International legal foundations of national security
- Authors: Shinkaretskay G.G.1
-
Affiliations:
- Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
- Issue: No 4 (2024)
- Pages: 167-175
- Section: Law and international relations
- URL: https://journal-vniispk.ru/1026-9452/article/view/260988
- DOI: https://doi.org/10.31857/S1026945224040152
- ID: 260988
Cite item
Full Text
Abstract
The article shows that modern national security is inextricably linked with ensuring global security, and also contains a very important legal component in addition to the military component. The primary role in this dual process belongs to the UN, so it is important to assess the position of the UN Secretary General on this issue. The latest Report of the Secretary General presents a new concept of the Rule of Law in international relations. Although the Report unduly focuses on the Rule of Law within States rather than in international relations, the Secretary General’s Report, which analyzes almost all aspects of the Organization’s activities, nevertheless shows effective measures towards strengthening International Law.
Full Text
Введение
Появление идеи национальной безопасности относится ко времени т. н. Вестфальского договора, когда была создана первая современная система международного сообщества и началось зарождение международных отношений между суверенными государствами, являющимися равноправными субъектами и членами международного сообщества. В центре идеи национальной безопасности стали государственные ценности (прерогативы государства: территория, суверенитет, внешнеполитические интересы и национальная экономика), которые защищены от вооруженных нападений извне, вооруженных восстаний изнутри, разведывательной подрывной деятельности со стороны внутренних и внешних врагов и экономических ограничений. Развиваются специализированные государственные службы общественной безопасности: постоянные армии и профессиональная дипломатия, разведывательные и контрразведывательные структуры.
Национальная безопасность не остается неизменной с течением времени. Серьезным вызовом стал терроризм, который находит источники развития и на международной арене, и внутри многих государств; в последние годы настоящую угрозу представляют изменения климата.
Само понятие безопасности отнюдь не однозначно. Л. Н. Галенская пишет: «В разных государствах подходы к определению термина “нацио- нальная безопасность” и его содержания весьма различаются. Национальная безопасность – внутреннее дело каждого государства и каждое государство само определяет его в зависимости от многих факторов, таких как геополитическое расположение, состояние экономики, наличие угроз для его безопасности и др.» 1.
Однако в настоящее время обеспечение безопасности каждого отдельного государства все более становится частью общего международного правопорядка. Безопасность любого государства зависит все меньше от количества и качества имеющегося у него оружия и все больше – от состояния международных отношений 2. По замечанию О. О. Хохлышевой, «национальная безопасность оценивается как неотъемлемая составляющая или компонент системы международной безопасности» 3. Несмотря на широкий спектр видов угроз международному миру и безопасности, суть системы международной универсальной коллективной безопасности, а также роль и функции ее участников состоят в ее обеспечении на основе принципов и норм международного права в соответствии с положениями Устава ООН 4.
Верховенство права в международных отношениях – важный элемент обеспечения безопасности
С 2010-х годов начинается международно-правовое оформление идеи коллективной безопасности в такие формы, которые служили бы предотвращению угроз благополучию любого государства. Начало этому было положено внедрением концепции устойчивого развития, которая эволюционировала от первоначального акцента на экологическом измерении экономического роста к нынешнему пониманию, изложенному в 17 целях устойчивого развития 5. Постепенно обеспечение безопасности приобретает контуры всеобщей деятельности и всеобщих отношений в рамках правовых установлений.
Необходимость обеспечения верховенства права во внутригосударственных правопорядках уже давно получила всеобщее признание, и вряд ли можно найти современную конституцию, в которой не была бы закреплена идея правового государства. Согласно ст. 1 Конституции РФ «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
В Докладе Генерального секретаря ООН Совету Безопасности «господство права» определяется как такой принцип управления, «в соответствии с которым все лица, учреждения и структуры, государственные и частные, в том числе само государство, функционируют под действием законов, которые были публично приняты, в равной степени исполняются и независимо реализуются судебными органами и которые совместимы с международными нормами и стандартами в области прав человека» 6.
В последнее десятилетие концепция верховенства права постоянно присутствует в различных документах ООН 7. Государства – члены ООН, заявляя о своей приверженности целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций и международному праву, подтверждают необходимость всеобщего обеспечения и соблюдения верховенства права как на национальном, так и на международном уровне и о своей неизменной приверженности международному порядку, основанному на верховенстве права и международном праве, что наряду с принципами справедливости абсолютно необходимо для мирного сосуществования и сотрудничества между государствами.
