THE INDEPENDENT WORK IN A FOREIGN LANGUAGE FOR TEACHING SELF-DIRECTED LEARNING

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Introduction. The problem of developing skills in self-directed learning in teaching a foreign language in students of non-linguistic specialties is particularly relevant under conditions of distance or hybrid education. Aim and objectives. The aim of this article is to investigate the correlation of the concepts of “self-directed learning” and “independent work” in teaching a foreign language and to determine the role of the teacher in the organization of independent work of students.Materials and methods. In examining the problem the authors have chosen research methods as follows: 1) theoretical: analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, analysis of normative documents defining the educational policy of the Russian Federation; 2) empirical: studying the experience of foreign language teaching at the university, monitoring of the academic process of foreign language at the university, surveying of students and teachers; 3) statistical methods.Results and discussion. The correlation of the concepts of “independent work” and “self-directed learning” is considered. A practical study is presented. The teacher role in organizing independent work and in the process of forming the ability of students for self-directed learning in teaching a foreign language is determined. The subjectness of student is considered.Conclusion. The teaching on the basis of self-directed learning optimizes the educational process at the university, both in the conditions of traditional and hybrid learning. It will increase the professional value and competitiveness of university graduates in the Russian and international labor market.

About the authors

Elena Aleksandrovna Sysa

National Research Tomsk Polytechnic University

Email: jella-lumen@yandex.ru
pr. Lenina, 30, Tomsk, Russian Federation, 634050

Elena Sergeyevna Goryunova

National Research Tomsk State University

Email: lena30982@yandex.ru
pr. Lenina, 36, Tomsk, Russian Federation, 634050

References

  1. Oliveira L. et al. Emergency Remote Learning during COVID-19: socio-educational impacts on Portuguese students // Educating Engineers for Future Industrial Revolutions. 2021. Vol. 1328. P. 303.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (бакалавриат по направлению подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника). URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/130302_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 19.02.2022).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения). URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/410305_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 08.04.2022).
  4. Жарова Л. В. Учить самостоятельности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 205 с.
  5. Лында А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Высшая школа, 1979. 159 с.
  6. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
  7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2001. 384 с.
  8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ». 2005. 448 с.
  9. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во М-ва просвещения РСФСР. 1961. 239 с.
  10. Кирк Я. Г. Организация самостоятельной работы студентов в малых группах в курсе общей физики // Современные проблемы науки и образования № 4. 2012. URL: http://www.science-education.ru/104-6612 (дата обращения: 02.03.2022).
  11. McNaughton S., Billot J. Negotiating academic teacher identity shifts during highereducation contextual change // Teach. High. Educ. 2016. Voi. 21. P. 644–658 ().
  12. Фоменко Л. Б. Обучение студентов технического вуза стратегиям самостоятельной работы с использованием новых информационных технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ижевск, 2007. 18 с.
  13. Аникина Ж. С. Развитие умений учебной автономии у студентов вуза при обучении иностранному языку // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2014. № 13 (342). C. 20–23.
  14. Тамбовкина Т. Ю. Самообучение иностранным языкам как подсистема вузовского лингвистического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 50 с.
  15. Раицкая Л. К. Дидактическая концепция самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2013. 55 с.
  16. Перлова И. В. Дидактическое содержание и организация самостоятельной работы при обучении иноязычному информативному чтению: дис. … канд. пед. наук. Москва, 1997. 226 с.
  17. Колесников А. А. Самостоятельная работа при обучении иностранному языку в условиях учебной автономии // Иностранные языки в школе. 2019. № 9. С. 2–11.
  18. Серова Т. С., Пипченко Е. Л., Червенко Ю. Ю. Макротекст и гипертексты как объект гибкого иноязычного чтения и источник информации в учебно-исследовательской деятельности студентов // Язык и культура. 2016. № 2 (34). С. 157–176. doi: 10.17223/19996195/34/
  19. Anikina Z., Sobinova L., Isaeva J. SLA as a Vital Part of Continuous Professional Development Among Academics // In International Conference on Interactive Collaborative Learning. 2016, September. Springer, Cham. P. 577–582.
  20. Шеманаева М. А. Индивидуальная образовательная траектория как форма синхронно-асинхронной образовательной деятельности // Язык и культура. 2017. № 39. С. 283–297. doi: 10.17223/19996195/39/20
  21. Сыса Е. А. Обучение иноязычному чтению с использованием стратегий на основе самостоятельной учебно-познавательной деятельности (технический вуз, немецкий язык): дис. … канд. пед. наук. Томск, 2018. 280 с.
  22. Горюнова Е. С. Организация самостоятельной работы в интегрированном обучении иноязычному профессиональному общению: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2017. 219 с.
  23. Лошкарева Н. А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1981. 88 с.
  24. Леонтьев А. А. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политическая литература. 1975. 304 с.
  25. Поташник М. М. Качество образования: проблемы и технологии управления. М.: Пед. об-во России, 2002. 352 с.
  26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. 720 с.
  27. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: АСТ: Хранитель, 2008. 668с.
  28. Пидкасистый П. И. Педагогика: учебник для студентов пед. уч. заведений. М.: Пед. общество России, 2002. 500 с.
  29. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами. М.: Академия, 2002. 384 с.
  30. Годник С. М. Преемственность воспитательно-образовательной деятельности в условиях непрерывного образования. Перспективы развития системы непрерывного образования: сб. науч. тр. М.: Педагогика, 1990. С. 148–169.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».