку в наузы могли добавлять ладан. Ношение на себе снадобий являлось предохранительным талисманом против сглаза, порчи и влияния демонов и тем самым притягивало к себе здоровье (Афанасьев, 2009. С. 175). Не только у восточных славян, но и многих других народов змеиная шкурка, высушенная змея применялись для лечения разных болезней (Токарев, 2012. С. 52, 81). Например, изучение воззрений, обычаев и ритуалов цыган-кэлдэраров группы молдовая в таборах Перми, Ленинградской и Новгородской областей и в Рязани позволило исследователям заключить, что талисманы, изготовленные из летучей мыши, лягушки, кожи змеи являлись отражением представлений о способности этих существ обеспечить человеку благополучие и привлекать удачу (Кожанов, Черных, 2018. С. 115–126). Также указано, что одним из вариантов хранения кожи змеи является ношение ее с собой (Черных, 2018. С. 45).

Церковь вела борьбу с проявлениями всякого рода волшебства, что выражалось в соответствующих постановлениях соборных правил епископов и их представителей. Подробному изучению церковных предписаний по отношению к талисманам и амулетам, их толкованию богословами посвящены специальные публикации (Барабанов, 2007. С. 102–105). Отмечу, что изготовители талисманов подвергались шестилетней епитимии по 61 правилу Трулльского собора (Правила…, 2001. С. 548, 549), а пространное его толкование в 20-м правиле Номоканона содержит запрет на ношение талисманов. В частности, к суеверно-предохранительным средствам отнесено ношение змей за пазухой и потирание глаз и губ их кожицей (Павлов, 1897. С. 141–143). В Слове Иоанна Златоуста присутствует увещевание христиан, занимающихся талисманами (Гальковский, 1913. С. 57). По “Домострою”, ссылающемуся на соборные правила и средневековые морально-этические нормы поведения, не допускалось изготовление амулетов (Сильвестр, 1994. С. 8).

Подводя итоги, стоит отметить, что традиция ношения на себе вместилищ со змеями, несмотря на регулярные религиозные запреты, продолжала бытовать у целого ряда народов. И впервые выявленная среди археологических находок уникальная кожаная ладанка с частицей водяного ужа из Переяславля Рязанского позволяет уточнить отдельные аспекты русских средневековых верований.

 

Автор признателен специалисту АО “Русская кожа” С.С. Жильцову за определение вида животного; канд. биол. наук, доценту Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина Н.В. Чельцову за консультацию по атрибуции; сотрудникам Зоологического музея РАН, и особенно Ю.В. Старикову, за определение вида.

×

About the authors

Olesya A. Fatyunina

Ryazan Historical and Architectural Museum-Reserve

Author for correspondence.
Email: fatyuninaolesia@gmail.com
Russian Federation, Ryazan