Выступая 12 января 2023 г. на открытых прениях в ООН по теме «Поощрение и укрепление верховенства права в поддержании международного мира и безопасности: верховенство права в отношениях между государствами», Генеральный секретарь ООН подчеркнул, что «как в самой крошечной деревне, так и на мировой арене принцип верховенства права – это все, что стоит между миром и стабильностью и жестокой борьбой за власть и ресурсы» 8, и предупредил о серьезной опасности «верховенства беззакония» в каждом регионе мира. Концепция верховенства права в 2023 г. получила новое развитие.
В плане подготовки к 78-й сессии Генеральной Ассамблеи в мае 2023 г. Генеральный секретарь ООН опубликовал Доклад «Укрепление и координация деятельности Организации Объединенных Наций в сфере верховенства права» 9. По общему мнению, Генеральный секретарь в Докладе обнародовал свою новую концепцию верховенства права, выполнив одну из задач «Нашей общей повестки дня» 10.
Доклад фактически состоит из двух частей: «A. Поощрение верховенства права на национальном уровне» и «B. Поощрение верховенства права на международном уровне».
Первая часть гораздо больше второй, что означает предпочтение Генерального секретаря ООН проблемам внедрения верховенства права в нацио- нальные правопорядки. На это обратил внимание Постоянный представитель Российской Федерации в Шестом комитете А. С. Проскуряков: «Подготовленный документ в очередной раз вышел крайне несбалансированным. Акценты в нем смещены в сторону укрепления верховенства права на национальном уровне при помощи ООН… Единственным источником для составления этого доклада должны быть позиции государств, высказанные в ходе дебатов в Шестом комитете и консультаций. Однако за последние годы отмечается существенное отступление от этого принципа – Секретариат берет на себя все больше самостоятельности в плане определения направления развития концепции» 11.
Признавая важность совместного внедрения права и во внешние, и во внутренние правоотношения, нельзя не отдавать себе отчет в том, что это разные сферы регулирования, требующие отдельных подходов и исследований. В настоящей публикации сосредоточимся на международных отношениях.
«Резкое обострение международных отношений за последние годы, вызванное нарушением основных принципов и норм современного международного права, поставило под угрозу всеобщую безопасность. Для того чтобы мир не погиб, в международных отношениях должны господствовать не произвол и анархия, а цивилизованные отношения, основанные на строгом соблюдении международного права и общечеловеческих ценностей», – пишет известный юрист-международник В. А. Карташкин 12.
Для Российской Федерации верховенство права является конституционным принципом внешней политики, что ярко выражено в Концепции внешней политики Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ 31.03.2023 г.13): «Обеспечение верховенства права в международных отношениях служит одной из основ справедливого и устойчивого мироустройства, поддержания глобальной стабильности, мирного и плодотворного сотрудничества государств и их объединений, является фактором снижения международной напряженности и повышения предсказуемости мирового развития» (п. 20).
В новой концепции верховенства права, представленной Генеральным секретарем ООН, в качестве действий, направленных на обеспечение верховенства права в международных отношениях, обозначены кодификация и развитие международных документов, норм, стандартов и правил, а также поощрение применения международных договоров, норм, стандартов и правил 14.
Проблема совершенствования международного права
Что касается кодификации и развития международных документов, норм, стандартов и правил, в Докладе Генерального секретаря ООН приведены данные о принятии или присоединении государств к важнейшим международным договорам. Так, число участников Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву увеличилось до 169, число участников Соглашения 1994 г. об осуществлении ч. XI Конвенции – до 152. Число участников Соглашения ООН по рыбным запасам возросло до 93. На возобновленной пятой сессии межправительственной конференции по международному юридически обязательному документу на базе Конвенции ООН по морскому праву о сохранении и устойчивом использовании морского биологического разнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции, состоявшейся 19 и 20 июня 2023 г., делегации приняли текст соглашения.
Произошли важные события, касающиеся многосторонних соглашений, переданных на хранение Генеральному секретарю ООН. 7 декабря 2022 г. Генеральной Ассамблеей в ее резолюции была принята Конвенция Организации Объединенных Наций о международных последствиях продажи судов на основании судебного решения.
