Customs control of goods moved as humanitarian aid
- Authors: Agamagomedova S.A.1
-
Affiliations:
- Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
- Issue: No 6 (2024)
- Pages: 172-180
- Section: Scientific reports
- URL: https://journal-vniispk.ru/1026-9452/article/view/263274
- DOI: https://doi.org/10.31857/S1026945224060169
- ID: 263274
Cite item
Full Text
Abstract
The article examines the features of customs control of goods transported as humanitarian aid. Increased tension in international relations, man-made, military and other crises determine the increased importance of humanitarian assistance in modern interstate interaction. Customs control of goods transported as humanitarian aid is positioned as an area of customs control carried out for the purpose of promptly processing the cross-border movement of humanitarian goods with exemption from customs duties. Based on the analysis of the legal regulation of procedures for the provision of humanitarian assistance, the administrative-legal and financial-legal features of the considered area of customs control are highlighted, and a conclusion is made that it is classified as a non-financial component of customs control. Based on the identification of theoretical and practical problems of customs control of goods transported as humanitarian aid, ways to solve them are proposed, related to the theoretical and legal justification of the specifics of this area of customs control and its place in the customs control system as a whole, as well as the development of Administrative Regulations for Customs Control goods transported as humanitarian aid.
Full Text
Введение
Развитие внешнеэкономической деятельности в условиях санкций формирует новые векторы и формы государственного воздействия на экономические отношения в целом и на межгосударственные экономические связи в частности. Своего рода формой подобного воздействия выступал и выступает таможенный контроль как один из значимых видов государственного контроля. Таможенный контроль традиционно имеет множество разновидностей (направлений), дифференцируемых в зависимости от различных критериев: этап проведения (стадия), объект (предмет), субъект, форма и мера, обеспечивающая его проведение, вид транспорта и способ перемещения товаров через таможенную границу, объем и степень контрольного воздействия, категория и предназначение товаров как объектов таможенного контроля1.
Особое место среди подобных направлений таможенного контроля занимает таможенный контроль товаров, перемещаемых в качестве гуманитарной помощи. Представляется, что в качестве критерия выделения данного направления таможенного контроля выступает цель назначения товаров, перемещаемых в качестве гуманитарной помощи. Отдельным аспектам подобного контроля посвящены единичные работы ученых2. Однако в настоящее время подобное направление таможенного контроля приобретает существенное значение и требует соответствующего правового, прежде всего административно-правового, обоснования, которое, в свою очередь, призвано оптимизировать действующую нормативно-правовую базу осуществления таможенного контроля товаров, перемещаемых в качестве гуманитарной помощи, и повысить его эффективность в современных условиях.
Прежде чем дать характеристику выделенному нами направлению таможенного контроля, следует обратить внимание на определенную условность понятия «таможенный контроль товаров, перемещаемых в качестве гуманитарной помощи». Во-первых, данное понятие не используется в действующем таможенном законодательстве. При этом Таможенный кодекс Евразийского экономического союза 3 упоминает гуманитарную помощь при установлении первоочередного порядка совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров (п. 1 ст. 81). В отношении товаров, предназначенных для гуманитарной и технической помощи, других товаров таможенные операции совершаются в первоочередном порядке. В то же время все товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС (п. 2 ст. 9). Следовательно, товары, перемещаемые трансгранично в качестве гуманитарной помощи, также подлежат таможенному контролю.
Во-вторых, в выделенном нами понятии «таможенного контроля товаров, перемещаемых в качестве гуманитарной помощи» понятие товара может выглядеть не вполне корректным по причине того, что гуманитарная помощь как вид безвозмездной помощи предполагает в качестве конечной цели перемещения использование продукции не в коммерческих, а исключительно в гуманитарных целях, что в определенной степени противоречит самой природе понятия товара как объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот. С этой точки зрения вполне обоснованным в отношении гуманитарной помощи представляется использование понятия «гуманитарных грузов». В то же время с учетом того, что понятие товара является базовым с точки зрения объекта таможенного контроля (ст. 311 ТК ЕАЭС), а определение груза в нормативно-правовой базе ЕАЭС отсутствует, нами будет использоваться понятие товара применительно к выделенному направлению таможенного контроля.
