Religious and mythological aspects of national consciousness (on the material of the Republic of Altai)

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

The article deals with the processes in the religious life of the Altai people, the titular ethnic group of the Altai Republic. It is noted that there is an active process of formation of the national form of religion, called Burkhanism or White Faith, among the adherents of which two versions struggle for dominance. The first of them considers Burkhanism as a regional variant of Buddhism, the second — as the original “Altai faith”. After its emergence in the early 20th century, Burkhanism played a decisive role in the formation of the Altai ethnos and became a key factor of national self-consciousness and identity. Thanks to Burkhanism, the Altai people (Southern Altai or Altai Kizhi) began to contradistinguish themselves from other autochthonous peoples inhabiting the mountainous region. Burkhanism became a mark of separation from the foreign and the first manifestation of a young ethnos. Modern Altai society is in the process of developing a common pantheon, dogma and ritual practices of Burkhanism. The national, primarily urban intelligentsia offers several variants of understanding Burkhanism and codification of its doctrinal provisions. Burkhanism still remains one of the main pillars of Altaian national identity, although its justification, offered by local intellectuals, takes mythological forms called “Altai philosophy”. It is pointed out that the current stage of Altai national consciousness can be called ethnosophical, because it is based on mythological models disseminated and supported by the national intelligentsia. Burkhanism and the practices of its mythological justification retain a potential for conflict and lead to further ethnic differentiation within the Altai ethnos itself. The future of the people itself depends on which version of Burkhanism prevails: either inclusion in the context of one of the world's civilizations, or isolationism and conflictual existence.

Авторлар туралы

Alexey Malinov

HSE University; Sociological Institute of the RAS — Branch of the FCTAS of the RAS

Email: a.v.malinov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1252-9193
SPIN-код: 8017-347
ResearcherId: N-1040-2013
Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Philosophy; Leading Researcher, Sector of History of Russian Sociology St. Petersburg, Russia; St. Petersburg, Russia

Әдебиет тізімі

  1. Алексеев-Апраксин А.М. (2023) Эволюция бурханизма в Горном Алтае. Общество. Среда. Развитие, 3 (68): 34–39.
  2. Алексеев-Апраксин А.М. (2023) Этнософия. Международный журнал исследований культуры, 1: 6–18. https://doi.org/10.52173/2079-1100.
  3. Артамошкина Л.Е., Киршин В.А. (2023) Образ в культуре: Серебряный век как «место памяти». Философский полилог, 1: 157–174. https://doi.org/10.31119/phlog.2023.1.198.
  4. Аткунова Д.А. (2023) Обрядово-праздничная деятельность в социокультурных практиках российского региона (На примере традиционного праздника Jылгайак). Международный журнал исследований культуры, 1(50): 56–66. https://doi.org/10.52173/2079-1100_2023_1_56.
  5. Аткунова Д.А. (2022) Этнографический туризм: опыт развития на примере коренных малочисленных народов Северного Алтая. Этнокультурное наследие народов Алтая. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летнему юбилею НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова. Горно-Алтайск: НИИ Алтаистики им. С.С. Суразакова: 166–179.
  6. Бочаров А.Б., Володин А.В. (2023) «Диалектика мифа» А. Ф. Лосева как теоретическая база в подходе к этнософии. Международный журнал исследований культуры, 1: 19–32. https://doi.org/10.52173/2079-1100_2023_1_19 (in Russian).
  7. Зимин О.И. (2015) Влияние религиозного мифотворчества на монгольскую этническую идентичность. Автореферат дис. … канд. филос. наук. Чита, 2015 (in Russian).
  8. Клешев В.А. (2011) Народная религия алтайцев: вчера, сегодня. Горно-Алтайск: ИП Высоцкая Г.Г.
  9. Косьмин В.К. (2024) Бурханизм — Ак Дьан: к вопросу о традициях. Научное и культурно-историческое значение Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Труды VI Международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию Н.К. Рериха и 100-летию экспедиции. Новосибирск: СО РАН: 136–142.
  10. Курчаков Р.С. (2003) Предисловие редактора. Шодоев Н.А., Курчаков Р.С. Алтайский билик — древние корни народной мудрости России. Казань: Центр инновационных технологий: 4–21.
  11. Кушнерик Р.А. (2024) Основные периоды адаптации буддийской культуры на территории Горного Алтая. Научное и культурно-историческое значение Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха. Труды VI Международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию Н.К. Рериха и 100-летию экспедиции. Новосибирск: СО РАН: 142–148.
  12. Мамыев Д.И. (2003) Духовная экология и культура в XXI веке. Шодоев, Н.А., Курчаков, Р.С. Алтайский билик — древние корни народной мудрости России. Казань: Центр инновационных технологий: 93–105.
  13. Муйтуева В.А. (2004) Традиционная религиозно-мифологическая картина мира алтайцев. Горно-Алтайск: ИП Высоцкая Г.Г.
  14. Ойноткинова Н.Р. (2021) Цветообозначения в мифологическом дискурсе алтайцев. Томский журнал лингвистических и антропологических исследований, 1: 47–63.
  15. Ойношев В.П. (2008) Система мифологических символов в алтайском героическом эпосе. Горно-Алтайск: Горно-Алтайская типография.
  16. Тадина Н.А. (2013) Два взгляда на бурханизм и алтай-кижи. Журнал социологии и социальной антропологии, 4: 159–166.
  17. Тадина Н.А. (2020) Современный бурханизм через историю в ритуальной жизни алтайцев. Известия Иркутского государственного университета. Серия Геоархеология. Этнология. Антропология, 31: 31–40. https://doi.org/10.26516/2227-2380.2020.31.31.
  18. Хвастунова Ю.В. (2019) Новый тип религиозного лидера в неоязычестве на примере группы Алтай Jан Ак Jан в Республике Алтай. Народы и религии Евразии, 1 (18): 104–112.
  19. Шерстова Л.И. (2013) Бурханизм и проблема новых идентичностей народов Горного Алтая. Народы и религии Евразии, 6: 243–250.
  20. Шодоев Н. (2009) Основы алтайской философии. Бийск: тип. «ИП Кудрин Е.И.».
  21. Шодоев Н.А., Курчаков Р.С. (2003) Алтайский билик — древние корни народной мудрости России. Казань: Центр инновационных технологий.
  22. Шеброва С.Я. (2023) Григорий Гуркин: национальные образы мира. СПб.: Интерсоцис.
  23. Щеброва С.Я. (2024) Областничество в судьбе Григория Гуркина. Вестник Санкт-Петербургского университета. История, 1: 75–88. https://doi.org/10.21638/spbu02.2024.105.
  24. Юданов А.В. (2008) Сакральный Каан-Алтай-Шамбала. Культура и традиции коренных народов Северного Алтая / Отв. ред. А.В. Малинов. СПб.: Изд-во СПбГУ: 371–391.
  25. Янутш О.А. (2023) Персонализация историко-культурного опыта как базовый механизм конструирования национальной идентичности (на примере Республики Алтай). Общество. Среда. Развитие, 3: 123–129. https://doi.org/10.53115/19975996_2023_03_123-129.
  26. Янутш О.А. (2022) Этнософия: 100 лет в поисках себя. Общество. Среда. Развитие, 4: 11–14.

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML


Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қолжетімді Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».