Одним из достижений в области международного экологического права стало вступление в силу 26 февраля 2023 г. поправок к Протоколу по стойким органическим загрязнителям к Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, принятых в 2009 г.15
Генеральный секретарь ООН обратил внимание на некоторые шаги органов Организации Объединенных Наций, в том числе вспомогательных. Так, Комиссия международного права провела 73-ю сессию 16 и приняла во втором чтении проекты выводов о выявлении и правовых последствиях императивных норм общего международного права (jus cogens) и проекты принципов, касающихся защиты окружающей среды в связи с вооруженными конфликтами.
На 55-й сессии Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) одобрила проект конвенции о продаже судов на основании судебного решения и приняла законодательные тексты, касающиеся электронной коммерции (управления цифровыми идентификационными данными и удостоверительных услуг) и посредничества. В отношении текстов ЮНСИТРАЛ было принято 14 законодательных актов, в том числе два присоединения к Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, одна ратификация Конвенции ООН о международных мировых соглашениях, достигнутых в результате медиации, одно присоединение и одно заявление о территориальном применении Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, а также два присоединения к Конвенции ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах и одна ее ратификация.
Комитет по правам инвалидов, учрежденный в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, принял замечание общего порядка № 8 (2022) о праве людей с инвалидностью на труд и занятость, а Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, учрежденный в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, – принял общую рекомендацию № 39 (2022) о правах женщин и девочек из числа коренных народов.
Специальный комитет по разработке всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях 17 провел третью, четвертую и пятую сессии и три межсессионные консультации с соответствующими заинтересованными сторонами. В ходе сессий Комитет добился прогресса по ряду глав на основе предложений и материалов, представленных государствами-членами 18.
В 20-й раз были проведены Дни международных договоров, приуроченные к прениям высокого уровня в Генеральной Ассамблее ООН. Вновь акцент был сделан на всеобщем участии в многосторонних договорах, переданных на хранение Генеральному секретарю ООН, в частности на договорах в поддержку Повестки дня на период до 2030 года. По этому случаю государства приняли решения по различным договорам, добившись значительных результатов, в частности, в области разоружения.
Расширение принятия международного права
В плане поощрения применения международных договоров, норм, стандартов и правил Генеральный секретарь ООН обратил внимание на мероприятия, проводимые массовыми международными организациями.
Так, Секретариат ЮНСИТРАЛ продолжал организовывать мероприятия по оказанию помощи государствам в принятии текстов ЮНСИТРАЛ и разработке онлайновых учебных материалов, касающихся ЮНСИТРАЛ, государственных закупок и государственно-частных партнерств, а также рамочной программы ЮНСИТРАЛ в области посредничества, которые предоставлялись в бесплатное пользование. В дополнение к другим мероприятиям, посвященным региональным дням, в мае 2022 г. был учрежден День Африки ЮНСИТРАЛ.
Организация Объединенных Наций продолжала разрабатывать и проводить мероприятия по наращиванию потенциала и техническому сотрудничеству в поддержку осуществления и развития правовых рамок для океанов, изложенных в Конвенции ООН по морскому праву и связанных с ней документах. В Центральных учреждениях Организации также проводились семинары по наращиванию потенциала в области договорного права и практики.
Достигнув знаменательной даты – 20-й годовщины вступления в силу Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, Организация Объединенных Наций продолжала поощрять присоединение к Конвенции и Протоколам к ней. Бутан присоединился к Конвенции; Андорра, Бутан и Пакистан – к Протоколу о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее; Чад присоединился к Протоколу против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху; Люксембург ратифицировал Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему. Конференция Сторон Конвенции провела 11-ю сессию 17–21 октября 2022 г., по итогам которой были приняты резолюции по вопросам международного сотрудничества и технической помощи, огнестрельного оружия, торговли людьми, незаконного оборота культурных ценностей, а также применения Конвенции для предупреждения и пресечения транснациональных организованных преступлений, затрагивающих окружающую среду.
На 32-й сессии Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию приняла проекты резолюций о снижении рецидивизма с помощью реабилитации и реинтеграции, о последующей деятельности по итогам 14-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию и подготовке к 15-му Конгрессу, о повышении вклада Комиссии в ускоренную реализацию Повестки дня на период до 2030 года и о равном доступе к правосудию для всех и технической помощи, оказываемой УНП ООН в области борьбы с терроризмом, а также резолюцию 32/1 о торговле людьми.