Понятие гуманитарной помощи
В качестве одной из целей Организации Объединенных Наций провозглашено осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера (п. 3 ст. 1 Устава ООН4). На международном уровне, помимо Устава ООН и резолюций данной международной организации в сфере регулирования предоставления гуманитарной помощи, важное место принадлежит актам Международного комитета Красного Креста (МККК), а также актам межгосударственного взаимодействия. В 2014 г. МККК выпустил каталог предметов чрезвычайной помощи, который включал в себя товары, направляемые данной организацией в качестве помощи тем, кто пострадал в результате бедствия5.
Отдельные авторы в связи с этим обоснованно позиционируют возникновение данной международной организации с первым историко-правовым этапом в становлении централизованного оказания гуманитарной помощи6.
Понятие гуманитарной помощи закреплено в отечественном законодательстве.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» гуманитарная помощь (содействие) – вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия)7.
Тождественное понятие гуманитарной помощи приводится и в подзаконных нормативно-правовых актах, регламентирующих порядок ее оказания8.
Традиционно гуманитарная помощь включает в себя две составляющие: товары (грузы, ценности, продукция и др.) и работы (услуги, иные действия). Так, в Положении об оказании гуманитарной помощи иностранным государствам под гуманитарной помощью понимается осуществление гуманитарных операций по оказанию помощи иностранным государствам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, а гуманитарные операции включают в себя мероприятия в виде 1) направления гуманитарных грузов (товаров, материальных ценностей) на территории иностранных государств и (или) 2) проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, включая тушение пожаров9.
В науке достаточно распространено узкое понимание гуманитарной помощи: гуманитарная помощь как движимое имущество. Так, по мнению отдельных авторов, гуманитарная помощь как объект таможенно-правового регулирования представляет собой движимое имущество (в виде продовольствия, товаров первой необходимости, медицинских товаров и т. п.), перемещаемое через таможенную границу, безвозмездно передаваемое в срочном установленном порядке лицам, пострадавшим в результате природных, техногенных и иных катастроф, а также социальных и военных конфликтов, с целью оказания медицинской и социальной помощи, а также улучшения условий жизни и быта малообеспеченных групп населения10.
Подобное узкое понимание гуманитарной помощи при рассмотрении дел с участием таможенных органов демонстрирует и судебная практика, в рамках которой имеют место факты, когда товары обладают одновременно статусами гуманитарной помощи и условно выпущенных товаров11. Выделенное узкое понимание гуманитарной помощи (гуманитарная помощь как движимое имущество, как трансгранично перемещаемые товары) применительно к таможенным аспектам вполне закономерно, так как объектом таможенного контроля, как правило, выступает товар (не работа или услуга).
Таким образом, понимание гуманитарной помощи в законодательстве и в доктрине несколько различается. Тем не менее можно выделить следующие общие черты понятия гуманитарной помощи: безвозмездность; трансграничность; наличие критериев (условий) отнесения товаров, работ и услуг к гуманитарной помощи; гуманитарный характер целей подобной помощи; особые процедуры ее оказания.
К специфическим чертам гуманитарной помощи как объекта таможенно-правового регулирования ученые относят особый состав товаров, относимых к гуманитарной помощи, безвозмездность, международный характер, целевое использование товаров, срочность поставки12.
Кроме того, специалисты выделяют принципы гуманитарной помощи, к примеру, предоставление гуманитарной помощи лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, осуществляется на принципах гуманности, нейтралитета и беспристрастности13.
Гуманитарная помощь включает в себя действия (операции) как по перемещению гуманитарных грузов, так и осуществление работ. Кроме того, ее следует дифференцировать на гуманитарную помощь иностранным государствам (помощь, поступающую за пределы Российской Федерации) и помощь российским гражданам, а также иным лицам, находящимся на территории Российской Федерации (помощь, поступающую в пределы Российской Федерации), порядок совершения операций в этих случаях различается. Вполне обоснованным представляется дифференциация гуманитарной помощи в зависимости от адресата и (или) цели оказания помощи: малообеспеченные, социально незащищенные, пострадавшие от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группы населения; ликвидация последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий. Порядок оказания гуманитарной помощи (содействия) определяет Правительство РФ.
