Формирование культуры устойчивого развития выпускника школы, вуза как ценности личности и социума

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье раскрыты особенности понятия «культура устойчивого развития личности выпускника школы и вуза». Выбор темы статьи обусловлен накопленным опытом, научными исследованиями в вопросах формирования культуры устойчивого развития. Цель – раскрыть теоретико-методологические основы формирования культуры устойчивого развития как особого качества личности и социокультурной ценности общества.Были использованы теоретические методы исследования: анализ педагогической, философской, социологической литературы, нормативно-правовых документов, дискурс-анализ; эмпирические: анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение, опросные методы (анкетирование, беседа), статистическая обработка результатов.Раскрыты сущностные основы понятия «культура устойчивого развития личности». Показаны особенности построения образовательного сообщества устойчивого развития с учетом компонентов (ценностно-мотивационный, креативно-деятельностный, когнитивно-системный, эмоционально-поведенческий), содержательных модулей, включенных в дисциплины гуманитарного и естественно-научного направления. Приведены примеры выполнения проектных задач с учетом возможной трансформации содержания, форм, методов, технологий образовательного сообщества в зависимости от целей устойчивого развития.Формирование культуры устойчивого развития выпускников школы и вуза строится с учетом модернизации содержательного и деятельностного компонентов образовательного сообщества, аспектов интеграции формального, неформального и информального образования.

Об авторах

Галина Ивановна Егорова

Сургутский государственный педагогический университет

Email: egorovagi@list.ru
доктор педагогических наук, профессор Сургут, Россия

Бибинур Мутовна Чабарова

Тюменский государственный университет

Email: bchabarova@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент Тюмень, Россия

Андрей Николаевич Егоров

Тюменский индустриальный университет

Email: egorovandre@mail.ru
кандидат технических наук, доцент Тюмень, Россия

Сергей Петрович Семухин

Тюменский индустриальный университет

Email: semuhin.sereja@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент Тюмень, Россия

Список литературы

  1. Наше общее будущее: доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). М., 1989. 242 с.
  2. Современные стратегии устойчивого развития государства и общества в контексте глобальных вызовов: сборник трудов Третьей Международной научно-практической конференции SOCIAL SCIENCE / под ред. Т. В. Игнатовой, Н. В. Брюхановой. Ростов н/Д: ЮРИУ РАНХиГС. 2021. С. 4.
  3. Цели образования в интересах устойчивого развития: задачи обучения. Paris: UNESCO Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, 2017. С. 3.
  4. Луков В. А. Молодежная политика: концепция И. М. Ильинского // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 2. С. 13–24.
  5. Урсул А. Д. Концепция устойчивого развития. Устойчивое развитие ноосферной ориентации // Психологическая наука и образование. 2003. № 1. С. 52–62.
  6. Мамедов Н. М. Концепция устойчивого развития: глобальное видение и российская действительность // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2021. T. 2, № 1. URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: 25.01.2023).
  7. Мамедов Н. М. Исторический процесс и концепция устойчивого развития // Век глобализации. 2010. № 2. С. 33–47.
  8. Дзятковская Е. Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Трансдисциплинарность. М.: Образование и экология, 2015. 328 с.
  9. Мазуров Ю. Л. Культура устойчивого развития: термин и контекст // Сб. статей международной научно-практической конференции «Образование-2030. Дорожная карта» 15 июня 2021 г. М.: Перо, 2021. С. 270.
  10. Мамедов Н. М. Культура устойчивого развития: от идеи к реальности / сост. и отв. ред. Н. М. Мамедов. Баку, 2013. С. 34.
  11. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции ООН в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993. 300 с.
  12. Социология образования: учебник и практикум для вузов / А. М. Осипов и др.; под ред. А. М. Осипова. М.: Юрайт, 2021. 365 с. URL: https://urait.ru/bcode/471692 (дата обращения: 22.01.2023).
  13. Игумнова Е. А. Метапредметный подход как условие профессионального роста магистрантов педагогического образования // Педагогическое образование: история, традиции и перспективы. Чита: ЗабГУ, 2019. С. 69–77.
  14. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Развитие теории содержания экологического образования в Российской академии образования // Образование и общество. 2018. № 3–4 (110–111). С. 36–41.
  15. Егорова Г. И. Ценностные приоритеты концепции устойчивого развития для образовательного сообщества. От теории к практике // Материалы международной научно-практической конференции. Сургут, 2022. С. 36–43.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».