Legal issues in the reunification of new regions with the Russian Federation

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The review sets out the main ideas expressed by the participants of the All-Russian scientific and practical conference “Legal issues of the reunification of new regions with the Russian Federation”, held in March 2024. The organizers of a major scientific forum with universities of the DPR, LPR and Crimea express confidence that bring peace closer, support scientists and teachers from new regions of Russia in the necessary professional form, prepare norms and procedures for the legal adaptation of the peaceful model of development of new regions of Russia. The fact of holding such conference can be an example of civil self-organization of the scientific community.

Full Text

Всероссийская научно-практическая конференция «Правовые вопросы воссоединения новых регионов с Российской Федерацией» была организована и проведена Юридическим институтом Алтайского государственного университета (АлтГУ) 20 марта 2024 г. Тему форума будущие участники утвердили еще 24 декабря 2023 г. на видеоконференции с участием пяти вузов Донецкой и Луганской народных республик. В ходе подготовки форума к проекту присоединились два вуза Крыма.

Юридический институт АлтГУ едва ли не первым приступил к выполнению рекомендации Президента РФ В. В. Путина о проведении гуманитарных научных форумов в новых регионах России.

Как заметил при открытии конференции директор Юридического института АлтГУ, зав. кафедрой конституционного и международного права, д-р юрид. наук Е. С. Аничкин, «наш институт становится постоянной площадкой объединения юридических вузов ДНР и ЛНР, преодолевая ощущаемый ими дефицит научного общения и привлекая их в перспективные научные проекты». Уже сама перекличка подключений к конференции впечатлила. В организованном Всероссийской форуме приняли участие Донецкий государственный университет, Донбасский государственный университет юстиции Минюста РФ, Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. И. Туган-Барановского, Луганский государственный университет им. В. И. Даля, Севастопольский государственный университет, Крымский филиал Российского государственного университета правосудия (г. Симферополь), Высшая школа экономики (ВШЭ) (г. Москва), Российский государственный университет правосудия (РГУП) (г. Москва).

При открытии форума Е. С. Аничкин в качестве руководителя представил работу научного коллектива по гранту Российского научного фонда № 23-28-00138 «Системы права признанных республик Донбасса: проблемы переходного состояния и пути достижения самодостаточности» и сделал основной доклад пленарного заседания конференции. После официального признания Российской Федерацией Луганской Народной Республики 22 февраля 2022 г. и до принятия ЛНР в состав России 4 октября 2022 г. в признанной республике было принято 46 законов, а после интеграции в состав Российской Федерации и до 31 декабря 2023 г. еще 53 закона, т. е. всего 99 законов. Как видно, в сравнении с ДНР за этот же период времени в ЛНР принято почти в два раза меньше законов, что свидетельствует о разных темпах законодательной активности. В остальном наблюдается много общего. Количество «поправочных» законов значительно сократилось, но теперь они в основном обусловлены необходимостью приведения республиканских законов в соответствие с федеральными законами с учетом разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации (ст. 71–73 Конституции РФ). Приоритетной линией развития законодательства ЛНР становится принятие новых законов, посвященных, главным образом, элементам системы публичной власти либо конкретизации переходного периода. Подобно ДНР ряд законов ЛНР отражают переходный период интеграции республики в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти, который, как известно, установлен до 1 января 2026 г. В этой связи показательными являются законы «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Луганской Народной Республики», «О налоге на имущество организаций».

Е. С. Аничкин на основе анализа законодательства новых регионов России сделал следующие выводы. Во-первых, можно с уверенностью констатировать наличие ряда особенностей в системах законодательства республик Донбасса. Эти особенности отражают нацеленность на интеграцию с более развитой правовой системой России и одновременное отдаление от украинского права, отсутствие самодостаточности в силу постоянной рецепции лучших правовых решений и обусловленную этим эклектичность и компилятивность, высокий уровень интенсивности законотворчества, близость темпов и содержания законодательства двух республик, вызванных, в том числе их формированием в условиях действия особого правового режима военного положения.