Организация Объединенных Наций продолжала содействовать всеобщему присоединению к 19 международно-правовым документам по борьбе с терроризмом, оказывая государствам-членам помощь в присоединении к ним и содействие в их реализации. За отчетный период было зафиксировано 12 новых присоединений к международно-правовым документам по борьбе с терроризмом Анголы, Кении, Омана, Перу, Российской Федерации, Сингапура, Сьерра Леоне и Таджикистана 19.
Организация Объединенных Наций осуществила визиты в Албанию, Ирландию, Исландию, Камбоджу, Малайзию и Объединенную Республику Танзания с целью повышения осведомленности соответствующих заинтересованных сторон о важности соблюдения Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма, а также провела просветительскую работу еще в 20 странах. ООН были проведены семинары по содействию эффективному применению Конвенции в Гане и Лаосской Народно-Демократической Республике, а также первое уголовное расследование и инсценированный судебный процесс по Конвенции с целью развития навыков у сотрудников системы уголовного правосудия в отношении проблем, возникающих в ходе расследования, уголовного преследования и вынесения судебных решений по соответствующим преступлениям.
Организация Объединенных Наций продолжала оказывать поддержку в разработке и реализации национальных законов и политики в отношении внутренних перемещений по меньшей мере в 15 странах, в том числе путем наращивания потенциала и предоставления юридических и технических консультаций. В Буркина-Фасо, Мексике, Нигерии, Филиппинах, Чаде, Эфиопии и Южном Судане был достигнут значительный прогресс в законотворческих процессах в отношении внутренне перемещенных лиц. В Гондурасе долгожданный Закон был принят в декабре 2022 г.
Организация Объединенных Наций продолжала содействовать всеобщей отмене смертной казни, в том числе путем поощрения введения мораториев.
В целях обеспечения доступа к высококачественной профессиональной подготовке продолжалась деятельность в рамках Программы помощи Организации Объединенных Наций в области преподавания, изучения, распространения и более широкого признания международного права, включая ее учебные программы и работу Библиотеки аудиовизуальных материалов ООН по международному праву – бесплатного образовательного интернет-ресурса. В библиотеку были добавлены 24 учебных пособия по целям в области устойчивого развития – 5 (гендерное равенство), 10 (уменьшение неравенства), 12 (ответственное потребление и производство) и 16 (мир, правосудие и эффективные институты) и обеспечено их широкое распространение. Проведено четыре очных учебных программы по международному праву для государственных служащих и правоведов из развивающихся стран или стран с формирующейся экономикой: Программа стипендий в области международного права и Региональные курсы ООН по международному праву для Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки и Карибского бассейна.
Традиционные и новые органы разрешения международных споров
Не оставлены без внимания и такие важные органы улаживания международных разногласий, как международные суды.
Генеральный секретарь ООН отметил, что Международный Суд ООН сохраняет высокий уровень судебной деятельности, в том числе в делах «Чили против Боливии», «Исламская Республика Иран против Соединенных Штатов Америки», «Гамбия против Мьянмы», «Гайана против Венесуэлы», а также в делах, касающихся Армении и Азербайджана. Не только решение споров по существу, но и вынесение консультативных заключений весьма востребованы в наше время 20. Так, в 2023 г. Генеральная Ассамблея ООН запросила консультативное заключение Суда о правовых последствиях, вытекающих из политики и практики Израиля на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим. Кроме того, Генеральная Ассамблея приняла резолюцию, в которой запросила консультативное заключение по обязательствам государств в отношении изменения климата. Всего же на момент составления Доклада по состоянию на 30 июня 2023 г. на рассмотрении Суда было 18 дел, два из которых находились на стадии слушания или обсуждения.
Судебная деятельность Международного трибунала по морскому праву затрагивала два дела: в октябре 2022 г. состоялись открытые слушания по «Спору о делимитации морской границы между Маврикием и Мальдивскими Островами в Индийском океане (Маврикий/Мальдивские Острова)», а в ноябре 2022 г. Маршалловыми Островами было прекращено дело «О незамедлительном освобождении моторного танкера “Хероик Идун” (Маршалловы Острова против Экваториальной Гвинеи)».
В декабре 2022 г. Трибунал получил запрос от Комиссии малых островных государств по изменению климата и международному праву с просьбой дать консультативное заключение по правовым вопросам, касающимся конкретных обязательств государств – участников Конвенции ООН по морскому праву, включая охрану морской среды в связи с загрязнением и последствиями изменения климата.