Административно-правовые и финансово-правовые особенности таможенного контроля товаров, перемещаемых в качестве гуманитарной помощи
Следует выделить административно-правовые (точнее – административно-процедурные) и финансово-правовые особенности данного направления таможенного контроля. Первые связаны с особым порядком осуществления подобного контроля, который заключается в предоставлении специальных документов, подтверждающих гуманитарный характер (гуманитарное предназначение) перемещаемых товаров, а также в первоочередном (приоритетном) порядке осуществления операций в рамках подобного контроля.
Вторая группа особенностей связана с безвозмездной (нефинансовой) природой гуманитарной помощи и выражается в освобождении от уплаты таможенных платежей при ее перемещении.
Согласно п/п. 2 п. 1 ст. 35 Закона РФ от 21 мая 1993 г № 5003-1 «О таможенном тарифе» 14товары, вывозимые из Российской Федерации по решению Правительства РФ в государства, не являющиеся членами ЕАЭС, в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий, в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (содействия) освобождаются от уплаты таможенных пошлин.
Введение льгот при уплате таможенных пошлин (представляется, что и освобождений от их уплаты) ученые правомерно относят к финансовым инструментам обеспечения безопасности в сфере таможенного дела15.
Своеобразной формой льгот финансового характера можно считать и освобождение от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, которое предоставляется в отношении гуманитарной помощи (п/п. 3 п. 14 ст. 120 ТК ЕАЭС).
Кроме того, товары (за исключением подакцизных товаров), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, освобождаются от налогообложения (п/п. 1 ст. 150 НК РФ)16. Подобное освобождение предоставляется при наличии подтверждающего удостоверения. Судебная практика свидетельствует о том, что данное освобождение часто предоставляется на основании удостоверения, выданного Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ17.
ФТС России обеспечивает совершение таможенных операций в отношении гуманитарных грузов при их ввозе в первоочередном порядке с освобождением от уплаты таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров (п/п. д) п. 8 Положения об оказании гуманитарной помощи иностранным государствам)18.
В таможенном законодательстве, как правило, разграничивается гуманитарная и техническая помощь (например, п/п. 3 п. 14 ст. 120 ТК ЕАЭС), акты международных судов разделяют гуманитарную и медицинскую помощь19.
Отдельно следует сказать о соотношении гуманитарной помощи и передачи товаров в рамках благотворительной деятельности. Согласно ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» 20таковой признается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Цели такой деятельности, перечисленные в п. 1 ст. 2 данного Закона, включают в себя и цели гуманитарного свойства. Представляется, что благотворительная деятельность и гуманитарная помощь имеют ряд общих черт, в частности, признак безвозмездности (бескорыстности). Однако их следует разграничивать как минимум по двум критериям: критерию трансграничности (присущему гуманитарной помощи) и критерию целей деятельности, которые у гуманитарной помощи ограничиваются целями гуманитарного свойства, а у благотворительной деятельности включают и иные цели. Тем не менее в современной практике эти понятия зачастую пересекаются, о чем свидетельствуют отдельные ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которыми, к примеру, осуществляемые в рамках оказания гуманитарной помощи Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике операции по безвозмездной передаче товаров, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, по существу, являются операциями по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг), передаче имущественных прав безвозмездно в благотворительных целях21. Об этом свидетельствует и позиция ученых в области финансового права22.
Представляется, что применительно к вновь образованным субъектам Российской Федерации пересечение понятий гуманитарной помощи и благотворительной деятельности выступает вполне закономерным в связи с изменением статуса данных территорий и, соответственно, изменением (утратой) признака трансграничности по отношению к деятельности в их пределах.
На основе изложенного выше можно дать следующее определение таможенному контролю товаров, перемещаемых в качестве гуманитарной помощи. Таможенный контроль товаров, перемещаемых в качестве гуманитарной помощи, как направление таможенного контроля представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в целях оперативного (в кратчайшие сроки) оформления трансграничного перемещения гуманитарных грузов с освобождением (полным или частичным) от уплаты таможенных платежей.
