Tutor support of different groups of novice teachers in implementing the project “Professionalitet” to secondary vocational education institutions

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The importance of this study is determined by the need to understand the problem of filling the identified deficits of professional activity among novice teachers of secondary vocational education institutions (SVE) in the context of tutor support, ensuring compliance with the requirements of the federal project “Professionalitet”. The aim of the article is to consider the content of the components of the professional development of novice teachers of SVE and their formation in the context of the implementation of the new educational technology “Professionalitet” through the tutor support technology. The research methodology is based on the analysis of the concept of the new educational technology “Professionalitet”, which is based on an activity-based approach that ensures the formation of a highly qualified specialist who meets the requirements of the relevant industry. Research methods: analysis of the difficulties of the professional activity of novice teachers based on observation, the method of expert assessments, diagnostic interview, questionnaire. The author suggests the following components of the professional development of a novice teacher: motivation and value, reflexive and evaluative, methodological, and a component of the developing interaction between the teacher and students. The content of these components is based on the competencies necessary for the performance of professional pedagogical activity such as subject, communicative, methodological, psychological and pedagogical. Their content is connected with the fulfillment of the requirements of the federal state educational standards of vocational education and the new educational technology “Professionalitet”. The components of professional development are formed while tutoring different groups of novice teachers: specialists from various industries, young professionals with and without pedagogical education. The professional deficits of different groups of novice teachers and the forms of their tutoring are described in the article. The practical significance of this study is related to the possibility of filling the deficits of professional activity of heterogeneous groups of novice teachers of secondary vocational education institutions (SVE) through tutor support of their professional development. The results presented in this article reveal the possibilities of tutor support as a mechanism that ensures not only the transition of teachers to a qualitatively higher level of professional development, but also as a general technological toolkit of the new educational technology “Professionalitet”.

About the authors

Irina Anatolyevna Dmitriyeva

Kuzbass College of Architecture, Geodesy and Construction

Email: dia.zima@list.ru
Kemerovo, Russian Federation

Svetlana Vasilyevna Shalyapina

Tomsk State Pedagogical University

Email: ocz@tspu.ru
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Постановление Правительства РФ от 14 января 2022 г. № 4 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание государственной поддержки развития образовательно-производственных центров (кластеров) на основе интеграции образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики, а также образовательных кластеров среднего профессионального образования в рамках федерального проекта “Профессионалитет” государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” (с изменениями и дополнениями)» // ГАРАНТ. URL: https://base.garant.ru/403413347/#friends (дата обращения: 03.09.2024).
  2. Новая образовательная технология «Профессионалитет»: сб. метод. материалов. М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2023. 312 с.
  3. Дмитриева И.А. Оценка уровня профессионального развития начинающего педагога среднего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 4. С. 141–149.
  4. Дмитриева И.А. Условия индивидуализации сопровождения профессионального развития молодого и начинающего педагога СПО // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Семейные традиции: вызовы и перспективы: материалы XXII Междунар. науч.-практ. конф. (г. Кемерово, 24–25 апреля 2024 г.). Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2024. C. 412.
  5. Дмитриева И.А. Тьюторское сопровождение профессионального развития молодого педагога как современная технология наставничества: сб. материалов международного научно-образовательного форума «Современный учитель – взгляд в будущее». Ч. 3. Екатеринбург, 2022. С. 143–147.
  6. Прозументова Г.Н. Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 1. Феноменология образовательных инноваций. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. 484 с.
  7. Каитов А.П. Формирование позитивной профессиональной мотивации будущих педагогов в условиях индивидуализации профессиональной подготовки на уровне бакалавриата // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2024. Вып. 3 (55). С. 25–34.
  8. Профессиональное развитие // Большая психологическая энциклопедия. URL: https://clck.ru/3FLKuV (дата обращения: 03.09.2024).
  9. Распоряжение Минпросвещения России от 27.08.2021 № Р-201 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана» // СПС «КонсультантПлюс. URL: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-minprosveshcheniia-rossii-ot-27082021-n-r-201/ (дата обращения: 03.09.2024).
  10. Студянникова М.А. Профессиональное развитие педагога в образовательном пространстве университетского комплекса: автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2006. 22 с.
  11. Полякова В.А. Формирование готовности педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых профессиональных сообществах // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 6. С. 28–35.
  12. Поздеева С.И. Совместная деятельность и открытая профессионализация педагога как концептуальные основы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2019. № 6 (28). С. 91–96.
  13. Щедровицкий Г.П. Рефлексия: избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. С. 485–495.
  14. Дмитриева И.А. Становление субъектной позиции молодого и начинающего педагога учреждения среднего профессионального образования в процессе тьюторского сопровождения // Субъектность в образовании, профессиональной деятельности и научном исследовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Томск, 25–27 апреля 2024 г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 2024. С. 44–49.
  15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://clck.ru/3FLL5h (дата обращения: 03.09.2024).
  16. Прозументова Г.Н. Школа совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания и исследовательской деятельности педагогов школы. Томск, 1994. 41 с.
  17. Прозументова Г.Н. Образовательные инновации: феномен «личного присутствия» и потенциал управления (опыт гуманитарного исследования). 2-е изд. Томск: ТГУ, 2016. 412 с.
  18. Щенников С.А., Теслинов А.Г., Чернявская А.Г. и др. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. М.: Дрофа, 2006. 591 с.
  19. Поздеева С.И., Дмитриева И.А. Подготовка педагога среднего профессионального образования к осуществлению тьюторской деятельности // Казанский педагогический журнал. 2023. Т. 29, № 4. С. 47–64.
  20. Никитина Л.А., Лебедева К.С., Рыбина О.Е. Деятельностные игры в профессиональной подготовке – ресурс формирования образовательной самостоятельности будущих педагогов // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2023. Вып. 2 (226). С. 86–94.
  21. Ливенцова Е.Ю., Румянцева Т.Б. Метод решения ситуационных задач в практике формирования универсальных компетенций студентов технического профиля // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2024. Вып. 5 (235). С. 58–66.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».