Во-вторых, в своем правом развитии республики прошли два этапа и в настоящее время находятся на третьем. Первый этап характеризуется становлением собственно республиканского законодательства с параллельной рецепцией российского правового опыта, но преобладающим влиянием украинского права (2014–2018 гг.). Для второго этапа характерно дальнейшее формирование законодательного массива республик на фоне усиления российского правового воздействия и значительного уменьшения украинского правового сегмента (2019–2021 гг.). Третий этап объясняется принятием в сентябре 2022 г. ДНР и ЛНР в состав нашего государства и началом системной работы по качественному обновлению законодательства новых субъектов Российской Федерации.

В-третьих, основанная на новых республиканских конституциях правовая и институциональная интеграция ДНР и ЛНР с Российской Федерацией имеет несколько характерных черт: 1) отражает общественно-политическую обстановку в республиках и переходный характер их государственности; 2) отличается спецификой содержания в сравнении с другими субъектами Российской Федерации, главным образом в вопросах организации и деятельности органов публичной власти на новоприсоединенных территориях; 3) на фоне общности, а порой и полного текстуального совпадения правовых норм новых республиканских конституций демонстрирует между ними определенные различия в части формирования правительства, законодательного процесса и перечня субъектов – инициаторов изменения конституции; 4) формализует особенности взаимоотношений между отдельными федеральными и собственно республиканскими органами государственной власти.

В-четвертых, анализ статистики, направлений развития, а также общего и особенного в системах законодательства ДНР и ЛНР в период после их официального признания Российской Федерацией, а затем и принятия в ее состав позволяет констатировать ключевую особенность – формирование законодательства в условиях переходного периода интеграции новых регионов в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти. Во многом этим объясняется тот факт, что в настоящее время и во временных пределах переходного периода законодательство ДНР и ЛНР как новых регионов России отличается и будет отличаться определенной оригинальностью содержания, своеобразием структуры и более широкими границами самостоятельности.

Декан юридического факультета Донецкого государственного университета Н. В. Асеева отметила, что между Донецком и Барнаулом 4067 км, но это не мешает хорошо понимать актуальную повестку правового развития Донецкой народной республики и других новых регионов Российской Федерации. Она обозначила в своем докладе открывшиеся перспективы развития университетов в новых регионах России.

Ректор Донбасского государственного университета юстиции Минюста России Н. А. Нарыжный передал приветствие участникам всероссийского форума, отметив, что по инициативе Юридического института АлтГУ он проводится уже во второй раз.

Один из основных докладов сделал на конференции профессор ВШЭ (г. Москва), д-р юрид. наук В. Б. Исаков. Он рассказал о личном опыте сотрудничества с вузами Донецка и Луганска. Среди прочего он уделил внимание перспективам создания диссертационного совета в ДНР и ЛНР. Докладчик напомнил, что оставшейся в Донецке части университета (около 8 тыс. студентов) пришлось пережить нелегкие времена. Министерство образования Украины прекратило финансирование, очистило от денег банковские счета университета, забрав в т. ч. и его собственные средства. В. Б. Исаков вспомнил, что донецкие студенты выглядят старше и ведут себя серьезнее своих ровесников. Война сильно повлияла на отношение студентов к учебе и к жизни. И не только студентов. Даже маленькие дети после обстрелов повели себя иначе – стали меньше капризничать, пытаются, как могут, помогать родителям. Полезная, конечно, жизненная школа, но все же лучше, чтобы ее не было.

