Нарушение прав коренного русского и русскоязычного населения в Донбассе и Новороссии: публично-правовой анализ
- Авторы: Кошель А.С.1, Степанюк Д.Ю.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: № 8 (2024)
- Страницы: 115-125
- Раздел: Права и свободы человека и гражданина
- URL: https://journal-vniispk.ru/1026-9452/article/view/267598
- DOI: https://doi.org/10.31857/S1026945224080115
- ID: 267598
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Принятие населением Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей на референдумах 27 сентября 2022 г. решений о вхождении в состав Российской Федерации в рамках процедуры самоопределения народов ставит перед юридической наукой задачу осмысления наличия правовых оснований. В доктрине и международной практике в качестве основания для сецессии указывается, что территориальной целостности государств корреспондирует обязанность этих государств уважать и соблюдать общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Несоблюдение этой обязанности государством, то есть нарушение прав человека в отношении коренных народов, может служить основанием для сецессии. В данной работе авторами исследуются предпосылки самоопределения, во многом выражающиеся в несоблюдении и нарушении прав человека в отношении коренного населения Донецкой и Луганской областей Украины (с 2014 г. – Донецкой и Луганской народных республик соответственно), Запорожской и Херсонской областей, что и послужило непременным основанием самоопределения народа этих территорий.
Ключевые слова
Полный текст
28 сентября 2023 г. был принят Федеральный закон № 493-ФЗ1, который установил новую памятную дату России – 30 сентября – День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской Федерацией, которое произошло в 2022 г. Именно в этот день в городе Москве были подписаны четыре договора с новыми субъектами Федерации, которыми была юридически оформлена воля их народа на воссоединение с Россией.
Однако процедура подписания договоров является лишь своеобразным «венцом» сложного и многоэтапного процесса освобождения жителей юго-запада России от неонацистских проявлений киевского режима. Фундаментом подобных решений всегда является свободное и добровольное волеизъявление народа. Так, в преамбуле всех четырех договоров между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой, Луганской Народной Республикой, Запорожской областью и Херсонской областью о принятии их в Российскую Федерацию и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов прямо указывается, что в их основе лежат результаты референдумов, которые состоялись одновременно во всех этих государственных образованиях 27 сентября 2022 г. Так, наличие четких и строго соблюдаемых требований к процедуре организации и проведения референдума играет фундаментальную роль в обеспечении его легитимности. Правовая основа процесса голосования и ее соблюдение становятся определяющими факторами, формирующими доверие граждан и обеспечивающими принятие обществом решений, вынесенных на референдум.
Чтобы дать правовую оценку этому процессу, необходимо осуществить ретроспективный анализ обстоятельств, предшествующих проведению референдума, поскольку это необходимо для глубокого понимания контекста и нормативных правовых актов, с которыми связано проведение референдума. Изучение исторических, политических и социальных факторов позволит выявить ключевые сходства между всеми четырьмя плебисцитами, выделить индивидуальные особенности каждой процедуры.
Среди важнейших международно признанных предпосылок признания легитимности сецессии и непременных атрибутивов возникновения права народа на самоопределение выделяются наличие исторических связей (этническое единство, общий язык, часто отличный от насаждаемого центральным правительством, общая культура, общее отношение к религии или идеологии)2, а также угнетение (притеснение) со стороны центрального правительства народа, проживающего на одной территории, объединенного общей исторической судьбой3.
В этой связи для целей правовой оценки легитимности процедуры самоопределения народов ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в границах их сецессии необходимо исследовать, подобно тому как в таких же ситуациях действует Международный Суд ООН, наличие исторических связей народа, населяющего эти регионы, и факторы, имеющие правовые последствия для возникновения права на сецессию.
Исторические предпосылки самоопределения народов Новороссии и Донбасса
Все четыре региона имеют свое историческое наименование – Новороссия, и название это, конечно, имеет под собой существенные основания4. Боплановы карты XVII в., исследованные аргеографом В. Г. Ляскорским, относят земли южнее Киевского воеводства и севернее Крымского полуострова вдоль левого берега реки Днепра к пустынным землям (Loca Deserta), относящимся частично к Крымскому ханству, вассалу Османской Империи5, а частично к также пустынным землям в юго-западной части Области Войска Донского Российской Империи. Собственно, эти земли, которые постоянно подвергались набегам крымских татар6, практически не заселялись никем и оставались таковыми вплоть до победы в Русско-Турецкой войне 1768–1774 гг. и образования Новороссийской губернии7, когда были основаны города-порты Херсон и Мариуполь, а позднее, в 1784 г., и все земли бывшего Крымского ханства были включены в состав Российской Империи8, чем окончательно решился восточный вопрос – возвращение исконных христианских земель под власть христианского государя – Российской Императрицы Екатерины II9. С этих пор эти земли, именуемые Новороссией, активно осваивались Российской Империей. Собственно, первыми осваивались южноднепровские территории – нынешней Запорожской и Херсонской областей от черноморского побережья и одновременно от реки Днепр. Территории эти заселялись во многом за счет беглых крестьян из центральной России, поскольку до 12 декабря 1796 г. в Новороссии отсутствовало крепостное право, а точнее дозволялся самовольный переход крестьян туда без осуществления сыска10.