Рассматриваемое направление таможенного контроля имеет своими объектом деятельность лиц по трансграничному перемещению товаров в качестве гуманитарной помощи. Работы и услуги как элемент гуманитарной помощи не входят в объект такого контроля. В то же время следует выделить несколько этапов подобного контроля: контроль документов, подтверждающих принадлежность товаров к гуманитарной помощи, контроль за освобождением от уплаты таможенных платежей в отношении гуманитарной помощи, контроль целевого использования товаров в качестве гуманитарной помощи.
Следует отметить также межведомственный характер организации и проведения мероприятий по оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам, в которых задействован целый ряд федеральных органов исполнительной власти: а) Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; б) Министерство иностранных дел РФ; в) Министерство финансов РФ участвует в финансовом обеспечении мероприятий по оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам; г) Федеральное агентство по государственным резервам; д) Федеральная таможенная служба; е) Министерство здравоохранения РФ23. Это обусловливает необходимость слаженного межведомственного взаимодействия при предоставлении гуманитарной помощи. Примером подобного взаимодействия служит, в частности, механизм, в рамках которого ФТС России в апреле 2022 г. рекомендовала обращаться в один из пунктов/центров сдачи гуманитарной помощи, находящихся в одном из субъектов Российской Федерации.
Далее МЧС России полностью обеспечивала доставку всей гуманитарной помощи населению отдельных районов Украины, а также Луганской и Донецкой Народных Республик, а приграничные таможенные органы Южного и Центрального таможенных управлений в максимально сжатые сроки проводили оформление товаров24.
Проблемы таможенного контроля товаров, перемещаемых в качестве гуманитарной помощи, и пути их решения
19 августа – Всемирный день гуманитарной помощи. По данным ФТС России, за 7 месяцев 2023 г. российские таможенники передали для нужд СВО и в социальные учреждения товаров на 265.7 млн руб. Для нужд СВО таможенники передали 771 товарную позицию на 159.1 млн руб. Это – лесопиломатериалы, транспортные средства и запчасти к ним, квадрокоптеры, рации, бытовые электроприборы, одежда и обувь, средства личной гигиены и продукты питания. Все товары были признаны судом собственностью государства. За этот же период таможенники также собрали гуманитарную помощь на 29.1 млн руб. На эти деньги были закуплены тепловизоры, приборы ночного видения, оптические прицелы, экипировка и другие товары, которые необходимы бойцам в зоне проведения спецоперации25. Как видим, в средствах массовой информации, в частности в официальных сообщениях ФТС России, понятие гуманитарной помощи приобретает несколько иной дополнительный оттенок, связанный прежде всего с товарами, необходимыми для нужд СВО и не всегда связанными с их трансграничным перемещением в гуманитарных целях.
В период еще досоюзного этапа таможенного регулирования имели место факты оформления контрабандных товаров под видом гуманитарной помощи26, что свидетельствует о наличии рисков при определении целей ввоза товаров в качестве гуманитарной помощи. Правовое регулирование таможенного контроля товаров, перемещаемых в качестве гуманитарной помощи, призвано минимизировать подобные риски.
Вопросы эффективности предоставления гуманитарной помощи закономерно обсуждаются на уровне международных организаций, участницей которых является Россия. Так, в 2022 г. делегация ФТС России приняла участие в июньской сессии Совета таможенного сотрудничества Всемирной таможенной организации, в ходе которого благодаря усилиям российской стороны были приняты решения о необходимости содействия восстановлению цепочек поставок через границы жизненно важных и гуманитарных грузов27.
В качестве основных проблем таможенного контроля товаров, перемещаемых в качестве гуманитарной помощи, следует назвать разрозненность норм, регламентирующих данное направление таможенного контроля. Предложения по их систематизации вносились отдельными учеными. В частности, И. А. Климовой предлагалось дополнить ст. 79 ТК ЕАЭС пунктом 3, содержащим положения о возможности совершения таможенных операций в отношении товаров гуманитарной помощи вне времени работы и (или) вне места нахождения таможенных органов, а также с освобождением от любых связанных с этим сборов28.