Кроме того, вопросы морского права были рассмотрены двумя арбитражными трибуналами, учрежденными в соответствии с приложением VII к Конвенции ООН по морскому праву в отношении «Спора, касающегося прав прибрежного государства в Черном море, Азовском море и Керченском проливе (Украина против Российской Федерации)», и «Спора, касающегося задержания кораблей Военно-морских сил Украины и членов их экипажей (Украина против Российской Федерации)».
Давней симпатией ООН пользуется такой непопулярный в международном сообществе и оказывающий весьма малое воздействие на внедрение международного права, как Международный уголовный суд. В 2023 г. Организация Объединенных Наций продолжала сотрудничать с Международным уголовным судом, оказывая ему административную, правовую и материально-техническую поддержку в соответствии с соглашением о взаимоотношениях между обеими организациями, в том числе посредством обмена информацией и доказательствами, предоставления транспорта для полевых операций Суда и обеспечения их безопасности, а также содействия проведению допросов сотрудников ООН и даче ими свидетельских показаний. 15 декабря 2022 г. Апелляционная палата подтвердила осуждение Доминика Онгвена за 61 преступление, включающее преступления против человечности и военные преступления, совершенные в Северной Уганде в период с 1 июля 2002 г. по 31 декабря 2005 г.
После завершения основного разбирательства уголовными трибуналами по Руанде и бывшей Югославии было достигнуто соглашение о некоем «остаточном механизме». В 2023 г. этот механизм продолжал выполнять остаточные функции Международного уголовного трибунала по Руанде и Международного трибунала по бывшей Югославии. Механизм вынес апелляционное решение по делу Станишича и Симатовича 31 мая 2023 г. и продолжал рассмотрение дела Кабуги. Канцелярия Прокурора продолжала прилагать усилия по поиску и аресту четырех оставшихся лиц, скрывающихся от правосудия, которые, как ожидается, предстанут перед судом в Руанде. 24 мая 2023 г. один из скрывающихся от правосудия, Фульгенс Кайишема, разыскиваемый за геноцид и преступления против человечности, предположительно совершенные в Руанде в 1994 г., был арестован в Южной Африке в ходе совместной операции Группы по розыску скрывающихся от правосудия лиц Канцелярии и южноафриканских властей.
Продолжают работать и такие «гибридные» судебные органы, как чрезвычайные уголовные палаты при верховных судах некоторых стран. 22 сентября 2022 г. Палата Верховного суда Чрезвычайных палат в судах Камбоджи вынесла решение по делу 002/02, а письменное решение было опубликовано 23 декабря 2022 г. Палата подтвердила обвинительные приговоры и пожизненное заключение в отношении Кхиеу Самфана за геноцид вьетнамцев, преступления против человечности и грубые нарушения Женевских конвенций, совершенные в различных местах в Камбодже в 1975–1979 гг. Этим решением Чрезвычайные палаты завершили рассмотрение своего последнего дела и 1 января 2023 г. вступили в остаточную фазу своей деятельности.
В июле 2022 г. Специальный трибунал по Ливану вступил в остаточную фазу своей деятельности. Генеральный секретарь ООН продлил мандат Трибунала с 1 марта 2023 г. до 31 декабря 2023 г. с ограниченной целью завершения выполнения остаточных несудебных функций и упорядоченного закрытия Трибунала.
Остаточный механизм Специального суда по Сьерра-Леоне продолжает выполнять свои функции, в том числе следить за исполнением приговоров в отношении лиц, осужденных Специальным судом, предоставлять услуги по поддержке находящимся под защитой свидетелям и рассматривать просьбы национальных органов власти об оказании помощи.
В рамках ООН в 2011 г. были созданы «органы расследования» – новые средства разрешения международных споров, не предусмотренные ст. 33 Устава ООН. Они, по существу, являются следственными комиссиями и все чаще используются в качестве ключевых участников борьбы с безнаказанностью и усилий по обеспечению верховенства права. Большинство из них были созданы для расследования предполагаемых нарушений в конкретных странах, а одно является тематическим 21.