Этот регион за более чем сто пятьдесят лет, формировавшийся путем присоединения малолюдных незаселенных территорий северного Причерноморья по мирным договорам с Османской Империей 1739, 1774, 1791 и 1812 гг.11, до Октябрьской революции 1917 г. претерпел множество административно-территориальных изменений, но в современных административно-территориальных границах сформировался относительно недавно. В период русского владычества над этой территорией из числа переселенцев из разных уголков необъятной России в Новороссии формировались города и другие селения: Александровск (ныне – Запорожье) возник в 1770 г., в 1778 г. – Херсон, в 1780 г. – Мариуполь, в 1784 г. – Геническ и Мелитополь, в 1791 г. – Каховка, в 1795 г. – Луганский завод (ныне – Луганск), в 1827 г. – Бердянск, а в 1869 г. – Юзовка (ныне – Донецк) и т. д.
Особую роль в судьбе края сыграла Первая мировая война – под эгидой Германской империи и Австро-Венгрии на территории оккупированных германскими и австро-венгерскими войсками западных исконно русских регионов – Малороссии и Слобожанщины была создана Украинская Народная Республика (УНР) (дословно – как «нейтральная зона» по условиям Брестского мирного договора), которую РСФСР вынуждена была признать независимым государством по условиям Брестского мира 1918 г. (ст. 11, 12) отдельным договором между РСФСР и Германской империей в обмен на освобождение русских причерноморских земель (Крыма и Новороссии) и Донбасса от германской оккупации12.
Позднее, при падении Тройственного союза, по результатам Первой мировой войны Советское правительство при поддержке советского освободительного движения на землях УНР предприняло попытку возвращения территорий УНР в состав России и создало 10 марта 1919 г. Украинскую ССР на обломках УНР путем присоединения к ней территорий Новороссии и Донбасса, последнего – вопреки желанию жителей. Так, в 1918 г. была образована Донецко-Криворожская республика (включавшая полностью современные ДНР, ЛНР и Запорожскую область) как часть общероссийской федерации Советов13, и лишь в угоду политической ситуации эти территории были переданы создаваемой Украинской Республике постановлением ЦК РКП(б) и решением Совета РКО РСФСР от 17 февраля 1919 г. без согласия населения14. Позднее к УССР советские власти присоединяют Одесскую советскую республику (включающую территорию нынешней Херсонской области) и после освободительной операции Красной армии – Вольную территорию (Махновщину), включающую территорию нынешней Запорожской области15, понимая, что это включение ровным счетом формально-административное в целях воссоздания границ единого Российского государства в форме СССР. Председатель ВЦИК РСФСР Я. М. Свердлов на III Всеукраинском съезде советов говорил: «Мы помним тот тяжелый момент, когда, вынужденные германским империализмом, мы подписали отрезывание от нас Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии… Мы были тогда слабы, но мы знали, что настанут дни великого торжества – и все части старой Российской империи найдут в себе силы для того, чтобы свергнуть иго империализма и снова слиться в единый братский союз с теми рабочими и крестьянами, которым удалось в России удержать власть и знамя коммунистической революции»16.
Культурные предпосылки самоопределения народов ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей
2.1. Национальный состав
По состоянию на 1897 г., когда проводилась Первая всеобщая перепись населения, население ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей относилось к Екатеринославской, Таврической и Херсонской губерниям, Области Войска Донского.
С точки зрения населения, в указанных губерниях всегда преобладало русское (великорусское и малороссийское) население17, в том числе по уездам, относящимся к современным ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям (табл. 1).18
Таблица 1
Национальный состав по переписи 1897 г.18
Уезды | Национальный состав | ||
Русское население, в том числе: | Иные национальности | ||
великорусское | малороссийское | ||
Екатеринославской губ.: | |||
Александровский (Запорожская обл.) | 18 798 (7%) | 224 122 (83%) | 27 900 (10%) |
Бахмутский (ДНР) | 106 170 (32%) | 193 510 (59%) | 28 474 (9%) |
Славяносербский (ЛНР) | 80 845 (46%) | 88 218 (50%) | 2631 (4%) |
Мариупольский (ДНР) | 37 388 (15%) | 117 206 (46%) | 99 462 (39%) |
Таврической губ.: | |||
Мелитопольский (Запорожская обл.) | 129 357 (34%) | 211 090 (55%) | 43 792 (11%) |
Бердянский (Запорожская обл.) | 56 626 (19%) | 179 177 (58%) | 68 915 (23%) |
Перекопский (Херсонская и часть Запорожской обл.) | 20 088 (27%) | 2024 (3%) | 51 148 (70%) |
Херсонской губ.: | |||
Херсонский (Херсонская обл.) | 157 181 (27%) | 323 627 (55%) | 106 996 (18%) |
Войска Донского Область: | |||
Таганрогский (часть ДНР, включая Донецк, часть ЛНР) | 132 392 (32%) | 254 819 (61%) | 18 934(7%) |
Анализ данных последующих переписей населения в части национального состава данных территорий не может являться репрезентативным в силу насильственной украинизации русского коренного населения (т. н. коренизации), что подтверждается множеством исторических источников19.
