Профессиональная идентичность личности в условиях индустриализации 2,0 в Российской Федерации: педагогические аспекты и инновационные методологические подходы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Переход к индустриализации 2,0 – современному технологическому укладу в условиях острого дефицита кадров, низкого уровня их квалификации, отрицательной конкуренции меняет парадигму занятости и актуализирует профессиональную идентичность личности с ориентацией на высокотехнологические сферы, прежде всего индустриального производства, поддерживаемого искусственным интеллектом, цифровизацией и автоматизацией. В этих условиях повышается запрос на новую номенклатуру и содержание компетенций, что представляет ориентиры методологической инновации и определяет исходные принципы такой работы – системность, индивидуальный подход, геймификация, проектирование образовательного и профессионального маршрута оптанта. На примере Сибирского государственного индустриального университета (СибГИУ) показаны возможности системы профессионального ориентирования. Анализ, синтез и обобщение теоретических исследований в области профессионального определения и ориентирования, Доктрины индустрии, Единой модели профессиональной ориентации населения, ведущие положения антропологического и конвергентного подходов позволили сформулировать противоречия между современным состоянием рынка труда и возможностями образования осуществлять воспроизводство кадров необходимой квалификации и номенклатуры. Выявлены институциональные возможности для преодоления аксиологической неоднородности представителей индивидуалистической и коллективистской России в управлении сотрудниками, сформированы принципы человеконцентрического социума, представляющего акмеологический и цивилизационный поворот в общественном сознании, который может быть реализован на основе ментальной концепции профессионального ориентирования на допрофессиональном, профессиональном и послепрофессиональном уровнях. Выявлен актуальный механизм профессионального определения, релевантный запросам рынка труда и представляющий договор между гражданами и государством как взаимные обязательства в отношении занятости и удовлетворения иерархии потребностей личности. Определено содержательное наполнение процессов профессиональной идентификации, имманентно представляющей количественную и качественную трансформацию личности как переход из социальности в профессиональность и в измененном виде вновь в социальность. Указаны целевые ориентиры на индивидуальном и общественном уровне, представляющие кластеры задач, имплементированные в стратегемы социально-экономического развития страны, сущностно являющиеся цивилизационным поворотом в ментальности. Определены исходные основания ментальной концептуализации.

Об авторах

Людмила Алексеевна Пьянкова

Сибирский государственный индустриальный университет

Email: duby.ludmila@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Новокузнецк, Россия

Список литературы

  1. Пьянкова Л.А. Занятость и формирование компетенций «работников будущего» // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2021. № 54. С. 136–157. doi: 10.17223/19988648/54/7
  2. Ковальчук Ю.А., Степнов И.М. Цифровая экономика: трансформация промышленных предприятий // Инновации в менеджменте. 2017. № 1 (11). С. 32–43.
  3. Домнышев А.В., Пьянкова Л.А., Затепякин О.А. Рационализация подготовки высококвалифицированных и мобильных кадров для решения задачи согласования рынка труда и рынка образовательных услуг в регионе // РЭиУ. 2024. № 1 (77). С. 1–21.
  4. Рынок труда в 2023: тенденции и прогнозы // Исследовательский центр портала Superjob.ru. URL: https://vc.ru/hr/942302rynok-truda-v-2023-godu-lyubopytnye-rezultaty-issledovaniya-superjob (дата обращения: 02.09.2024).
  5. Пьянкова Л.А., Затепякин О.А. Генезис и основы формирования профессионального определения личности. Новокузнецк: Издат. центр СибГИУ, 2023. 232 c.
  6. Пьянкова Л.А. Влияние индивидуально-типологических особенностей личности на ее профессиональное определение в современных условиях // Социально-философские аспекты науки и образования. 2023. № 1. С. 36–49.
  7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1960. 500 с.
  8. Пьянкова Л.А. Ментальная концепция профессиональной ориентации молодежи // Вестник Кемеровского государственного университета. Часть 1. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2024. Т. 9, № 2(32). С. 220-229. doi: 10.21603/2500-3372-2024-9-2-220-229
  9. Пьянкова Л.А. Ментальная концепция профессиональной ориентации молодежи // Вестник Кемеровского государственного университета. Часть 2. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2024. Т. 9, № 2 (32). С. 230-240. doi: 10.21603/2500-3372-2024-9-2-230-240
  10. Степанова Л.А. Развитие отечественного педагогического образования в контексте идеалов 1920-х годов // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 153–158.
  11. Жиронкина О.В. Отечественный и зарубежный опыт анализа феномена педагогической конвергенции // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2021. Т. 5, № 3. С. 201–211.
  12. Баксанский О.Е. Мировоззрение будущего: конвергенция как фундаментальный принцип // Педагогика и просвещение. 2014. № 3. С. 50–65.
  13. Блинова Т.Л. Конвергентный подход в обучении // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 42–48.
  14. Ковальчук М.В., Нарайкин О.С., Яшина Е.Б. Конвергенция наук и технологий – новый этап научно-технического развития // Вопросы философии. 2013. № 3. С. 3–11.
  15. Лэйард Р. Счастье: уроки новой науки / пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2012. 416 с.
  16. Эндрю Э. Кларк «Что составляет хорошую работу? Примеры из стран ОЭСР». Рабочие документы DELTA 2004-28, DELTA (Высшая нормальная школа), 2004. URL: https://ideas.repec.org/p/del/abcdef/2004-28.html (дата обращения: 21.06.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».