SELF-EDUCATION IN THE SPACE OF ADULTS EDUCATION: RESOURCES AND DEFICIENCY

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Introduction. Self-education is for an adult a skill necessary for a full-fledged life in conditions of constant uncertainty. This type of activity is inextricably linked with the subject position, the author’s attitude to his education and life in general. The stage-by-stage formation of subjectness includes the school and university period, the further construction of an individual educational path depends on the formed readiness for self-education, the availability of relevant experience. Support in the development of self-education skills can be obtained in formal education, in non-formal education communities, as well as in educational informational resources. These practices of these types of continuing education constitute the space of adult education that implements the variability of support.The aim of the research is to analyze the resources available in the space of adult education to support the development of self-education skills, as well as deficits in this area.Material and methods. The material was the theoretical sources and practices of teaching self-education and the development of the ability of self-education, interviews with part-time adjuncts of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.Results and discussion. The topic of teaching self-educational activity has been sufficiently studied. In the Soviet period, the methods and techniques of appropriate teaching during the school period were described. Currently, secondary education solves the problem by engaging children in research activities, so it leads to the progress of personalized education development. However, progress on this issue remains unsatisfactory. The preparation of teachers for self-educational activity is problematized, because without such skills, it is impossible to organize the development of students. In organizations of higher education, the revealed underdevelopment of self-educational activity can be compensated by appropriate programs of psychological and pedagogical support. Teachers need special pedagogical skills. In the field of non-formal education, an adult has the opportunity to develop the ability of self-education by joining self-organizing communities when the need arises to renew knowledge. However, the intensity of his life activity often prevents this. The resource of informal education (educational content) is not quite relevant. Live offline interaction with a mentor, consultant, a strategy for quick support of the resumption of educational activities are in demand. The aspect of psychological support is important.Conclusion. The problem of developing the ability to self-educate adults is seen as being solved by implementing the trinity of formal, non-formal and informal types of lifelong education as a structure that reveals options for eliminating the deficit of knowledge and skills: from practice-oriented modules in educational programs of formal education, mutual learning in self-organizing communities of non-formal education before navigating informal sources.

About the authors

Marina Rimantasovna Ilakavichus

Saint-Petersburg University of the MIA of Russia

Email: marinaorlova_99@inbox.ru
ul. Letchika Pilyutova, 1, Saint-Petersburg, Russian Federation,198206

References

  1. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб.: Воронеж, 1995. 232 с.
  2. Звягинцева Н. Ю. Сопряженное формирование инновационной компетентности старшеклассника в самообразовательной деятельности // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. 2012. Вып. 4. С. 48–54.
  3. Илакавичус М. Р., Якушкина М. С. Развитие образовательных сервисов для взрослого населения как условие формирования национально-региональных взаимодополняемых образовательных ресурсов СНГ // Человек и образование. 2017. № 1. С. 22–28.
  4. Манокин М. А. Ювенилизация современного общества: культурологические аспекты // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. № 3. С. 77–81.
  5. Ядова М. А. Молодежь в современном мире: тенденции взросления // Россия и современный мир. 2018. № 4 (101). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-v-sovremennom-mire-tendentsii-vzrosleniya (дата обращения: 25.04.2022).
  6. Bernardini J. The role of marketing in the infantilization of the postmodern adult. URL: http://www.uta.edu/huma/agger/fastcapitalism/10_1/bernardini10_1.html (дата обращения: 20.04.2022).
  7. Баксанский О. Е., Скоробогатова А. В. Психологические особенности развития личности в период молодости // Образовательные технологии. 2020. № 2. С. 77–86.
  8. Корвяков В. А. Научно-практические основы формирования самообразовательной деятельности студента в условиях многоуровневого высшего образования: дис. … д-ра пед. наук. Оренбург, 2008. 42 с.
  9. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 352 с.
  10. Ермолаева М. Г. Авторская позиция учителя как предмет педагогического исследования. СПб.: СПб АППО, 2010. 120 с.
  11. Дайри Н. Г. Основное словить на уроке. М.: Просвещение, 1987. 100 с.
  12. Гусейнов А. З. Современные подходы к сущности самостоятельной деятельности учащихся // Образование в современном мире: сб. науч. ст. Саратов: СНИГУ им. Н. Г. Чернышевского, 2019. С. 146–151.
  13. Меркулова О. П., Хачатурова М. А. Психологическая поддержка становления готовности к самообразованию в процессе обучения в вузе // Современные технологии образования взрослых: сб. науч. ст. Гродно: ГрГУ. 2013. С. 56–62.
  14. Гасинец М. В., Капуза А. В., Добрякова М. С. Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 75–97.
  15. Kazarenkov V. I., Kazarenkova T. B. Self-education of students in the context of lifelong learning // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2015. № 13 (eng). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/self-education-of-students-in-the-context-of-lifelong-learning (дата обращения: 25.04.2022).
  16. Персонализированное образование. Вебинар с Сергеем Ловягиным. 21.10.2021. URL: https://www.youtube.com/watch (дата обращения: 24.04.2022).
  17. Пеша А. В. Развитие цифровых компетенций и цифровой грамотности в XXI веке: обзор исследований // Образование и саморазвитие. Т. 17, № 1. С. 201–220.
  18. Why Self-Education is Important to Your Success in Life. URL: https://stunningmotivation.com/self-education-important-success/ (дата обращения: 20.04.2022).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».