Директор института правосудия и правоохранительной деятельности Донбасского государственного университета юстиции Минюста РФ А. А. Николаев в своем выступлении заметил, что идея такого объединительного научного проекта давно витала в воздухе, но объединение стало возможным благодаря организующей роли Юридического института АлтГУ. Он обозначил тему исторической памяти в качестве основы воссоединения новых регионов с Российской Федерацией. ментальные и культурные особенности мировоззрения жителей ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской области основаны на необходимости сохранения исторической памяти и ее передачи последующим поколениям. Это оказало решающую роль в реализации их права на самоопределение в ходе референдума о присоединении новых регионов к Российской Федерации. Российское мемориальное законодательство позволяет обеспечить региональную идентичность жителей новых регионов как составной части единого российского народа. Дальнейшее развитие мемориального законодательства должно быть направлено на сохранение памяти о подвигах, совершенных российскими воинами в ходе освобождения ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской области.

Декан факультета таможенного дела Донецкого национального университета экономики и торговли им. М. И. ТуганБарановского А. В. Шершнева поблагодарила за возможность общения с единомышленниками, которой прежде не было. Она проанализировала актуальные подходы к профилактической работе в молодежной среде через призму специальной военной операции. Департаментом информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России направлены для реализации методические рекомендации по организации профилактической работы в образовательных организациях высшего образования, реализуемых в рамках учебного процесса, а также общевоспитательных, патриотических и досуговых мероприятий. Данный факт означает переход от имевшихся разрозненных рекомендаций по профилактике терроризма в образовательных организациях, разработанных в каждом учреждении, к централизованно выстраиваемой системе организации профилактической работы.

Профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Крымского филиала РГУП (г. Симферополь), д-р юрид. наук Н. А. Чернядьева рассказала о научной проработке вопроса придания военных преступников вооруженных сил Украины суду. Международные суды в настоящее время рассматривают два варианта террористического преступления. Одно – военное преступление. Другое – совершенное в «гражданской» обстановке. Оба состава преступления отличаются содержательной самостоятельностью, различным набором качественных характеристик, источниками ответственности. Сейчас можно говорить о сложившихся условиях для создания единого системного правового механизма привлечения к ответственности за террористические преступления, совершенные как в ситуации вооруженного конфликта, так и вне его. Докладчиком были сформулированы признаки терроризма как особого политико-правового феномена и предложено закрепить их в Глобальной контртеррористической стратегии:

он является противоправным сложным социально-политическим явлением;

в его основе лежит политическое насилие в отношении отдельных лиц, государств, международных организаций, всего мирового сообщества в целом или отдельных его частей;

он преследует цель подрыва, дестабилизации и (или) уничтожения существующего политического, социального, цивилизационного устройства, наведение социального страха и ужаса;

он использует тактику опосредованного влияния на субъектов политического процесса через преступное воздействие на гражданское население;

он осуществляется преимущественно в виде организованной деятельности.

Структурный анализ универсальных антитеррористических конвенций показал, что конвенционное регулирование международно-правовой борьбы с терроризмом не может считаться системным, полным и внутренне логичным; конвенции не предлагают организационного механизма антитеррористической борьбы; наблюдается деформационное смешение политических и правовых подходов в формировании стратегии борьбы с терроризмом. В конвенциях выявлен разный правовой смысл признаков террористического преступления. Отсутствие единых международно-правовых оснований противодействия терроризму неизбежно порождает нормативно-правовую конкуренцию в правоприменительной антитеррористической деятельности.

Профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Донбасского государственного университета юстиции Минюста России (г. Донецк) В. В. Седнев в своем докладе сосредоточил внимание на характеристике непризнанных государственных территорий. По его мнению, понятие «непризнанные государства» актуализирует не менее двух диалектически единых и противоречивых пар понятий: глобализация – антиглобализм и право на самоопределение – территориальная целостность, в единстве и противоположности которых заключается одновременно и источник их возникновения и развития, и концептуальная невозможность точного определения (дефиниции) самого понятия непризнанного государства. При этом практика входит в субъективное противоречие с теориями суверенитета и международного признания (прежде всего формального). Процесс обретения суверенитета представляет собой определенную деятельность, которая может быть описана тремя регулятивами, внешними по отношению к непризнанной государственной территории: временной, гуманитарной и международной приемлемости, а также предлагаемыми четырьмя внутренними относительно непризнанной территории государства регулятивами: защиты независимости, поддержания правопорядка, социального обеспечения и пропаганды.

