Блогерство — хобби или профессия? Представления студенчества

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы блогерства как нового феномена в области цифровой коммуникации и социально-трудовой деятельности. Отношение к блогерству у представителей различных поколений неоднозначно, ассоциации, связанные с этим понятием, имеют высокую вариативность и недостаточно изучены. Цель исследования заключается в выявлении различий в мнениях студентов о блогерстве в зависимости от их принадлежности к возрастной группе, к поколению Z или Y. Ключевой исследовательский вопрос — воспринимается ли блогерство преимущественно как профессия или как хобби. Следует отметить, что профессия предполагает наличие соответствующего профессионального образования (диплома), и в нашей стране процесс обучения данной специальности находится на начальной стадии. В то же время блогерство может рассматриваться как форма трудовой деятельности как для лиц с профессиональным образованием, так и для тех, кто его не имеет. Объектом изучения является студенческая молодёжь поколений Z (зумеры) и Y (миллениалы). Эмпирической базой послужили данные опроса среди студентов-бакалавров (N = 539 человек). Полученные результаты показали наличие различий в представлениях о блогерстве в зависимости от возраста. Так, 51% представителей поколения Z рассматривают блогерство как трудовую деятельность, в то время как 29% считают его хобби. У представителей поколения Y мнения противоположны: 20% считают блогерство трудовой деятельностью, а 48% — хобби. Выявлены основные привлекательные аспекты блогерства как новой формы занятости: возможность заниматься любимым делом, самореализация, удалённая работа и гибкий график. Поколения Z и Y согласны с тем, что условия работы блогером способствуют достижению баланса между работой и личной жизнью. Основные недостатки профессионального блогерства связаны с неустойчивостью условий самозанятости: трудовой и финансовой нестабильностью, а также сверхзанятостью. Установлено, что поколенческие различия в восприятии блогерства как трудовой деятельности не влияют на мотивацию его выбора: 25% представителей поколения Z и 22% поколения Y хотели бы стать блогерами. Результаты исследования имеют теоретическое значение для специалистов, занимающихся новыми формами занятости. В практическом плане представляется перспективным развитие правового статуса блогерства и разработка образовательных и профессиональных стандартов для этой деятельности.

