Социокультурные факторы в формировании образовательного потенциала регионов Северного Кавказа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целью проведённого исследования являлось выявление мотивов, ценностных и поведенческих установок, предпочтений, оказывающих влияние на развитие образовательного потенциала населения субъектов Северо-Кавказского федерального округа РФ. Определены основные проблемы доступности и качества в получении образования на разных стадиях его формирования, дана оценка влияния экономических, социальных и культурных ресурсов семьи на образовательные траектории. Исследование проводилось в южных национальных регионах России путём онлайн-опроса «Выявление особенностей социо-демографического, экономического и трудового поведения населения». Приведены результаты анализа полученных эмпирических данных. Показано, что определяющее влияние на образовательные траектории семей на Северном Кавказе оказывают, прежде всего, социокультурные факторы. Сформулированы направления развития образовательного потенциала населения СКФО, нацеленные на повышение качества и практической ценности образовательных программ, развитие приоритетных областей подготовки специалистов. Сделан вывод о том, что для совершенствования системы образования необходим комплексный подход, затрагивающий все уровни — от школьного до высшего и дополнительного образования. Ключевыми аспектами формирования программ развития образовательного потенциала являются практико-ориентированность обучения, доступность качественного образования для всех категорий населения, учёт этнокультурного многообразия и ориентация на приоритетные для развития региона направления подготовки кадров.

Об авторах

Хадижат Магомедовна Хаджалова

Институт социально-экономических исследований Дагестанского федерального исследовательского центра РАН

Email: chaha@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4466-324X
SPIN-код: 1385-6860
д.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник Махачкала, Россия

Шамиль Магомедович Гимбатов

Институт социально-экономических исследований Дагестанского федерального исследовательского центра РАН

Email: gimba@list.ru
ORCID iD: 0000-0002-8302-3544
SPIN-код: 8060-2928
к.э.н., ведущий научный сотрудник Махачкала, Россия

Список литературы

  1. Молчанов, И. Н. Формирование и оценка потенциала сферы образования в современной России / И. Н. Молчанов // Гуманитарные и социальные науки. — 2014. — № 2. — С. 406–410. EDN: SGQOAF
  2. Александрова, О. А. Рыночная трансформация образования и качество народонаселения / О. А. Александрова // Уровень жизни населения регионов России. — 2021. — № 2. — С. 167–177. doi: 10.19181/lsprr.2021.17.2.1; EDN: XXYWHB
  3. Беккер, Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / Г. С. Беккер. — Москва : ГУ-ВШЭ, 2013. — С. 78–82.
  4. Schultz, T. The Investment in Human Capital / T. Schultz // American Economic Review. — 1961. — No. 51. — P. 1–11.
  5. Петренко, Е. С. Ресурсный потенциал семьи и образовательные траектории детей и взрослых / Е. С. Петренко, Е. Г. Галицкая // Вопросы образования. — 2007. — № 3. — С. 240–254. EDN: IJRLRH
  6. Сорокин, П. А. Социальная и культурная мобильность / П. А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. Ю. А. Согомонов. — Москва : Политиздат, 1992. — С. 297–424.
  7. Бурдье, П. Формы капитала / П. Бурдье // Экономическая социология. — 2005. — № 3. — С. 60–74.
  8. Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты / отв. ред. В. Н. Шубкин. — Москва : Институт социологии РАН, 1994. — 180 с.
  9. Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ: по материалам массовых социологических обследований молодежи / отв. ред. В. Н. Шубкин, Д. Л. Константиновский. — Москва : ЦСО РАО, 1996. — 109 с.
  10. Хаджалова, Х. М. Качество формирует потенциал / Х. М. Хаджалова // Экономика труда. — 2015. Т. 2. — № 1. — С. 39–50. doi: 10.18334/et.2.1.49; EDN: UBMAEH
  11. Гимбатов, Ш. М. Социальные и демографические проблемы формирования трудового потенциала Северного Кавказа / Ш. М. Гимбатов, Ш. К. Кутаев, Х. М. Хаджалова [и др.] // Народонаселение. — 2023. — Т. 26. — № 1. — С. 135–146. doi: 10.19181/population.2023.26.1.11; EDN: QKLQBO
  12. Хаджалова, Х. М. Образовательный потенциал как стратегический ориентир социально-экономического развития / Х. М. Хаджалова // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2023. — № 5(151). — С. 109–115. doi: 10.26726/1812-7096-2023-5-109-115; EDN: AAMBXD

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».