2.2. Языковой состав коренного населения ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей [20] (табл. 2, 3)
Таблица 2
Языковой состав по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.
Наименование региона | Русский родной (% населения) | Украинский родной (% населения) | Иной |
Донецкая область (ДНР) | 67.7 | 30.6 | 1.7 |
Луганская область (ЛНР) | 63.9 | 34.9 | |
Запорожская область | 48.8 | 49.3 | |
Херсонская область | 30.4 | 67.7 |
Таблица 3
Языковой состав по данным Всеукраинской переписи населения 2001 г.
Наименование региона | Русский родной (% населения) | Украинский родной (% населения) | Иной |
Донецкая область (ДНР) | 74.9 | 24.1 | |
Луганская область (ЛНР) | 68.8 | 30.0 | |
Запорожская область | 48.2 | 50.2 | |
Херсонская область | 24.9 | 73.2 |
Отдельно хотелось бы отметить результаты мониторинга языкового вопроса на Украине в 2007 г. Так, русским языком в целом на Украине владеют свободно 79% населения, против 71% – у украинского языка, думают на русском в повседневной жизни 35%, против 25% – на украинском. В то время как применяемость русского языка (по состоянию на 2006 г.) в Донецкой области – 96.8%, Луганской – 99%, Запорожской – 78.4%, Херсонской – 70.7%21.
2.3. Религиозный состав коренного населения ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (табл. 4)[22]
Таблица 4
Религиозный состав по данным Всероссийской переписи населения 1897 г.22
Уезды | Национальный состав | ||
Христиане, в том числе: | Прочие конфессии | ||
Православные | Иные | ||
Екатеринославской губ.: | |||
Александровский (Запорожская обл.) | 242 452 | 11 757 | 16 793 |
Бахмутский (ДНР) | 305 630 | 5507 | 15 657 |
Славяносербский (ЛНР) | 163 732 | 6275 | 2698 |
Мариупольский (ДНР) | 222 600 | 19 510 | 9548 |
Уезды | Национальный состав | ||
Христиане, в том числе: | Прочие конфессии | ||
Православные | Иные | ||
Таврической губ.: | |||
Мелитопольский (Запорожская обл.) | 339 838 | 21 823 | 16 533 |
Бердянский (Запорожская обл.) | 159 878 | 14 410 | 28 104 |
Перекопский (Херсонская и часть Запорожской обл.) | 22 928 | 11 758 | 13 648 |
Херсонской губ.: | |||
Херсонский (Херсонская обл.) | 485 552 | 22 064 | 76 798 |
Войска Донского Область | |||
Таганрогский (часть ДНР, включая Донецк, часть ЛНР) | 386 197 | 19 900 | – |
Данные по религиозному составу по состоянию на 1989 г. и на 2001 г. не представлены в соответствующих переписях населения по рассматриваемым территориям. Однако существуют данные отдельных социологических опросов. Так, согласно данным социологического исследования о религиозных предпочтениях жителей Украины в 2015 г., большинство опрошенных (74%) отнесли себя к православию, при этом сторонниками канонической Украинской православной церкви Московского Патриархата называли себя преимущественно жители Юга и Востока Украины23.
Как видим, в этих традиционно русских регионах на протяжении более двух с половиной веков проживают русские, часть из которых (малороссы, позднее ставшие украинцами в условиях советской украинизации24) все равно в обиходе преимущественно пользуются русским языком как родным и в отличие от западной и центральной части Украины исповедуют каноническое православие в составе единой Русской Православной церкви.
Совокупность обстоятельств национального состава, единого (преимущественного) русского языка и преимущественной веры (религии) свидетельствуют о самобытности коренного населения ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в том смысле, в каком Международный Суд ООН и Венецианская комиссия Совета Европы определяют коренное население как народ в контексте права на самоопределение по признакам ощущения (чувства) идентичности, общего исторического наследия, этнического единства, собственного языка общения, общего отношения к религии (вероисповеданию)25.
Начавшаяся с 1992 г. украинизация населения Украины – носителей русской культуры, запреты культурных ценностей населения (запрет символов Победы над фашизмом – красной звезды и георгиевской ленты), запреты на пользование родным русским языком, ограничения и запреты на обучение на русском языке26, ограничения и запреты на вещание российских СМИ, а также религиозная нетерпимость к верующим Украинской православной церкви Московского Патриархата (Русская Православная Церковь), особенно обострившаяся после государственного переворота 2014 г., в том числе с введением запретов на государственном уровне, привели регионы Юга и Востока к решению о сопротивлению новым «властям», захватившим власть в результате государственного переворота, и, как следствие, к необходимости последующего самоопределения.
