Мужество быть, или Жизнестойкость как фактор экзистенциального самоопределения будущего учителя

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена ценностно-смысловому аспекту профессионального воспитания будущего учителя в условиях транзитивности. Источниками исследования послужили философские идеи экзистенциализма, психологические концепции жизнестойкости с применением метода моделирования, логического метода, сравнения и противопоставления, обобщения и классификации, а также теоретического анализа. Методологическую основу работы составили диалектический, экзистенциальный, системный подходы. Автор рассматривает категории «мужество быть» и «экзистенциальное самоопределение будущего учителя» в их диалектическом единстве. Мужество быть - это способность личности противостоять трудностям и испытаниям, сохранять оптимизм и находить решения в сложных ситуациях. Под экзистенциальным самоопределением будущего учителя понимается некий внутренний ресурс профессионала, проявляющийся, с одной стороны, в готовности человека к переменам, быть мобильным, способным действовать в нестандартных трудовых ситуациях, быть ответственным и самостоятельным в принятии решений, ведущих к повышению эффективности работы, способности к конструктивному преодолению возникающих дефицитов, а с другой - способствующий осмыслению ценности жизни, внутреннему выбору как ключевой стратегии преодоления внутренних и внешних противоречий. Соответственно, яркое экзистенциальное самоопределение будущего учителя способствует культивированию его мужества быть, а наличие жизненной устойчивости помогает ему лучше понимать себя и свою роль в образовательном процессе. Отмечается, что психолого-педагогические исследования, рассматривающие философскую проблему «мужество быть», развивают теорию жизнестойкости, в которых последняя понимается как личностная переменная, позволяющая преодолевать стресс, сохранять свой внутренний баланс, иметь успех в жизни; рассматривается как фактор экзистенциального самоопределения личности. Автор статьи эмпирически исследует уровень жизнестойкости у студентов педагогического университета, делает умозаключение о важности и насущной необходимости взращивать рефлексивно-субъектную позицию у будущих учителей, что выступает одним из главных психолого-педагогических условий выработки готовности к экзистенциальному самоопределению личности студента. Предлагается внедрение в процесс подготовки учителей спецкурса «Доминанты профессионального воспитания в вузе: экзистенциальное самоопределение будущего учителя». Описывается его содержание, структура.

Об авторах

Евгений Анатольевич Исаев

Воронежский государственный педагогический университет

Email: evg77237009@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент, доцент Воронеж, Россия

Список литературы

  1. Isaev E. A. Student’s Linguistic Personality and Multicultural Self-Organization through Foreign Language Teaching. Language and Culture. 2015. № 1 (29). С. 96–103.
  2. Музалева Д. А. Профессиональная жизнестойкость педагога как частный случай жизнестойкости личности // Мир педагогики. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/43PDMN322.pdf (дата обращения: 07.05.2024).
  3. Володина Т. В. Психолого-педагогическая модель развития жизнестойкости педагога: автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 2014. 24 с.
  4. Смокотин В. М., Гураль С. К. Понятие языка всемирного общения и его место среди вариантов английского языка и в глобальной системе языков // Язык и культура. 2023. № 62. С. 73–89.
  5. Личностный потенциал: структура и диагностика / под. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 680 с.
  6. Пауль Тиллих. Избранное: Теология культуры: пер. с англ. М.: Юрист, 1995. 479 с.
  7. Лифинцева Т. П. Категория «мужество быть» в онтологии, антропологии и этике Пауля Тиллиха // История философии. 2013. № 10. С. 50–67.
  8. Tillich P. The courage to be. New Haven: Yale University Press, 2000. 197 p.
  9. Гришина Н. В. Введение в экзистенциальную психологию: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2015. 120 с.
  10. Тиллих П. Мужество быть: пер. с англ. М.: Модерн, 2011. 238 с.
  11. Maddi S. R. Hardiness: The courage to grow from stresses // Journal of Positive Psychology. 2006. № 1 (3). P. 160–168.
  12. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
  13. Артамкина О. Ю. Особенности жизнестойкости современных педагогов // Вестник науки. 2023. Т. 4, № 2 (59). С. 81–94.
  14. Шерешкова Е. А. Взаимосвязь личностных свойств и жизнестойкости будущих педагогов // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 1 (41). С. 112–119.
  15. Ванакова Г. В. Психологическая поддержка развития жизнестойкости студентов: дис. … д-ра психол. наук. Биробиджан, 2014. 462 с.
  16. Волобуева Н. М. Психологическая культура как условие жизнестойкости человека, попавшего в сложную жизненную ситуацию // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 12 (107). С. 279–286.
  17. Сова Ю. И Смысловая саморегуляция жизнестойкого отношения студента к кризисным ситуациям: автореф. дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2009. 21 с.
  18. Wosnitza M., Peixoto F., Beltman S., Mansfield C. F. Resilience in Education: Concepts, Contexts and Connections. Cham, Springer, 2018. https://doi.org/10.1007/978-3-319-76690-4
  19. Fletcher D., Sarkar M. Psychological resilience: A review and critique of definitions, concepts, and theory // European Psychologist. 2013. № 18. P. 12–23.
  20. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. С. 87–101.
  21. Фризен М. А., Яницкий М. С., Серый А. В. Личностная автономия руководителей, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере образования // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 132–139.
  22. Фризен М. А. Жизнестойкость как внутренний ресурс профессиональной деятельности педагога // Организационная психология. 2018. Т. 8, № 2. С. 72–85.
  23. Терещенко Ю. А. Формирование рабочей учебной программы дисциплины бакалавриата с учетом требований «Ядра высшего педагогического образования» // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2024. Вып. 2 (232). С. 25–33. doi: 10.23951/1609-624X-2024-2-25-33

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».