Readiness of Moscow residents for financial relations in the format of sharing economy

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Recently, several trends have been observed that influence behavior of the population in the financial sphere. On the one hand, the burden of financing vital needs (medical care, housing, provision in old age) is increasingly shifting onto the shoulders of the citizens themselves, forcing them to think about additional sources of income. On the other hand, savings in rubles are being devalued by inflation, and the usual forms of storage are becoming less accessible or reliable — real estate is becoming more expensive, and a number of restrictions are imposed on foreign currency. Raising the key rate by the RF Central Bank, on the one hand, leads to such an influx of depositors tempted by high interest rates on deposits that rumors arise about a possible «freezing» of deposits, and on the other hand, it makes bank loans virtually inaccessible to citizens and small businesses. Thus, there is a number of problems faced by both those who need funds and those who strive to preserve or increase their savings. In the modern world, one of the ways to connect these two groups of interests is crowdlending — collective lending using digital platforms. In Russia, this segment of the sharing economy appeared in the early 2010s, however, despite the presence of objective prerequisites, the pace of its development remains low, especially in comparison with developed countries. The presented results of a sociological study characterize the attitude of Moscow residents to participation in crowdlending. Although a significant part of Muscovites with savings assesses the current opportunities for preserving and increasing them as insufficient, they are divided in half in terms of their willingness to participate in crowdlending. Unwillingness is associated with distrust of borrowers, platform organizers and the law enforcement system. Those who express willingness are attracted to crowdlending by independence of choosing investment projects, technological innovations, higher profitability, as well as the desire to do something common to all, to be involved in the development of other people and projects.

About the authors

Olga A. Aleksandrova

ISESP FCTAS RAS; Financial University under the Government of the Russian Federation

Email: a762rab@mail.ru
Doctor of Economics, Deputy Director for Research, ISESP FCTAS RAS; Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation Moscow, Russia

Ekaterina I. Borkovskaya

Financial University under the Government of the Russian Federation

Email: katrin_borkovskaya@mail.ru
Postgraduate Student Moscow, Russia

References

  1. Сироткин, А. С. Диджитализация и краудфинансы: особенности и перспектива в сфере финансовых технологий / А. С. Сироткин // Вопросы инновационной экономики. — 2019. — Т. 9. — № 4. — С. 1661–1676. doi: 10.18334/VINEC.9.4.41453; EDN: EDWQGX
  2. Ахмадиева, М. С. Краудфинансы, состояние и перспективы развития на современном этапе / М. С. Ахмадиева // Символ науки. — 2017. — Т. 1. — № 4. — С. 36–44. EDN: YNEIGT
  3. Платонова, Е. Д. Исследование генезиса и эволюции концепции шеринговой экономики в зарубежных публикациях (по материалам базы данных Scopus) / Е. Д. Платонова // Вестник евразийской науки. — 2019. — Т. 11. — № 1. — С. 34. EDN: YBYLNE
  4. Борковская, Е. И. Столичный каршеринг: отношение москвичей к новым моделям потребления транспортных услуг / Е. И. Борковская // Народонаселение. — 2024. — Т. 27. — № 1. — С. 60–70. doi: 10.24412/1561-7785-2024-1-60-70; EDN: PGQAQF
  5. Таранов, П. В. Шеринг в недвижимости: ключевые тренды в мировой экономике / П. В. Таранов, А. М. Басенко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2023. — № 2. — С. 230–233. doi: 10.23672/SAE.2023.43.81.001; EDN: ETKYXP
  6. Бартова, М. А. Крауд-платформы как альтернативный источник финансирования бизнеса: зарубежная и отечественная практика / М. А. Бартова, Е. Е. Ключников, М. О. Яковлева// E-SCIO. — 2020. — № 5. — С. 188–200.
  7. Kilborn, J. J. Crowdfunding and Crowdlending in the US: Regulations, Exemptions, and Outcomes / J. J. Kilborn. — URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3362591 (дата обращения: 13.02.2025).
  8. Ribeiro-Navarrete, S. Crowdlending: mapping the core literature and research frontiers / S. Ribeiro-Navarrete, J. Piñeiro, M. Á. López-Cabarcos, D. Palacios-Marqués. — URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s11846–021–00491–8 (дата обращения: 12.02.2025). doi: 10.1007/s11846-021-00491-8
  9. Анисимов И. В. Краудфандинг в современных российских исследованиях журналистики / И. В. Анисимов // МедиаАльманах. — 2019. — № 6. — С. 36–46. doi: 10.30547/mediaalmanah.6.2019.3646
  10. Gerber, E. Crowdfunding: Motivations and Deterrents for Participation. / E. Gerber, J. Hai. — URL: https://www.researchgate.net/publication/275961145_Crowdfunding_Motivations_and_Deterrents_for_Participation (дата обращения: 11.02.2025).
  11. Гордеев М. Н. Предикторы успешности краудфандингового проекта / М. Н. Гордеев // ЭКО. — 2019. — № 8(542). — С. 179–192. doi: 10.30680/ECO0131-7652-2019-8-179-192; EDN: BFIUDM
  12. Aaker, J. L. Why do people give? The role of identity in giving / J. L. Aaker, S. Akutsu. — URL: https://www.researchgate.net/publication/325641905_Why_do_people_give_The_role_of_identity_in_giving (дата обращения: 11.02.2025). doi: 10.1016/j.jcps.2009.05.010
  13. Martínez-Climent, C. The motivations of crowdlending investors in Spain / C. Martínez-Climent, M. Guijarro-García, A. Carrilero-Castillo. — URL: https://www.researchgate.net/publication/347586770_The_motivations_of_crowdlending_investors_in_Spain (дата обращения: 11.02.2025). doi: 10.1108/IJEBR-05-2020-0304
  14. Латышева, А. Н. Это не просто бизнес: социальная составляющая российского краудфандинга / А. Н. Латышева // Журнал исследований социальной политики. — 2017. — Т. 15. — № 4. — С. 660–668. doi: 10.17323/727-0634-2017-15-4-660-668; EDN: YMEPAS
  15. Александрова, О. А. Концептуальные подходы к формированию предпосылок для эффективного финансового просвещения населения России / О. А. Александрова, Н. В. Аликперова, К. В. Виноградова, Ю. С. Ненахова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2020. — Т. 13. — № 4. — С. 169–185. doi: 10.15838/esc.2020.4.70.10; EDN: KXVMQB

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».