Профессор Института экономических и правовых исследований при Правительстве ДНР (г. Донецк), д-р наук по государственному управлению Н. Л. Шелухин охарактеризовал роль органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления Донецкой Народной Республики в минимизации угроз экономической безопасности в сфере хозяйствования. К основным направлениям деятельности региональной государственной исполнительной власти по минимизации угроз экономической безопасности в сфере хозяйствования он отнес своевременное, последовательное и непрерывное исполнения федеральных нормативно-правовых актов и методик, направленных на минимизации угроз экономической безопасности в сфере хозяйствования; разработку и принятие адаптированных в правовое, юридическое и социальное поле Российской Федерации нормативно-правовых актов переходного периода с использованием опыта Республики Крым и других субъектов Федерации; обеспечение безопасного и стабильного функционирования предприятий, напрямую подчиняющихся органам исполнительной власти ДНР.

Профессор Института экономических и правовых исследований при Правительстве ДНР (г. Донецк), д-р наук по государственному управлению Т. В. Филипенко познакомила участников конференции со своими разработками по формированию региональной системы контрольно-надзорной деятельности государства в Донецкой Народной Республике. В законодательстве ДНР так же, как и в законодательстве Российской Федерации, функциональные понятия контроля и надзора законодателем смешаны. Так, в преамбуле Закона ДНР «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности» указано, что в настоящем Законе понятие «государственного надзора и контроля» в сфере хозяйственной деятельности тождественно понятию «государственного надзора», т. е. понятия надзор и контроль законодатель считает равными, такая же ситуация прослеживается и в других нормативных правовых актах. С управленческой точки зрения понятия «контроль» и «надзор» имеют существенные различия. Контроль есть элемент системы управления, выполняющий функцию обратной связи, посредством которой субъект управления получает достоверную информацию о результатах своего воздействия на объект управления в процессе управления, что позволяет ему скорректировать свои действия для достижения оптимального результата. Особенностями же надзора являются: во-первых, его внешний характер; во-вторых, нацеленность только на соблюдение законности; в-третьих, ориентированность на поиск недостатков и наказание виновных. Главная идея регулирования государственного контроля и надзора сейчас, по мнению докладчика, – ограничение административной нагрузки на бизнес, осуществление профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий в целях обеспечения допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствующей сфере деятельности.

Заведующая кафедрой конституционного и международного права Донецкого государственного университета, канд. юрид. наук Л. Ю. Одегова представила доклад по обеспечению информационной безопасности в условиях проведения СВО. Ее основные тезисы сводятся к следующим пяти пунктам. Во-первых, вооруженные конфликты структурно содержат силовую и несиловую (информационную) составляющие. Во-вторых, цель информационной войны – обеспечение собственной национальной безопасности и снижение уровня защищенности национальной безопасности противоборствующей стороны. В-третьих, в современных вооруженных конфликтах информационная война является ключом в стратегическом, оперативном, тактическом и техническом превосходстве. В-четвертых, сегодня необходимым является международно-правовое регулирование мировых процессов гражданской и военной информатизации, а также разработки согласованной международной платформы по проблеме международной информационной безопасности. В-пятых, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН не должны сводиться к констатации фактов угроз международной информационной безопасности, в них должны содержаться положения по ограничению угроз как криминального, так и военного характера.

