Prose Miniatures of A. Givargizov from the Book “Transition”: Experience of Analysis of a Creolized Text

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The existing studies of techniques and strategies of text creolization prove the interest of scientists in semiotically complex objects that combine the principles of verbal and visual coding of information. However, the creolized prose miniature for children is a little-studied phenomenon, although it occupies a significant place in the history of children’s literature and the modern literary process. The aim is to analyze the features of creolized prose miniatures for children created by modern writer Arthur Givargizov and illustrator Victoria Semykina. The research material is prose miniatures from the book “Transition” by Arthur Givargizov. The research is carried out in line with the semiotic approach to text analysis, based on literary works on prose miniature, including in the works of modern children’s writers, as well as on techniques and strategies of text creolization.The creolized prose miniature for children is an integral verbal-visual phenomenon that incorporates the properties of various sign systems. Its characteristic features are a laconic plot and (or) figuratively completed verbal text that makes up a figurative and semantic unity with visual elements.Prosaic miniatures can go back to a variety of genre matrices. Artur Givargizov turns to the genres of anecdote and fiction. The absurdist poetics of the texts also determines the specifics of the illustrations: they show the artist’s play with proportions, onomatopoeia is used as elements of illustration, etc.Thematically, the miniatures of Givargizov’s book “Transition” beat the title of the book. In general, they are about the rules of a child’s existence in social and fantasy-game realities, about the possibilities and difficulties of transition from one to another. Another meaning of the title of the book is the comprehension of the difficulties of transition from the language of traffic rules symbols to the language of the game, which cause communicative failures in the relations of children and adults. When creolizing miniatures of the book “Transition”, different strategies are used: in most cases, the image frames the text, creating additional semantic accents and bringing the artist’s interpretation into the ideological and thematic field of the work. But in a number of A. Givargizov’s miniatures, the visual appearance of the printed text created by V. Semykina is turned into part of the illustration: the font and its location completes the image, which, in turn, complements or reinforces the associative and ideological-thematic content of the verbal text. The figurative-semantic fusion of the verbal and visual components in the book “Transition” allows us to talk about a creolized text. Through the strategies of croelization by Arthur Givargizov and Victoria Semykina, the author’s game is realized with the reader/viewer, who is invited to grasp the semantic relationship of the verbal and visual components of the text.

About the authors

Elena Yuryevna Khodina

Tomsk State Pedagogical University; The Irkutsk Regional Children Library named after Mark Sergeev

Email: metod@iodb.ru; olkhon2016@gmail.com
ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061; ul. Sverdlova, 23, Irkutsk, Russian Federation, 664025