Так, количество русскоязычных школ с 1991 до 2010 г. сократилось с 51% до 17%27. За период с 2017 по 2019 г. количество русскоязычных школ сократилось еще больше – с 622 в 2017 г. до 197 – в 2019 г.28
Отмена права регионов устанавливать русский язык в качестве регионального языка в тех регионах, где доля русского языка как родного у населения превышает 10%, на основе данных Всеукраинской переписи населения, прошла в два этапа – вначале, 23 февраля 2014 г., Верховной радой Украины был принят законопроект № 1190 «О признании утратившим силу Закона Украины от 3 июля 2012 г. № 5029-VI “Об основах государственной языковой политики”»29, а затем, 28 февраля 2018 г., решением Конституционного суда Украины, вопреки тому что с 1996 г. в Конституции Украины русский язык подлежал государственной защите как язык национальных меньшинств, применение языков гарантировалось и защищалось государством (ст. 10), а также гарантировалось обучение на родном языке (ч. 5 ст. 53), Закон 2012 г. был признан неконституционным и не подлежащим применению30. Таким образом, ущемлены оказались Запорожская область, Херсонская область, части ДНР и ЛНР, контролируемые киевским режимом, а равно ряд регионов Юга и Востока Украины, установивших русский язык как региональный язык в 2012 г.
Запрет на исповедование православной веры Украинской православной церкви Московского Патриархата (Русская Православная Церковь) также поступательно проводился с поддержки официального руководства Украины с 1992 г., что также относится к ущемлению населения Востока и Юга Украины, исповедовавших именно каноническое православие. Вначале с поддержки властей произошел раскол – была образована Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), поддержку расколу всемерно оказывала администрация президента Украины Л. Кравчука31. С 2007 г. при поддержке президента В. Ющенко обсуждался вопрос о ликвидации Украинской православной церкви Московского Патриархата путем объединения ее с Украинской православной церковью Киевского патриархата под руководством последней, что в итоге реализовать не удалось32. В 2018 г. под патронатом и при деятельном участии президента Украины П. Порошенко УПЦ КП была преобразована в Православную церковь Украины в составе Константинопольского патриархата, чем окончательно была прервана связь УПЦ КП с матерью-церковью – Русской Православной Церковью33.
Позднее, с 2019 г., начался захват храмов Украинской православной церкви Московского Патриархата в пользу Православной церкви Украины при бездействии украинских властей34, а с 2022 г. – то же самое уже официально по решению украинских властей с момента принятия Указа Президента Украины от 1 декабря 2022 г. № 82035.
С 2017 г. официальное руководство Украины планомерно запрещает деятельность российских и русскоязычных информационных ресурсов и средств массовой информации36. 7 января 2022 г. принят Закон, запрещающий русскоязычные средства массовой информации на Украине37.
Указанные ограничения и запреты свидетельствуют о нарушении в отношении жителей Востока и Юга Украины фундаментальных прав и свобод человека. В частности, запрет на деятельность религиозных организаций нарушает ст. 18 Всеобщей декларации прав человека, ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Запрет на обучение на родном языке нарушает положения ст. 2 и 26 Всеобщей декларации прав человека. Запрет на пользование родным языком нарушает ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Указанные действия также нарушают и ратифицированную Украиной 38 Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств 1995 г.39 Кроме того, все указанные решения противоречат и Конституции Украины 1996 г., а именно ее ст. 10 и 11 в части прав на пользование родным языком для коренного населения, ст. 53 в части не предоставления права обучения на родном языке, а ущемления и запрет деятельности Украинской православной церкви Московского Патриархата, прямое вмешательство государства в создание и поддержку со стороны государства ПЦУ в ущерб УПЦ МП нарушает ст. 35 Конституции Украины. Совокупность указанных действий, совершаемых на протяжении трех десятилетий, с 1992 по 2022 г., свидетельствует о притеснении коренного населения ДНР (до 2014 г. – Донецкая область Украины), ЛНР (до 2014 г. – Луганская область Украины), Запорожской и Херсонской областей, что прямо нарушает положения ст. 8 Декларации ООН о правах коренных народов 2007 г., как воздействие в целях ассимиляции коренного народа40. Международное право включает в обязанность государства соблюдать и уважать общепризнанные права и свободы человека и гражданина, и заключает ответственность государства за несоблюдение прав человека41. В практике высших судов иностранных государств именно нарушение прав коренного населения той или иной территории является непременным основанием для самоопределения. В частности, на это указывал Верховный суд Канады в деле о правомерности сецессии Квебека 1998 г.42 Аналогичным образом злоупотребления, ограничения и запреты со стороны Короны в отношении Североамериканских штатов стали причиной их самоопределения43. Наличие угнетения коренного народа как основание сецессии подтверждается и практикой Международного Суда ООН44.
Политические факторы, имеющие правовые последствия для возникновения права на сецессию в Донецкой и Луганской народных республиках
Политическое представительство в органах центрального правительства – один из важнейших факторов соблюдения прав коренного населения. Это право гарантируется п/п. «а» ч. 1 ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., ст. 5 Декларации ООН о правах коренных народов 2007 г. и иных правовых актов, включая действующую на тот момент Конституцию Украины 1996 г. (ст. 5, 38).
