Социальные сети как средство получения сведений об онкологических заболеваниях

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современном мире, насыщенном информационными технологиями и ресурсами, особую роль начинает играть их качество и достоверность, полезность для аудитории. Сегодня каждому гражданину, имеющему доступ в интернет, доступна возможность изучения интересующей медицинской информации. Но запросы для поиска могут носить не только ознакомительный характер, например, об имени и квалификации специалиста, о месте расположения медицинской организации и так далее. Часто граждане запрашивают информацию непосредственно для постановки себе диагноза, для самолечения, назначения медицинских препаратов. Масштаб проникновения социальных сетей в жизнь населения даёт возможность комментировать диагноз, общаться в форумах по интересующим заболеваниям, в том числе онкологическим, а также по вопросам их профилактики. Одним из приоритетных направлений национального проекта «Здравоохранение», принятого по итогам заседания Президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г., является снижение показателей смертности от новообразований, в том числе злокачественных (до 185 случаев на 100 тыс. населения), и для достижения этой цели в том числе разрабатываются методы дополнительного информирования населения об онкологических заболеваниях, мерах их профилактики. Необходимо также учитывать, что от достоверности медицинского информирования зависит правильное использование полученной информации гражданами, следовательно, оно является важным и неотъемлемым условием сохранения и укрепления здоровья населения. В статье изложены результаты применения авторской методики автоматизированного процесса сбора и систематизации данных поисковых запросов в социальных сетях жителей Республики Татарстан при изучении информационных потребностей по теме онкологии. Выявлено, что экспертная информация лишь частично удовлетворяет информационные потребности населения по теме онкологии, соответственно, выдвинутая перед началом исследования гипотеза была подтверждена.

Об авторах

Алиса Фиргатовна Шакирова

Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан

Email: Alisa.Shakirova@tatar.ru
ORCID iD: 0000-0003-4187-6562
к.соц.н., научный сотрудник Казань, Россия

Валерия Олеговна Корунова

Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан

Email: Valeriya.Korunova@tatar.ru
ORCID iD: 0000-0002-2519-6332
научный сотрудник Казань, Россия

Список литературы

  1. Мельникова, М. С. Понятие «социальная сеть» в социологических теориях и интернет-практиках / М. С. Мельникова, И. П. Яковлев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. — 2014. — № 1. — С. 254–257. EDN: SBGPXV
  2. Сергодеев, В. А. Сетевые интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики / В. А. Сергодеев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2013. — № 1(113). — С. 132–137. EDN: QCKLAZ
  3. Wellman, B. Integrating Individual, Relational and Structural Analysis / B. Wellman, F. Ove, E. Vicente, L. Staffan, W. Craig // Social Networks. — 1991. — Vol. 13(3). — P. 223–249. doi: 10.1016/0378–8733(91)90007-G
  4. Achrekar, H. Twitter improves seasonal influenza prediction / H. Achrekar, A. Gandhe, R. Lazarus, S. Yu, B. Liu // Proceedings of the International Conference on Health Informatics — HEALTHINF. — 2012. — P. 61–70. doi: 10.5220/0003780600610070
  5. Heaivilin, N. Public Health Surveillance of Dental Pain via Twitter / N. Heaivilin, B. Gerbert, J. E. Page, J. L. Gibbs // Journal of Dental Research. — 2011. — Vol. 90(9). — P. 1047–1051. doi: 10.1177/0022034511415273
  6. Тихонова, А. В. Теоретические основы изучения социальных сетей в политической коммуникации и их характеристика / А. В. Тихонова, А. А. Агурова // Теории и проблемы политических исследований. — 2019. — Т. 8 — № 4A. — С. 24–32. doi: 10.34670/AR.2019.45.4.045; EDN: TXKOSM
  7. Макаревская, Ю. Э. Социальная сеть как индикатор жизненных ценностей современной молодежи (на примере социальной сети «ВКонтакте») / Ю. Э. Макаревская // Феноменология и практика девиантного поведения. Материалы XIII Всерос. науч. конф. (Краснодар, 18 октября 2019 г.). — Краснодар : Краснодарский университет МВД РФ, 2019. — С. 152–157. EDN: FOMJAY
  8. Устинова, О. Е. Социальные медиа как маркетинговый инструмент в цифровой экосистеме / О. Е. Устинова // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. — 2020. — № 3. — С. 437–439. EDN: FYPEAN
  9. Куликова, Е. С. Контент как один из инструментов цифрового маркетинга / Е. С. Куликова // Московский экономический журнал. — 2020. — № 7. — С. 29. EDN: OAFTPF
  10. Варачев, И. Н. Социальный медиа-маркетинг как вид современной бизнес-коммуникации / И. Н. Варачев // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2021. — № 94. — С. 40–42. EDN: NOLKSE
  11. Никольская, А. В. Применение метода контент-анализа в изучении отношения пользователей социальных сетей к современной российской медицине / А. В. Никольская, А. А. Костригин // Южно-российский журнал социальных наук. — 2019. — Т. 20. — № 1. — С. 72–90. doi: 10.31429/26190567–20–1–72–90; EDN: HPAWCW
  12. Груздева, М. А. Инструменты формирования самосохранительных практик населения: социальные сети и блогосфера / М. А. Груздева // Социальное пространство. — 2017. — № 4(11). — С. 5–16. EDN: ZRPGFL
  13. Ледовая, Я. А. Социальные сети как новая среда для междисциплинарных исследований поведения человека / Я. А. Ледовая, Р. В. Тихонов, О. Н. Боголюбова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология и педагогика. — 2017. — № 3. — С. 193–210. EDN: ZTLSPV
  14. Рунков, Я. К. Использование нейронных сетей в социальных коммуникациях и интернет-ресурсах, их обеспечивающих / Я. К. Рунков // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 12–5. — С. 676–677. EDN: VKGFJX
  15. Ирхин, Ю. В. Дискурс-анализ: сущность, подходы, методология, проектирование / Ю. В. Ирхин // Социально-гуманитарные знания. — 2014. — № 4. — С. 128–143. EDN: SIMRFT

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».