Доцент кафедры конституционного и международного права Донецкого государственного университета, канд. юрид. наук Ю. А. Соловьёва на примере конкретных нормативных решений Украины обосновала марионеточный характер украинского политического режима. Ею была представлена череда политизированных юридических акций украинского режима, противоречащих принципу свободы слова, а именно: монополизация средств массовой информации (т. н. моноэфир); введение дополнительных ограничений на публикуемую информацию; учреждение дополнительных органов контроля (с правом «закрытия» средств массовой информации); открытое вмешательство государственных органов Украины в сферу средств массовой информации; искусственное создание негативного имиджа политической силы либо государственного деятеля, которые являются приверженцами взглядов, отличных от руководства страны. В частности, в Законе Украины «О медиа» усилен контроль государства над средствами массовой информации, запрещено позитивное освещение России, расширены полномочия Национального совета по телеи радиовещанию (который стал единым регулятором средств массовой информации и получил право направлять во все редакции обязательные для выполнения предписания) и пр. Все это свидетельствует о том, что главная цель, которую преследует политическое руководство Украины принятием такого нормативного акта, является обеспечение доминирования и медийного преимущества в информационном пространстве.

Доцент кафедры конституционного и международного права Донецкого государственного университета, канд. юрид. наук Е. В. Кулакова представила участникам конференции свое исследование и анализ оснований и порядка прекращения гражданства урожденных и натурализованных граждан Российской Федерации. утрата гражданства существенно отличается от институтов «отмены решения о приеме в гражданство» и от «лишения гражданства», поскольку имеет совершенно другие правовые последствия. Если отмена решения о приеме в гражданство свидетельствует о ничтожности гражданства конкретного лица, т. е. его недействительности с самого момента приобретения, а лишение гражданства является санкцией, применимой государством к правонарушителю в качестве меры наказания; то утрата гражданства – наиболее «мягкий» правовой инструмент прекращения гражданства, поскольку наступает автоматически вследствие нарушений со стороны гражданина, но не влечет для него иных мер юридической ответственности, кроме конституционной. В науке конституционного права утрата гражданства относится именно к мерам конституционно-правовой ответственности. По мнению Е. В. Кулаковой, именно институт автоматической утраты гражданства вследствие совершения гражданином запрещенных государством действий есть оптимальный вариант для возможного изменения государством своего отношения к гражданину в силу его поведения и совершенных деяний. Такой инструмент позволяет автоматически прекратить гражданство «неблагонадежных» граждан, которые собственными деяниями повлекли его применение. Докладчик предлагает закрепить институт «автоматической утраты гражданства» в законодательстве Российской Федерации, что даст возможность государству реагировать на деяния «неблагонадежных» граждан и позволит обеспечить конституционный принцип равенства граждан, при этом не будет дискриминировать натурализованных граждан, а применяться ко всем гражданам одинаково. Законодателю необходимо детально проработать вопрос об основаниях автоматической утраты гражданства с тем, чтобы эти основания были однозначны для понимания и применения ко всем гражданам Российской Федерации.

Доцент кафедры прокурорско-следственной деятельности Луганского государственного университета им. Владимира Даля, канд. юрид. наук О. А. Голубцова рассказала об опыте Луганской Народной Республики в правовом противодействии фейкам. По ее мнению, существует необходимость построения действенной системы сдержек распространения фейковой информации, а именно вредящей национальным интересам России, поиск антифейковой стратегии становится приоритетным. Учитывая динамичность угроз, очерченные меры следует реализовать в течение ближайшего промежутка времени. При этом противодействие распространению фейков и совершению других противоправных деяний в информационном пространстве должно относиться ко всем важным сферам общественной жизни.

Заведующая кафедрой правовых и политических наук Донецкого национального университета экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, канд. юрид. наук, доц. Е. А. Одинцова и доцент той же кафедры Донецкого национального университета экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, канд. юрид. наук И. И. Ковалёва сделали совместный доклад о патриотическом правовом воспитании в механизме формирования гражданской позиции. Содокладчики выражают надежду, что государство, которое своими приоритетами объявляет принципы социальности и верховенства права, должно всячески содействовать формированию человека, способного к самостоятельному ответственному действию в политической, правовой и социальной жизни, для которого активная гражданская позиция – условие личного и общественного благополучия, норма поведения. Становление гражданской позиции авторы рассматривают как процесс, включающий в себя формирование системы общественно-политических и правовых знаний, ответственности, уважения к закону, праву, реализацию духовного потенциала в целенаправленной активной социально значимой деятельности. Новоявленная элита, ориентированная на западный образ жизни, связывающая с ним свое будущее, будущее своих детей и думающая только о личном материальном благополучии, не будет самоотверженно служить своему государству и народу. Украинский режим делает все в ущерб экономическим, политическим и национальным интересам своего государства и его граждан. Государство, находящееся под внешним управлением, не может считать себя суверенным и патриотичным.