References

  1. Afanas’ev A.N., 1868. Poeticheskie vozzreniya slavyan na prirodu [Poetic views of the Slavs on nature], 2. Moscow: Izdanie K. Soldatenkova. 784 p.
  2. Afanas’ev A.N., 2009. Slavyanskie kolduny i ikh svita [Slavic sorcerers and their retinue]. Moscow: RIPOL klassik. 480 p.
  3. Babushkin G.M., Babushkina T.G., 2004. Zhivotnyy mir Ryazanskoy oblasti: Pozvonochnye zhivotnye [Fauna of Ryazan Region: Vertebrates]. Ryazan’: Ryazanskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet. 288 p.
  4. Barabanov N.D., 2007. The Byzantine Church in the fight against the usage of amulets. Vspomogatel’nye istoricheskie distsipliny [Auxiliary historical disciplines], 30. St. Petersburg: Dmitriy Bulanin, pp. 100–110. (In Russ.)
  5. Chernykh A.V., 2018. The snake in the traditional beliefs of the Kalderar Gypsies of Russia. Zhivaya starina [Living antiquity], 4 (100), pp. 44–46. (In Russ.)
  6. Dal’ V.I., 1880. Tolkovyy slovar’ zhivago velikoruskago yazyka [Explanatory dictionary of the living Great Russian language], 1. 2nd edition. St. Petersburg; Moscow: Izdatel’ M.O. Vol’f. 808 p.
  7. Dal’ V.I., 1881. Tolkovyy slovar’ zhivago velikoruskago yazyka [Explanatory dictionary of the living Great Russian language], 2. 2nd edition. St. Petersburg; Moscow: Izdatel’ M.O. Vol’f. 807 p.
  8. Dal’ V.I., 1882. Tolkovyy slovar’ zhivago velikoruskago yazyka [Explanatory dictionary of the living Great Russian language], 4. 2nd edition. St. Petersburg; Moscow: Izdatel’ M.O. Vol’f. 704 p.
  9. Gal’kovskiy N.M., 1913. Bor’ba khristianstva s ostatkami yazychestva v Drevney Rusi [The struggle of Christianity against the remnants of paganism in Rus], 2. Drevnerusskie slova i poucheniya, napravlennye protiv ostatkov yazychestva v narode. Moscow. 308 p.
  10. Gal’kovskiy N.M., 1916. Bor’ba khristianstva s ostatkami yazychestva v Drevney Rusi [The struggle of Christianity against the remnants of paganism in Rus], 1. Khar’kov: Eparkhial’naya tipografiya. 376 p.
  11. Golubkova O.V., 2010. The image of a snake in the demonological beliefs of Russians and Komi (based on field materials of the 2000s). Problemy arkheologii, etnografii, antropologii Sibiri i sopredel’nykh territoriy [Issues of archaeology, ethnography, anthropology of Siberia and adjacent territories], 16. Novosibirsk: Institut arkheologii i etnografii Sibirskogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk, pp. 383–387. (In Russ.)
  12. Gura A.V., 1997. Simvolika zhivotnykh v slavyanskoy narodnoy traditsii [Symbolism of animals in the Slavic folk tradition]. Moscow: Indrik. 910 p.
  13. Kastan’e G. (Kastan’e Zh.-A.), 1913. The cult of snakes among various peoples and its traces in Turkestan. Protokoly zasedaniy i soobshcheniya chlenov Turkestanskogo Kruzhka lyubiteley arkheologii [Minutes and communications of the Turkestan Circle of Friends of Archaeology], 11.12.1912–01.04.1913. Tashkent: Tipografiya Shtaba Turkestanskogo voennogo okruga, pp. 17–28. (In Russ.)
  14. Kozhanov K.A., Chernykh A.V., 2018. “Talismans of good luck” in the traditional culture of the Kalderar Gypsies. Traditsionnaya kul’tura [Traditional culture], vol. 19, no. 1, pp. 115–126. (In Russ.)
  15. Lapshin A.G., 2020. Verbal formula of the “Suzdal serpent amulet”. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Aleksandra Grigor’evicha i Nikolaya Grigor’evicha Stoletovykh. Seriya: Sotsial’nye i gumanitarnye nauki [Bulletin of A.G. and N.G. Stoletovs Vladimir State University. Series: Social Sciences and Humanities], 1 (25), pp. 16–25. (In Russ.)
  16. Lavrov A.S., 2000. Koldovstvo i religiya v Rossii, 1700–1740 gg. [Witchcraft and religion in Russia, 1700–1740]. Moscow: Drevlekhranilishche. 572 p.