С 1992 по 2022 г. представление интересов Юга и Востока Украины, к которым относятся население современных ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, осуществляли представители Коммунистической партии Украины (КПУ), Партии регионов и других общественно-политических сил, политические воззрения которых основаны на уважении самобытности русской культуры и традиции, поддержание тесных связей с Россией. Так, только на последних прошедших до государственного переворота 2014 г. выборах в Верховную раду Украины 28 октября 2012 г. в этих регионах в одномандатных округах победили представители Партии регионов (21 из 21 депутата от Донецкой области, 9 из 9 депутатов от Запорожской области, 10 из 11 депутатов от Луганской области, 3 из 5 депутатов от Херсонской области)45, а по единому округу во всех регионах абсолютное большинство голосов получили представители Партии регионов (везде – первое место) и КПУ (везде – второе место) (в Донецкой области – 65.06% и 18.85% голосов соответственно, в Запорожской – 40.95% и 21.16%, в Луганской – 57.17% и 25.31%, в Херсонской – 29.55% и 23.22%)46.
После государственного переворота 2014 г. начались запреты и ограничения деятельности ведущих политических сил, представляющих интересы в Верховной раде Украины именно этих двух партий, представляющих интересы Юга и Востока Украины и, соответственно, Донецкой, Запорожской, Луганской и Херсонской областей. Была распущена фракция КПУ в Верховной раде, со стороны государства препятствовали КПУ в участии в досрочных выборах в Верховную раду в 2014 г., а в 2015 г. была официально запрещена символика КПУ 47 и деятельность КПУ48. Партия регионов была официально запрещена в двух областях, а также не приняла участие во внеочередных выборах в связи с тем, что представительство не могло быть обеспечено в Донецкой и Луганской областях49, в одномандатных округах представители Партии регионов стали избираться от Оппозиционного блока, деятельность которого также запретили уже в 2022 г. решением Совета национальной безопасности и обороны Украины, а позднее законодательно50. Фактически это свидетельствует об отсутствии de facto и притеснении политического представительства коренного народа Донецкой (позднее – ДНР), Запорожской, Луганской (позднее – ЛНР) и Херсонской областей Украины в центральных органах власти с 2014 по 2022 г. Отсутствие или притеснение политических представителей коренных народов в органах центрального правительства соответствует признакам нарушения прав (дискриминации) коренного населения согласно рекомендациям Комитета ООН о запрете расовых дискриминаций 51 и соответствует ключевым критериям возможности реализации в таком случае права на самоопределение в смысле ч. 2 ст. 1 и п. «с» ст. 55 Устава ООН52.
Заключение
Приведенный анализ демонстрирует особый самобытный характер населения ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, где в условиях с момента вхождения этих малонаселенных территорий в состав Российской Империи по договорам с Османской Империей по результатам серии русско-турецких военных конфликтов происходило их заселение русским населением из различных губерний Российской Империи, где вплоть до самоопределения 2022 г. сохранялась смесь потомков русских (великороссийских) и украинских (малороссийских) жителей, говорящих, думающих и использующих преимущественно русский язык, объединенных общей с Россией культурой и традициями, исповедующих каноническое православие в единстве с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. На протяжении 1992–2022 гг. украинская власть проводила массовое притеснение прав коренного населения этих территорий: сокращались русскоязычные школы, ограничивались, а подчас и вовсе запрещались, со стороны украинской власти в нарушение международных правовых актов и, собственно, даже Конституции Украины 1996 г. проводилась интервенция в дела церкви, при активном участии власти проведен раскол УПЦ МП, со стороны власти притеснялись как священники, так и верующие УПЦ МП, осуществлялся захват храмов и религиозных общин, а с 2014 г. началось ограничение политического представительства коренных народов этих территорий в органах центрального правительства. Все это подтверждает нарушение фундаментальных прав коренных народов этих земель и согласно рекомендациям органов ООН и сложившейся международной конституционной практике, закрепленной в решениях высших судов ряда зарубежных стран, свидетельствует о безусловной возможности реализации права на самоопределение коренного народа ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
1 См.: Федеральный закон от 28.09.2023 № 493-ФЗ «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона “О днях воинской славы и памятных датах России”». URL: Официальный интернет-портал правовой информации // http://pravo.gov.ru, 28.09.2023.
2 См.: Accordance with International Law of the Unilateral Declaration of Independence in Respect of Kosovo, Advisory Opinion, I.C.J. Reports 2010, p. 403, at 613, para. 228.
3 См.: Общая рекомендация XХIII о правах коренных народов. URL: https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=INT/CERD/GEC/7495&Lang=en (дата обращения: 24.01.2024); Консультативное заключение Международного Суда ООН «Западная Сахара» от 16 октября 1975 г. // Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда 1948–1991. Нью-Йорк, 1993. С. 125–128.
4 Здесь стоит оговориться, что регион Новороссия гораздо шире по своей территории, чем четыре региона, рассматриваемые в статье, и включает в себя также территории современных Днепропетровской, Кировоградской, Николаевской и Одесской областей Украины, которые также имеют русские корни и традиционно русское население.