Представляется, что в условиях актуальности данного направления таможенного контроля и его современного уровня административно-процедурной обеспеченности целесообразно разработать Административный регламент таможенного контроля товаров, перемещаемых в качестве гуманитарной помощи, где разграничить таможенные операции при ввозе и вывозе подобных товаров, установить принципы их перемещения, определить сроки проведения таких операций, а также порядок предоставления льгот финансового характера при перемещении таких товаров (безусловно, сами льготы должны устанавливаться исключительно на уровне закона). Предлагаемый регламент может содержать положения о специфике использовании системы управления рисками при подобном контроле, которая может быть установлена по аналогии с механизмом оптимизации таможенного контроля в рамках системы управления рисками, введенным в отношении товаров, ввозимых для нужд СВО29.
С точки зрения теоретического обоснования таможенного контроля товаров, перемещаемых в качестве гуманитарной помощи, следует выделить, во-первых, проблему разграничения понятия «гуманитарная помощь» с иными смежными или близкими понятиями (к примеру, понятием «товары для благотворительных целей»), во-вторых, проблему аргументации специфики данного направления таможенного контроля в современных условиях и определения его места в общей системе таможенного контроля в целом. При этом решение последней проблемы будет, на наш взгляд, связано с дальнейшим последовательным обоснованием наличия финансовой и нефинансовой составляющих в структуре современного таможенного контроля 30 и отнесением выделенного направления таможенного контроля к контролю нефинансовой природы с особыми целями гуманитарного свойства.
Выводы
На основании изложенного можно сформулировать несколько выводов.
В условиях вызовов внутреннего и внешнего свойства растет значимость трансграничного перемещения товаров в качестве гуманитарной помощи, что позволяет выделить отдельное направление таможенного контроля – таможенный контроль товаров, перемещаемых в качестве гуманитарной помощи. Основным, но не единственным критерием для дифференциации данного направления таможенного контроля выступают цели подобного перемещения, которые имеют исключительно гуманитарный характер. В противовес мерам межгосударственного давления, активно используемым сегодня в международном взаимодействии 31 и зачастую нарушающим принципы дипломатии и мирного сосуществования между государствами32, меры в рамках предоставления гуманитарной помощи призваны содействовать развитию универсальных принципов гуманитарного сотрудничества.
Таможенный контроль товаров, перемещаемых в качестве гуманитарной помощи, как направление таможенного контроля представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в целях оперативного оформления трансграничного перемещения гуманитарных грузов с освобождением от уплаты таможенных платежей. Существуют административно-правовые и финансово-правовые особенности данного направления таможенного контроля. Первые выражаются в наличии определенных стадий процедуры подобного контроля, его оперативности (первоочередной порядок осуществления), межведомственном взаимодействии при его проведении. Финансово-правовые особенности выделенного направления таможенного контроля заключаются в полном или частичном освобождении от уплаты таможенных платежей (пошлин, налогов и сборов). Последнее относит выделенное направление таможенного контроля к его составляющей нефинансового характера, что определенным образом развивает теорию разграничения финансового и таможенного контроля.
Нами выделены теоретические и практические проблемы таможенного контроля товаров, перемещаемых в качестве гуманитарной помощи. Теоретические проблемы включают в себя проблемы разграничения понятия «гуманитарная помощь» с иными схожими понятиями, обоснования специфики выделенного направления таможенного контроля, определения его места в современной системе таможенного контроля в целом. В числе практических проблем таможенного контроля товаров, перемещаемых в качестве гуманитарной помощи, нами выделена проблема отсутствия системного административно-правового регулирования процедур такого контроля. Одним из вариантов ее решения мог бы стать Административный регламент таможенного контроля товаров, перемещаемых в качестве гуманитарной помощи.
1 См.: Агамагомедова С. А. Виды таможенного контроля: понятие и критерии классификации // Таможенное дело. 2016. № 3. С. 3–7.
2 См.: Малышева Т. А. Перемещение гуманитарной помощи через таможенную границу Таможенного союза: особенности финансово-правового регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2014; Акопян К. А., Званбая Е. О. Особенности декларирования и таможенный контроль товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи на таможенную территорию Евразийского экономического союза: // Способы, модели и алгоритмы управления модернизационными процессами: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2020. С. 40–42; Захарчук В. Е., Галактионова Л. В. Перемещение через таможенную границу гуманитарной помощи // Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела: сб. докладов VI Всеросс. науч.-практ. конф. Хабаровск, 2023. С. 179–184; и др.
