Pedagogical system of adaptive physical culture in the professional activities of military personnel with disabilities

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article thoroughly examines the development and scientific substantiation of a military-pedagogical system of adaptive physical culture (APC) aimed at the rehabilitation, professional training, and effective integration of military personnel with disabilities (hereinafter referred to as MPwD) into professional activities within the Armed Forces of the Russian Federation. In the context of contemporary challenges and demands placed on the defense and security system, emphasis is placed on the necessity of modernizing professional education, improving the qualifications of personnel, and enhancing the preparation of specialists working with MPwD. The study includes a comprehensive analysis of scientific-theoretical foundations and practical approaches to building pedagogical systems, enabling consideration of the specificities of military service and the unique needs of MPwD. Special attention is given to the integration of innovative technologies such as functional state monitoring systems, virtual simulators, digital platforms, and software that facilitate the adaptation and development of military personnel with disabilities. An essential element of the development is the consideration of regulatory requirements and the implementation of individualized training methods that align with modern educational standards and international recommendations. The primary goal of the research is to form a comprehensive pedagogical system aimed at enhancing the physical, psychological, and professional readiness of MPwD to fulfill assigned service tasks, including their successful integration into military unit teams. The analysis of identified contradictions in theory and practice allowed the determination of key issues related to the integration of rehabilitative and educational components, as well as the development of personalized professional growth trajectories. The proposed methodological approaches are based on the principles of systemic, person-centered, innovative development, and axiological justification. The application of these principles facilitates the creation of a multifunctional pedagogical system that harmoniously combines the objectives of combat training and rehabilitation, adapting MPwD to fulfill their service duties, which in turn ensures the enhancement of the combat readiness of the Armed Forces of the Russian Federation.

About the authors

Mikhail Sergeyevich Obraztsov

S.M. Kirov Military Medical Academy

Email: mikhailvifk@mail.ru
194044, St. Petersburg, Akademika Lebedeva Street, 6, lit. Zh

References

  1. Веденская Т.Е. Понятие «система» и системный подход в педагогике // Теория и практика общественного развития. 2015. № 7. С. 197–199.
  2. Карпов В.Б., Иващенко А.С. Совершенствование подготовки военнослужащих с учетом опыта боевых действий в военных конфликтах низкой интенсивности // Развитие военной педагогики в ХХI веке: VII Межвузовская научно-практическая конференция 75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается, Санкт-Петербург, 23 апреля 2020 года. СПб.: Издательство ВВМ, 2020. С. 153–156.
  3. Зыков А.В., Смирнов А.Г., Щуров А.Г., Черный В.С. Развитие адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2024. № 4. С. 19–24.
  4. Щуров А.Г., Бурьян В.В., Дмитриев Г.Г., Муника А.А. О необходимости повышения квалификации военных специалистов физической подготовки по оздоровительной физической культуре // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2023. № 2. С. 217–220.
  5. Евсеев С.П., Грачиков О.А. О разработке адаптированных образовательных программ по адаптивной физической культуре для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уровне среднего профессионального образования // Итоговая научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2021 г., посвященная Дню российской науки, Санкт-Петербург, 18–29 апреля 2022 года. Ч. 2. СПб.: Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 2022. С. 96–99.
  6. Карасаева Л.А., Курдыбайло С.Ф., Владимирова О.Н. Возможности профессиональной деятельности инвалидов с дефектами верхних конечностей // Здравоохранение Российской Федерации. 2007. № 2. С. 28–30.
  7. Исламов В.А., Образцов М.С., Савченко О.А., Макаров А.Н. Обзор международных программ реабилитации ветеранов боевых действий средствами и методами физической культуры и спорта // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2024. № 2. С. 230–235.
  8. Маркова С.М. Проектирование педагогических систем и их реализация в условиях региональной системы профессионального образования (на примере Мининского университета). М.: ФЛИНТА, 2017. 168 с.
  9. Краснова О.В., Яремко Н.Н. Теория функционирования и развития систем педагогических взаимодействий как основа проектирования в образовании // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 12-2. С. 442–449.
  10. Летуновская С.С. Оценка использования инструментов государственной политики в области комплексной реабилитации инвалидов как основа построения системы комплексной реабилитации // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2022. № 5. С. 125–127.
  11. Образцов М.С., Миколенко В.В. О содержании программы повышения квалификации военнослужащих медицинской службы в вопросах реабилитации и абилитации средствами и методами адаптивной физической культуры и спорта // Педагогическое образование. 2024. Т. 5, № 6. С. 143–147.
  12. Исламов В.А., Трубица С.А., Савченко О.А. и др. Физическая подготовка в военно-медицинских учебных заведениях: учебник / под общ. ред. В.А. Исламова. СПб. : Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова, 2023. 273 с.
  13. Образцов М.С. Адаптивная физическая культура и спорт в непрерывном профессиональном образовании военнослужащих медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2024. № 12 (238). С. 292–298.
  14. Образцов М.С., Исламов В.В., Савченко О.А. Педагогическая модель повышения квалификации специалистов служебно-прикладной физической подготовки к деятельности в сфере адаптивной физической культуры // Вестник педагогических наук. 2024. № 3. С. 117–123. doi: 10.62257/2687-1661-2024-3-117-123
  15. Исламов В.А., Крюков Е.В., Образцов М.С., Ковлен Д.В. Концепция адаптивной физической культуры и спорта военнослужащих в системе профессионального образования и боевой подготовки войск // Вестник педагогических наук. 2024. № 7. С. 238–244. doi: 10.62257/2687-1661-2024-7-238-244
  16. Цыплакова С.А. Системный подход к проектированию педагогического процесса как социальной системы // В мире научных открытий. 2013. № 3-1(39). С. 154–164.
  17. Ижденева И.В. Личностно ориентированный подход в современном образовательном пространстве // Интерактивная наука. 2021. № 8(63). С. 21–22. doi: 10.21661/r-554781
  18. Земцова В.И. Управление учебно-профессиональной деятельностью студентов на основе функционально-деятельностного подхода. М.: Компания «Спутник», 2008. 207 с.
  19. Панасина С.Ю. Нормативно-правовое обеспечение процесса социализации обучающихся в системе образования // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 3. С. 73–79. doi: 10.37882/2223-2982.2022.03.22
  20. Образцов М.С., Исламов В.А., Савченко О.А., Елизаров Д.В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика физической культуры. 2023. № 10. С. 79–81.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».