5 См.: Иностранные карты и атласы XVI и XVII вв., относящиеся к Южной России. Исследование В. Ляскорского. Киев, 1898. С. 20.
6 См.: Новороссийский край // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1897. Т. XXI. С. 290.
7 См.: Указ об образовании Новороссийской губернии от 22 марта 1764 г. // ПСЗРИ. Т. XVI. СПб., 1830 г. № 12099. С. 657–667.
8 См.: Манифест о принятии полуострова Крымскаго, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую Державу от 8 апреля 1783 г. // ПСЗРИ. Т. XXI. СПб., 1830. № 15708. С. 897, 898.
9 См.: Ключевский В. О. Курс русской истории: в 9 т. М., 1989. Т. V. С. 46.
10 См.: Указ о прекращении самовольного перехода поселян с места на место в губерниях: Екатеринославской, Вознесенской, Кавказской и Области Таврической, равно как и переселения из других Губерний в оныя // ПСЗРИ. Т. XXIV. СПб., 1830. № 17638. С. 233, 234.
11 См.: Шатило И. С. Новороссия как исторический и политический проект // Власть. 2015. № 2. С. 38.
12 См.: Германско-Российский добавочный договор к Мирному договору между Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией, с одной стороны, и Россией, с другой стороны. Заключен в Берлине 27 августа 1918 г. // Известия. 1918. 3 сент.
13 См.: Меморандум «Об основах государственного строительства, политической и исторической преемственности». Принят Народным Советом ДНР 05.02.2015 г. // Информационное агентство «Завтра.ру». URL: https://zavtra.ru/events/dnr-obyavlyaetsya-preemnitsej-donetsko-krivorozhskoj-respubliki (дата обращения: 15.04.2024).
14 См.: Постановление Совета Рабоче-крестьянской обороны РСФСР о ликвидации Донецко-Криворожской республики (Кривдонбасса). 17 февраля 1919 г. // РГАСПИ. Ф. 19. Оп. 3. Д. 20. Л. 4.
15 См.: Стенограмма интервью Владимира Путина журналисту Такеру Карлсону // Росс. газ. 2024. 9 февр.
16 Свердлов Я. М. Избр. статьи и речи 1917–1919 гг. М., 1944. С. 147, 148.
17 См. подр.: Путин В. В. Об историческом единстве русских и украинцев // Официальный портал Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/66181 (дата обращения: 26.04.2024).
18 См.: Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 года / под ред. Н. А. Тройницкого. Вып. 7. Наличное население обоего пола по уездам, с указанием числа лиц преобладающих родных языков. СПб., 1905. С. 13–26.
19 См.: Черкашин К. В., Теркулов В. И., Тамерьян Т. Ю. Этническая самоидентификация жителей Донбасса // Политическая лингвистика. 2023. № 1 (97). С. 113–128; Федоровский Ю. Р. Первая советская украинизация Луганщины // Культурный ландшафт регионов 2020. Т. 2. № 1. С. 90–108; Винниченко В. Відродження нації (Історія української революції [марець 1917 р. – грудень 1919 р.]). С. 125, 126.
20 По данным Государственного комитета статистики Украины (официальный сайт Всеукраинской переписи 2001 г.). URL: http://2001.ukrcensus.gov.ua
21 См.: Головаха Е. Двуличие или двуязычие? // Известия. 2007. 20 дек.
22 См.: Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 года / под ред. Н. А. Тройницкого. Вып. 6. Наличное население обоего пола по уездам и городам, с указанием преобладающих вероисповеданий и главнейших сословий. С. 9–35.
23 См.: Религиозные предпочтения населения Украины // Социологическая группа Рейтинг. 10.04.2015. URL: http:// www.ratinggroup.ua/ru/research/religioznye_predpochteniya_naseleniya_ukrainy.html (дата обращения: 28.04.2024).
24 См.: постановление Совнаркома СССР от 20.02.1932 г. «О финансировании социально-культурных мероприятий в 1932 г.»; постановление ЦК КПУ и Совета Министров УССР от 13.05.1986 г. «О мерах по дальнейшему улучшению концертной деятельности в республике и укреплению материально-технической базы концертных организаций».
25 См.: Консультативное заключение Международного Суда ООН «Западная Сахара» от 16 октября 1975 г. // Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда 1948–1991. С. 125–128; Заключение Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии Совета Европы) № 763/2014 от 21 марта 2014 г. «О соответствии международному праву проекта Федерального конституционного закона № 462741-6 “О внесении изменений в Федеральный конституционный закон Российской Федерации “О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации””». Одобрено Венецианской комиссией на ее 98-м пленарном заседании (Венеция, 21–22 марта 2014 года). Л. 7. URL: https://www.venice.coe.int/webforms/documents/default.aspx?pdffile=CDL-AD(2014)004-rus (дата обращения: 24.01.2024).
26 См. подр.: Лапина Л. А. Языковая самоидентификация граждан Украины: 1989–2015 г. // Вестник Московского ун-та. Сер. 8. История. 2016. № 6. С. 150–162.
27 См.: Арефьев А. Л. Русский язык на рубеже ХХ–ХХI веков. М., 2012. С. 48–62.