3 См.: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза // http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
4 См.: Раздел I. Понятие международного права, его сущность и роль в международных отношениях, политике и дипломатии. 1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (с изм. и доп. от 20.12.1971) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1956. Вып. XII. С. 14–47.
5 См.: Грешных А. А., Талировский К. С., Кондрашин Р. В. Особенности правового регулирования гуманитарной помощи нормами международного и российского законодательства // European Science. 2019. № 5 (47). С. 43.
6 См.: Малышева Т. А. Возникновение Общества Красного Креста как первый историко-правовой этап в становлении централизованного оказания гуманитарной помощи // Вестник СГЮА. 2011. № 4 (80). С. 199–202.
7 См.: Федеральный закон от 04.05.1999 № 95-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 18, ст. 2221.
8 См.: постановление Правительства РФ от 04.12.1999 № 1335 (ред. от 15.07.2021) «Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 50, ст. 6221.
9 См.: постановление Правительства РФ от 12.07.2022 № 1239 «Об утверждении Положения об оказании гуманитарной помощи иностранным государствам» // СЗ РФ. 2022. № 29 (ч. III), ст. 5495.
10 См.: Малышева Т. А. Перемещение гуманитарной помощи через таможенную границу Таможенного союза: особенности финансово-правового регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. С. 9.
11 См., напр.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2006 № А56-48186/04 // В официальных источниках опубликовано не было.
12 См.: Малышева Т. А. Перемещение гуманитарной помощи через таможенную границу Таможенного союза: особенности финансово-правового регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. С. 16, 17.
13 См.: Яндиев А. Т. Правовое регулирование оказания гуманитарной помощи лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций: автореферат дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2009. С. 9.
14 См.: Росс. газ. 1993. 5 июня.
15 См.: Кобзарь-Фролова М.Н., Фролов В. А. Обеспечение безопасности в сфере таможенного дела // Вестник Пермского ун-та. Юридические науки. 2014. № 4. С. 43–49.
16 См.: Налоговый кодекс РФ (Часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32, ст. 3340.
17 См.: Постановление ФАС Московского округа от 22.11.2005, 15.11.2005 № КА-А40/11333-05; Постановление ФАС Московского округа от 31.01.2005 № КА-А40/13235-04 // В официальных источниках опубликовано не было.
18 См.: постановление Правительства РФ от 12.07.2022 № 1239 «Об утверждении Положения об оказании гуманитарной помощи иностранным государствам» // СЗ РФ. 2022. № 29 (ч. III), ст. 5495.
19 См.: Информация о Постановлении ЕСПЧ от 01.04.2021 г. по делу «A.I. против Италии» (жалоба № 70896/17) // Бюллетень ЕСПЧ. Росс. издание. 2021. № 11.
20 См.: СЗ РФ. 1995. № 33, ст. 3340.
21 См.: Письмо Минфина России от 28.02.2023 № 03-03-06/3/16345 «Об НДС при передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав в рамках гуманитарной помощи ДНР, ЛНР и учете в целях налога на прибыль расходов, связанных с безвозмездной передачей имущества СОНКО»; Письмо Минфина РФ от 06.06.2022 № 03-07-11/53356 // В официальных источниках опубликованы не были.
22 См.: Брызгалин А. В., Федорова О. С., Анферова О. В. и др. Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования // Налоги и финансовое право. 2022. № 8. С. 8–156.
23 См.: постановление Правительства РФ от 12.07.2022 № 1239 «Об утверждении Положения об оказании гуманитарной помощи иностранным государствам» // СЗ РФ. 2022. № 29 (ч. III), ст. 5495.
24 См.: Об оформлении и вывозе товаров (гуманитарной помощи) // Официальный сайт ФТС России // https://customs.gov.ru/uchastnikam-ved/baza-tipovyx-reshenij/inye-napravleniya/document/335388 (дата обращения: 25.08.2023).