Об авторах

Татьяна Александровна Камарова

Уральский государственный экономический университет

Email: kta@usue.ru
к.э.н., доцент Екатеринбург, Россия

Наталья Владимировна Тонких

Уральский государственный экономический университет

Email: tonkihnv@usue.ru
к.э.н., доцент, зав. лабораторией Екатеринбург, Россия

Светлана Викторовна Бегичева

Уральский государственный экономический университет

Email: begichevas@mail.ru
к.э.н., доцент, доцент Екатеринбург, Россия

Список литературы

  1. Симонова, А. А. Феномен блогерства в контексте новых форм удалённой занятости / А. А. Симонова, В. В. Пить // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. — 2023. — Т. 9. — № 1. — С. 135–143. doi: 10.18413/2408-9346-2023-9-1-1-2; EDN: WUBBYM
  2. Ушанов, П. В. Русскоязычная блогосфера: традиции и инновации в политической коммуникации / П. В. Ушанов // Россия и АТР. — 2023. — № 4(122). — С. 37–49. doi: 10.24412/1026-8804-2023-4-37-49; EDN: PWGKFY
  3. Мацнева, М. А. Блогинг как новая коммуникативная практика / М. А. Мацнева // Вестник Минского государственного лингвистического университета. Серия 1: Филология. — 2023. — № 4(125). — С. 7–16. EDN: VZYGSK
  4. Андрияшина, А. А. Направления и перспективы развития международного Интернет-маркетинга / А. А. Андрияшина // Журнал социологических исследований. — 2024. — Т. 9. — № 1. — С. 78–82. EDN: TBGPRG
  5. Карпыкбаева, А. Б. Маркетинг влияния (Influencer-маркетинг) как стратегия бренда / А. Б. Карпыкбаева // Вестник экономики, права и социологии. — 2019. — № 4. — С. 16–19. EDN JWWILJ
  6. Костин, Д. М. Блогер как инструмент построения личного бренда персоны и репутации компании: тенденции и перспективы / Д. М. Костин // Научный журнал. — 2023. — № 1(66). — С. 18–27. EDN: UCYNHB
  7. Котенева, А. П. Влияние блогеров и знаменитостей на осведомлённость о продукции: анализ и перспективы / А. П. Котенева // Вестник науки. — 2023. — Т. 1. — № 12(69). — С. 133–138. EDN: MNFWAY
  8. Александровский, С. В. Как лидеры мнений помогают брендам на рынке общественного питания / С. В. Александровский, О. С. Силкина // Информационное общество. — 2021. — № 1. — С. 2–14. doi: 10.52605/16059921_2021_01_02; EDN: UEBMHD
  9. Cooley, D. The effect of social media on perceived information credibility and decision making / D. Cooley, R. Parks-Yancy // Journal of Internet Commerce. — 2019. — Vol. 18. — Iss. 3. — Р. 249–269. doi: 10.1080/15332861.2019.1595362
  10. Утегенова, В. Б. Привлечение инфлюенсеров (блогеров) для продвижения товаров или услуг бизнеса / В. Б. Утегенова, Ю. А. Шумилова // Бренд-менеджмент пространств: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (Тюмень, 20–21 мая 2021 г.). — Тюмень : Тюменский государственный университет, 2021. — С. 125–134. EDN: SKXUYO
  11. Галанова, А. В. Влияние социальных сетей на цены акций производителей одежды / А. В. Галанова, Д. И. Епифанова // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. — 2022. — № 2. — С. 71–93. doi: 10.38050/01300105202224; EDN: EATNTE
  12. Габитова, Э. Ф. Блогеры как дополнительный источник дохода для бюджета / Э. Ф. Габитова // Совершенствование налогового администрирования: материалы Пятой научно-практической конференции (Уфа, 10 декабря 2020 г.). — Уфа : Уфимский государственный авиационный технический университет, 2020. — С. 227–229. EDN: WQXASM
  13. Костин, Д. М. Необходимость легализации деятельности блогеров в России / Д. М. Костин // Научный журнал. — 2023. — № 1(66). — С. 12–18. EDN: TFSPFE
  14. Белякова, С. В. Блогерство как профессия XXI века / С. В. Белякова, А. С. Колотова, А. А. Попова // Наука и образование. — 2021. — Т. 4. — № 2. — Порядковый № 576. EDN: ROJJSQ
  15. Виноградова, К. Е. Журналисты-блогеры в системе инфлюенс-маркетинга / К. Е. Виноградова, О. В. Воронина // Брендинг как коммуникационная технология XXI века: материалы IX Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 27 февраля 2023 г.). — Санкт-Петербург : СПбГЭУ, 2023. — С. 156–158. EDN: KGTMZT
  16. Fulton, J. Media entrepreneurship: preparing students for work in a creative profession / J. Fulton // Australian Journalism Review. — 2019. — Vol. 41. — Iss. 1. — Р. 67–83. doi: 10.1386/ajr.41.1.67_1
  17. Авакимова, Е. А. Блогерство как форма сетевой журналистики: теоретический аспект / Е. А. Авакимова // Научный аспект. — 2024. — Т. 26. — № 2. — С. 3220–3225. EDN: MIIRTW
  18. Кожемякин, Е. А. Блоги как средство журналистской коммуникации / Е. А. Кожемякин, А. А. Попов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2012. — № 6(125). — С. 148–155. EDN: RMTXYT
  19. Долгорукова, И. В. Факторы конструирования блоггинга в профессиональной структуре российского общества / И. В. Долгорукова // Общество: социология, психология, педагогика. — 2023. — № 4(108). — С. 23–27. doi: 10.24158/spp.2023.4.2; EDN: KHFFNG
  20. Миронова, О. А. Проблемы и задачи цифрового образования в России в контексте теории поколений / О. А. Миронова // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2019. — № 1(65). — С. 51–63. EDN: ZCULPN

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».