28 См.: Ткачев Г. Украинизация малороссийских земель в СССР // Междунар. жизнь. 2022. № 10.
29 См.: Архивная копия официального интернет-портала Верховной рады Украины. URL: https://w1.c1.rada.gov.ua/pls/radan_gs09/ns_arh_golos?g_id=389507&n_skl=7 (дата обращения: 28.04.2024).
30 См.: Рішення Конституційного суду України у справі за конституційним поданням 57 народних депутатів України щодо відповідності Конституції України (конституційності) Закону України “Про засади державної мовної політики” от 28.02.2018 г. № 2-р/2018. URL: https://ccu.gov.ua/sites/default/files/docs/2-p_2018.pdf (дата обращения: 28.02.2018).
31 См.: Петрушко В. И. Денисенко // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. XIV: «Даниил–Димитрий». С. 391–403.
32 См.: Круг П. Из варяг в греки. Виктор Ющенко обсудил украинскую автокефалию с Константинопольским Патриархом // НГ-Религии. 2007. 4 июля.
33 См.: Порошенко провел встречу со Вселенским патриархом Варфоломеем I // РБК-Украина. 09.04.2018. URL: https://www.rbc.ua/rus/news/poroshenko-provel-vstrechu-vselenskim-patriarhom-1523284099.html (дата обращения: 28.04.2024).
34 См. подр.: Захват храмов на Украине // Интернет-портал «Правмир». URL: https://www.pravmir.ru/plots/zahvat-hramov-na-ukraine/ (дата обращения: 28.04.2024).
35 См.: Указ Президента Україні № 820/2022 «Про рішення Ради національної безпеки і оборони України від 1 грудня 2022 року “Про окремі аспекти діяльності релігійних організацій в Україні і застосування персональних спеціальних економічних та інших обмежувальних заходів (санкцій)”» // Официальный интернет-портал Президента Украины. URL: https://www.president.gov.ua/documents/8202022-45097 (дата обращения: 28.04.2024).
36 См.: Зеленский ввел в действие решение Совбеза о санкциях против компаний и физлиц из России // ТАСС. 21.05.2021. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11441315 (дата обращения: 28.04.2024).
37 См.: Тюнина Е. Отставить разговоры: на Украине вводят штрафы за русский язык в СМИ и сфере обслуживания // Известия. 2022. 7 янв.
38 См.: Закон Украины от 09.12.1997 №№ 703/97-ВР. URL: http://consultant.parus.ua/?doc=0062A78AD4&abz=02HGG (дата обращения: 28.04.2024).
39 См.: Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств. Совершена в Страсбурге 01.02.1995 г. URL: https://rm.coe.int/168007cddc (дата обращения: 28.04.2024).
40 См.: Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. Принята резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13.09.2007 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml (дата обращения: 30.04.2024).
41 См.: Kohen M. “Introduction”, in Secession: International Law Perspectives / ed. by M. Kohen. Cambridge and New York, 2006. P. 6; Клишас А. А. Сепаратизм вне права // Вестник РУДН. Сер.: Юридические науки. 2019. Т. 23. № 1. С. 17; Caspersen N. The Catalan Independence Referendum: conflicting claims and international responses. The Catalan Independence refe-rendum: An assessment of the process of self-determination. 2017. URL: https://www.academia.edu/34576229/The_Catalan_Independence_Referendum_An_Assessment_of_the_Process_of_Self-Determination (accessed: 20.04.2024).
42 См.: Reference re Secession of Quebec. 20.08.1998. URL: https://scc-csc.lexum.com/scc-csc/scc-csc/en/item/1643/index.do (дата обращения: 15.03.2024).
43 См.: Armitage D. The Declaration of Independence: A Global History. Cambridge, Massachusetts, 2007. Pp. 120–134.
44 См.: Accordance with International Law of the Unilateral Declaration of Independence in Respect of Kosovo, Advisory Opinion, I.C.J. Reports 2010, p. 403, at 613, para. 228.
45 См.: Архивная копия официального сайта Центральной избирательной комиссии Украины. URL: https://web.archive. org/web/20121030183946/http://www.cvk.gov.ua/vnd2012/wp039pt 001f01=900.html (дата обращения: 30.04.2024).
46 См.: Архивная копия официального сайта Центральной избирательной комиссии Украины. URL: https://web.archive. org/web/20121030190238/http://www.cvk.gov.ua/vnd2012/ wp315pt001f01=900.html (дата обращения: 30.04.2024).
47 См.: Закон Україні про засудження комуністичного та націонал-соціалістичного (нацистського) тоталітарних режимів в Україні та заборону пропаганди їх символіки от 09.04.2015 № 317-VIII. URL: https://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=54670 (дата обращения: 30.04.2024).
48 См.: Коростиков М. На Украине запретили Компартию и отклонили ее жалобу на действия Минюста страны // Коммерсантъ. 2015. 16 дек.