  17. Nikolaeva T.V., Chernetsov A.V., 1991. Drevnerusskie amulety-zmeeviki [Serpentine amulets of Rus]. Moscow: Nauka. 124 p.
  18. Osipov D.O., 2021. To the purpose of knots on leather laces. Kul’tura russkikh v arkheologicheskikh issledovaniyakh: arkheologiya Severa Rossii [Russian culture in archaeological research: Archaeology of the Russian North], 2. Omsk: Institut arkheologii Severa, pp. 60–63. (In Russ.)
  19. Pavlov A., 1897. Nomokanon pri bol’shom Trebnike [Nomokanon at the Great Euchologion]. Moscow: Tipografiya G. Lissnera i A. Geshelya. 520 p.
  20. Potebnya A.A., 2000. Simvol i mif v narodnoy kul’ture [Symbol and myth in folk culture]. Moscow: Labirint. 480 p.
  21. Pravila Pravoslavnoy tserkvi s tolkovaniyami Nikodima episkopa Dalmatinsko-Istriyskogo [Rules of the Orthodox Church with interpretations by Nicodemus, Bishop of Dalmatia-Istria], 1. Moscow: Otchiy dom, 2001. 650 p.
  22. Propp V.Ya., 2000. Istoricheskie korni volshebnoy skazki [Historical roots of the fairy tale]. Moscow: Labirint. 336 p.
  23. Rayan V.F., 2006. Banya v polnoch’. Istoricheskiy obzor magii i gadaniy v Rossii [Bathhouse at midnight. Historical review of magic and fortune telling in Russia]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. 720 p. (Historia Rossica).
  24. Rybakov B.A., 2013. Yazychestvo drevnikh slavyan [Paganism of the ancient Slavs]. Moscow: Akademicheskiy proekt. 640 p.
  25. Savenkova M.M., 2011. Braided work from Novgorod. Novgorod i novgorodskaya zemlya. Istoriya i arkheologiya [Novgorod and the Novgorod land. History and archaeology], 25. Velikiy Novgorod, pp. 200–216. (In Russ.)
  26. Sil’vestr, 1994. Domostroy [Household Book]. St. Petersburg: Nauka. 65 p.
  27. Sitnikova S.A., 2018. Survivals of the snake cult in Tver traditional culture. Vestnik slavyanskikh kul’tur [Bulletin of Slavic cultures], 49, pp. 94–106. (In Russ.)
  28. Slavyanskie drevnosti: etnolingvisticheskiy slovar’ [Slavic antiquities: ethnolinguistic dictionary], 2. Moscow: Institut slavyanovedeniya Rossiyskoy akademii nauk, 1995. 687 p.
  29. Suchilina N.Yu., Matveeva N.P., 2018. Image of the snake in small plastics of the Chalcolithic of the Trans-Urals. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates [Tyumen State University Herald. Humanitates], vol. 4, no. 1, pp. 137–147. (In Russ.)
  30. Sudakov V.V., 2019. Ceramics from the Zhitny excavation site. Materialy po arkheologii Pereyaslavlya Ryazanskogo [Materials on the archaeology of Pereyaslavl Ryazansky], 3. Kompleksnye arkheologicheskie issledovaniya Pereyaslavlya Ryazanskogo [Comprehensive archaeological research of Pereyaslavl Ryazansky]. Moscow: Taus, pp. 101–139. (In Russ.)
  31. Tokarev S.A., 2012. Religioznye verovaniya vostochnoslavyanskikh narodov XIX – nachala XX veka [Religious beliefs of the East Slavic peoples of the 19th – early 20th centuries]. 2nd edition. Moscow: Knizhnyy dom “LIBROKOM”. 168 p.
  32. Vizgalov G.P., Parkhimovich S.G., 2008. Mangazeya: novye arkheologicheskie issledovaniya (materialy 2001–2004 gg.) [Mangazeya: New archaeological research (materials of 2001–2004)]. Ekaterinburg; Nefteyugansk: Magellan. 296 p.
  33. Vizgalov G.P., Parkhimovich S.G., Kurbatov A.V., 2011. Mangazeya. Kozhanye izdeliya (materialy 2001–2007 gg.) [Mangazeya. Leather goods (material of 2001–2007)]. Ekaterinburg: AMB. 216 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Amulet, leather: 1 – a bag, 2 – skin of a water snake (after extraction), 3 – skin of a water snake (unfolded)

Download (438KB)

Copyright (c) 2024 Russian Academy of Sciences

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».