References

  1. Гиваргизов А. А. Переход / художник Виктория Семыкина. М.: Эгмонт, 2018. 64 с. (Пестрый квадрат).
  2. Кочергина А. А. Поэтика авангарда в творчестве современных детских писателей: дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2017. 184 с.
  3. Кочергина А. А. Приемы построения абсурдного текста у Артура Гиваргизова // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 3–4. С. 39–44.
  4. Леонова Е. Ю. Приемы создания абсурдного в стихотворениях для детей Ю. Мориц и А. Гиваргизова // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2021. № 3. С. 74–83.
  5. Войтас С. А. Миниатюра в контексте русской лирической прозы 1960–80-х годов: дис. … канд. филол. наук. М., 2002. 196 с.
  6. Геймбух Е. Ю. Поэтика жанра лирической прозаической миниатюры (лингвостилистический аспект): дис. … д-ра филол. наук. М., 2006. 401 с.
  7. Гинда Е. Н. Прозаическая миниатюра в советской литературе 60–80-х годов (на материале рус., укр. и белорус. литератур): дис. … канд. филол. наук. Одесса, 1988. 158 с.
  8. Земляковская А. А. Жанрово-композиционные особенности собраний миниатюр М. М. Пришвина. Мичуринск: МГПИ, 2005. 95 с.
  9. Котова В. Ю. Пейзажная миниатюра в русской прозе второй половины XX века: И. С. Соколов-Микитов, Ю. Н. Куранов, В. П. Астафьев, В. А. Бочарников, Ю. В. Бондарев, Б. Н. Сергуненков: дис. … канд. филол. наук. Сыктывкар, 2001. 226 с.
  10. Минакова А. В. Миниатюра в русской прозе первой трети ХХ века: дис. ... канд. филол. наук. М., 2016. 171 с.
  11. Ольховская Ю. И. Жанровые процессы в прозе М. М. Пришвина: от миниатюры к контекстовым лирическим формам: дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2006. 188 с.
  12. Орлицкий Ю. Б. Прозаическая миниатюра в творчестве Хлебникова // Велимир Хлебников в новом тысячелетии. М.: ИМЛИ РАН, 2012. C. 107–117.
  13. Федь Т. Н. Малые жанровые формы современной русской прозы (В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Пикуль, Ю. Бондарев): дис. … канд. филол. наук. М., 1993.
  14. Шольц У. Жанр миниатюры в творчестве М. М. Пришвина (1930–40-е гг.): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1986. 15 с.
  15. Проходова В. П. Эволюция жанра миниатюры в прозе И. А. Бунина: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1990. 21 с.
  16. Полева Е. А. Жанр автобиографического миниатюрного рассказа о детстве: проза Ангелики Сумбаевой // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. Вып. 2 (179). С. 87–92.
  17. Полева Е. А. Приемы языковой игры в прозаических миниатюрах современных региональных писателей для детей // Русская речевая культура и текст: материалы X Междунар. науч. конф., посвященной 25-летию кафедры русского языка / под общ. ред. Н. С. Болотновой. 2018. С. 122–128.
  18. Полева Е. А. Художественное своеобразие миниатюр Татьяны Мейко и Анны Никольской в контексте развития жанров прозаической миниатюры для детей и лирико-философской сказки // Сибирская литература для детей и юношества: тенденции и контекст развития (1950–2010-е гг.) / под ред. Е. А. Полевой. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2016. С. 33–52.
  19. Полева Е. А. Художественное своеобразие прозаических миниатюр-сказок Татьяны Мейко // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 10 (163). С. 172–178.
  20. Харитонова Е. В. Малая проза в творчестве современных детских писателей Урала: жанрово-стилевая вариативность // Филологический класс. 2018. № 3 (53). С. 135–141.
  21. Чернявская Ю. О., Мамедова Э. С. Трансформация фольклорной традиции в малой прозе С. Силина // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021. Вып. 1 (213). С. 104–113. doi: 10.23951/1609-624X-2021-1-104-113
  22. Барковская Н. «Книжки с картинками»: дискурсивный конфликт вербального и визуального текстов // Детские чтения. 2014. № 2 (006). С. 196–209.
  23. Блинов В. Русская детская книжка-картинка 1900–1941. М., 2005. 224 с.
  24. Скаф М. Визуальная литература. Речевые фигуры и тропы // Детские чтения. 2014. № 2 (006). С. 209–220.
  25. Скаф М. Комикс и книжка-картинка: границы визуально-литературных жанров // Детские чтения. 2016. № 10. С. 285–303.
  26. Galef D. Brevity: A Flash Fiction Handbook. Columbia University Press, 2016. 160 p.
  27. Moore D. W. The Best of Brevity: Twenty Groundbreaking Years of Flash Nonfiction. Rose Metal Press, 2020. 276 p.
  28. Nikolajeva M., Scott C. How Picturebooks Work (Children’s Literature and Culture). Routledge, 2015. 308 p.
  29. Ommundsen A. M. Looking Out and Looking In. National Identity in Picturebooks of the New Millennium. Novus Press, 2013. 201 p.
  30. Rogers R. Representations of Slavery in Children’s Picture Books. Routledge, 2020. 220 p.
  31. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция. М.: Наука, 1990. 294 с.
  32. Сергеев Д. Что мы читаем? К определению детской книжки-картинки // Детские чтения. 2019. № 16 (2). С. 400–415.
  33. Семьян Т. Ф. Визуальный облик прозаического текста как литературоведческая проблема: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Челябинск, 2006. 43 с.
  34. Зенкин С. Теория литературы. Проблемы и результаты: учеб. пособие для магистратуры и аспирантуры. М.: НЛО, 2018.
  35. «Простите, а где здесь Переход?»: интервью с В. Семыкиной. URL: https://illustrator-uroki.com/kak-narisovat-knizhku/ (дата обращения: 20 ноября 2022).
  36. Бекетова Д. М. Поэтика абсурда в лирике А. Гиваргизова // Абсурд, гротеск и фантастика в визуальных измерениях: сб. статей / сост. и ред. В. Я. Малкина, С. П. Лавлинский. М.: Эдитус, 2019. С 129–136.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».