Международный беспристрастный и независимый механизм для содействия проведению расследований в отношении лиц, которые несут ответственность за наиболее серьезные преступления по международному праву, совершенные в Сирийской Арабской Республике с марта 2011 г., и их судебному преследованию продолжал прилагать усилия для содействия процессу привлечения виновных к ответственности, как следует из его годового доклада Генеральной Ассамблее ООН. Он расширил свое хранилище информации и доказательств и добился прогресса в своих структурных расследованиях. Кроме того, оказывал более значительную поддержку юрисдикционным органам, занимающимся расследованием преступлений, совершенных в Сирийской Арабской Республике, и осуществляющим судебное преследование в отношении виновных, на сегодняшний день оказал помощь в проведении 130 национальных расследований. В сентябре 2022 г. была принята гендерная стратегия, в которой излагается всеобъемлющее обязательство добиваться инклюзивного правосудия для жертв и пострадавших и способствовать преодолению неблагоприятных гендерных факторов 22.
Следственная группа ООН по содействию привлечению к ответственности за преступления, совершенные ДАИШ/«Исламским государством Ирака и Леванта» (ЮНИТАД), продолжала оказывать помощь в обеспечении процесса привлечения к ответственности, о чем свидетельствует ее недавний доклад Совету Безопасности ООН. Она добилась прогресса в расследовании международных преступлений, совершенных против всех общин в Ираке, и уделила приоритетное внимание рассмотрению дел отдельных преступников.
Независимый механизм по расследованию для Мьянмы (Механизм) значительно расширил сбор информации и доказательств, включая показания свидетелей, и добился прогресса в своей аналитической работе. Как отражено в четвертом ежегодном докладе, представленном Совету по правам человека, Механизм продолжал сотрудничать с Международным уголовным судом, национальными следственными органами и сторонами по делу «Гамбия против Мьянмы», рассматриваемому Международным Судом ООН.
Сегодня система национальной безопасности нацелена на обеспечение безопасности общества (независимо от этнического, этического, расового и идеологического происхождения или приверженности его членов) и безопасности государства, а также на участие в обеспечении международной и глобальной безопасности.
Заключение
Таким образом, развитие подходов к обеспечению национальной и международной безопасности показывает все более широкое признание необходимости не только военного, но и международно-правового обеспечения, т. е. прежде всего неизменная приверженность Уставу ООН и другим общепризнанным принципам и нормам, а также присоединение к важным международным договорам не участвующих в них государств; таким образом, на основе общепризнанных норм создается всемирная сеть единообразного правового регулирования, причем в формировании такой сети принимают участие как представители государств, так и межгосударственных, а также международных общественных организаций.
Эта всемирная сеть создается в процессе международного общения, но формирование данной сети невольно затрагивает и национальные правопорядки.
Еще одним аспектом международно-правового обеспечения национальной безопасности является добросовестное исполнение международных договоренностей, т. е. важность древнего принципа pacta sunt servanda. В силу этого логически возрастает важность средств разрешения международных споров; отсюда – возрастание числа разнообразных международных и квазимеждународных судебных учреждений.
1 Галенская Л. Н. Международно-правовые аспекты национальной безопасности государства // Российский ежегодник международного права. 2019. СПб., 2019. С. 17.
2 См.: Мюллерсон Р. А. Роль и возможности международного права в создании ВСМБ // Всеобъемлющая система международной безопасности и международное право. М., 1987. С. 13.
3 Хохлышева О. О. Соотношение международно-правового обеспечения и регулирования системы международной коллективной и государственной (национальной) безопасности // Российский ежегодник международного права. 2019. С. 52.
4 См.: Хохлышева О. О. Указ. соч. С. 64.
5 См.: Кадомцева М. Е. Концепция устойчивого развития: эволюция теоретических подходов и современное видение // Alter Economics. 2023. No. 20(1). Pp. 166–188. URL: https://doi.org/10.31063/AlterEconomics/2023.20-1.9 (дата обращения: 31.03.2024).
6 Доклад Генерального секретаря ООН Совету Безопасности «Господство права и правосудие переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах» от 23.08.2004 г. (Report of the Secretary-General on the Rule of Law and transitional justice in conflict and post-conflict societies) // Документ ООН S/2004/616.
7 См.: Декларация Совещания на высоком уровне Генеральной Ассамблеи ООН о верховенстве права на национальном и международном уровнях // Документ ООН А /RES/67/1. 24.09.2012 г.
8 URL: www.un.org/sg/en/content/sg/statement/2023-01-12/the-secretary-generals-remarks-thesecurity-council-the-promotion-and-strengthening-of-the-rule-of-law-the-maintenance-ofinternational-peace-and-security-the-rule-of (дата обращения: 28.03.2023).