49 См.: В Москве заявляют: Бывшей «Партии регионов» не будет на выборах в ЛНР и ДНР. URL: https://sevastopol.su/news/v-moskve-zayavlyayut-byvshey-partii-regionov-ne-budet-na-vyborah-v-lnr-i-dnr (дата обращения: 30.04.2024).
50 См.: Анисимова Н. Украина приостановила деятельность ОПЗЖ и еще 10 политических партий. URL: https://www.rbc.ru/politics/20/03/2022/62367b539a79475d4c922a17 (дата обращения: 30.04.2024); Пашкова Л. Верховная рада приняла законопроект о запрете «пророссийских» партий. URL: https://www.rbc.ru/politics/03/05/2022/62712f189a7947b9948df4a9 (дата обращения: 30.04.2024).
51 См.: Общая рекомендация XХI о праве на самоопределение // Официальный портал ООН// https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=INT/CERD/GEC/7493&Lang=en (дата обращения: 24.01.2024).
52 См.: Официальный Интернет-портал Организации Объединенных Наций // https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 11.01.2024).
Об авторах
Алексей Сергеевич Кошель
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: koshel@hse.ru
доктор юридических наук, профессор, профессор факультета права
Россия, г. МоскваДенис Юрьевич Степанюк
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Email: dest_yu@mail.ru
соискатель факультета права
Россия, г. МоскваСписок литературы
- Анисимова Н. Украина приостановила деятельность ОПЗЖ и еще 10 политических партий. URL: https://www.rbc.ru/politics/20/03/2022/62367b539a79475d4c922a17 (дата обращения: 30.04.2024).
- Арефьев А. Л. Русский язык на рубеже ХХ–ХХI веков. М., 2012. С. 48–62.
- Винниченко В. Відродження нації (Історія української революції [марець 1917 р. – грудень 1919 р.]). Київ, 1920. С. 125, 126.
- Головаха Е. Двуличие или двуязычие? // Известия. 2007. 20 дек.
- Иностранные карты и атласы XVI и XVII вв., относящиеся к Южной России. Исследование В. Ляскорского. Киев, 1898. С. 20.
- Клишас А. А. Сепаратизм вне права // Вестник РУДН. Сер.: Юридические науки. 2019. Т. 23. № 1. С. 17.
- Ключевский В. О. Курс русской истории: в 9 т. М., 1989. Т. V. С. 46.
- Коростиков М. На Украине запретили Компартию и отклонили ее жалобу на действия Минюста страны // Коммерсантъ. 2015. 16 дек.
- Круг П. Из варяг в греки. Виктор Ющенко обсудил украинскую автокефалию с Константинопольским Патриархом // НГ-Религии. 2007. 4 июля.
- Лапина Л. А. Языковая самоидентификация граждан Украины: 1989–2015 г. // Вестник Московского ун-та. Сер. 8. История. 2016. № 6. С. 150–162.
- Новороссийский край // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1897. Т. XXI. С. 290.
- Пашкова Л. Верховная рада приняла законопроект о запрете «пророссийских» партий. URL: https://www.rbc.ru/politics/03/05/2022/62712f189a7947b9948df4a9 (дата обращения: 30.04.2024).
- Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 года / под ред. Н. А. Тройницкого. Вып. 6. Наличное население обоего пола по уездам и городам, с указанием преобладающих вероисповеданий и главнейших сословий. С. 9–35; вып. 7. Наличное население обоего пола по уездам, с указанием числа лиц преобладающих родных языков. СПб., 1905. С. 13–26.
- Петрушко В. И. Денисенко // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. XIV: «Даниил–Димитрий». С. 391–403.
- Путин В. В. Об историческом единстве русских и украинцев // Официальный портал Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/66181 (дата обращения: 26.04.2024).
- Свердлов Я. М. Избр. статьи и речи 1917–1919 гг. М., 1944. С. 147, 148.
- Ткачев Г. Украинизация малороссийских земель в СССР // Международная жизнь. 2022. № 10.
- Тюнина Е. Отставить разговоры: на Украине вводят штрафы за русский язык в СМИ и сфере обслуживания // Известия. 2022. 7 янв.
- Федоровский Ю. Р. Первая советская украинизация Луганщины // Культурный ландшафт регионов 2020. Т. 2. № 1. С. 90–108.
- Черкашин К. В., Теркулов В. И., Тамерьян Т. Ю. Этническая самоидентификация жителей Донбасса // Политическая лингвистика. 2023. № 1 (97). С. 113–128.
- Шатило И. С. Новороссия как исторический и политический проект // Власть. 2015. № 2. С. 38.
- Armitage D. The Declaration of Independence: A Global History. Cambridge, Massachusetts, 2007. Pp. 120–134.
- Caspersen N. The Catalan Independence Referendum: conflicting claims and international responses. The Catalan Independence referendum: An assessment of the process of self-determination. 2017. URL: https://www.academia.edu/34576229/The_Catalan_Independence_Referendum_An_Assessment_of_the_Process_of_Self-Determination (accessed: 20.04.2024).
- Kohen M. “Introduction”, in Secession: International Law Perspectives / ed. by M. Kohen. Cambridge and New York, 2006. P. 6.
Дополнительные файлы
