Визуальное восприятие иконичности родного (русского) языка с учетом нейрокогнитивного профиля

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье изложены результаты исследования визуального восприятия иконичности родного (русского) языка с учетом нейрокогнитивного профиля с помощью метода «Лексическое решение» у испытуемых с правшеством и левшеством.Процедура психосемантического исследования проходила по классической схеме метода «Лексическое решение» в парадигме принятия решения о семантическом стимуле как слове или не слове с ограничением времени на выбор. Испытуемому предъявлялись стимулы трех типов: звукоизобразительные (ЗИ) слова, распределенные на четыре группы в соответствии со стадиями деиконизации или утраты иконичности (32 слова – по восемь из каждой группы), не-ЗИ слова (32), не слова (64) в случайном порядке. В ходе проведения пробы проводилась фиксация следующего ряда показателей: время опознания, количество ошибок опознания, количество опозданий. Экспериментальной сессии предшествовала тренировочная, во время которой предъявлялись 10 слов и не слов в случайном порядке. Также в рамках данного исследования использовались классические методики определения нейрокогнитивного профиля у испытуемых.По итогу анализа полученных результатов исследования можно сделать вывод, что респонденты с левшеством характеризуются ригидностью и слабой автоматизацией познавательных функций, импульсивностью, более широким диапазоном эквивалентности; также испытуемые с ведущей левой рукой чаще дают неверные ответы в пробах «ЗИ-1», «ЗИ-3» и «Не слово», тратят больше времени и чаще не успевают дать ответ на ЗИ стимул по сравнению с респондентами-правшами. В то же время у испытуемых с ведущей правой рукой визуальное восприятие звукоизобразительных слов чаще более точное, чем у испытуемых с левшеством.Проведенное исследование указывает на статистически достоверные различия в точности и скорости опознания ЗИ стимулов разных типов у людей, относящихся к праворуким или леворуким. Полученные результаты требуют дополнительных уточнений на более объемной выборке для подтверждения имеющихся данных, что, возможно, будет являться следующим этапом исследования.

Об авторах

Самира Рамиз кызы Джафарова

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: samira9508@gmail.com
студент программы переподготовки по направлению «клиническая психология» Санкт-Петербург, Россия

Любовь Олеговна Ткачева

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: l.tkachewa@spbu.ru
кандидат психологических наук, инженер лаборатории психофизиологии, старший преподаватель Санкт-Петербург, Россия

Список литературы

  1. Nielsen A. K., Dingemanse M. Iconicity in Word Learning and Beyond: A Critical Review // Language and speech. 2021. № 64 (1). P. 52–72. https://doi.org/10.1177/0023830920914339 (дата обращения: 14.11.2022).
  2. Kawahara S. Sound symbolism and theoretical phonology // Language and Linguistics Compass. 2020. № 14 (8). P. e12372.
  3. Ramachandran V. S., Hubbard E. M. Synaesthesia – a window into perception, thought and language // Journal of consciousness studies. 2001. № 8 (12). P. 3–34.
  4. Sidhu D. M., Pexman P. M. Five mechanisms of sound symbolic association // Psychonomic bullet in&review. 2018. № 25 (5). P. 1619–1643.
  5. Tkacheva L. O., Sedelkina Y. G., Nasledov A. D. Possible cognitive mechanisms for identifying visually-presented sound-symbolic words // Psychology in Russia: State of theart. 2019. № 12 (1). P. 188–200.
  6. Семенович А. В. Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей. 4-е изд. М.: Генезис, 2009. 250 с.
  7. Беглова Л. И., Скобенко Л. Д. Организация процесса обучения леворуких детей в начальной школе // Инновационная наука. 2018. № 9. С. 50–53.
  8. Широкова И. В. Психологические аспекты леворукости: понятие, причины, особенности // Комплексные исследования детства. 2019. № 1, т. 1. С. 73–79.
  9. Avezmurodovich O. R. Difficulties in learning to write and read left-handed children // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 2020. 8 (8), 40. Т. 45.
  10. Данилова Н. Н. Психофизиология. М.: Аспект-Пресс, 1999. 368 c.
  11. Постоев В. А., Пахомов В. П. Современные нейропсихологические представления о феномене левшества // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. Вып. 2 (92). С. 113–117.
  12. Аракелов Г. Г., Шотт Е. К. Особенности стрессовой реакции у правшей и левшей // Вестник Московского университета. 2004. Серия 14: Психология, № 2. С. 3–21.
  13. Pardeshi P., Akita K. Ideophones, mimetics and expressives. 2019. 335 p.
  14. Flaksman M., Bauer M., Zirker A., Fischer O., Ljungberg C. Iconic treadmill hypothesis // Dimensions of iconicity, 2017. P. 15–38.
  15. Voeltz F. E., Kilian-Hatz C. (Eds.). Ideophones (Vol. 44). John Benjamins Publishing, 2001. P. 1–8.
  16. Monaghan P., Fletcher M. Do sound symbolism effects for written words relate to individual phonemes or to phoneme features? // Language and Cognition. 2019. № 11 (2). P. 235–255.
  17. Sidhu D. M., Vigliocco G., Pexman P. M. Effects of iconicity in lexical decision // Language and cognition. 2020. № 12 (1). P. 164–181.
  18. Citron, F. M., Weekes B. S., Ferstl E. C. How are affective word ratings related to lexicosemantic properties? Evidence from the Sussex Affective Word List // Applied Psycholinguistics. 2014. № 35 (2). P. 313–331.
  19. Vermeulen N., Corneille O., Niedenthal P. M. Sensory load in curs conceptual processing costs // Cognition. 2008. № 109 (2). P. 287–294.
  20. Connell L., Lynott D. Strength of perceptual experience predicts word processing performance better than concretenessor imageability // Cognition. 2012. № 125 (3). P. 452–465.
  21. Болдырев Н. Н. Когнитивный подход в лингвистике и смежных областях знаний // Вопросы когнитивной лингвистики. 2020. № 2. С. 5–25. doi: 10.20916/1812-3228-2020-2-5-25
  22. Флаксман М. А., Лавицкая Ю. В., Седёлкина Ю. Г., Ткачева Л. О. Критерии отбора стимульного материала для исследования визуального восприятия звукоизобразительных слов родного и иностранного языка методом «Лексическое решение» // Дискурс. 2020. № 6 (5). С. 97–112. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-5-97-112 (дата обращения: 14.11.2022).
  23. Rayner K., Pollatsek A. Eye-Movement Control in Reading // Handbook of Psycholinguistics (Second Edition) / ed. by M. J. Traxler, M. A. Gernsbacher. Academic Press, Elsevier, 2006. P. 613–657. URL: https://doi.org/10.1016/B978-012369374-7/50017-1 (дата обращения: 14.11.2022).
  24. Фоносемантика: опыт междисциплинарного исследования / М. А. Флаксман, Л. О. Ткачева, Ю. Г. Седёлкина, Ю. В. Лавицкая и др. М.: Мир науки, 2022. 229 с. URL: https://izd-mn.com/69mnnpm22.html (дата обращения: 11.01.2023).
  25. Киосе М. И., Харламова Т. Г. Когнитивные и глазодвигательные техники конвенционализации непрямых номинативных комплексов // Вопросы когнитивной лингвистики. 2021. № 1. С. 5–16. doi: 10.20916/1812-3228-2021-1-5-16

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».