Проблема морально-психологической готовности будущих специалистов по социальной работе к работе с инвалидами

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Обоснование. В статье анализируются вопросы морально-психологической готовности студентов ― будущих профессиональных социальных работников ― к работе с инвалидами. Систематизированы отечественные и зарубежные подходы к определению категорий «готовность», «психологическая готовность», «морально-психологическая готовность» применительно к профессиональной социальной работе. Морально-психологическая готовность при этом понимается как важная и сложная многокомпонентная категория, синтетический конструкт и устойчивая характеристика субъекта учебно-профессиональной деятельности в его готовности к успешной реализации возложенных профессиональных функций и задач.

Цель исследования ― оценка морально-психологической готовности будущих профессиональных социальных работников к работе с инвалидами.

Материал и методы. Представлены данные опроса 178 студентов, обучающихся по направлению подготовки «социальная работа» (бакалавриат и магистратура) в трёх вузах России.

Результаты. Несмотря на положительное в целом отношение студентов к инвалидам по субъективной оценке, 1/5 (22,5%) часть из них отметила неготовность к работе с такой категорией лиц, что может быть свидетельством дисбаланса теоретической, практической составляющей их подготовки, а также морально-психологической неготовности студентов к будущей профессиональной социальной работе.

Заключение. На наш взгляд, формированию морально-психологической готовности будущих профессиональных социальных работников к работе с лицами с тяжёлыми формами нарушения здоровья, включая инвалидов, следует уделять особое внимание.

Об авторах

Марина Евгеньевна Кокорева

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

Автор, ответственный за переписку.
Email: malinka7171@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3889-5917
SPIN-код: 7844-2583

кандидат социологических наук

Россия, 117997, Москва, ул. Островитянова, дом 1

Валентина Леонидовна Баркова

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

Email: 2782737@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5177-1954
Россия, 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1

Елена Сайдзяновна Воробцова

Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова

Email: docvorobtsova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-6236-8412
Россия, 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1

Юлия Юрьевна Шурыгина

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

Email: juliaju@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4378-690X
Россия, Улан-Удэ, Республика Бурятия

Список литературы

  1. Dunn P., Hanes R., Hardie S., et al. Best practices in promoting disability inclusion within Canadian schools of social work // Disability Studies Quarterly. 2008. Vol. 28, N 1.
  2. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (последняя редакция). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/. Дата обращения: 05.12.2020.
  3. Приказ Минтруда России от 18 июня 2020 г. № 351 «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе»». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357716/. Дата обращения: 05.12.2020.
  4. Правовое обеспечение социальной работы: учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, О.Г. Прохоровой. Москва: Дашков и Ко, 2013. 253 с.
  5. Бондарев С.С., Усков В.М. Формирование морально-психологической готовности у студентов высших учебных заведений // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2010. Т. 9, № 2. С. 420–426.
  6. Усков В.М., Теслинов И.В., Сапожникова Н.Г. Педагогические процессы формирования морально-психологической готовности в образовательных учреждениях МЧС России // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: Материалы XI Международной научно-практической конференции, Тамбов, 25 мая – 01 июня 2015 г. Тамбов, 2015. С. 200–205.
  7. Puchkova I.M. Features of formation of psychological readiness for professional activity of foreign students // IEJME — Mathematics Education. 2016. Vol. 11, N 5. Р. 1441–1449.
  8. Uhryn O. Psychological readiness of students for professional life // Journal of Education Culture and Society. 2013. N 2. Р. 97–107.
  9. Альшевская Н.Е. Формирование профессиональных компетенций социального работника: эмпатия // Актуальные проблемы гуманитарного образования: Материалы II Международной научно-практической конференции, в 2 частях. Ч. 2. Минск, 22–23 октября 2015 г. Минск, 2015. С. 68–72.
  10. Лунегова Е.К. Проблемы формирования у будущих специалистов социальной сферы психологической готовности к работе с детьми-инвалидами // Вестник Казанского технологического университета. 2006. № 4. С. 304–309.
  11. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1 / под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. Москва: Педагогика, 1980. 229 с.
  12. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. (Издание исправленное и дополненное). Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 176 с.
  13. Popov L.M., Puchkova I.M. The model of the psychological readiness of students to the professional activity: theory and practice // The Social Sciences. 2015. Vol. 10, N 5. Р. 646–650. doi: 10.36478/sscience.2015.646.650
  14. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: учеб. пособие для инж.-пед. работников профтехобразования. Москва: Высшая школа, 1981. 175 с.
  15. Романова Е.С. Психология профессионального становления личности: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. Москва, 1992. 31 с.
  16. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. Москва: изд-во МГУ, 1984. 199 с.
  17. Асмаковец Е.С., Кожей С. Готовность студентов направления «Социальная работа» к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10, № 2. С. 38–53.
  18. Кудашова Л.А. Формирование морально-психологической готовности студентов вузов ― будущих социальных работников к профессиональной деятельности: Автореф. дис. … канд. педагог. наук. Саратов, 2002. 29 с.
  19. MacDonald J., Dunn P., Hanes R. Disability: from curriculum to accommodations, a decade of reflections. Halifax: Canadian Association of Schools of Social Work Education; 2003.
  20. Jurkowski E., Welch P. Integrating curriculum content on disability within social work practice: tools for curriculum building. Montpelier: The Congress of the International Association of Schools of Social Work; 2002. Р. 1–12.
  21. Johner R. Enhancing affective awareness of disability through shared learning in a social work classroom: a collaborative project // Faculty of Social Work. 2016. Vol. 7, N 15. doi: 10.4236/ce.2016.715211
  22. Orozco D.M. Job readiness of social workers serving individuals with development disabilities // Electronic Theses, Projects, and Dissertations. 2019. N 809. Режим доступа: https://scholarworks.lib.csusb.edu/etd/809. Дата обращения: 05.12.2020.
  23. Weiss J., Lunsky Y., Morin D. Psychology graduate student training in developmental disability: A Canadian survey // Canadian Psychology. 2010. Vol. 51, N 3. Р. 177–184. doi: 10.1037/a0019733
  24. Подлеснов А.А., Щербакова О.А. Подготовка студентов социально-культурного профиля к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как проблема теории и методики профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 12. С. 171–174. doi: 10.24158/spp.2017.12.37
  25. Шикун А.Ф., Шикун А.А., Скотников М.В. Профессионально-психологическая подготовленность к деятельности как психологическая проблема // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2009. № 1. С. 12–40.
  26. Baimenovaа B., Bekovaa Z., Saule Z. Psychological readiness of future educational psychologists for the work with children in the conditions of inclusive education // Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 205. Р. 577–583.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Распределение студентов по курсам обучения.

Скачать (112KB)
3. Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Считаете ли Вы проблему инвалидности социально значимой».

Скачать (60KB)
4. Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Каким источникам информации об инвалидах Вы доверяете и потому предпочитаете пользоваться».

Скачать (139KB)
5. Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Какие чувства Вы испытываете по отношению к инвалидам».

Скачать (77KB)
6. Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Влияет ли причина инвалидности на Ваше отношение к инвалидам».

Скачать (55KB)
7. Рис. 6. Распределение ответов на вопрос: «В общении с какими инвалидами Вы можете испытывать негативные чувства».

Скачать (115KB)
8. Рис. 7. Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы, что готовы работать с инвалидами (детьми-инвалидами)».

Скачать (56KB)

© ООО "Эко-Вектор", 2021



Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».