25 19 августа – Всемирный день гуманитарной помощи // Официальный канал Федеральной таможенной службы customs.gov.ru. // https://t.me/s/customs_rf (дата обращения: 19.08.2023).
26 См.: Таможенники оформили контрабанду под видом детской гуманитарной помощи // Росс. газ. 2013. 26 июня.
27 См.: Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2022 году. С. 15 // Официальный сайт ФТС России // https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti (дата обращения: 05.08.2023).
28 Климова И. А. Международно-правовые аспекты упрощения таможенных процедур торговли: дис. … канд. юрид. наук. М., 2022. С. 12, 13.
29 См.: Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2022 году. С. 46.
30 См.: Агамагомедова С. А. Финансовый и таможенный контроль: аспекты соотношения и проблемы разграничения // Государство и право. 2023. № 3. С. 158–164.
31 См.: Виноградова Е. В. Меры государственного давления. Экономические санкции, реторсии, репрессалии // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. № 2. С. 163–170.
32 См.: Виноградова Е. В., Намчук А. В. Санкции как инструмент международного давления в постбиполярном мире // Евразийская адвокатура. 2022. № 2 (57). С. 100.
About the authors
Saniyat A. Agamagomedova
Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Author for correspondence.
Email: saniyat_aga@mail.ru
PhD in Law, Associate Professor, Senior Researcher of the Institute of State and Law
Russian Federation, MoscowReferences
- Agamagomedova S. A. Types of customs control: the concept and criteria of classification // Customs business. 2016. No. 3. Pp. 3–7 (in Russ.).
- Agamagomedova S. A. Financial and customs control: aspects of correlation and problems of differentiation // State and Law. 2023. No. 3. Pp. 158–164 (in Russ.).
- Akobyan K. A., Zvanbaya E. O. Features of declaration and customs control of goods imported as humanitarian aid into the customs territory of the Eurasian Economic Union: // Methods, models and algorithms for managing modernization processes: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Ufa, 2020. Pp. 40–42 (in Russ.).
- Bryzgalin A. V., Fedorova O. S., Anferova O. V. et al. Value added tax: topical issues from the practice of tax consulting // Taxes and Financial Law. 2022. No. 8. Pp. 8–156 (in Russ.).
- Vinogradova E. V. Measures of state pressure. Economic sanctions, retorsions, reprisals // Legal policy and legal life. 2023. No. 2. Pp. 163–170 (in Russ.).
- Vinogradova E. V., Namchuk A. V. Sanctions as an instrument of international pressure in the post-bipolar world // Eurasian Advocacy. 2022. No. 2 (57). P. 100 (in Russ.).
- Greshnykh A. A., Talirovskiy K. S., Kondrashin R. V. Features of the legal regulation of humanitarian aid by the norms of international and Russian legislation // European Science. 2019. No. 5 (47). P. 43 (in Russ.).
- Zakharchuk V. E., Galaktionova L. V. Movement of humanitarian aid across the customs border // Actual problems of theory and practice of customs affairs: collection of reports of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference. Khabarovsk, 2023. Pp. 179– 184 (in Russ.).
- Klimova I. A. International legal aspects of simplification of customs trade procedures: dis. … PhD in Law. M., 2022. Pp. 12, 13 (in Russ.).
- Kobzar-Frolova M.N., Frolov V. A. Ensuring security in the field of customs // Herald of the Perm University. Legal sciences. 2014. No. 4. Pp. 43–49 (in Russ.).
- Malysheva T. A. The emergence of the Red Cross Society as the first historical and legal stage in the formation of centralized humanitarian assistance // Herald of the SSLA. 2011. No. 4 (80). Pp. 199–202 (in Russ.).
- Malysheva T. A. Movement of humanitarian aid across the customs border of the Customs Union: features of financial and legal regulation: abstract … PhD in Law. Saratov, 2014. Pp. 9, 16, 17 (in Russ.).
- Customs officers issued contraband under the guise of children’s humanitarian aid // Ross. gaz. 2013. June 26 (in Russ.).
- Yandiev A. T. Legal regulation of the provision of humanitarian assistance to persons affected by emergency situations: abstract … PhD in Law. SPb., 2009. P. 9 (in Russ.).
Supplementary files