Заместитель директора Института магистратуры и подготовки кадров высшей квалификации Донбасского государственного университета юстиции Министерства юстиции РФ, канд. юрид. наук А. В. Войтов выступил с докладом о правовом статусе ополченца и добровольца. С его точки зрения, ополченец – это военнослужащий – гражданин государства, где происходит вооруженный конфликт или военные действия, вступивший и/или зачисленный в ополчение, или военнослужащий ополчения, который находится под командованием лица, ответственного перед стороной вооруженного конфликта, и подчиняющийся внутренней дисциплинарной системе, при условии, что это лицо выполняет в обусловленный период обязательство отличать себя от гражданского населения, за исключением лиц, являющихся шпионами, диверсантами, наемниками, террористами. Доброволец же – это военнослужащий государства, где происходит вооруженный конфликт, в том числе и гражданин иного государства, который добровольно вступил в состав вооруженных сил одной из сторон вооруженного конфликта, находящийся под командованием лица, ответственного перед стороной вооруженного конфликта, и подчиняющийся внутренней дисциплинарной системе, при условии, что это лицо выполняет в обусловленный период обязательство отличать себя от гражданского населения, за исключением лиц являющихся шпионами, диверсантами, наемниками, террористами. Государство обязано заботиться о своих гражданах. Социальная защита ополченца, добровольца есть основополагающий конституционный принцип. Включение понятий «доброволец» и «ополченец» необходимо, так как в этих понятиях есть различия.

Доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики АлтГУ, канд. юрид. наук Н. А. Дудко представила коллегам из вузов ДНР и ЛНР пошаговый алгоритм формирования суда присяжных.

Доцент кафедры уголовного права и криминологии АлтГУ, д-р юрид. наук А. П. Детков коснулся в своем выступлении вопроса укрепления пенитенциарной системы России в связи с актуальной повесткой возмездия нацистским преступникам.

Доцент кафедры уголовного права и криминологии АлтГУ, канд. юрид. наук В. А. Мазуров отметил актуальность правовоспитательной работы со студентами в вузах новых регионов Российской Федерации. Вовлечение студентов в волонтерские организации, их активное участие в ежегодных студенческих научно-практических конференциях, конкурсах на лучшую научную работу, научных олимпиадах – важная профилактика предупреждения терроризма и экстремизма.

Профессор АлтГУ, д-р юрид. наук, проф. В. В. Сорокин, выступивший автором идеи проведения цикла конференций с вузами ДНР, ЛНР и Крыма, в своем выступлении подчеркнул, что организацией данной Всероссийской конференции «мы приближаем мир. Поддерживаем друг друга в необходимой профессиональной форме. Подготавливаем нормы и процедуры для юридической адаптации мирной модели развития новых регионов России. Для всех это пример гражданской самоорганизации научного сообщества».

* * *

В рамках форума руководитель Алтайского филиала госфонда «Защитники Отечества» В. Мидонов наградил благодарственными письмами студентов и аспирантов Юридического института АлтГУ за акцию юридического консультирования участников специальной военной операции.

Всего в организованной Юридическим институтом АлтГУ конференции от вузов ДНР, ЛНР, Крыма, Алтайского края приняли участие более 90 ученых-юристов.

×

About the authors

Vitaliy V. Sorokin

Altai State University

Author for correspondence.
Email: sorokin.v.v@yandex.ru

Doctor of Law, Professor, Honored Worker of Higher Professional Education, Professor of the Department of Theory and History of State and Law

Russian Federation, Barnaul

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Russian Academy of Sciences

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».