Training project and training research: typical errors and their analysis

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to one of the key areas of modern education – project and research activities of schoolchildren. The authors note that in modern pedagogy, research work is defined both as a method of cognition and as the level of mastery of educational material by students. As a consequence, there is a change in the place and role of design and research activities in the Russian education system from an element of extracurricular activities to an integral component of the educational process. In this regard, the authors of the article drew attention to the considerable experience accumulated by schools and various types of educational organizations in the development and implementation of project and research activities. It requires reflection and evaluation. In the article, the authors attempted to give a balanced assessment of the existing experience in research and project activities. First of all, attention is drawn to the reasons for the actualization of design and research activities in Russian education and to the abundance of works devoted to various aspects of the design and research activities of schoolchildren at different stages of education (from the initial stage of school education to high school). At the same time, the authors of the article identified a number of important works that had the greatest impact on solving the problems of organizing students’ design and research activities. The authors of the article focused on typical mistakes that students make when performing research and design work. Based on an analysis of 437 works of students from different regions of Russia, the article presents an analysis of typical errors, a classification of errors is given, and their causes are identified. In the process of analysis, the authors relied on the criteria they developed for evaluating research and design work. The authors of the article do not claim to have a holistic picture, but the classification of errors they propose reflects key deficiencies in the formulation and implementation of design and research activities. The identified typical mistakes that are made by students, and therefore by teachers as work managers, are an opportunity to identify deficiencies in the education system itself. The presented classification of errors can help build a system of work with both students and teachers to eliminate the most common errors.

About the authors

Elena Robertovna Iadrovskaya

The Herzen State Pedagogical University of Russia

Email: beisher@mail.ru
Saint Petersburg, Russian Federation

Elena Kochetova Kochetova

State Budgetary Educational Institution of Additional Professional Education SPb APPO named after K.D. Ushinsky; State Budgetary Educational Institution Gymnasium No. 433

Email: co4etova.e@yandex.ru
Saint Petersburg, Russian Federation

References

  1. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 175 с.
  2. Ерохина Е.Л. Текст исследовательской работы учащегося: к проблеме жанра // Проблемы современного образования. 2013. № 1. С. 132–139.
  3. Савенков А.И., Афанасьева Ж.В., Богданова А.В. и др. Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности младших школьников в условиях рефлексивно-деятельностного подхода к образованию с использованием ресурсов организации занятий со студентами. М.: Известия ИППО, 2020. 180 с.
  4. Леонтович А.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сетевой подход // Народное образование. 2018. № 6–7. С. 116–121.
  5. Обухов А.С. Исследовательская позиция по отношению к миру, другим, себе // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: cб. ст. / под ред. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. C. 67–77.
  6. Аввакумова И.А., Дударева Н.В. Формирование профессиональной готовности будущего учителя математики к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 113–119. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26638530 (дата обращения: 21.07.2024).
  7. Подругина И.А., Левушкина О.Н., Ильичева И.В. и др. Пути совершенствования профессиональных компетенций педагогов в области обучения школьников проектно-исследовательской деятельности // Наука и школа. 2019. № 6. С. 88-94. doi: 10.31862/1819-463X-2019-6-88-95
  8. Андреева Н.Д., Малиновская Н.В. Анализ результатов изучения востребованности научно-методической поддержки организации проектной и исследовательской деятельности школьников // СНВ. 2022. № 3. С. 229–234.
  9. Святохо Е.А. Факторы мотивации педагогов к организации исследовательской деятельности учащихся по основам безопасности жизнедеятельности // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. №1. С. 37–52. doi: 10.18413/2313-8971-2021-7-1-0-4
  10. Гордиенко Т.П., Святохо Е.А. Исследовательская деятельность учащихся как объект педагогического проектирования: учебно-метод. пособие. Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2022. 124 с.
  11. Проектные практики школы XXI века: материалы III Научно-педагогического форума, Москва, 23–24 марта 2023 г. / отв. ред. И.А. Подругина. М.: МПГУ, 2023. 132 с.
  12. Лучшие педагогические практики по организации проектной и исследовательской деятельности школьников: материалы межрегионального конкурса. Липецк, 19.09.2023 – 07.11.2023 г.: сб. науч. тр. / отв. ред. Л.Ю. Негробова. Липецк: Липецкий ГПУ, 2023. 95 с.
  13. Савенков А.И. Материалы курса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5–8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. 92 c.
  14. Савенков А.И. Мониторинг исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследователь/Researcher. 2013. № 3–4. С. 86–95.
  15. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие. М.: Ось-89, 2013. 480 с.
  16. Леонтович А.В., Савичев A.C. Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы / под ред. А.В. Леонтовича. 4-е изд. М.: ВАКО, 2020. 161 с. (Современная школа: управление и воспитание).
  17. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Прометей, МГПУ, 2006. 224 с.
  18. Обухов А.С. Исследовательская деятельность учащихся // Научно-метод. сб. в двух томах / под общ. ред. А.С. Обухова. М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. Т. 2. 495 с.
  19. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. М.: Издат. центр «Академия», 2001. 272 с.
  20. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: учеб. пособие для учащихся 7–11 классов. Сургут: РИО СуРГПУ, 2014. 135 с.
  21. Лазарев В.С. Рекомендации для учителей по формированию практических и познавательных умений учащихся в проектной деятельности. Сургут: РИО СуРГПУ, 2014. 40 с.
  22. Карпов А.О. Общество знаний. Генезис, исследовательское образование, университет 3.0 / вступ. ст. Н.Г. Багдасарьян. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023. 584 с.
  23. Семенова Н.А. Анализ проблем организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях Томска и региона // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2021. Вып. 2 (214). С. 94–100. doi: 10.23951/1609-624X-2021-2-94-100.
  24. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 292-306. doi: 10.17323/1814-9545-2015-3-292-307

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».