9 Генеральная Ассамблея. Семьдесят восьмая сессия. Пункт 85 предварительной повестки дня. Верховенство права на национальном и международном уровнях. Укрепление и координация деятельности Организации Объединенных Наций в сфере верховенства права. Доклад Генерального секретаря. 14.07.2023 г. // Документ ООН A/78/184.
10 Организация Объединенных Наций. Шестой комитет. Краткий отчет о 15-м заседании, состоявшемся в Центральных учреждениях, Нью-Йорк, во вторник, 17 октября 2023 года, в 10 ч. 00 мин. // Документ ООН A/C.6/78/SR.15.
11 Постоянное представительство Российской Федерации при ООН. Выступление представителя Российской Федерации А. С. Проскурякова в Шестом комитете 78-й сессии ГА ООН по теме «Верховенство права на национальном и международном уровнях» 18 октября 2023 года. URL: https://russiaun.ru/ru/news/6181023 (дата обращения: 02.04.2024).
12 См.: Карташкин В. А. Верховенство международного права в мировой политике и на национальном уровне // Обозреватель – Observer. 2015. № 12. С. 112.
13 См.: Указ Президента РФ от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Росс. газ. 2023. 31 марта.
14 См.: Stephenson M. The Rule of Law as a Goal of Development Policy. URL: http://go.worldbank.org/DZETJ85MD0> (дата обращения: 02.04.2024).
15 См.: Zimmermann A. (ed). Unity and Diversity of International Law. Berlin, 2016.
16 См.: URL: https://legal.un.org/ilc/sessions/73/ (дата обращения: 02.04.2024).
17 См.: URL: www.unodc.org/unodc/en/cybercrime/ad_hoc_committee/home.
18 См.: Buzan B., Waever O. Regions und Powers: Structure of International Security. Cambridge, 2003.
19 См.: Andary A. Terrorism and counter-terrorism // The Wiley-Blackwell Encyclopedia of Social Theory, 2021.
20 См.: Кадышева О. В. Роль консультативных заключений в международном правосудии и в практике Суда ЕАЭС // Право. Журнал ВШЭ. 2022. Т. 15. № 1. С. 208–231.
21 См.: URL: www.ohchr.org/en/hr-bodies/hrc/co-is
22 См.: URL: https://iiim.un.org/wp-content/uploads/2022/10/Gender-Strategy-ImplementationAbridgedEnglish.pdf
About the authors
Galina G. Shinkaretskay
Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Author for correspondence.
Email: gshink@yandex.ru
Doctor of Law, Chief Researcher of the International Law Sector, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Russian Federation, 10 Znamenka str., 119019 MoscowReferences
- Galenskaya L. N. International legal aspects of national security of the state // The Russian Yearbook of International Law. 2019. SPb., 2019. P. 17 (in Russ.).
- Kadomtseva M. E. The concept of sustainable development: evolution of theoretical approaches and modern vision // Alter Economics. 2023. No. 20(1). Pp. 166–188. URL: https://doi.org/10.31063/AlterEconomics/2023.20-1.9 (accessed: 31.03,2024) (in Russ.).
- Kadysheva O. V. The role of advisory opinions in international justice and in the practice of the EAEU Court // Law. HSE Journal. 2022. Vol. 15. No. 1. Pp. 208–231 (in Russ.).
- Kartashkin V. A. The supremacy of International Law in world politics and at the national level // Obozrevatel–Observer. 2015. No. 12. P. 112 (in Russ.).
- Mullerson R. A. The role and possibilities of international law in the creation of the World Security Council // The comprehensive system of international security and International Law. M., 1987. P. 13 (in Russ.).
- Khokhlysheva O. O. Correlation of international legal support and regulation of the system of international collective and state (national) security // The Russian Yearbook of International Law. 2019. Pp. 52, 64 (in Russ.).
- Andary A. Terrorism and counter-terrorism // The Wiley-Blackwell Encyclopedia of Social Theory, 2021.
- Buzan B., Waever O. Regions und Powers: Structure of International Security. Cambridge, 2003.
- Stephenson M. The Rule of Law as a Goal of Development Policy. URL: http://go.worldbank.org/DZETJ85MD0> (accessed: 02.04.2024).
- Zimmermann A. (ed). Unity and Diversity of International Law. Berlin, 2016.
Supplementary files
